Напоминание

Современная методическая модель включения ИКТ в систему дидактических средств в дошкольном образовательном учреждении


Автор: Запорожская Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Сказка"
Населённый пункт: город Куйбышев Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современная методическая модель включения ИКТ в систему дидактических средств в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современная методическая модель включения ИКТ

в систему дидактических средств в дошкольном образовательном

учреждении

Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная

революция. Инновации расширили понятие грамотности: теперь грамотным

считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и

«общается» с компьютером.

Компьютер заслуживает особого внимания, как у педагогов, так и у

родителей. Его способность воспроизводить информацию одновременно в виде

текста, графического изображения, звука, речи, видео притягательна для

ребенка.

Кроме того, в результате неконтролируемого потребления информации у

современных

детей

активизируются

невербальные

стили

мышления,

мыслительная

деятельность

носит

преимущественно

правополушарный

характер (творческий), а это требует иных методик обучения и воспитания.

Актуальность поставленной проблемы послужила основанием

для

определения

цели

педагогической

технологии:

повышение

качества

дошкольного образования средствами ИКТ.

Достижение поставленной цели считаю возможным через создание

методической модели включения ИКТ в систему дидактических средств на

основе принципа взаимного обогащения.

Основные компоненты модели:

1.Компьютерно - игровой комплекс.

2.Рабочая программа «ИКТ и дошкольник».

3. Социально-педагогический проект «Медиацентр в ДОУ».

Данная модель реализуется в условиях компьютерно – игрового

комплекса (КИК), в состав которого входят:

- медиацентр, укомплектованный компьютерами фирмы Macintosh;

-модульно – тренажерный зал;

- музыкальный зал;

- групповые помещения.

Компьютерно

игровой

комплекс

-

это

система

развивающих

педагогически

активных условий, позволяющих осуществлять интеграцию

разных

форм

организации

детской

деятельности:

игра,

занятие,

проектирование, моделирование, творческая мастерская и др.

Здесь уместен вопрос: почему именно КИК, а не «компьютерный класс».

Дело в том, что процесс психического развития ребенка, непрерывный процесс,

происходящий в его деятельности. Способности ребенка, обеспечивающие его

игры с использованием компьютера, формируются до того, как он сел за

компьютер. Для полноценного использования компьютера как средства

познания окружающего мира от ребенка требуется умение оперировать

символами (знаками), обобщенными образами. Все это

формируется в

предметно-практической и игровой деятельности.

1

Оборудование КИК и компьютерно - игровой комплекс в целом в

условиях нашего ДОУ отвечают физиолого-гигиеническим, эргономическим

(включая дизайн), педагогическим требованиям и обеспечивают безопасную и

комфортную деятельность детей и педагогов.

Руководствуясь ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе детских

компьютерных программ

ассоциации «Компьютер и детство», («Климат»,

«Карнавал», «Морозко», «Счёт»), при учете требований СаНПин разработана

авторская

программа «ИКТ и дошкольник» как часть Программы ДОУ,

формируемая участником образовательного процесса в условиях кружково -

студийной системы.

Реализация программы осуществляется в несколько этапов:

I этап: содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению

игровых и дидактических задач на компьютере.

К

играм

на

компьютере

с

любым

содержанием

предшествует

деятельность детей с опорой на реальный предмет или реальные действия в

групповом помещении, музыкальном, модульно – тренажерном залах.

II

этап:

организация обучающих игр на компьютере, которые имеют

преимущество по сравнению с другими формами игр:

- в них ролевые характеристики персонажей, результаты и действия

представлены более развернуто, что позволяет детям увидеть то, что в жизни

скоротечно, едва уловимо;

- дети в динамике наблюдают, как малейшие изменения совместных

усилий изменяют результат, более развернуто эмоциональные реакции людей,

способы воздействия и общения.

III

этап:

проблемное общение с каждым воспитанником по ходу игры.

IV

этап:

реализация вновь полученных (после игры на компьютере)

впечатлений в игре, профилактическая и оздоровительная работа (физические

упражнения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз).

Занятие кружка проводится для подгруппы детей два раза в неделю. Оно

длится около 30 минут. При этом за экраном дети находятся не более 15 минут.

Игры, используемые в рамках Программы, просты по техническим правилам и

интересны по содержанию. Например, «Мир вокруг нас», «Страна Знаний»,

«Башня Знаний», «Приключения Пети и Юли в цветном мире» и другие.

Результаты освоения Программы «ИКТ и дошкольник» отслеживаются с

помощью

методов:

наблюдение,

беседа,

анализ

продуктов

детской

деятельности, компьютерные диагностические игры.

Важным направлением является деятельность, связанная с установлением

содержательных деловых контактов с семьями воспитанников, повышением

уровня информационной компетентности педагогов.

В первый и последующие годы освоения компьютеров в детском саду

возникла

необходимость

в

более широком

знакомстве педагогического

коллектива,

родителей

с

вопросами

компьютеризации

ДОУ,

активного

использования ИКТ в педагогическом процессе.

2

В условиях реализации социально – педагогического проекта «Медиацентр

в ДОУ», создана информационно-педагогическая система, которая включает

несколько блоков.

1.

Педагогически обоснованное размещение оргтехники по определённым

рабочим зонам: библиотека, медиотека, фонотека.

2.

Информационные источники ДОУ – документы классифицированы по

тематическим папкам, обеспечен электронный документооборот.

3.

Целевое обучение педагогов, родителей через

:

курсовую подготовку по

теме

«Компьютерные

технологии»,

семинары,

консультации,

родительские собрания, День семьи и детства:

- «Компьютерно – игровой комплекс в условиях ДОУ»,

- «Комплексный метод руководства игрой»,

- «Спортивные модули и тренажеры в условиях КИК» и др.

Таким образом, модель включения ИКТ в систему дидактических средств

на основе принципа взаимного обогащения:

1.

формирует у ребенка мотивационную готовность использования

компьютерных средств для осуществления своей деятельности;

2.

обеспечивает достижение дошкольниками высокого и достаточного

уровня интеллектуального развития, необходимого не только для успешной

учебной деятельности в школе, но и для всей последующей жизни;

3.

дает возможность выявления и поддержки талантливых детей;

4.

является педагогическим средством совершенствования содержания и

методов воспитания ребенка в современных условиях, самообразования

воспитателей, родителей.

3



В раздел образования