Напоминание

Развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий.


Автор: Кошелева Ольга Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 58"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие музыкально-сенсорного восприятия

детей дошкольного возраста средствами музыкально-

дидактических игр и пособий.

«Дайте ребенку возможность играть

и соедините обучение с игрой так,

чтобы мудрость появилась с веселой улыбкой».

Д. Колоцца.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Через

приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий

потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем

раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в

приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания,

памяти, развитого мышления, разнообразный знаний. Только тогда станет

понятен

и доступен мир звуков, когда будет правильно воспринят слуховым вниманием.

Одновременно с пробуждением слуха у ребенка начинают проявляться основные

музыкальные

способности:

эмоциональная

отзывчивость

на

музыку,

музыкальный слух, чувство ритма.

Н. А Метлов говорил: «Дошкольники могут чувствовать эмоциональную

выразительность музыки, получать от нее наслаждение, понимать красоту

звуков.

С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности:

музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма».

По утверждению специалистов дошкольный возраст синзетивный период

для формирования музыкальных способностей (синзетивный период – период

жизни

человека,

обеспечивающий

наиболее

благоприятные

условия

для

формирования определенных психических свойств и поведения).

Именно с этой целью применяются музыкально-дидактические игры и

пособия, которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у них

зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя

музыкальное восприятие в целом.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны,

интересны

и

привлекательны.

Только

в

этом

случае

они

становятся

своеобразным возбудителем желания у детей слушать, петь, играть, танцевать.

Основное значение дидактических игр и пособий – формирование у детей

музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь разобраться в

соответствии звуков по высоте, развивать в них чувство ритма, тембровый и

динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда

на

должном

уровне.

Это

объясняется

недостатком

материальной

базы,

отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со

временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного

развития и применения дидактических пособий для развития музыкальных

способностей.

В чем же ценность музыкально-дидактических игр и пособий? Ценность

музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию,

вызывают интерес и желание участвовать в них, открывают перед ребенком путь

применения полученных знаний в жизненной практике. Поэтому мой выбор пал

на широкое использование музыкально-дидактических игр, упражнений и

пособий в работе с детьми.

Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир

музыки, стимулируя развитие музыкально-сенсорных способностей, научить

различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слухового и

наглядно-зрительных методов воспитания.

Цель работы определила и поставила следующие задачи:

1.

Раскрыть значение музыкально-дидактических игр и пособий.

2.

Совершенствовать систему методов и их воздействия на развитие

музыкально-сенсорных способностей.

3.

Оптимизировать музыкально-образовательную среду в ДОУ для развития

и формирования музыкальных способностей детей.

4.

Способствовать самореализации и самовыражения ребенка

в нерегламентированной музыкальной деятельности.

5.

Содействовать

овладению

музыкальной

деятельности

в

процессе

приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию

музыки.

Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике,

длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах

(мажорном и минорном). Их различение в отдельно взятых звуках составляют

основу сенсорных музыкальных способностей.

Исследования таких известных педагогов, как Н. А. Метлов, И. Л.

Дзержинская, В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина доказывают возможность и

необходимость формирования и развития, музыкально-сенсорных способностей

у всех детей без исключения. Их исследования доказали, что задатки к

музыкальной деятельности есть у всех! Об этом необходимо знать и помнить

каждому взрослому, так от него завит, каким станет в дальнейшем его ребенок,

как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства –

хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

Б. М. Теплов отмечал, что способности существуют в постоянном процессе

развития, если же развития нет – способности угасают.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть

постоянно в поле зрения педагога. Ведь все игры и пособия, используемые в

непосредственной образовательной деятельности, соединяют в себе все методы

музыкального воспитания.

Сочетание применяемых в них методов может быть различным:

слуховая, зрительная наглядность и слово;

слуховая наглядность и практический метод;

зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в

себе различное сочетание методов музыкального воспитания.

Между

музыкально-дидактическими

пособиями

и

музыкально-

дидактическими играми много общего. И те, и другие служат учебным целям и

направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального

языка».

Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств:

передача мыслей, чувств,

т.е.

содержание произведения,

характеристика

выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания,

тембровой

окраски,

темповых,

динамических

нюансов

и

структуры

произведения. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем,

что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или

сюжета.

Дети

могут

их

использовать

не

только

в

непосредственно

образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.

Музыкально-дидактические

игры

осваиваются

с

детьми

постепенно.

Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время занятий.

Педагог

знакомит

детей

с

правилами

игры,

ставит

перед

ними

определенную

дидактическую

задачу.

Музыкально-дидактические

пособия

включают зрительную наглядность (картинки, карточки, схемы-модели).

В нерегламентированной музыкальной деятельности воспитатель вначале

является

инициатором

проведения

игры,

а

впоследствии

дети

могут

самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих

товарищей.

Созданная в группах музыкальная среда активизирует самостоятельную

музыкальную деятельность детей.

Вопросы развития и формирования музыкально-сенсорных способностей

детей дошкольного возраста вот уже много лет находятся в сфере моих

профессиональных интересов.

Н. А. Ветлугина разработала ряд заданий дидактического характера (в

игровой форме), выполняя которые надо вслушиваться, сравнивать и различать

музыкальные звуки, воспроизводить их в певческих интонациях, ритмических

движениях, игре на музыкальных инструментах.

На протяжении многих лет накапливаю литературу, печатные развивающие

игры и пособия, видео материал по интересующей меня теме. Стали рождаться и

авторские игры на основе детских сказок.

Считая

вопрос

развития

и

формирования

музыкально-сенсорных

способностей главной задачей в музыкальном образовании детей дошкольников,

выстроила систему игр и упражнений с учетом применения их на каждом НОД в

течение года.

Первой,

проблемой

систематизации

музыкально-дидактических

игр,

занималась Н. А. Ветлугина. В дальнейшем эту работу продолжили Э. П.

Костина, Л. Н. Комиссарова, Н. Г. Кононова, А. Н. Зимина.

Ведущей программой в работе с детьми в образовательной области

«Музыка» стала программа Э. П. Костиной «Камертон». Программа имеет

развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие

музыкальности каждого ребенка и его культуры в процессе овладения им

музыкальной детской деятельностью.

В основе построения, предложенной мной системы дидактических игр и

упражнений по развитию музыкального слуха и певческого голоса, лежат:

- задачи программы «Камертон» Э. П. Костиной;

- принцип наглядности, который лежит в основе систематизации музыкально-

дидактических игр Л. Н. Комисаровой и Э. П. Костиной;

- принцип сюжетного содержания А. Н. Зиминой, Н. Г. Кононовой.

Назвала свою творческую работу «Музыкально-сенсорная азбука». Задачи,

содержание, структура, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения

направлены на то, чтобы помочь планомерному систематическому развитию и

формированию музыкально-сенсорных способностей, развитию музыкального

слуха и певческого голоса детей дошкольного возраста. А игровое действие

помогает ребенку в интересной для него форме услышав, различив, сравнив

свойства музыки, затем и действовать с ними.

Система музыкально-дидактических игр, заданий и упражнений составлена по

возрастным группам – ступеням:

3-я ступень – от 2 до 3 лет

4-я ступень – от 3 до 4 лет

5-я ступень – от 4 до 5 лет

6-я ступень – от 5 до 6 лет

7-я ступень – от 6 до 7 лет

В каждой возрастной группе предусмотрено формирование и закрепление

представлений, умений и навыков на занятиях.

В

последней

возрастной

группе

параллельно

с

основной

задачей

«Музыкально-сенсорной азбуки» предложена система упражнений и игровых

заданий для ознакомления детей с элементами нотной грамоты, элементами

сольфеджио. Система заданий и упражнений для каждой возрастной группы

рассчитана на 60 занятий и дается на протяжении всего года (сентябрь - май).

Каждое занятие, согласно нумерации порядкового номера, является частью

целостного процесса непосредственно образовательной деятельности.

Игры по музыкально-слуховым представлениям.

Использование музыкально-дидактических игр и пособий на каждом занятии

дает возможность провести их наиболее содержательно и интересно.

Навыки,

полученные

детьми

в

процессе

разучивания

музыкально-

дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные

с различными видами музыкальной деятельности.

Применяя в своей работе «Азбуку», выявила возросший интерес детей к

музыкально-дидактическим играм и пособиям, а также, что отрадно, и интерес

взрослых к вопросу формирования музыкально-сенсорных способностей детей.

А главное – уровень развития музыкальных способностей значительно вырос.

В результате проделанной работы было выявлено:

Слуховое внимание детей стало более внимательным.

Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки.

Улучшилось определение музыкальных инструментов по тембру и

динамическому звучанию.

Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре

на детских музыкальных инструментах.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные

знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь

чувство товарищества, ответственности.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями,

развивают в них инициативу, самостоятельность, креативность, способность

на ином уровне осмыслить услышанную музыку. Тем самым войти в загадочный

мир под названием Музыка.



В раздел образования