Автор: Кошелева Ольга Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 58"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий.
Раздел: дошкольное образование
Развитие музыкально-сенсорного восприятия
детей дошкольного возраста средствами музыкально-
дидактических игр и пособий.
«Дайте ребенку возможность играть
и соедините обучение с игрой так,
чтобы мудрость появилась с веселой улыбкой».
Д. Колоцца.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Через
приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий
потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем
раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в
приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания,
памяти, развитого мышления, разнообразный знаний. Только тогда станет
понятен
и доступен мир звуков, когда будет правильно воспринят слуховым вниманием.
Одновременно с пробуждением слуха у ребенка начинают проявляться основные
музыкальные
способности:
эмоциональная
отзывчивость
на
музыку,
музыкальный слух, чувство ритма.
Н. А Метлов говорил: «Дошкольники могут чувствовать эмоциональную
выразительность музыки, получать от нее наслаждение, понимать красоту
звуков.
С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности:
музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма».
По утверждению специалистов дошкольный возраст синзетивный период
для формирования музыкальных способностей (синзетивный период – период
жизни
человека,
обеспечивающий
наиболее
благоприятные
условия
для
формирования определенных психических свойств и поведения).
Именно с этой целью применяются музыкально-дидактические игры и
пособия, которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у них
зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя
музыкальное восприятие в целом.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны,
интересны
и
привлекательны.
Только
в
этом
случае
они
становятся
своеобразным возбудителем желания у детей слушать, петь, играть, танцевать.
Основное значение дидактических игр и пособий – формирование у детей
музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь разобраться в
соответствии звуков по высоте, развивать в них чувство ритма, тембровый и
динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.
Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда
на
должном
уровне.
Это
объясняется
недостатком
материальной
базы,
отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со
временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного
развития и применения дидактических пособий для развития музыкальных
способностей.
В чем же ценность музыкально-дидактических игр и пособий? Ценность
музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию,
вызывают интерес и желание участвовать в них, открывают перед ребенком путь
применения полученных знаний в жизненной практике. Поэтому мой выбор пал
на широкое использование музыкально-дидактических игр, упражнений и
пособий в работе с детьми.
Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир
музыки, стимулируя развитие музыкально-сенсорных способностей, научить
различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слухового и
наглядно-зрительных методов воспитания.
Цель работы определила и поставила следующие задачи:
1.
Раскрыть значение музыкально-дидактических игр и пособий.
2.
Совершенствовать систему методов и их воздействия на развитие
музыкально-сенсорных способностей.
3.
Оптимизировать музыкально-образовательную среду в ДОУ для развития
и формирования музыкальных способностей детей.
4.
Способствовать самореализации и самовыражения ребенка
в нерегламентированной музыкальной деятельности.
5.
Содействовать
овладению
музыкальной
деятельности
в
процессе
приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию
музыки.
Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике,
длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах
(мажорном и минорном). Их различение в отдельно взятых звуках составляют
основу сенсорных музыкальных способностей.
Исследования таких известных педагогов, как Н. А. Метлов, И. Л.
Дзержинская, В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина доказывают возможность и
необходимость формирования и развития, музыкально-сенсорных способностей
у всех детей без исключения. Их исследования доказали, что задатки к
музыкальной деятельности есть у всех! Об этом необходимо знать и помнить
каждому взрослому, так от него завит, каким станет в дальнейшем его ребенок,
как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства –
хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
Б. М. Теплов отмечал, что способности существуют в постоянном процессе
развития, если же развития нет – способности угасают.
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть
постоянно в поле зрения педагога. Ведь все игры и пособия, используемые в
непосредственной образовательной деятельности, соединяют в себе все методы
музыкального воспитания.
Сочетание применяемых в них методов может быть различным:
слуховая, зрительная наглядность и слово;
слуховая наглядность и практический метод;
зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.
Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в
себе различное сочетание методов музыкального воспитания.
Между
музыкально-дидактическими
пособиями
и
музыкально-
дидактическими играми много общего. И те, и другие служат учебным целям и
направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального
языка».
Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств:
передача мыслей, чувств,
т.е.
содержание произведения,
характеристика
выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания,
тембровой
окраски,
темповых,
динамических
нюансов
и
структуры
произведения. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем,
что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или
сюжета.
Дети
могут
их
использовать
не
только
в
непосредственно
образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.
Музыкально-дидактические
игры
осваиваются
с
детьми
постепенно.
Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время занятий.
Педагог
знакомит
детей
с
правилами
игры,
ставит
перед
ними
определенную
дидактическую
задачу.
Музыкально-дидактические
пособия
включают зрительную наглядность (картинки, карточки, схемы-модели).
В нерегламентированной музыкальной деятельности воспитатель вначале
является
инициатором
проведения
игры,
а
впоследствии
дети
могут
самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих
товарищей.
Созданная в группах музыкальная среда активизирует самостоятельную
музыкальную деятельность детей.
Вопросы развития и формирования музыкально-сенсорных способностей
детей дошкольного возраста вот уже много лет находятся в сфере моих
профессиональных интересов.
Н. А. Ветлугина разработала ряд заданий дидактического характера (в
игровой форме), выполняя которые надо вслушиваться, сравнивать и различать
музыкальные звуки, воспроизводить их в певческих интонациях, ритмических
движениях, игре на музыкальных инструментах.
На протяжении многих лет накапливаю литературу, печатные развивающие
игры и пособия, видео материал по интересующей меня теме. Стали рождаться и
авторские игры на основе детских сказок.
Считая
вопрос
развития
и
формирования
музыкально-сенсорных
способностей главной задачей в музыкальном образовании детей дошкольников,
выстроила систему игр и упражнений с учетом применения их на каждом НОД в
течение года.
Первой,
проблемой
систематизации
музыкально-дидактических
игр,
занималась Н. А. Ветлугина. В дальнейшем эту работу продолжили Э. П.
Костина, Л. Н. Комиссарова, Н. Г. Кононова, А. Н. Зимина.
Ведущей программой в работе с детьми в образовательной области
«Музыка» стала программа Э. П. Костиной «Камертон». Программа имеет
развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие
музыкальности каждого ребенка и его культуры в процессе овладения им
музыкальной детской деятельностью.
В основе построения, предложенной мной системы дидактических игр и
упражнений по развитию музыкального слуха и певческого голоса, лежат:
- задачи программы «Камертон» Э. П. Костиной;
- принцип наглядности, который лежит в основе систематизации музыкально-
дидактических игр Л. Н. Комисаровой и Э. П. Костиной;
- принцип сюжетного содержания А. Н. Зиминой, Н. Г. Кононовой.
Назвала свою творческую работу «Музыкально-сенсорная азбука». Задачи,
содержание, структура, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения
направлены на то, чтобы помочь планомерному систематическому развитию и
формированию музыкально-сенсорных способностей, развитию музыкального
слуха и певческого голоса детей дошкольного возраста. А игровое действие
помогает ребенку в интересной для него форме услышав, различив, сравнив
свойства музыки, затем и действовать с ними.
Система музыкально-дидактических игр, заданий и упражнений составлена по
возрастным группам – ступеням:
3-я ступень – от 2 до 3 лет
4-я ступень – от 3 до 4 лет
5-я ступень – от 4 до 5 лет
6-я ступень – от 5 до 6 лет
7-я ступень – от 6 до 7 лет
В каждой возрастной группе предусмотрено формирование и закрепление
представлений, умений и навыков на занятиях.
В
последней
возрастной
группе
параллельно
с
основной
задачей
«Музыкально-сенсорной азбуки» предложена система упражнений и игровых
заданий для ознакомления детей с элементами нотной грамоты, элементами
сольфеджио. Система заданий и упражнений для каждой возрастной группы
рассчитана на 60 занятий и дается на протяжении всего года (сентябрь - май).
Каждое занятие, согласно нумерации порядкового номера, является частью
целостного процесса непосредственно образовательной деятельности.
Игры по музыкально-слуховым представлениям.
Использование музыкально-дидактических игр и пособий на каждом занятии
дает возможность провести их наиболее содержательно и интересно.
Навыки,
полученные
детьми
в
процессе
разучивания
музыкально-
дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные
с различными видами музыкальной деятельности.
Применяя в своей работе «Азбуку», выявила возросший интерес детей к
музыкально-дидактическим играм и пособиям, а также, что отрадно, и интерес
взрослых к вопросу формирования музыкально-сенсорных способностей детей.
А главное – уровень развития музыкальных способностей значительно вырос.
В результате проделанной работы было выявлено:
Слуховое внимание детей стало более внимательным.
Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки.
Улучшилось определение музыкальных инструментов по тембру и
динамическому звучанию.
Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре
на детских музыкальных инструментах.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные
знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь
чувство товарищества, ответственности.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями,
развивают в них инициативу, самостоятельность, креативность, способность
на ином уровне осмыслить услышанную музыку. Тем самым войти в загадочный
мир под названием Музыка.