Автор: Авдонина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ «Детский сад № 38«Солнышко» комбинированного вида г. Орска»
Населённый пункт: г Орск Оренбургская обл
Наименование материала: статья
Тема: Организация предметно развивающей среды по Программе «Вдохновение»
Раздел: дошкольное образование
Организация предметно развивающей среды по Программе
«Вдохновение»
Представляем вашему вниманию опыт работы нашего МДОАУ № 38
комбинированного вида г Орска Оренбургской области на начальных этапах
организации предметно-пространственной среды по ООП «Вдохновение».
В связи с потребностями модернизации системы образования и
раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня
происходит трансформация системы дошкольного образования.
ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой,
другими
детьми,
взрослыми
и
миром
при
реализации
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на
сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки
деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная
предметно-пространственная среда.
Понятие
предметно-пространственная
среда
определяется
как
«система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его
духовного и физического развития, это единство социальных и предметных
средств».
Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных
образовательных
стандартов
(ФГОС)
становится
совершенствование
педагогического
процесса
и
повышение
развивающего
эффекта
образовательной работы с детьми посредством организации предметно-
пространственной
среды,
обеспечивающей
творческую
активность
и
реализацию ребёнка.
Роль развивающей среды можно рассмотреть с позиции ее функций.
1
Развивающая функция среды является ведущей. Понимание развития
как
результата
воспитания
и
обучения,
как
продвижение
от
«зоны
актуального» к «зоне ближайшего» (по Л. С. Выготскому) развития ребенка
определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов, с
которыми ребенок может действовать как вместе со взрослым, так и
самостоятельно. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет
ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий
мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на
свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и
возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному
желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен
механизм
саморазвития,
самореализации
подрастающей
личности.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации
сочетания уже известных, традиционных и новых, незнакомых компонентов,
что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее
форм к более сложным.
Не менее важна и стимулирующая функция среды. Среда развивает
ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес,
мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредственным
организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Такое
значение
роли
предметно-пространственной
среды
определяет
необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации
воспитателем.
Предметно-пространственная
среда
должна
выполнять
информационную функцию: каждый предмет несет определенные сведения
об
окружающем
мире,
становится
средством
передачи
социально-
культурного опыта. Предметы - это яркий источник познания окружающего
мира.
2
Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда
является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное
состояние.
Содержание
материалов
и
оборудования,
их
размещение,
планировка помещений, их цветовые характеристики должны вызывать
положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность.
Воспитывающая функция среды может реализоваться при условии
создания воспитательных ситуаций и является тем самым центром, где
зарождаются
сотрудничество,
положительные
взаимоотношения,
организованное поведение, бережное отношение к людям и предметам.
Организационная функция РППС создаёт не только благоприятные
условия для жизнедеятельности ребенка, но служит также непосредственным
организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет
необходимость компетентного и творческого подхода к ее проектированию
воспитателем.
Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде
различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством
развивающих материалов.
Для реализации содержания каждого из направлений развития и
образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей –
1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое
5. физическое развитие
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно насыщенной включать средства обучения (в том числе
технические),
материалы,
инвентарь,
игровое,
спортивное
и
оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую,
3
познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
детей,
экспериментирование
с
материалами,
доступными
детям;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие
детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей
- трансформируемой (изменение ПРС в зависимости от образовательной
ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
-
полифункциональной
(разнообразное
использование
различных
составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д.);
-
вариативной
(наличие в группе различных пространств, а так же
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей);
- доступной;
Размещение игр и игрушек, средств и орудий для деятельности должно
обеспечивать каждому ребенку, в том числе с ОВЗ (ребенку-инвалиду)
свободный к ним доступ, а также удобство их использования.
- Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по
обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной
безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых,
бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты).
Наряду с этим, безопасная предметная развивающая образовательная
среда должна способствовать реализации образовательных областей в
образовательном процессе,
включающем: 1) совместную партнерскую
деятельность
взрослого
и
детей;
2)
свободную
самостоятельную
деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной
развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым
ребенком
деятельности
по
интересам
и,
позволяющей
ему
взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
4
Педагогам ДО важно так организовать детскую деятельность, в том
числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении
наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной
цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а
способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить
перед
собой
цель,
оборудовать
свое
рабочее
место,
спланировать
деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку
действий,
добиваться
задуманного
результата,
проявляя
при
этом
положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и
сверстниками.
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им
самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а
не получать готовые знания от педагогов.
Важно,
чтобы
предметная
среда
имела
характер
открытой,
незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря,
среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых
обстоятельствах
предметный
мир,
окружающий
ребенка,
необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного
возраста.
Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную
среду
любой
возрастной
группы
в
ДОО,
необходимо
учитывать
психологические
основы
конструктивного
взаимодействия
участников
воспитательно-образовательного
процесса,
дизайн
и
эргономику
современной
среды
дошкольного
учреждения
и
психологические
особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
5