Напоминание

Дидактические игры по экологическому воситанию


Автор: Архипкина Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 4 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Картотека дидактических игр по экологии во 2 младшей группе
Тема: Дидактические игры по экологическому воситанию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека

дидактических

игр

по

экологическому

воспитанию

2

КАРТОЧКА

1

«

Где

спрятался

зайчик

Цель

:

о п и с а т ь

,

н а з в а т ь

,

р а с т е н и я

п о

х а р а к т е р н ы м

п р и з н а к а м

и

и з

с в я з и

с

о к р у ж а ю щ е й

с р е д о й

.

С о с т а в л я т ь

описательные

загадки

и

отгадывать

загадки

о

растениях

.

Правила

игры

:

назвать

растение

можно

т о л ь к о

п о с л е

о п и с а н и я

к а к о г о

-

л и б о

признака

поочередно

.

Ход

игры

:

Игру

проводят

в

парке

,

в

лесу

,

в

сквере

.

Из

г р у п п ы

д е т е й

выбирают

вод ящ его

,

о стал ьн ые

д е л ят с я

н а

дв е

подг руппы

.

Водящий

прячет

зайчика

под

какое

-

либо

растение

(

Дерево

,

кустарник

)

так

,

чтобы

остальные

дети

не

видели

,

куда

спрятана

и г р у ш к а

.

З а т е м

в о д я щ и й

о п и с ы в а е т

р а с т е н и е

(

е с л и

з а т р у д н я е т с я

,

т о

в о с п и т а т е л ь

п о м о г а е т

).

К а к а я

г р у п п а

КАРТОЧКА

2

«

Где

растет

Цель

:

учить

детей

группировать

овощи

и

фрукты

,

воспитывать

быстроту

реакции

н а

с л о в о

в о с п и т а т е л я

,

в ы д е р ж к у

,

дисциплинированность

.

П р а в и л а

и г р ы

:

разобрать

о в о щ и

и

ф ру кты

,

и

р а з лож и т ь

од ни

в

о г о р о д

другие

в

сад

(

имитация

картинки

сада

и

огорода

).

Выигрывает

та

команда

,

которая

быстро

разберет

в с е

п р е д м е т ы

п о

местам

.

Ход

игры

:

Среди

детей

делятся

на

две

команды

-

бригады

:

овощеводы

и

садоводы

.

Овощи

и

фрукты

(

можно

муляжи

)

раскладываются

КАРТОЧКА

3

«

Наши

друзья

»

Цель

:

Расширять

представления

детей

об

образе

жизни

животных

,

которые

живут

в

доме

(

рыбы

,

птицы

,

животные

),

об

у х о д е

з а

н и м и

,

о б

и х

ж и л и щ а х

,

воспитывать

заботливое

отношение

,

интерес

и

любовь

к

ним

.

Материал

:

к а р т о ч к и

-

л о т о

с

изображением

животных

:

попугай

,

рыбки

аквариумной

,

попугайчиков

,

хомячка

,

черепахи

и

т

.

д

.

Маленькие

карточки

с

и з о б р а ж е н и е м

и х

ж и л и щ

(

к л е т к а

,

террариум

,

аквариум

,

ящичек

и

т

.

д

.),

корма

.

Ход

игры

:

Карточки

-

лото

раздаются

участникам

КАРТОЧКА

5

«

Почтальон

принес

посылку

»

Цель

:

Ф о р м и р о в а т ь

и

р а с ш и р я т ь

п р е д с т а в л е н и я

д е т е й

о б

о в о щ а х

,

фруктах

,

грибах

и

т

.

д

.,

учить

описывать

и

узнавать

предметы

по

описанию

.

Материал

:

предметы

(

муляжи

).

Каждый

отдельно

упакован

в

бумажный

пакетик

.

Можно

использовать

загадки

.

Ход

игры

:

Посылку

приносят

в

группу

.

Ведущий

(

воспитатель

)

раздает

посылки

каждому

ребенку

.

Дети

заглядывают

в

них

и

по

о ч е р е д и

р а с с к а з ы в а ю т

,

ч т о

о н и

получили

по

почте

.

Детям

предлагается

КАРТОЧКА

4

«

Цветочный

магазин

»

Цель

:

з а к р е п л я т ь

з н а н и я

д е т е й

о

растениях

(

луга

,

комнатных

,

садовых

),

закреплять

умение

находить

нужный

ц в е т о к

п о

о п и с а н и ю

.

Н а у ч и т ь

группировать

растения

по

виду

.

Материал

:

м о ж н о

и с п о л ь з о в а т ь

к а р т о ч к и

о т

б о т а н и ч е с к о г о

л о т о

,

к о м н а т н ы е

р а с т е н и я

м о ж н о

б р а т ь

настоящие

,

но

не

очень

крупные

.

Ход

игры

:

Выбирается

ведущий

,

он

продавец

(

вначале

ведущий

взрослый

.

А

за

тем

можно

по

считалке

),

остальные

дети

КАРТОЧКА

7

«

Чудесный

мешочек

»

Цель

:

Ф о р м и р о в а т ь

,

з а к р е п л я т ь

знани я

д ет ей

о

разных

природных

объектах

(

животные

,

овощи

,

фрукты

и

т

.

д

.).

Р а з в и в а т ь

м е л к у ю

м о т о р и к у

пальцев

,

тактильные

ощущения

,

речь

детей

.

Материал

:

К р а с и в о

о ф о р м л е н н ы й

м е ш о ч е к

,

р а з н ы е

и г р у ш к и

,

имитирующие

животных

,

настоящие

или

муляжи

овощей

и

фруктов

.

Ход

игры

:

В е д у щ и й

д е р ж и т

м е ш о ч е к

с

п р е д м е т а м и

,

п р е д л а г а е т

д е т я м

п о

одному

подойти

и

определить

на

ощупь

КАРТОЧКА

6

«

Съедобное

не

съедобное

»

Цель

:

формировать

и

за к р е пля т ь

знания

детей

об

овощах

и

фруктах

и

я г о д а х

.

Р а з в и в а т ь

п а м я т ь

,

координацию

.

Материал

:

Мяч

.

Ход

игры

:

Ведущий

называет

овощ

,

фрукт

,

ягоду

или

любой

предмет

,

бросает

м я ч

о д н о м у

и з

у ч а с т н и к о в

,

е с л и

предмет

относится

к

заданным

,

то

он

ловит

.

Можно

играть

со

всей

группой

сразу

с

помощью

хлопков

(

хлопать

,

в

случае

е с л и

п р е д м е т

н е

о т н о с и т с я

к

КАРТОЧКА

8

«

Что

сначала

,

что

потом

Цель

:

Ф о р м и р о в а т ь

и

з а к р е п л я т ь

з н а н и я

д е т е й

о

с т е п е н и

з р е л о с т и

овощей

,

фруктов

,

о

порядке

р ост а

разных

растений

,

живых

существ

(

рыб

,

птиц

,

земноводных

).

Материал

:

К а р т о ч к и

с

р а з н ы м

порядком

степени

зрелости

3 – 4 – 5

карточек

на

каждый

предмет

(

например

:

зеленый

,

маленький

помидор

,

бурый

и

красный

),

порядком

роста

(

семечко

,

росток

,

росток

более

высокий

,

взрослое

растение

).

Ход

игры

:

КАРТОЧКА

9

Магазин

«

Семена

»

Цель

:

Развивать

и

закреплять

знания

детей

о

семенах

разных

растений

.

Учить

группировать

растения

по

виду

,

по

месту

произрастания

.

Материал

:

В ы в е с к а

«

С е м е н а

».

Н а

п р и л а в к е

,

в

р а з н ы х

к о р о б к а х

с

моделями

:

дерево

,

цветок

,

овощ

,

фрукт

,

в

прозрачных

мешочках

,

находятся

р а з н ы е

с е м е н а

с

к а р т и н к о й

э т о г о

растения

.

Ход

игры

:

Воспитатель

предлагает

открыть

магазин

по

продаже

семян

.

В

магазине

КАРТОЧКА

10

«

Все

по

домам

Цель

:

Ф о р м и р о в а т ь

и

з а к р е п л я т ь

з н а н и я

д е т е й

р а з н ы х

р а с т е н и й

(

деревьев

,

кустов

),

по

форме

их

листьев

(

п о

п л о д а м

,

с е м е н а м

).

З а к р е п л я т ь

правила

поведения

в

лесу

,

в

парке

.

Материал

:

Засушенные

листья

разных

деревьев

(

семена

,

плоды

).

Ход

игры

:

Перед

прогулкой

с

детьми

закрепляют

правила

поведения

в

лесу

(

парке

).

Игра

проводиться

желательно

осенью

(

когда

уже

есть

семена

и

плоды

),

можно

летом

(

только

по

форме

листьев

).

Воспитатель

предлагает

отправиться

в

поход

.

Детям

раздаются

ли с т ь я

(

плоды

,

сем ена

)

КАРТОЧКА

11

«

Собери

грибы

в

лукошко

»

Цель

:

Развивать

и

закреплять

знания

детей

о

съедобных

и

несъедобных

грибах

,

о

месте

их

произрастания

;

о

правилах

сбора

в

лесу

.

Материал

:

П л о с к о с т н ы е

л у к о ш к и

,

м о д е л ь

,

о б о з н а ч а ю щ а я

л е с

,

ф л а н е л е г р а ф

,

к а р т о ч к и

с

грибами

(

с ъ е д о б н ы м и

,

н е

съедобными

).

Ход

игры

:

Детям

раздаются

карточки

с

грибами

.

З а д а ч а

д е т е й

н а з в а т ь

с в о й

г р и б

,

описать

его

,

где

его

можно

найти

(

под

КАРТОЧКА

12

«

С

какой

ветки

детки

»

Цель

:

Развивать

и

закреплять

знания

детей

о

деревьях

,

их

семенах

и

листьях

.

Закреплять

правила

поведения

в

лесу

,

в

парке

.

Материал

:

Засушенные

листья

разных

деревьев

(

семена

,

плоды

).

Ход

игры

:

Перед

прогулкой

с

детьми

закрепляют

правила

поведения

в

лесу

(

парке

).

Игра

проводиться

желательно

осенью

(

когда

уже

есть

семена

и

плоды

),

можно

летом

(

только

по

форме

листьев

).

Дети

гуляют

по

лесу

(

парку

),

по

сигналу

воспитателя

КАРТОЧКА

13

«

Когда

это

бывает

Цель

:

Уточнять

и

закреплять

знания

детей

о

сезонных

изменениях

в

природе

и

жизни

животных

в

разные

сезоны

года

.

Материал

:

Б о л ь ш и е

к а р т ы

-

л о т о

с

картинкой

какого

-

либо

времени

года

.

М а л е н ь к и е

к а р т о ч к и

с

м о д е л я м и

признаков

разных

сезонов

.

Ход

игры

:

И г р а

п р о в о дитс я

по

т и п у

л о то

.

У

в е д у щ е г о

м а л е н ь к и е

к а р т о ч к и

,

перевернутые

вниз

изображением

.

В е д у щ и й

п о к а з ы в а е т

к а р т о ч к у

с

КАРТОЧКА

14

«

Угадай

по

описанию

»

Цель

:

Развивать

и

закреплять

знания

о

внешнем

виде

природных

объектов

(

животных

,

растений

,

рыб

,

насекомых

и

пр

.).

Развивать

память

,

речь

.

Материал

:

К а р т о ч к и

с

разнообразными

видами

животных

,

рыб

,

птиц

,

насекомых

,

по

числу

участников

или

больше

.

Ход

игры

:

Карточки

раздаются

детям

.

Их

задача

не

показывая

,

описать

объект

т ак

,

ч т о б ы

д р у г и е

с м о г л и

у г а д а т ь

,

к т о

изображен

у

них

на

карточке

.

Можно

КАРТОЧКА

15

«

Рассели

животных

по

домам

»

Цель

:

Развивать

и

закреплять

знания

детей

о

местах

проживания

животных

,

названиях

их

жилищ

.

Развивать

речь

.

Материал

:

Ф л а н е л е г р а ф

,

р а з н ы е

природные

зоны

земли

(

иллюстрации

).

Маленькие

карточки

с

разнообразными

животными

,

птицами

,

и

т

.

д

.

Ход

игры

:

Н а

ф л а н е л е г р а ф е

р а с п о л о ж е н ы

разные

природные

зоны

земли

.

У

детей

маленькие

карточки

с

разнообразными

животными

,

птицами

,

и

т

.

д

.

Задача

детей

назвать

свое

животное

,

где

оно

живет

,

и

КАРТОЧКА

16

«

Путешествие

под

водой

»

Цель

:

Развивать

и

закреплять

знания

о

рыбах

:

морских

,

озерных

,

речных

;

о

морских

обитателях

,

растениях

,

и

их

месте

обитания

.

Материал

:

Б о л ь ш и е

к а р т ы

-

л о т о

с

к а р т и н к о й

к а к о г о

-

л и б о

в о д о е м а

.

Маленькие

карточки

с

рыбами

,

водными

животными

,

растениями

и

т

.

д

.

Ход

игры

:

Воспитатель

предлагает

отправиться

в

в о д н о е

п у т е ш е с т в и е

п о

р а з н ы м

водоемам

.

Можно

разделить

детей

на

команды

.

Каждая

команда

отправляется

КАРТОЧКА

17

«

Соберем

урожай

»

Цель

:

Развивать

и

закреплять

знания

детей

об

овощах

,

фруктах

и

ягодах

.

Их

месте

произрастания

(

сад

,

огород

,

грядка

,

дерево

,

куст

,

в

земле

,

на

земле

).

Материал

:

К о р з и н к и

с

м о д е л я м и

:

овощи

,

фрукты

и

ягоды

(

одна

корзинка

).

Муляжи

овощей

,

фруктов

и

ягод

,

или

карточки

от

лото

с

овощами

и

фруктами

.

Ход

игры

:

В

определенных

местах

группы

ставятся

к а р т и н к и

с

о г о р о д о м

и

с а д о м

,

г д е

расположены

муляжи

или

карточки

.

Детей

можно

разделить

на

две

команды

КАРТОЧКА

18

«

Овощехранилище

»

Цель

:

Развивать

и

закреплять

знания

д е т е й

о

в н е ш н и х

п р и з н а к а х

и

особенностях

овощей

и

фруктов

,

их

внешних

п р и з н а к а

дл я

х р а н е н ия

и

заготовок

,

способах

их

заготовления

.

Материал

:

Плоскостное

изображение

банки

для

засолки

и

компотов

,

бочки

для

закваски

,

ящики

для

хранения

,

морозильная

камера

.

Наборы

маленьких

к а р т о ч е к

с

о в о щ а м и

,

ф р у к т а м и

и

ягодами

.

Ход

игры

:

У

каждого

ребенка

набор

маленьких

КАРТОЧКА

19

«

Зоопарк

»

Цель

:

Ф о р м и р о в а т ь

и

р а с ш и р я т ь

п р е д с т а в л е н и я

д е т е й

о

п и т а н и и

домашних

и

диких

животных

(

птицы

,

животные

),

воспитывать

заботливое

отношение

,

интерес

и

любовь

к

ним

.

Материал

:

карточки

разных

животных

,

птиц

,

насекомых

,

продукты

питания

,

овощи

и

фрукты

.

Ход

игры

:

Д е т я м

п р е д л а г а е т с я

п о к о р м и т ь

животных

в

зоопарке

.

Игра

проходит

по

т и п у

л о т о

.

В е д у щ и й

п о к а з ы в а е т

к а р т о ч к и

с

п р о д у к т а м и

п и т а н и я

,



В раздел образования