Напоминание

Развитие культуры диалогической речи как средство проявления коммуникативной функции языка


Автор: Острикова Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №214
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Развитие культуры диалогической речи как средство проявления коммуникативной функции языка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие культуры диалогической речи как средство проявления

коммуникативной функции языка

Острикова Татьяна Михайловна

учитель-логопед МБДОУ д/с №214

г. Ульяновск

Речевое развитие детей - одна из главных задач дошкольного образования.

Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и

формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что

его окружает. Особое значение в развитии дошкольников имеет диалог, в

котором проявляются и существуют межличностные отношения,

содержательное общение. Непосредственное участие в диалоге осуществляется

посредством диалогической речи, овладение которой является условием

полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими

людьми. Число контактов с миром взрослых и сверстников у современного

ребенка постоянно увеличивается, а эффективность взаимодействий зависит от

умения владеть основами культуры речи, умения правильно вести себя в

различных ситуациях. Этим определяется актуальность проблемы воспитания

культуры общения.

В современных программах воспитания и обучения детей дошкольного

возраста задачи воспитания культуры общения порой сводятся к ознакомлению

детей с «вежливыми» словами. Часто эта проблема рассматривается в аспекте

нравственного воспитания дошкольников. В формировании коммуникативных

умений

дошкольников

главным

должно

стать

ознакомление

детей

с

выработанными обществом правилами культуры общения, формирование у

ребенка умений ориентироваться в ситуации общения, осознавать смысл и

значение тех или иных правил этического поведения. В работу включены

воспитатели группы и логопед.

При определении содержания работы по воспитанию культуры общения мы

исходим из того, что необходимыми условиями освоения детьми правил ведения

диалогической речи и их актуализации в процессе общения являются:

достаточный уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем,

умение составлять связное высказывание в соответствии с заданной темой,

владение

средствами

выражения

доброжелательности.

В

полном

объеме

развитие коммуникативных компетенций реализуется в старшем дошкольном

возрасте и опирается на ранее усвоенные детьми в младшем возрасте навыки

элементарного культурного поведения. Воспитание культуры общения и

развития диалогической речи происходит как на занятиях, так и в ролевых играх

по сюжетам этических ситуаций, в играх-драматизациях. Особую эффективность

имеют игры-диалоги. Это особый вид сюжетно-ролевых игр, в которых

сочетаются

игровая

ситуация,

дидактическая

задача,

взаимодействие

действующих лиц. Тематика таких игр может быть различной: приглашение или

встреча гостей, разговор по телефону, и т.п.

Нами определены задачи культуры общения и воспитания коммуникативных

умений детей четырех-шести лет.

Задачи воспитания коммуникативных умений и культуры общения в средней

группе:

Показать детям эффективность доброжелательного, культурного общения

и поведения. Воспитывать желание быть отзывчивым, вежливым.

Познакомить

с

разнообразными

формами

приветствия,

прощания,

благодарности.

Привлекать к участию в коллективных беседах, разговорах. Учить слушать

высказывания товарищей, поддерживать разговор, отвечать на вопросы.

Учить детей соблюдению элементарных правил поведения при общении:

вести себя спокойно, не перебивать говорящего, не мешать окружающим.

Учить правильному обращению ко взрослым и сверстникам, познакомить

с разными вариантами обращений.

В этом возрасте в основе воспитания культуры общения лежит система работы

по развитию речи, направленная на комплексное решение речевых задач. На

занятиях

с

детьми

отрабатываются

навыки

разговорной

речи,

умения

участвовать в коллективных беседах,

отвечать на вопросы, Проводятся

специальные упражнения лексического характера: «Назови ласково», «Большой-

маленький», разнообразные дидактические игры, такие, как «Магазин игрушек»,

«На выставке книг», в которых ребенок подводится к осознанию необходимости

правильного речевого поведения. Детям задаются вопросы: Для чего люди

говорят: «Доброе утро», «Здравствуйте», «Добрый вечер»?».

При чтении художественной литературы анализируются поступки героев,

правильность поведения с точки зрения вежливости и культуры общения.

Широко используется разнообразный наглядный материал: игрушки,

сюжетные картинки, иллюстрации к литературным произведениям, фотографии,

разные виды театров для разыгрывания этических ситуаций и последующего их

анализа.

В старшей группе ставятся задачи воспитания коммуникативных умений и

культуры общения:

Дать знания о правилах ведения речи во время контактного общения,

учить детей правильно вести себя во время разговора: смотреть на

собеседника, разговаривать без крика, излишней жестикуляции.

-

придерживаться темы разговора, не отвлекаться от нее, логично

завершать общение, делать выводы.

Продолжать учить участию в разговоре, беседе: внимательно слушать

говорящего, вовремя реагировать на реплики собеседника, дополнять,

исправлять говорящего.

Формировать умение выбирать нужный стиль общения, употреблять

выражения речевого этикета в зависимости от ситуации общения.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Познакомить детей с невербальными средствами общения (интонация,

жесты, мимика).

Развивать умение понимать и различать слова-синонимы: вежливый,

воспитанный,

учтивый,

любезный,

тактичный,

деликатный,

обходительный; бестактный, невежа, дерзкий, неучтивый, некультурный.

Познакомить детей с этимологией некоторых этикетных средств:

«здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста».

В этом возрасте занятиях по развитию речи внимание детей привлекается к

пониманию необходимости культурного речевого общения, ознакомлению с

миром «волшебных слов». С этой целью проводятся этические беседы «О

культуре поведения», «О вежливости», «О скромности». Создаются ситуации

знакомства с новым персонажем. Знакомство начинается с фразы «Как тебя

зовут?». Воспитатель спрашивает, как можно называть людей. Просит детей

вспомнить, как их называет мама. Затем предлагает игру «Назови ласково», где

дети упражняются в образовании ласковых форм своего имени. Побеждает тот,

кто больше наберет имен (Оля, Оленька, Леля). Кроме того, можно обсудить с

детьми, что означают их имена: Света — похоже на «свет», «светлая»; Людмила

— «милая», «людям милая».

Затем детям даются знания о других формах обращения к не очень знакомым и

совсем незнакомым людям: —Как к вам обращаются друзья вашей группе? — В

разных ситуациях к вам обращаются по-разному: ласково — Светочка, обычно

— Света, обидно — Светка. По тому, как к нам обращаются, как нас называют,

можно понять, как к нам относятся.

— Как мы обратимся к совсем незнакомым людям — библиотекарю, продавцу,

прохожему? Для упражнения разыгрываются соответствующие ситуации.

«Магазин». Спросите у продавца, есть ли в продаже тетрадь и карандаши.

«На улице». Обратитесь к прохожему, чтобы узнать, где находится детская

поликлиника.

«Транспорт». Спросите, выходит ли на следующей остановке впереди

стоящий мужчина.

«Библиотека». Попросите библиотекаря подобрать нужную книгу.

Также проводится цикл занятий, где детей знакомят с историей возникновения

этикета, правил культурного речевого поведения: «Повелось так с давних лет»,

«Ты и твое имя», «Что означают жесты». В старшем дошкольном возрасте более

системно проводится работа по вербализации эмоциональных состояний

дошкольниками: —Какими словами можно передать состояние радости?

(Веселый, радостный; смеяться, хохотать, хлопать в ладоши.) — А как другими

словами можно сказать про радостного человека? (Счастливый, летящий, «на

седьмом небе от счастья».) Воспитатель делает вывод: «Люди радуются, если к

ним относятся по-доброму, уважают их».

Интересно проходит игра-соревнование: кто сердечнее, теплее произнесет

слова приветствия (кто подберет больше теплых, сердечных слов). — Когда

человек огорчен, обижен, ему трудно справиться с плохим настроением, но есть

слова, которые помогают утешить, успокоить. Для закрепления разыгрываются

различные ситуации: мальчик потерял любимую игрушку — успокой, развесели

его и т.п. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой

проводится анализ литературных произведений нравственной тематики с

последующим разговором об их содержании и форме. У детей развиваются

умения осознавать и оценивать поступки героев. Так, после чтения рассказа В.

Осеевой «Волшебное слово» детям задаются вопросы: «С каким настроением

мальчик пришел на скамейку? Как изменилось настроение героя, когда он

вежливо поговорил с сестрой, бабушкой и братом?».

Параллельно логопедом группы проводится работа над формированием умения

выстраивать связные высказывания, используя нормы вежливого общения

персонажей, разнообразные интонации в зависимости от содержания и ситуации

общения.

Особое внимание уделяется созданию специальных ситуаций, в

которых дети учатся вести диалог со взрослым и сверстником. При этом у детей

формируется умение выбирать нужный стиль общения, употреблять языковые

средства в зависимости от ситуации, от социального статуса, возраста и степени

знакомости собеседника. Широко используется прием поручений: «Узнай у

повара меню», «Попроси у музыкального руководителя бубен» и пр.

В подготовительной к школе группе ставятся следующие задачи воспитания

коммуникативных умений и культуры общения:

Познакомить с нормами этикетного поведения в разных ситуациях: за

столом, в гостях, в транспорте, магазине, театре, разнообразными

вариантами комплиментов.

Продолжать знакомить детей с основными правилами этичного поведения.

Формировать понимание необходимости и желание выполнять нормы и

правила этичного поведения.

Воспитывать

чувство

ответственности

за

свое

поведение,

умение

оценивать его и корректировать в зависимости от ситуации.

Продолжать знакомить с невербальными средствами этикетного общения:

дистанция во время разговора, улыбка, мимика.

Формировать умение излагать свои мысли логично, последовательно,

образно, учить слушать свою речь, контролировать ее нормативность.

Учить

использовать

в

диалогах,

спорах

элементы

рассуждения,

воспитывать умение аргументировать свою точку зрения, умение убеждать

других.

Формировать умение слушать и правильно понимать мысль, выражаемую

собеседником, формулировать в ответ собственное суждение, менять вслед

за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать

определенный эмоциональный тон общения.

Познакомить с правилами общения по телефону, учить вежливо вести

телефонный разговор.

Продолжаем знакомить детей с правилами речевого этикета, совершенствуем

навыки всех сторон речи. На занятиях по развитию лексико-грамматических

средств языка дети выполняют упражнения на подбор определений, синонимов,

антонимов (вежливый, воспитанный, учтивый, любезный; вежливый — не

вежливый, грубый и т.п.). Дети учатся толковать и правильно понимать

переносный смысл пословиц и поговорок.

В этом возрасте продолжается использование разнообразных ситуаций, в

которых дети самостоятельно выбирают речевую форму общения: «В гостях»,

«В театре», «В транспорте» и др. Также уделяется особое внимание осознанию

детьми эффективности и места использования в разговоре невербальных средств

общения: мимики, жестов. С детьми проводятся упражнения, направленные на

распознание

эмоциональных

состояний,

схематично

изображающих

эмоциональные

состояния

радость,

удивление,

грусть,

стыд,

страх,

выраженных с помощью пиктограмм, Ребенок определяет эмоцию, называет ее,

изображает на лице. Предлагается дорисовать незаконченные пиктограммы.

Дети учатся выражать словом свои чувства, настроение, объясняют значение

этикетных

слов

(здравствуй,

извините,

благодарю,

спасибо),

подбирают

разнообразные

варианты

слов-приветствий,

прощания,

благодарности,

извинения, обращения и т.д.

Обращаем внимание на звучание слова:

«Произнесите слово "благодарю" медленно. Из каких частей оно состоит?

Значит, благодарю — это дарю благо, добро».

Новым является знакомство детей с правилами общения по телефону.

Обычно ребенок не проявляет речевой активности в разговоре по телефону, его

поведение часто односторонне: он произносит лишь ответные реплики.

Приступая к обучению детей общению по телефону, сначала работаем над

произносительной стороной речи (дикция, интонация), затем вводим в речь

этикетные формулы, учим детей использованию их на практике. Правила

поведения во время телефонного разговора не сообщаются в готовом виде, а

выводятся коллективно в ходе анализа литературных произведений (Н.Носов

«Телефон», К.Чуковский «Телефон», В.Голявкин «Разговор по телефону»).

Обязательно обыгрываются соответствующие ситуации: «Звонок маме на

работу», «Разговор с другом», «Звонок в поликлинику», «Звонок бабушке», «Вы

ошиблись номером»; «Кто-то ошибся и звонит вам» и т.п.

Также проводятся обобщающие занятия, где дети упражняются в использовании

усвоенных правил ведения речи. Для этого организуются коммуникативные

ситуации для активного общения, основанного на знакомой детям теме. Детям

интересны занятия, построенные в форме репортажа, дошкольники могут

собирать материал, например, для журнала «Мурзилка» и брать интервью у

представителей знакомой им профессии – учителя, строителя, спортсмена; для

газеты «Юный натуралист» брать интервью у обитателей леса. Взрослый

определяет объем информации, а дети сами ведут беседу, формулируют

вопросы, упражняются в правильном обращении, употреблении разнообразных

выражений приветствия, прощания, благодарности. Все роли выполняют сами

дети. После сбора материала детям нужно надиктовать текст для газеты.

Ребенок перестраивает свою речь, пытается делать ее более связной, логичной,

грамотной.

Таким образом, несмотря на то, что диалогическая речь дошкольников

является самой простой и естественной формой коммуникации,

развитие

культуры ведения диалога является важным для развивающейся личности

дошкольника,

является

школой

овладения

родным

языком,

средством

социализации ребенка.



В раздел образования