Напоминание

Нижегородские промыслы


Автор: Галиничева Снежанна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №77 "Елочка"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Проект
Тема: Нижегородские промыслы
Раздел: высшее образование





Назад




«Нижегородские промыслы, знакомство с полхов-майданской игрушкой»

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Характер проекта ( долгосрочный)

Выполнила: воспитатель Снежанна Сергеевна Галиничева

г. Нижний Новгород

2022

Проект на тему: «Нижегородские промыслы, знакомство с полхов-

майданской игрушкой».

По доминирующей деятельности проект-творческий.

По содержанию - обучающий.

По длительности -долгосрочный (9 месяцев).

Введение

Проблема художественно-эстетического развития в настоящее время

является актуальной как в теоретическом плане, так и в практическом, так

как речь идет об условии формирования важнейшей стороны личности, ее

своеобразия, заложенного на первых этапах ее индивидуального

становления.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту

дошкольного образования в дошкольной образовательной организации

должно реализовываться художественно-эстетическое развитие, которое

предполагает развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания

произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);

формирование эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о различных видах искусства

в целом, и изобразительного в частности; реализацию самостоятельной

творческой деятельности дошкольников.

В связи с этим, важное значение приобретает модернизация

современного образования, в частности системы эстетического

образования дошкольников. Сейчас все звенья учебных заведений

направляют свою деятельность на формирование гармонично развитой

личности с высоким национально-культурным потенциалом, развитым

чувством прекрасного, устоявшимися эстетическими вкусами. Если

образовательная система пытается в полной мере раскрывать красоту

народных святынь, надлежащим образом знакомить молодое поколение с

богатством народного искусства и развивать желание глубоко изучать и

эстетически осознавать обычаи, традиции, обряды, ремесла и промыслы

нашего народа, то и вопрос эстетического воспитания и развития

национального сознания личности будет успешно решаться.

Исследователи (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.К.

Ковальская, Т.С. Комарова, и др.) отмечают, что в народном искусстве нет

ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые

выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно

и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой,

вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно

людям и даже самым маленьким – дошкольникам.

Художественно-эстетическое развитие играет огромную роль в

процессе становления личности ребенка. Перед педагогом стоит сложная

задача привлечь своих воспитанников к познанию народного искусства,

созданного нашими предками. Очень важно донести до сознания детей,

что произведения народных умельцев являются образцами подлинного

искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в неразрывном

единстве.

Учитывая особенность возраста детей, эстетическое воспитание

дошкольников целесообразно осуществлять средствами приобщения детей

к народному, современному и традиционному искусству родного края.

В нашем исследовании мы использовали полхов – майданскую игрушку

т.к традиционная и народная педагогика России имеет все возможности

для успешного решения этой педагогической проблемы. А

художественные эстетические особенности этого искусства включают в

себя неисчерпаемый потенциал.

Следует отдельно отметить особенности выбранного нами вида

искусства. Полхов-Майданская роспись воспроизводит материальную,

духовную и эстетическую культуру народа. Художественные материалы,

используемые в этом виде искусства, очень привлекательны для

дошкольников. Результат художественной деятельности, в пределах

выбранного нами искусства, наглядный и может иметь практическое

использование. Изделия народного искусства возбуждают эстетические

эмоции, стимулируют стремление к художественной деятельности,

определенные художественные техники этого искусства доступны для кя

изображения детьми дошкольного возраста.

Е.А. Флерина была одной из тех, кто активно выступала за

использование народного искусства для развития детского творчества,

считая, что в процессе занятий дети приобретают навыки и умения,

необходимые для создания декоративных узоров [с.156].

Н.П. Сакулина утверждала, что детям дошкольного возраста близки и

понятны многие работы мастеров художественного творчества и это очень

помогает педагогу детского сада в формировании художественного

вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством. Ученый

обратила внимание педагогов дошкольных учреждений на необходимость

знакомства детей с произведениями народного искусства [с.208].

Н.П. Сакулина заложила основы обучения детей декоративному

рисованию, выделив главные элементы любого вида народного народного

искусства: орнамент, цветовая гамма и композиция, определяемая

украшаемым предметом. На основе этих идей строилось исследование

A.A. Грибовской, разработавшей систему занятий по декоративной

деятельности на подлинных образцах народного искусства.

Важную роль в развитии детского изобразительного творчества играет

народное искусство, произведения которого, как показали исследования

Н.Б. Халезовой и др. доступны детям дошкольного возраста. В процессе

восприятия искусства у них развиваются наблюдательность,

представление, воображение, понимание средств художественной

выразительности и др.

Анализ основных общеобразовательных программ («Детство», «От

рождения до школы», «Истоки», «Радуга», «Развитие» и других) и

парциальных («Гармония», «Красота-радость-творчество», «Природа и

художник», «Цветик-семицветик», «Цветные ладошки» и др.)

подтверждает, что задача приобщения детей к народной культуре ставится

уже на ступени дошкольного образования. По выводам ученых

(А.П. Усовой, Е.А.Флёриной, и др.) произведения, зачастую

использовались лишь в качестве предметов интерьера детского сада,

выступают лишь иллюстрацией для декоративно-оформительской работы

детей по образцу, без проникновения в сущность народного искусства и

процесса его создания.

В современной практике эта проблема остается недостаточно

изученной. Приобщать детей к культурным ценностям народа

необходимо с дошкольного возраста. Известно, что мировоззрение

личности, развитие у нее высокой духовности, творческого ума и

нравственных качеств формируется на основе чувств и эмоций. Поэтому

особое значение в воспитании детей дошкольного возраста на основе

народного творчества приобретает народная игрушка – самое доступное

эмоциональное средство народной педагогики.

Актуальность темы состоит в том, что произведения народного

искусства, в том числе полхов-майданская роспись, играют важную роль

в развитии детского творчества: в развитии воображения, фантазии, в

формировании художественного вкуса, в обогащении образной

выразительности создаваемых детьми работ. Однако не всегда народная

игрушка в современной практике является истинным средством

художественно – эстетического развития. Обусловлено это тем, что

остаются актуальные вопросы приобщения детей к отдельным образцам

народного искусства. Особую значимость имеют игрушки регионального

уровня.

Цель исследования: разработать систему педагогических мероприятий,

направленную на приобщение детей старшего дошкольного возраста к

полхов- майданской росписи.

Объект исследования: педагогическая система художественно-

эстетического развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс педагогических мероприятий,

направленный на приобщение к искусству полхов-майданской игрушки

детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: разработанная система педагогических

мероприятий обеспечит успешное приобщение к искусству мастеров

Полхов-Майдана, если:

создать атмосферу для эмоционального, образного восприятия

произведений народного искусства;

включить ребёнка в разные виды художественной деятельности,

основанные на материале народного искусства;

направить процесс обучения на творческое отражение

впечатлений от произведений народного искусства;

использовать интегрированные формы деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую и

искусствоведческую литературу по проблеме приобщения детей старшего

дошкольного возраста к искусству Полхов-Майдана.

2. Раскрыть роль педагога в формировании у детей интереса к полхов-

майданскому промыслу.

3. Разработать и внедрить цикл педагогических мероприятий

художественно – эстетического развития по приобщению детей старшего

дошкольного возраста к искусству Полхов Майданской игрушки.

4. Определить эффективность работы по приобщению детей старшего

дошкольного возраста к народной игрушке в целях художественного -

эстетического развития.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и научно-

методической литературы;

анализ организации и содержания работы по приобщению детей к

декоративно-прикладному искусству в дошкольном учреждении;

эксперимент;

наблюдение;

беседа;

диагностические задания;

анализ продуктов детской изобразительной деятельности;

Во введении определяется актуальность развития декоративного

творчества детей дошкольного возраста. В первой главе представлен

теоретический анализ проблемы художественно-эстетического развития

детей дошкольного возраста, определяются особенности развития полхов -

майданского промысла, значение народного искусства в работе с детьми

дошкольного возраста, а также художественно - эстетическое развитие

детей дошкольного возраста средствами полхов - майданской игрушки.

Во второй главе анализируется система работы с детьми, представлены

методики и результаты художественно-эстетического развития у детей

дошкольного возраста, дается описание комплекса мероприятий,

направленных на оптимизацию процесса художественно-эстетического

развития детей старшего дошкольного возраста. В заключении подводятся

итоги работы, делаются выводы.

1. Значение декоративно-прикладного искусства в работе с детьми

Важную роль народного декоративно- прикладного искусства в

воспитании детей отмечали искусствоведы, психологи, исследователи

детского изобразительного творчества: ( Л.С. Выгодский, А. Н. Леонтьев,

Б.М.Теплов,

А. В. Запорожец, Е. А. Игнатьев, Е. А. Флерина, А.П.Усова, Н. П.

Сакулина,

Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, А. В.Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С.

Шацкий, Т.С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т. Н. Дронова,

А.А. Грибовская и дру гие) [4, 9, 14]. По мнению ученых, ознакомление с

произведениями народного декоративно-прикладного искусства

формирует в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре,

способствует воспитанию патриотических чувств. Познавая красоту

народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на

основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения,

восторга). Формируются образные представления, развивается мышление,

воображение. Восприятие произведений народного декоративно-

прикладного искусства формирует стремление ребенка

передатьвоспринятую красоту, запечатлеть тепредметы, которые ему

понравились, способствует развитию созидательной активности,

эстетических чувств ихудожественного вкуса, эстетической оценки

результатов труда народных мастеров, становлению художественных и

интелектуальных способностей.

Исследователи ( Л.С. Выгодский, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Е. А.

Игнатьев, Е. А. Флерина, А.П.Усова, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В.

А. Езикеева, А. В.Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Т.С.

Комарова, Н. Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т. Н. Дронова, А.А. Грибовская

и дру гие) народного декоративно-прикладного искусства неоднократно

отмечали родственность

мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными

критериями подобной близости декоративность и красочность

создаваемых ими образов. Именно поэтому занятия декоративно-

прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных

промыслов должны играть важную роль в развитии творческих

способностей детей и их задатков.

Декоративно-прикладное искусство, является одной из важнейших

областей народного творчества, возникло в глубокой древности и

развивалось в течение многих веков. История ее происхождения имеет

связь с художественным промыслом, художественно-промышленной

деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. А с

начала 20-го века и с художественным конструированием. [15].

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчетость

орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные

особенности произведения народного прикладного искусства, которые

созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка,

обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью,

воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривает

как часть материальной культуры.

К.Д. Ушинский отмечает, что народное искусство в силу своей специфики,

заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает

сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению

мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. [10; 67]

Декоративно - прикладное искусство является одним из факторов

гармоничного развития личности. Посредством общения с народным

искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к

своему краю.

Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные

традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к

миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир пре

развивать у них художественный вкус. Полюбив то, что его окружает,

ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному

искусству, что объединяет все виды. Увидит то, что отличает их друг от

друга в зависимости от природных условий, занятий месных жителей, их

вкусов. Знакомство с ноародным декоративно – прикладным искусством

обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает

интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества,

ребенок испытывает положительные эмоции. На основе которых

возникают более глубокие чувства: радости, восторга, восхищения.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту,

запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им

понравились, у детей развивается созидательная активность, формируются

эстетический и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам

народного декоративно прикладного искусства. У детей формируются

разнообразные способности как художественные, так и интелектуальные.

Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное

влияние на мыслительную деятельность дошкольников. При ознакомлении

с произведениями мастеров народных промыслов перед детьми

раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются

многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к

поколению.

Декоративно-прикладное искусство обогощает творческие стремления

детей переобразовывать мир. Развивает в детях нестандартность

мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и

наблюдать. А также видеть в реальных предметах декоративно-

прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Формируются

четкие и достаточно полные представления о применении предметов

декоративно-прикладного искусства в жизни.

Н.П. Сакулина отмечаетдетям дошкольного возраста близки и понятны

многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно

искусство игрушечника. Дошкольники воспринимают их глубже и полнее,

чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Это очень

помогает педагогу в формировании художественного вкуса детей и в

руководстве их изобразительным творчеством [5; 99].

Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось

А.П. Усовой. Ученый писала, что использование народного искусства в

детском саду никогда не было случайным побуждением, а всегда

выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами

дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом

способствовало народное искусство.

Таким образом можно сказатьчто произведения народного прикладного

искусства играют важную роль в художественном развитии детей

дошкольного возраста:

· в развитии их воображения;

· в фантазии;

· в формировании художествнного вкуса;

· в обогощении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с

фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной

музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно

дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Таким образом, очень важно познакомить детей с народным декоративно-

прикладным искусством. Именно оно, наполняет душу гармонией и

ритмом, формируя художественный вкус, создавая потонциал личности.

В основу проекта были взяты методические разработки по проектной

деятельности Н.Г.Комратовой, Л.Ф.Грибовой «Нижегородские

промыслы», а также методика обучения детей декоративному рисованию»

таких авторов, как Т.С Комарова, Г.Г. Григорьева, С.В. Погодина, Т.Г.

Казакова, А.А.Грибовская.

В проекте участвовали –воспитатели, дети (10 человек) и их родители.

Предполагалось распределение ролей в проектной группе. Воспитатель

организует образовательные ситуации, совместную продуктивную

деятельность, консультирование родителей. Дети участвуют в

образовательной и игровой деятельности. Родители подготавливают

материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на

практике.

Предполагаемый продукт проекта: рассматривали изделия полхов–

майданского промысла (деревянные игрушки - матрёшеки, коней-троек, а

также птички-свистульки, балалайки, погремушки шкатулки, пасхальные

яйца, вазочки, солонки, кубки, толкушки для кухни иллюстрации).

Использовали искусствоведческий рассказ об истории развития полхов-

майданского промысла, беседы с детьми о Нижегородском крае, о

мастерах умельцах. Организовали и провели выставку изделий полхов-

майданского промысла, просмотр видеофильма «История села

Полховский-Майдан»

Мы определили тему проекта, сформировали цель и определили задачи.

Подобрали материал по теме проекта. Составили план.

Цель проекта: Обобщить и закрепить представления детей о народных

промыслах Нижегородского края. Познакомить с полхов-майданской

игрушкой.

1.2. Метод

ические по

дходы в работе по пр

иобщению дете

й

дошкольно

го возраст

а к декорат

ивно - при

кладному ис

кусству

В дошкольном возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к

окружающему миру, очень важной является реализация его потребности в

изобразительном творчестве. Изучив психологические особенности детей

старшего дошкольного возраста и особенности их творческого развития,

мы перешли к изучению педагогического воздействия на детей с целью

развития у них декоративного творчества в процессе приобщения к полхов

– майданской росписи. Исходя из этого, складываются задачи изучения

данного теоретического раздела:

определение понятия «декоративное творчество»;

раскрытие значения декоративно-прикладного искусства в

развитии детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных

ученых;

анализ методов и приемов по обучению детей декоративному

рисованию.

Декоративное творчество предполагает создание различных образов на

основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного

искусства и трансформацию их в различные композиции в соответствии с

замыслом, ситуацией и поставленными целями.

Изобразительному творчеству детей присущи такие черты, как

обобщенность и схематичность образов, видение предметов укрупненно,

цельно и лаконично, без детализации. Смысловая точность и конкретность,

яркость цвета и контрастов характерна также и для профессионального

декоративного искусства, по своей эстетике близкого для детского

эстетического восприятия вещей и окружающей действительности.

Условием развития творческих способностей является условие овладения

навыками в данном виде народно-прикладного искусства, которое хранит

и передает традиции народной педагогики последующим поколениям.

Благодаря исследователям детского творчества Е.И. Васильевой, Т.Г.

Казаковой, Е.И. Ковальской, Т.С. Комаровой, Б.М. Маршак, Ю.В.

Максимова, Е.С. Рогалевой, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной

и др., изучение народного декоративно-прикладного искусства включено в

программу воспитания и обучения в детском саду и находит свое

отражение в процессе обучения, эстетического воспитания и творческого

развития дошкольников.

Известный теоретик использования народного искусства в развитии

творческого потенциала дошкольников Флерина Е.А. считала, что при

обучении рисованию детей необходимо использовать приемы народных

мастеров, так как, усваивая их, дети в полной мере могут овладеть

способами изображения [43].

В ходе проведения исследований по декоративному рисованию Е.И.

Ковальской и Е.И. Васильевой было выявлено влияние народного

декоративного искусства на эстетическое развитие детей. Ими было

подмечено насколько полно дети старшего дошкольного возраста могут

воспринять декоративное искусство, где нет занимательного сюжета,

насколько может быть устойчив и глубок интерес к этим произведения,

знакомство с образцами народного искусства способствует воспитанию

чувства любви к Родине, ее культуре, искусству и истории. Овладение

техникой исполнения способствует развитию воображения и творческих

способностей дошкольников [17].

Известный исследователь детского творчества Комарова Т.С.

утверждала, что средствами народного искусства можно воспитывать

личность ребенка, его эмоционально-волевую сферу, если с самого

раннего детства приобщать его к тем росткам прекрасного и доброго, что

содержит в себе оно: развивать фантазию, побуждать к стремлению

творческого подхода к обучению, уважительного отношения к продуктам

творчества других людей и субъектам эстетического содержания. На

занятиях по народному искусству дети знакомятся с такими образцами и

приучаются видеть прекрасное в его многообразии.

В.Б. Косминская определяла следующие задачи обучения старших

дошкольников декоративному рисованию: развивать композиционные

умения составления узоров на плоских и объемных формах;

развивать чувство цвета и ритма в использовании разнообразных цветов;

учить различать разные виды народной декоративной росписи;

совершенствовать технические навыки рисования красками и

карандашами [с.128].

Н.П. Сакулина обращала наше внимание на тот факт, что детям

доступно понимание работ народных мастеров декоративной росписи,

лепки, вышивки. В их сердцах намного более глубок отзвук восприятия

этих работ в сравнении с полотнами живописи и станковой скульптуры,

что помогает педагогу сформировать эстетический вкус у дошкольников и

руководить их изобразительным творчеством [с. 208].

В широком смысле современное общество предъявляет высокие

требования к развитию современного человека, в том числе и творческого,

самобытность которого как раз и может быть достигнута путем обращения

к культурным народным ценностям, таким как полхов-майданская

роспись.

В программе от «Рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой для детей старшего возраста в

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в

разделе «Декоративное рисование» перед педагогами ставятся задачи:

1.

Познакомить с росписью полхов-майдана.

2.

Включать полхов-майданскую роспись в творческую работу детей,

помогать осваивать специфику этих видов росписи.

3.

Знакомить с региональным(местным)декоративным искусством.

4.

Учить составлять узоры по мотивам полхов-майданской росписи:

знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья,

травка, усики, завитки, оживки).

Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия.

Для развития творчества в декоративной деятельности использовать

декоративные ткани.

5.

Предоставлять детям бумагу, предметов быта (салфетка, полотенце).

6.

Учить

ритмично

располагать

узор.

Предлагать

расписывать

бумажные силуэты и объемные фигуры.

Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от

назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент.

Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы

и содержании.

Современная полхов-майданская роспись необычайно яркая, чистая,

непосредственная и близкая детскому рисунку, и детскому восприятию.

Чтобы максимально доступно объяснить ребёнку принцип рисования

полхов-майданского узора вспомним порядок работы мастеров Полхов-

Майдана над украшением изделий.

1 этап - Деревянное «белье»- заготовка из дерева

2 этап - Грунтовка- изделие покрывают сверху крахмальным грунтом

3 этап - Нанесение контура - тонкой кисточкой или перышком

наносится контур узора по всей поверхности изделия.

4 этап - Роспись- заполнение контура узора цветом.

С.В.Погодина предлагает всю работу по развитию детского

декоративного творчества на материале полхов-майданской росписи

строить в трёх направлениях.

Первое направление - это знакомство детей с определённым видом

народного декоративно-прикладного искусства, с его характерными

особенностями, мотивами, элементами, выразительными средствами;

знакомство детей с различными видами орнаментов: геометрическим,

растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным.

Основной целью такой работы является формирование эстетических

представлений у детей дошкольного возраста об особенностях народного

декоративно-прикладного искусства, его видах и специфике.

Второе направление - это обучение декоративному рисованию;

знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров.

Третье направление - учить детей создавать декоративный образ,

используя элементы и мотивы определённой росписи, стимулировать

декоративное фантазирование по мотивам промыслов и видов народного

декоративно-прикладного искусства.

Формой организации детского декоративного творчества являются

занятия по ознакомлению детей с полхов-майданской росписью

«Путешествуем по Полхов-Майдану.»

Тема 1. «Яркий Полхов-Майдан»

Тема 2 «Рисуем листики»

Тема 3 «Рисуем ягодки»

Тема 4 « Рисуем бутон»

Тема 5 «Рисуем розу»

Тема 6 « Бочонок для лета»

Тема 7 « Полхов-майданский пейзаж»

Тема 8 «Полхов-майданский город» (коллективная работа).

В процессе ознакомления детей дошкольного возраста с

произведениями Полхов-Майдана А.А.Грибовская, С.В.Погодина

рекомендует использовать вопросы:

1.

Вам нравится это изделие?

2.

Что делает его красивым?

3.

Какие элементы больше всего выделяются?

4.

Для чего нужно это изделие?

5.

Из чего оно сделано? Из каких материалов?

6.

Какие цвета присутствуют в росписи? Красиво ли сочетание цветов?

Какие цвета (оттенки) самые главные?

7.

Какие элементы повторяются в росписи?

8.

Какие элементы росписи главные? Почему?

9.

На какую геометрическую форму похожи элементы росписи?

10.

Чем похожи и чем отличаются мотивы росписи (цветы, птицы,

кони)?

11.

Где чаще всего можно увидеть это изделие?

12.

Понравилась ли вам эта роспись?

13. Знаете ли вы как называется эта роспись?

Развивать творчество можно также с помощью лепки и аппликации.

Для этого используются деревянные заготовки или бумага, а потом

наносятся на них элементы полхов-майданскую росписи.

При обучении детей исследователи рекомендует использовать

определённые правила:

1.

Необходимо приучать детей не касаться основы для росписи,

чтобы не оставлять следы, которые потом плохо перекрываются другими

цветами.

2.

Если составление композиции вызывает трудности, то можно

использовать комплект трафаретов, выполненных из папки-уголка или

плотной плёнки.

3.

Работа покажется интересней с использованием метода

приложения шаблонов, вырезанных из плотного картона, на основу для

росписи.

4.

Иногда дети допускают неточности в исполнении некоторых

операций, которые можно ликвидировать путём дорисовки нового

элемента или увеличения силуэта элемента росписи.

5.

Контур легче сначала рисовать маркером. Когда рука

привыкнет двигаться уверенно и плавно, можно предложить тонкую кисть

для выполнения контурного рисунка.

После того как технические навыки у детей будут сформированы,

можно начать развивать у детей творческое воображение, используя в

свободное от занятий время дидактические игры, развивающие

воображение, память, творчество, умение анализировать.

Исследователи А.А. Грибовская, С.В. Погодина, в работе с детьми

рекомендуют использовать такие формы организации детского

декоративного творчества как:

Сюжетно-ролевые игры.

1. «Матрёшки» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Цель игры: формировать представления об особенностях

взаимодействия в семье.

2. «Мастерская» (для детей старшего дошкольного).

Игра направлена на формирование эстетических представлений об

особенностях создания полхов-майданских игрушек-таратушек.

В этой игре дети распределяют следующие роли: артель мастеров,

которые вырезают из картона силуэты игрушек, покрывают их грунтом, и

артель мастериц, которые расписывают изделия. Отдельную группу

составляют владелец мастерской - продавец и покупатели. Роли

распределяются с помощью жребия. Ведущим является «владелец-

продавец», который регулирует процесс игры, руководит процессом

изготовления изделий.

По ходу игры «мастера» и «мастерицы» совместно обсуждают общую

идею игрушек. В каждой партии игрушек должна быть единая идея,

которая находит отражение в форме игрушек и их росписи. Например,

владелец дал задание подготовить игрушки для детей к Новому году.

Мастера и мастерицы должны совместно решить, какие игрушки они

будут выпускать и как их оформлять.

После того как изделия выполнены, их оценивает владелец и

выставляет для продажи. Пока изделия готовятся, покупатели посещают

выставку, на которой владелец мастерской рассказывает о промысле.

Иногда может провести мини мастер-класс, чтобы заинтересовать

покупателей. За символическую плату покупатели приобретают товар.

В завершение игры покупатели обмениваются мнением об изделиях

(указывают причину, почему они купили этот товар, или высказывают

свои замечания).

Игра прекращается тогда, когда весь товар распродан и все задания

«владельца» «мастерами» и «мастерицами» выполнены.

Также предлагается использовать дидактические игры.

1. «Составь узор»

Дети составляют целостную композицию из элементов полхов-

майданской росписи. Сначала можно предложить детям картинки-схемы,

отражающие разные варианты составления композиций. Как только дети

поймут принцип составления композиции узора полхов-майданской

росписи, можно предложить им составить свой вариант композиции. Чем

старше по возрасту дети, тем более мелкие детали им предоставляются для

игры.

Побеждает тот, кто быстрее и правильнее составит картинку из

элементов (когда в качестве опоры дети используют картинки-схемы и кто

составит оригинальную композицию (когда дети работают без опоры).

Показатель оригинальности заключается в отсутствии повторов со

стороны детей.

В завершении игры дети рассказывают о той композиции, которая у них

получилась.

2. «Дорисуй элемент»

Дети рассматривают и выбирают для работы карточки-схемы с

различными композициями, которые необходимо воспроизвести на папке-

уголке и придумать детали, чтобы узор был целостным. После того как

дети выбрали карточку-схему, они вставляют её в папку-уголок и

пытаются повторить узор, далее они достраивают композицию, чтобы

достигнуть целостности рисунка. Затем дети раскрашивают свой рисунок

цветными фломастерами или маркерами. Получившееся изображение они

могут перенести на лист бумаги. Для этого необходимо слегка смочить

лист бумаги водой, приложить к рисунку, плотно прижать, прогладить и

аккуратно снять лист бумаги.

Побеждает тот, кто точнее сможет воспроизвести композицию с

картинки-схемы и придумать оригинальные дополнения для композиции.

Показатель оригинальности заключается в отсутствии повторов со

стороны детей.

3. «Игрушки-таратушки»

Дети рассматривают силуэты игрушек («бельё»), после этого им

необходимо подобрать элементы узора и воспроизвести их на силуэте или

заготовке. После того как дети распишут игрушки, они должны описать

их, выделить в них особенности. Побеждает тот, кто сможет точнее

передать элементы росписи и подробнее описать своё изделие.

4. «Восстанови цепочку»

Детям предлагаются карточки, на которых изображены отдельные

этапы выполнения мотива росписи (или создания изделия). Необходимо

разложить карточки так, чтобы восстановить последовательность

выполнения того или иного мотива городецкой росписи или этапы

создания отдельного изделия. Выигрывает тот, кто быстро и правильно

восстановит цепочку этапов выполнения росписи.

Упражнения - одна из форм организации детского декоративного

твочества.

1. «Рисуем по точкам»

Цель упражнения: формировать у детей умение воспроизводить по

точкам контур элементов полхов-майданской росписи.

2. «Чудесные раскраски»

Цель упражнения: формировать у детей умение подбирать цвета и

оттенки для росписи элементов по мотивам полхов-майданской росписи.

3. «Продолжи узор»

Цель упражнения: формировать у детей умение завершать ритмичную

композицию.

С детьми старшего дошкольного возраста идёт дальнейшая работа по

освоению детьми декоративной художественной деятельности. Среди

задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется

задача обучения новым элементам узора (обводка, цветы, листья, ягоды).

Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным

искусством, у детей формируется уважение к этому труду.

Дети осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы

узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных

изображениях предметов (бочонок, конь, свистулька, грибок.). Опыт,

полученный детьми в предшествующей группе, позволяет ставить задачи,

предполагающие овладение дошкольниками обобщенными знаниями и

умениями, развитие у них большей самостоятельности, творчества.

Задачи проекта:

1. Вызвать интерес и желание добывать сведения о незнакомых народных

промыслах нашего края.

2. Сформировать эстетическое представления об особенностях создания

полхов-майданских игрушек- тарарушек.

3. Развить умение классифицировать элементы разных росписей

(хохломская, городецкая, семёновская, полхов-майданская).

4. Развить цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять

знания о материалах, их которых сделаны предметы.

Для успешной реализации проекта мы подобрали подлинные народные

игрушки, иллюстрации городецкие, хохломские, гжель, полхов-

майданские, семёновские росписи, матрешки и др.) Таблицы с элементами

росписей, схемы поэтапного рисования различных видов росписей. Бумага

для рисования, краски, гуашь, кисточки.

Мы предполагаем, что в результате проектной деятельности у детей будут

обогащены представления о народных промыслах Нижегородского края.

Дети будут узнавать полхов-майданскую игрушку по характерным

элементам росписи.

В проектной деятельности мы определили этапы работы:

1. Постановка проблемы.

Методы и приемы: сюрпризный момент. В детский сад приходит посылка

–сундучок, на нём написан адрес детского сада, а обратного адреса нет.

Детям задаётся вопрос «Как узнать откуда пришла посылка?» Дети

предложили открыть сундучок и посмотреть, что там.

2. Обсуждение проблемы.

Методы и приемы: рассматривание изделий народного промысла, беседы с

детьми о Нижегородском крае, о мастерах умельцах.

Дети открывают сундучок и достают оттуда предметы (хохломская посуда,

семёновская матрёшка, изделия городецкой росписи». Детям задавался

вопрос «Как узнать откуда пришла посылка?». Дети выдвигали

предположения – «Из другого детского сада», «Воспитатель положил»,

«Из другого города», «Из другой страны».

3. Работа над проектом.

Дети рассматривают все изделия. Детям задавался вопрос. «Где живут эти

изделия?»

Игра-лото «Русский сувенир». Цель игры — распределить карточки в

соответствии с особенностями росписи. Дети раскладывают карточки,

уточняют вид росписи и прикладывают к ним изделия из сундучка. В итоге

приходят к

выводу: все эти предметы сделаны мастерами Нижегородской области, они

же и прислали их из Городца и Семенова.

Воспитатель задаёт детям вопрос «Где можно разместить эти изделия,

чтобы все дети детского сада могли полюбоваться ими?»

Дети (ищут решение задачи). В центре изобразительной деятельности,

мастерской художественно-ручного труда, в кабинете заведующего, в

группе. После обсуждения дети решают, что эти предметы надо поставить

в группе на полочку.

Дети приносят все изделия в Центр краеведения. Затем делятся на три

группы и расставляют предметы по полочкам:

— хохломские изделия на полку с хохломой;

— матрешки — с семеновской росписью.

Представитель от каждой группы рассказывает, почему они поставили эти

предметы именно на эту полку. Рассказывая о предметах, дети

ориентируются на образцы, элементы той или иной росписи: на цвет,

растительные орнаменты, форму.

Детям задавался вопрос проблемного характера: «А если бы не было лесов

в нашей местности, могли наши мастера сделать деревянные изделия и

расписать их? Почему?».

4. Постановка новой проблемы.

Воспитатель вновь привлекает внимание детей к сундучку.

- «Дети, оказывается наш сундучок волшебный: у него есть второе дно. Вы

хотите посмотреть, что там спрятано?» В сундучке лежат игрушки,

сувениры полхов-майданского промысла (свистулька, лошадка, бочонок,

яйцо, грибок) Дети наводящими вопросами пытались отгадать, что там

лежит.

Затем предметы доставались, и мы задавали вопрос:

- «Дети, где живут эти изделия?»

Поскольку дети не были знакомы с полхов-майданским промыслом - перед

детьми мы поставили новую задачу: узнать об этих изделиях у родителей.

В содержание второго этапа входит: знакомство детей с полхов-

майданским промыслом и полхов-майданской росписью, включение

ребёнка в разные виды художественной деятельности, использование

интегрированных форм деятельности. Создание условий для творческого

взаимодействия.

Основной формой организации детского декоративного творчества были

интегрированные занятия по ознакомлению детей с полхов-майданским

промыслом и полхов-майданской росписью, на которых дети делились

полученными знаниями.

На этапе обучения рисованию по мотивам полхов-майданской росписи мы

поставили задачи:

1. Продолжать развивать декоративное творчество детей;

2. Развивать умение создавать узоры по мотивам полхов- майданской

росписи;

3. Учить детей выделять и передавать цветовую гамму полхов-майданской

росписи;

4. Закреплять умение создавать композиции полхов –майданской росписи

на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек;

5. Закреплять умение при составлении декоративной композиции

использовать характерные для полхов-майданской росписи элементы узора

и цветовую гамму.

На основе некоторых методик Г.Г. Григорьевой, С.В. Погодиной, Т.Г.

Казаковой мы определили направления в работе.

Первое направление (знакомство с промыслом Полхов-Майдан, его

историей, основными предметами, их функциональным назначением,

материалом и особенностями изготовления, колоритом, характерными

элементами росписи).

В работе мы использовали разнообразные методы и приемы:

рассматривали изделия полхов–майданского промысла (деревянные

игрушки - матрёшеки, коней-троек, а также птички-свистульки, балалайки,

погремушки шкатулки, пасхальные яйца, вазочки, солонки, кубки,

толкушки для кухни иллюстрации). Использовали искусствоведческий

рассказ об истории развития полхов-майданского промысла, беседы с

детьми о Нижегородском крае, о мастерах умельцах . Организовали и

провели выставку изделий полхов- майданского промысла, просмотр

видеофильма «История села Полховский-Майдан»

Одной из основных задач работы по данной теме было - создать атмосферу

для эмоционального, образного восприятия произведений народного

декоративно-прикладного искусства.

Поэтому мы подобрали: дидактические и развивающие игры, папки с

силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал.

Главная задача при обучении была: научить дошкольников рассматривать

образцы полхов-майданского промысла так, чтобы дети затем могли

выделить средства выразительности у любого образа игрушки.

В целях эмоционального восприятия, рассматривание игрушек на

занятиях, сопровождалось звучанием народной музыки, художественным

словом, прибаутками, потешками. В своей работе мы использовали

легенды, о том, как создавалась игрушка, как расписывалась, о ее

особенностях. Рассказ о промысле, сопровождался рассматриванием

игрушек. Направляли детей на целостное восприятие игрушки -

«Посмотрите, какая красивая игрушка». Учились её анализировать, а затем

вновь целостное восприятие, но уже на другом уровне.

В процессе рассматривания использовали жест руки, который помогал

вычленять форму, ее особенности. Давали игрушку в руки потрогать,

полюбоваться, посвистеть свистулькой. Определяли размер, фактуру

поверхности (гладкость, шероховатость). Рассматривали со всех сторон,

обследовали изделия с закрытыми глазами.

На занятиях детей знакомили сначала с игрушкой, а затем с другими

образцами полхо-майданского промысла в сравнении. Старались показать

общий образ изделий полхов-майданского промысла, их характерные

особенности, учили детей по характерным признакам росписи узнавать

изделие. Задавали вопросы, направленные на сравнение изделий и

определение их различий, разнообразие форм, ритмичное расположение

элементов узоров, цветовые сочетания.

Второе направление: целенаправленное обучение способам рисования,

знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров, копирование

элементов полхов-майданской росписи.

На этом этапе были эффективны такие методы, как рассматривание

изделий полхов-майданского промысла, иллюстраций, использование

вариативных эскизов, выполненных воспитателем. Многочисленные

образцы различных элементов полхов-майданской росписи, использование

динамических таблиц, то есть последовательность (алгоритм) выполнения

узора, показ приемов рисования элемента росписи. Каждый элемент

полхов –майданской росписи рассматривался и копировался на занятии

отдельно (по 1 на каждое занятие). Обыгрывали, использовали образец с

прорезью. Воспитатель или дети вставляли в прорезь рисунки, благодаря

чему образец приобретал законченный вид.

При знакомстве детей с тем или иным элементом помогали детям

почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращали внимание

на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к

занятию, дети рисовали отдельные элементы все более и более уверенно.

Не все дети сразу проявляли интерес к рисованию узоров, поэтому мы

давали время заинтересоваться полхов-майданской росписью, ее

игрушками, узорами и красотой.

Мы старались медленно двигаться от простого к сложному. Использовали

для росписи гуашь, так как полхов-майданская роспись многослойная, а

гуашевые краски быстро сохнут и их можно накладывать одну на другую.

Учились

рисовать на плотной белой бумаге. Чтобы получить цветовую гамму

полхов-майданской росписи, смешивали краски. В начале обучения учили

правильно держать кисть.

Чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них

знания, умения и навыки, а также развить способности в практической

деятельности мы использовали разнообразные методы и приемы.

Наиболее эффективными в нашей работе были такие методы работы, как

рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета,

положения. Также эффективным было обведение элементов рукой,

определение их места в узоре.

Отрабатывали технику прорисовывания отдельного элемента росписи,

использовали ряд упражнений на закрепление навыка «Рисуем по точкам»,

чтобы сформировать у детей умение воспроизводить по точкам контур

элементов полхов-майданской росписи. «Чудесные раскраски» упражняли

формировать у детей умение подбирать цвета и оттенки для росписи

элементов по мотивам полхов-майданской росписи, упражнение

«Продолжи рисунок» помогло сформировать у детей умение завершать

ритмичную композицию.

Для закрепления представлений о характерных особенностях полхов-

майданской росписи применялись дидактические игры, которые позволяли

детям запомнить элементы узоров росписи «Угадай, какая роспись?»

«Собери матрёшку», «Найди домик матрёшки», «Найди пару», «Собери

целое», «Четвертый лишний», «Декоративное домино».

В своей работе мы также использовали игровые обучающие ситуации,

игры - путешествия: «Поездка на выставку», «В гостях у мастеров -

игрушечников», «В гончарной мастерской». Большинство занятий

проводятся в «Русской избе». Воспитатель выступает в роли хозяйки избы,

которая привлекает детей к своим заботам и делам, рассказывает детям о

народных игрушках. При таком подходе не только музей приходит на

помощь педагогу, но и предметная среда начинает играть роль

воспитателя.

Обращали внимание детей на красоту окружающих их предметов и

явлений и особенно объектов природы, дающей богатый материал для

творческой фантазии и взрослому и ребенку.

Третье направление – подражание, создание декоративного образа. На

этапе подражания были эффективны такие приемы: составление

характерного для полхов- майданского промысла узор из уже усвоенных

элементов. При помощи вариативных эскизов детей знакомили с

характерной композицией полхов-майданской росписи.

При помощи фланелеграфа детей учили составлять (выкладывать из

готовых элементов) узор полхов – майданской росписи, компоновать

элементы, находить наиболее удачное и соответствующее традиции

промысла композиционное решение. Использовали игровые ситуации

«Умельцы». Детям предлагались для росписи различные формы (как

геометрические, так и силуэтные), детей учили чувствовать форму,

вписывать узор в силуэт. На этом этапе происходит тренировка

изображения, а также обучение детей придерживаться цвета, характерного

для полхов-майданской росписи.

Оценка детских работ проходила в игровой форме «Ярмарка». В

завершение обучающего этапа было проведено развлечение «Русская

матрёшка».

На третьем этапе формирующего эксперимента стало творческое

использование элементов в самостоятельной декоративной композиции.

Дети рисовали по собственному замыслу. Рисунки с предыдущих занятий

служили эскизами. Им предоставлялась большая свобода: в выборе

силуэта, формы, листа бумаги; в выборе элементов; в составлении

собственного узора по мотивам росписи. Работы детей оформили в

выставку. Оформили альбом по теме «Декоративно - прикладное

искусство».

Также были использованы творческие задания как «Укрась бочонок»,

«Укрась петушка», лошадку, свистульку, ложку, балалайку. Ребенку

предлагается самостоятельно выбирать мотивы, варианты композиции, не

нарушая особенностей росписи. На занятиях по замыслу дети составляли

узор

росписи на бумаге разной формы, используя знакомые мотивы, подбирая

цвет фона и элементов.

Такие занятия позволяли нам определить уровень представлений

воспитанников о росписи и установить, насколько свободно они

используют

Организовали кружок «Творческая мастерская», где обучали

декоративному рисованию, лепке, аппликации. Обучали детей составлять

композицию из готовых форм цветной бумаги. Когда представления о

полхов - майданской росписи закрепились, дети самостоятельно вырезали

и составляли аппликацию из элементов полхов-майданского узора, затем

чёрным маркером выполняли обводку.

Также использовали технику пластилинография. Дети на цветных

бумажных силуэтах, заготовках самостоятельно или с помощью

воспитателя рисовали простым карандашом узор, обводили его чёрным

маркером, затем заполняли пространство мягким пластилином. Дети, были

увлечены выполнением работы, создавали самостоятельно композицию,

использовали в полной мере приобретенные навыки, проявляли творческое

воображении (Приложение 6).

На завершающем третьем этапе, когда дети овладели техническими

навыками и умениями в изображении росписи, мы использовали и

коллективные формы работы «полхов- майданский город», «Собери

пейзаж». Которые повышали эмоциональный настрой детей на занятии.

Каждый ребёнок на небольшом формате отображал один элемент пейзажа,

в конце работы все работы объединяли, как пазлы в одну большую

композицию. Коллективные работы вызывали у детей восхищение. Дети

вместе с воспитателем обсуждали композицию работы, учились

договариваться, приобретали навыки сотрудничества.

Завершающим этапом формирующего эксперимента был праздник

«Веселая ярмарка».

Анализ детских работ проходил как «посещение выставки». В течении

проведения проектной деятельности в группе находилась выставка

предметов

полхов-майданского промысла. К концу проекта была организована

выставка детских работ, выполненных на занятиях и в самостоятельной

художественной деятельности.

Список литературы

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.:

Сфера, 2001.

2. Антонович Е.А., Захарчук-Чурай Р.В., Станкевич М.Е. Декоративно-

прикладное искусство. –Мир, 1993. – 272 с.

3. Балаболкин С.С. Интегративный потенциал народных художественных

промыслов Нижегородской области: дис. канд. фил. Наук /. – Нижний

Новгород, 2006. – 219 с.

4. Бакушинский А.В.«Художественное творчество и воспитание» (1925).

5. Богуславская И. Л. Русская игрушка. М: Мозаика-синтез, 2000.

6. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика:

Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав. 2-е изд., испр. и доп. М.:Акад.проект,

2005.-240с.

7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной

деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведении. - М. -

2000. – 258-256с.

8. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию,

лепке, аппликации: конспекты занятий. - М.: Скрипторий, 2008г.

9. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного

творчества: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по

специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и

методика дошк. Образования» / Т. Г. Казакова. – М.: Гуманитар. Изд.

Центр Владос, 2006. —98-103с.

10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7. —

М.: Педагогика, 1990. – 247 с.

11. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая

группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015

12. Погодина С.В. Теория и технология развития детского

художественного творчества: учебник для студ. Учреждений высш.

Образования / С.В. Погодина.- М: Издательский центр «Академия» , 2014.-

384 с.- ( Сер. Бакалавриат).

13. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного

творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /

С.В. Погодина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 352с.

14. Семенова Т.С. Художники Полховского Майдана и Крутца. – М.:

Советский художник, 1972. – 101 с.



В раздел образования