Напоминание

Социализация личности детей среднего и старшего школьного возраста


Автор: Волкова Наталья Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУСО РМ "Республиканский социальный приют для детей и подростков "Надежда"
Населённый пункт: г.Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Социализация личности детей среднего и старшего школьного возраста
Раздел: полное образование





Назад




Педагогический опыт социального педагога

Волковой Натальи Александровны

по социализации личности детей среднего и

старшего школьного возраста

Актуальность и перспективность, значение для

совершенствования реабилитационного процесса.

Актуальной

проблемой

современной

жизни

являются

детская

безнадзорность, беспризорность, преступность, наркомания, прослеживается

тенденция

увеличения

числа

детей

с

девиантным

поведением.

В

подавляющем большинстве случаев первой причины появления отклонений в

поведение в детском возрасте служит социальная дезадаптированность

ребенка. Дезадаптированность детей ведет к криминализации сознания,

инфантилизму,

иждивенчеству,

агрессии.

Растет

число

малолетних

правонарушителей, наркоманов, подростков, не нашедших своего места в

жизни. В этой ситуации все очевиднее становится то, что приют как

социальный институт, через который проходят многие дети, обязан быть

воспитывающим.Подростки, пришедшие к нам, не приучены включаться в

жизнь группы и приюта, так как главным их интересом были улица, двор и

неблагополучная обстановка в семье. Поэтому первоочередная задача - это

включение каждого подростка с учетом его индивидуальных особенностей,

возможностей и интересов в творческую деятельность группы.

К моменту выпуска из школы каждому необходимо обрести не только

знания, но и социальный опыт, которые помогут ему быстрее адаптироваться

в условиях формирующегося рыночного общества, получить профессию,

найти достойную работу, создать семью, воспитать своих детей, грамотно

отстаивать свои гражданские права и т.д.

Это и побудило разработать мною учебно-воспитательную программу

для детей среднего и старшего школьного возраста «Сотвори себя сам».

Условия

формирования

ведущей

идеи

опыта,

условия

возникновения, становления опыта.

Важно в подростковом возрасте обрести не только знания, но и

социальный опыт, которые помогут быстрее адаптироваться в обществе,

получить профессию, найти достойную работу, создать семью, отстаивать

свои гражданские права. Исходя из этого содержание программы «Сотвори

себя сам» –

стимулирует развитие

самостоятельности, потребности в

общении, соотношении самооценки с реальностью.

Ведущая педагогическая идея вышеуказанной программы заключается

в создании условий для формирования у воспитанников потребностей в

самопознании, самоуверенности, самореализации.

Реализация ведущей идеи потребовала создание

определенной

системы работы по социализации личности подростков.

Теоретическая база опыта.

В основу

теоретического опыта положены научно-методические

разработки и рекомендацииШиряевой Т.Ф., Кулагиной О.В.

Технология опыта.

Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта:

демократизация

жизни

возрастной

группы

и

формирование

у

несовершеннолетних готовности к самоуправлению.

Принципы

реализации

программы:

принцип

дифференциации,

в

воспитании

учитываются

возрастные

и

индивидуальные

особенности

подростка; принцип доступности изучаемого материала;последовательности

и систематичности;наглядности;принцип связи обучения с жизнью;принцип

ориентации на успех.

Программа

«Сотвори себя сам» рассчитана на один год занятий.

Занятия проводятся раз в две недели.

При разработке программы учитывались специфика учреждения и

обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки

нахождения детей в социальном приюте и вероятность прерывания процесса

реабилитации по разным причинам.

Содержание программы состоит из пяти блоков и может варьироваться

с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа

реализуется на коллективных занятиях. Работа включает следующие формы

проведения теоретических и практических занятий: викторины, игровые

обозрения, деловые игры,участие в творческих конкурсах.

Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Дети в

социальный приют поступают в течение всего года, поэтому возникает

необходимость индивидуальных занятий с воспитанником, чтобы он достиг

уровня знаний и умений детей своей возрастной группы.

Анализ результативности:

Целенаправленная работа дает возможность более эффективной работы

с дезадаптированными детьми, расширит возможности для самореализации

подростков.

Результатами

работы

считаю положительную

динамику

уровня

воспитанности личности, повышение учебной мотивации у подростков и

нацеленность на продолжение учебы в будущем.

Трудности:

- низкая познавательная активность детей;

- неосведомленность родителей (нет положительного примера, знания

даются не регулярно).



В раздел образования