Напоминание

Организация предметно развивающей среды по Программе «Вдохновение»


Автор: Авдонина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ «Детский сад № 38«Солнышко» комбинированного вида г. Орска»
Населённый пункт: г Орск Оренбургская обл
Наименование материала: статья
Тема: Организация предметно развивающей среды по Программе «Вдохновение»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация предметно развивающей среды по Программе

«Вдохновение»

Представляем вашему вниманию опыт работы нашего МДОАУ № 38

комбинированного вида г Орска Оренбургской области на начальных этапах

организации предметно-пространственной среды по ООП «Вдохновение».

В связи с потребностями модернизации системы образования и

раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня

происходит трансформация системы дошкольного образования.

ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для

развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными

особенностями и склонностями, развития способностей и творческого

потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой,

другими

детьми,

взрослыми

и

миром

при

реализации

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на

сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки

деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная

предметно-пространственная среда.

Понятие

предметно-пространственная

среда

определяется

как

«система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его

духовного и физического развития, это единство социальных и предметных

средств».

Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС)

становится

совершенствование

педагогического

процесса

и

повышение

развивающего

эффекта

образовательной работы с детьми посредством организации предметно-

пространственной

среды,

обеспечивающей

творческую

активность

и

реализацию ребёнка.

Роль развивающей среды можно рассмотреть с позиции ее функций.

1

Развивающая функция среды является ведущей. Понимание развития

как

результата

воспитания

и

обучения,

как

продвижение

от

«зоны

актуального» к «зоне ближайшего» (по Л. С. Выготскому) развития ребенка

определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов, с

которыми ребенок может действовать как вместе со взрослым, так и

самостоятельно. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет

ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий

мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на

свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и

возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному

желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен

механизм

саморазвития,

самореализации

подрастающей

личности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации

сочетания уже известных, традиционных и новых, незнакомых компонентов,

что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее

форм к более сложным.

Не менее важна и стимулирующая функция среды. Среда развивает

ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес,

мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредственным

организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Такое

значение

роли

предметно-пространственной

среды

определяет

необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации

воспитателем.

Предметно-пространственная

среда

должна

выполнять

информационную функцию: каждый предмет несет определенные сведения

об

окружающем

мире,

становится

средством

передачи

социально-

культурного опыта. Предметы - это яркий источник познания окружающего

мира.

2

Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда

является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное

состояние.

Содержание

материалов

и

оборудования,

их

размещение,

планировка помещений, их цветовые характеристики должны вызывать

положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность.

Воспитывающая функция среды может реализоваться при условии

создания воспитательных ситуаций и является тем самым центром, где

зарождаются

сотрудничество,

положительные

взаимоотношения,

организованное поведение, бережное отношение к людям и предметам.

Организационная функция РППС создаёт не только благоприятные

условия для жизнедеятельности ребенка, но служит также непосредственным

организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет

необходимость компетентного и творческого подхода к ее проектированию

воспитателем.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде

различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством

развивающих материалов.

Для реализации содержания каждого из направлений развития и

образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей –

1. социально-коммуникативное развитие

2. познавательное развитие

3. речевое развитие

4. художественно-эстетическое

5. физическое развитие

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно насыщенной включать средства обучения (в том числе

технические),

материалы,

инвентарь,

игровое,

спортивное

и

оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую,

3

познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий

детей,

экспериментирование

с

материалами,

доступными

детям;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие

детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей

- трансформируемой (изменение ПРС в зависимости от образовательной

ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

-

полифункциональной

(разнообразное

использование

различных

составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д.);

-

вариативной

(наличие в группе различных пространств, а так же

разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих

свободный выбор детей);

- доступной;

Размещение игр и игрушек, средств и орудий для деятельности должно

обеспечивать каждому ребенку, в том числе с ОВЗ (ребенку-инвалиду)

свободный к ним доступ, а также удобство их использования.

- Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по

обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как

санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной

безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых,

бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты).

Наряду с этим, безопасная предметная развивающая образовательная

среда должна способствовать реализации образовательных областей в

образовательном процессе,

включающем: 1) совместную партнерскую

деятельность

взрослого

и

детей;

2)

свободную

самостоятельную

деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной

развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым

ребенком

деятельности

по

интересам

и,

позволяющей

ему

взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

4

Педагогам ДО важно так организовать детскую деятельность, в том

числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении

наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной

цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а

способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить

перед

собой

цель,

оборудовать

свое

рабочее

место,

спланировать

деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку

действий,

добиваться

задуманного

результата,

проявляя

при

этом

положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и

сверстниками.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им

самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а

не получать готовые знания от педагогов.

Важно,

чтобы

предметная

среда

имела

характер

открытой,

незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря,

среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых

обстоятельствах

предметный

мир,

окружающий

ребенка,

необходимо

пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного

возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную

среду

любой

возрастной

группы

в

ДОО,

необходимо

учитывать

психологические

основы

конструктивного

взаимодействия

участников

воспитательно-образовательного

процесса,

дизайн

и

эргономику

современной

среды

дошкольного

учреждения

и

психологические

особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

5



В раздел образования