Автор: Волкова Наталья Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУСО РМ "Республиканский социальный приют для детей и подростков "Надежда"
Населённый пункт: г.Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Социализация личности детей среднего и старшего школьного возраста
Раздел: полное образование
Педагогический опыт социального педагога
Волковой Натальи Александровны
по социализации личности детей среднего и
старшего школьного возраста
Актуальность и перспективность, значение для
совершенствования реабилитационного процесса.
Актуальной
проблемой
современной
жизни
являются
детская
безнадзорность, беспризорность, преступность, наркомания, прослеживается
тенденция
увеличения
числа
детей
с
девиантным
поведением.
В
подавляющем большинстве случаев первой причины появления отклонений в
поведение в детском возрасте служит социальная дезадаптированность
ребенка. Дезадаптированность детей ведет к криминализации сознания,
инфантилизму,
иждивенчеству,
агрессии.
Растет
число
малолетних
правонарушителей, наркоманов, подростков, не нашедших своего места в
жизни. В этой ситуации все очевиднее становится то, что приют как
социальный институт, через который проходят многие дети, обязан быть
воспитывающим.Подростки, пришедшие к нам, не приучены включаться в
жизнь группы и приюта, так как главным их интересом были улица, двор и
неблагополучная обстановка в семье. Поэтому первоочередная задача - это
включение каждого подростка с учетом его индивидуальных особенностей,
возможностей и интересов в творческую деятельность группы.
К моменту выпуска из школы каждому необходимо обрести не только
знания, но и социальный опыт, которые помогут ему быстрее адаптироваться
в условиях формирующегося рыночного общества, получить профессию,
найти достойную работу, создать семью, воспитать своих детей, грамотно
отстаивать свои гражданские права и т.д.
Это и побудило разработать мною учебно-воспитательную программу
для детей среднего и старшего школьного возраста «Сотвори себя сам».
Условия
формирования
ведущей
идеи
опыта,
условия
возникновения, становления опыта.
Важно в подростковом возрасте обрести не только знания, но и
социальный опыт, которые помогут быстрее адаптироваться в обществе,
получить профессию, найти достойную работу, создать семью, отстаивать
свои гражданские права. Исходя из этого содержание программы «Сотвори
себя сам» –
стимулирует развитие
самостоятельности, потребности в
общении, соотношении самооценки с реальностью.
Ведущая педагогическая идея вышеуказанной программы заключается
в создании условий для формирования у воспитанников потребностей в
самопознании, самоуверенности, самореализации.
Реализация ведущей идеи потребовала создание
определенной
системы работы по социализации личности подростков.
Теоретическая база опыта.
В основу
теоретического опыта положены научно-методические
разработки и рекомендацииШиряевой Т.Ф., Кулагиной О.В.
Технология опыта.
Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта:
демократизация
жизни
возрастной
группы
и
формирование
у
несовершеннолетних готовности к самоуправлению.
Принципы
реализации
программы:
принцип
дифференциации,
в
воспитании
учитываются
возрастные
и
индивидуальные
особенности
подростка; принцип доступности изучаемого материала;последовательности
и систематичности;наглядности;принцип связи обучения с жизнью;принцип
ориентации на успех.
Программа
«Сотвори себя сам» рассчитана на один год занятий.
Занятия проводятся раз в две недели.
При разработке программы учитывались специфика учреждения и
обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки
нахождения детей в социальном приюте и вероятность прерывания процесса
реабилитации по разным причинам.
Содержание программы состоит из пяти блоков и может варьироваться
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа
реализуется на коллективных занятиях. Работа включает следующие формы
проведения теоретических и практических занятий: викторины, игровые
обозрения, деловые игры,участие в творческих конкурсах.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Дети в
социальный приют поступают в течение всего года, поэтому возникает
необходимость индивидуальных занятий с воспитанником, чтобы он достиг
уровня знаний и умений детей своей возрастной группы.
Анализ результативности:
Целенаправленная работа дает возможность более эффективной работы
с дезадаптированными детьми, расширит возможности для самореализации
подростков.
Результатами
работы
считаю положительную
динамику
уровня
воспитанности личности, повышение учебной мотивации у подростков и
нацеленность на продолжение учебы в будущем.
Трудности:
- низкая познавательная активность детей;
- неосведомленность родителей (нет положительного примера, знания
даются не регулярно).