Автор: Архипкина Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 4 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Картотека дидактических игр по экологии во 2 младшей группе
Тема: Дидактические игры по экологическому воситанию
Раздел: дошкольное образование
Картотека
дидактических
игр
по
экологическому
воспитанию
2
КАРТОЧКА
№
1
«
Где
спрятался
зайчик
!»
Цель
:
о п и с а т ь
,
н а з в а т ь
,
р а с т е н и я
п о
х а р а к т е р н ы м
п р и з н а к а м
и
и з
с в я з и
с
о к р у ж а ю щ е й
с р е д о й
.
С о с т а в л я т ь
описательные
загадки
и
отгадывать
загадки
о
растениях
.
Правила
игры
:
назвать
растение
можно
т о л ь к о
п о с л е
о п и с а н и я
к а к о г о
-
л и б о
признака
поочередно
.
Ход
игры
:
Игру
проводят
в
парке
,
в
лесу
,
в
сквере
.
Из
г р у п п ы
д е т е й
выбирают
вод ящ его
,
о стал ьн ые
д е л ят с я
н а
дв е
подг руппы
.
Водящий
прячет
зайчика
под
какое
-
либо
растение
(
Дерево
,
кустарник
)
так
,
чтобы
остальные
дети
не
видели
,
куда
спрятана
и г р у ш к а
.
З а т е м
в о д я щ и й
о п и с ы в а е т
р а с т е н и е
(
е с л и
з а т р у д н я е т с я
,
т о
в о с п и т а т е л ь
п о м о г а е т
).
К а к а я
г р у п п а
КАРТОЧКА
№
2
«
Где
растет
?»
Цель
:
учить
детей
группировать
овощи
и
фрукты
,
воспитывать
быстроту
реакции
н а
с л о в о
в о с п и т а т е л я
,
в ы д е р ж к у
,
дисциплинированность
.
П р а в и л а
и г р ы
:
разобрать
о в о щ и
и
ф ру кты
,
и
р а з лож и т ь
од ни
в
о г о р о д
другие
в
сад
(
имитация
–
картинки
сада
и
огорода
).
Выигрывает
та
команда
,
которая
быстро
разберет
в с е
п р е д м е т ы
п о
местам
.
Ход
игры
:
Среди
детей
делятся
на
две
команды
-
бригады
:
овощеводы
и
садоводы
.
Овощи
и
фрукты
(
можно
муляжи
)
раскладываются
КАРТОЧКА
№
3
«
Наши
друзья
»
Цель
:
Расширять
представления
детей
об
образе
жизни
животных
,
которые
живут
в
доме
(
рыбы
,
птицы
,
животные
),
об
у х о д е
з а
н и м и
,
о б
и х
ж и л и щ а х
,
воспитывать
заботливое
отношение
,
интерес
и
любовь
к
ним
.
Материал
:
к а р т о ч к и
-
л о т о
с
изображением
животных
:
попугай
,
рыбки
аквариумной
,
попугайчиков
,
хомячка
,
черепахи
и
т
.
д
.
Маленькие
карточки
с
и з о б р а ж е н и е м
и х
ж и л и щ
(
к л е т к а
,
террариум
,
аквариум
,
ящичек
и
т
.
д
.),
корма
.
Ход
игры
:
Карточки
-
лото
раздаются
участникам
КАРТОЧКА
№
5
«
Почтальон
принес
посылку
»
Цель
:
Ф о р м и р о в а т ь
и
р а с ш и р я т ь
п р е д с т а в л е н и я
д е т е й
о б
о в о щ а х
,
фруктах
,
грибах
и
т
.
д
.,
учить
описывать
и
узнавать
предметы
по
описанию
.
Материал
:
предметы
(
муляжи
).
Каждый
отдельно
упакован
в
бумажный
пакетик
.
Можно
использовать
загадки
.
Ход
игры
:
Посылку
приносят
в
группу
.
Ведущий
(
воспитатель
)
раздает
посылки
каждому
ребенку
.
Дети
заглядывают
в
них
и
по
о ч е р е д и
р а с с к а з ы в а ю т
,
ч т о
о н и
получили
по
почте
.
Детям
предлагается
КАРТОЧКА
№
4
«
Цветочный
магазин
»
Цель
:
з а к р е п л я т ь
з н а н и я
д е т е й
о
растениях
(
луга
,
комнатных
,
садовых
),
закреплять
умение
находить
нужный
ц в е т о к
п о
о п и с а н и ю
.
Н а у ч и т ь
группировать
растения
по
виду
.
Материал
:
м о ж н о
и с п о л ь з о в а т ь
к а р т о ч к и
о т
б о т а н и ч е с к о г о
л о т о
,
к о м н а т н ы е
р а с т е н и я
м о ж н о
б р а т ь
настоящие
,
но
не
очень
крупные
.
Ход
игры
:
Выбирается
ведущий
,
он
продавец
(
вначале
ведущий
–
взрослый
.
А
за
тем
можно
по
считалке
),
остальные
дети
КАРТОЧКА
№
7
«
Чудесный
мешочек
»
Цель
:
Ф о р м и р о в а т ь
,
з а к р е п л я т ь
знани я
д ет ей
о
разных
природных
объектах
(
животные
,
овощи
,
фрукты
и
т
.
д
.).
Р а з в и в а т ь
м е л к у ю
м о т о р и к у
пальцев
,
тактильные
ощущения
,
речь
детей
.
Материал
:
К р а с и в о
о ф о р м л е н н ы й
м е ш о ч е к
,
р а з н ы е
и г р у ш к и
,
имитирующие
животных
,
настоящие
или
муляжи
овощей
и
фруктов
.
Ход
игры
:
В е д у щ и й
д е р ж и т
м е ш о ч е к
с
п р е д м е т а м и
,
п р е д л а г а е т
д е т я м
п о
одному
подойти
и
определить
на
ощупь
КАРТОЧКА
№
6
«
Съедобное
–
не
съедобное
»
Цель
:
формировать
и
за к р е пля т ь
знания
детей
об
овощах
и
фруктах
и
я г о д а х
.
Р а з в и в а т ь
п а м я т ь
,
координацию
.
Материал
:
Мяч
.
Ход
игры
:
Ведущий
называет
овощ
,
фрукт
,
ягоду
или
любой
предмет
,
бросает
м я ч
о д н о м у
и з
у ч а с т н и к о в
,
е с л и
предмет
относится
к
заданным
,
то
он
ловит
.
Можно
играть
со
всей
группой
сразу
с
помощью
хлопков
(
хлопать
,
в
случае
е с л и
п р е д м е т
н е
о т н о с и т с я
к
КАРТОЧКА
№
8
«
Что
сначала
,
что
потом
?»
Цель
:
Ф о р м и р о в а т ь
и
з а к р е п л я т ь
з н а н и я
д е т е й
о
с т е п е н и
з р е л о с т и
овощей
,
фруктов
,
о
порядке
р ост а
разных
растений
,
живых
существ
(
рыб
,
птиц
,
земноводных
).
Материал
:
К а р т о ч к и
с
р а з н ы м
порядком
степени
зрелости
3 – 4 – 5
карточек
на
каждый
предмет
(
например
:
зеленый
,
маленький
помидор
,
бурый
и
красный
),
порядком
роста
(
семечко
,
росток
,
росток
более
высокий
,
взрослое
растение
).
Ход
игры
:
КАРТОЧКА
№
9
Магазин
«
Семена
»
Цель
:
Развивать
и
закреплять
знания
детей
о
семенах
разных
растений
.
Учить
группировать
растения
по
виду
,
по
месту
произрастания
.
Материал
:
В ы в е с к а
«
С е м е н а
».
Н а
п р и л а в к е
,
в
р а з н ы х
к о р о б к а х
с
моделями
:
дерево
,
цветок
,
овощ
,
фрукт
,
в
прозрачных
мешочках
,
находятся
р а з н ы е
с е м е н а
с
к а р т и н к о й
э т о г о
растения
.
Ход
игры
:
Воспитатель
предлагает
открыть
магазин
по
продаже
семян
.
В
магазине
КАРТОЧКА
№
10
«
Все
по
домам
!»
Цель
:
Ф о р м и р о в а т ь
и
з а к р е п л я т ь
з н а н и я
д е т е й
р а з н ы х
р а с т е н и й
(
деревьев
,
кустов
),
по
форме
их
листьев
(
п о
п л о д а м
,
с е м е н а м
).
З а к р е п л я т ь
правила
поведения
в
лесу
,
в
парке
.
Материал
:
Засушенные
листья
разных
деревьев
(
семена
,
плоды
).
Ход
игры
:
Перед
прогулкой
с
детьми
закрепляют
правила
поведения
в
лесу
(
парке
).
Игра
проводиться
желательно
осенью
(
когда
уже
есть
семена
и
плоды
),
можно
летом
(
только
по
форме
листьев
).
Воспитатель
предлагает
отправиться
в
поход
.
Детям
раздаются
ли с т ь я
(
плоды
,
сем ена
)
КАРТОЧКА
№
11
«
Собери
грибы
в
лукошко
»
Цель
:
Развивать
и
закреплять
знания
детей
о
съедобных
и
несъедобных
грибах
,
о
месте
их
произрастания
;
о
правилах
сбора
в
лесу
.
Материал
:
П л о с к о с т н ы е
л у к о ш к и
,
м о д е л ь
,
о б о з н а ч а ю щ а я
л е с
,
ф л а н е л е г р а ф
,
к а р т о ч к и
с
грибами
(
с ъ е д о б н ы м и
,
н е
съедобными
).
Ход
игры
:
Детям
раздаются
карточки
с
грибами
.
З а д а ч а
д е т е й
н а з в а т ь
с в о й
г р и б
,
описать
его
,
где
его
можно
найти
(
под
КАРТОЧКА
№
12
«
С
какой
ветки
детки
»
Цель
:
Развивать
и
закреплять
знания
детей
о
деревьях
,
их
семенах
и
листьях
.
Закреплять
правила
поведения
в
лесу
,
в
парке
.
Материал
:
Засушенные
листья
разных
деревьев
(
семена
,
плоды
).
Ход
игры
:
Перед
прогулкой
с
детьми
закрепляют
правила
поведения
в
лесу
(
парке
).
Игра
проводиться
желательно
осенью
(
когда
уже
есть
семена
и
плоды
),
можно
летом
(
только
по
форме
листьев
).
Дети
гуляют
по
лесу
(
парку
),
по
сигналу
воспитателя
КАРТОЧКА
№
13
«
Когда
это
бывает
?»
Цель
:
Уточнять
и
закреплять
знания
детей
о
сезонных
изменениях
в
природе
и
жизни
животных
в
разные
сезоны
года
.
Материал
:
Б о л ь ш и е
к а р т ы
-
л о т о
с
картинкой
какого
-
либо
времени
года
.
М а л е н ь к и е
к а р т о ч к и
с
м о д е л я м и
признаков
разных
сезонов
.
Ход
игры
:
И г р а
п р о в о дитс я
по
т и п у
л о то
.
У
в е д у щ е г о
м а л е н ь к и е
к а р т о ч к и
,
перевернутые
вниз
изображением
.
В е д у щ и й
п о к а з ы в а е т
к а р т о ч к у
с
КАРТОЧКА
№
14
«
Угадай
по
описанию
»
Цель
:
Развивать
и
закреплять
знания
о
внешнем
виде
природных
объектов
(
животных
,
растений
,
рыб
,
насекомых
и
пр
.).
Развивать
память
,
речь
.
Материал
:
К а р т о ч к и
с
разнообразными
видами
животных
,
рыб
,
птиц
,
насекомых
,
по
числу
участников
или
больше
.
Ход
игры
:
Карточки
раздаются
детям
.
Их
задача
не
показывая
,
описать
объект
т ак
,
ч т о б ы
д р у г и е
с м о г л и
у г а д а т ь
,
к т о
изображен
у
них
на
карточке
.
Можно
КАРТОЧКА
№
15
«
Рассели
животных
по
домам
»
Цель
:
Развивать
и
закреплять
знания
детей
о
местах
проживания
животных
,
названиях
их
жилищ
.
Развивать
речь
.
Материал
:
Ф л а н е л е г р а ф
,
р а з н ы е
природные
зоны
земли
(
иллюстрации
).
Маленькие
карточки
с
разнообразными
животными
,
птицами
,
и
т
.
д
.
Ход
игры
:
Н а
ф л а н е л е г р а ф е
р а с п о л о ж е н ы
разные
природные
зоны
земли
.
У
детей
маленькие
карточки
с
разнообразными
животными
,
птицами
,
и
т
.
д
.
Задача
детей
назвать
свое
животное
,
где
оно
живет
,
и
КАРТОЧКА
№
16
«
Путешествие
под
водой
»
Цель
:
Развивать
и
закреплять
знания
о
рыбах
:
морских
,
озерных
,
речных
;
о
морских
обитателях
,
растениях
,
и
их
месте
обитания
.
Материал
:
Б о л ь ш и е
к а р т ы
-
л о т о
с
к а р т и н к о й
к а к о г о
-
л и б о
в о д о е м а
.
Маленькие
карточки
с
рыбами
,
водными
животными
,
растениями
и
т
.
д
.
Ход
игры
:
Воспитатель
предлагает
отправиться
в
в о д н о е
п у т е ш е с т в и е
п о
р а з н ы м
водоемам
.
Можно
разделить
детей
на
команды
.
Каждая
команда
отправляется
КАРТОЧКА
№
17
«
Соберем
урожай
»
Цель
:
Развивать
и
закреплять
знания
детей
об
овощах
,
фруктах
и
ягодах
.
Их
месте
произрастания
(
сад
,
огород
,
грядка
,
дерево
,
куст
,
в
земле
,
на
земле
).
Материал
:
К о р з и н к и
с
м о д е л я м и
:
овощи
,
фрукты
и
ягоды
(
одна
корзинка
).
Муляжи
овощей
,
фруктов
и
ягод
,
или
карточки
от
лото
с
овощами
и
фруктами
.
Ход
игры
:
В
определенных
местах
группы
ставятся
к а р т и н к и
с
о г о р о д о м
и
с а д о м
,
г д е
расположены
муляжи
или
карточки
.
Детей
можно
разделить
на
две
команды
КАРТОЧКА
№
18
«
Овощехранилище
»
Цель
:
Развивать
и
закреплять
знания
д е т е й
о
в н е ш н и х
п р и з н а к а х
и
особенностях
овощей
и
фруктов
,
их
внешних
п р и з н а к а
дл я
х р а н е н ия
и
заготовок
,
способах
их
заготовления
.
Материал
:
Плоскостное
изображение
банки
для
засолки
и
компотов
,
бочки
для
закваски
,
ящики
для
хранения
,
морозильная
камера
.
Наборы
маленьких
к а р т о ч е к
с
о в о щ а м и
,
ф р у к т а м и
и
ягодами
.
Ход
игры
:
У
каждого
ребенка
набор
маленьких
КАРТОЧКА
№
19
«
Зоопарк
»
Цель
:
Ф о р м и р о в а т ь
и
р а с ш и р я т ь
п р е д с т а в л е н и я
д е т е й
о
п и т а н и и
домашних
и
диких
животных
(
птицы
,
животные
),
воспитывать
заботливое
отношение
,
интерес
и
любовь
к
ним
.
Материал
:
карточки
разных
животных
,
птиц
,
насекомых
,
продукты
питания
,
овощи
и
фрукты
.
Ход
игры
:
Д е т я м
п р е д л а г а е т с я
п о к о р м и т ь
животных
в
зоопарке
.
Игра
проходит
по
т и п у
л о т о
.
В е д у щ и й
п о к а з ы в а е т
к а р т о ч к и
с
п р о д у к т а м и
п и т а н и я
,