Напоминание

"Личностно ориентированный подход при работе с одарёнными детьмив условиях реализации ФГОС ООО"


Автор: Есакова Татьяна Митрофановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение"Камызинская средняя общеобразовательная школа""
Населённый пункт: село Камызино Красненский район,Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Личностно ориентированный подход при работе с одарёнными детьмив условиях реализации ФГОС ООО"
Раздел: полное образование





Назад




Личностно ориентированный подход при работе с одарёнными детьми в условиях

реализации ФГОС ООО.

Есакова Т.М.

учитель МОУ «Камызинская сош»

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А.Сухомлинский.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно

мыслящих, творческих, активных. Поэтому одной из главных задач современной школы

является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Обучение

одаренных

школьников

в

условиях

введения

ФГОС

подразумевает

формирование

метапредметных умений, универсальных учебных действий.

В

современной

школе

работа

с

одаренными

детьми

это

неограниченное

поле

деятельности.

Как и многие образовательные учреждения страны наша школа также работает по

федеральному государственному образовательному стандарту. В основе ФГОС лежит

системно-деятельный

подход,

который

среди

множества

планируемых

результатов,

предполагает:

воспитание

и

развитие

качеств

личности,

отвечающих

требованиям

современного общества, учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их

развития,

обеспечение

роста

творческого

потенциала

и

познавательных

мотивов,

формирование

в

школьнике

потребности

в

самовоспитании,

самообразовании

и

саморазвитии.

В

этом

плане

большим

образовательным,

воспитательным

и

развивающим

потенциалом

обладает

иностранный

язык.

Основной

упор

в

методике

преподавания

делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции.

Уже

в

самом

методе

коммуникативного

обучения

заложены

возможности

не

только

обучению иностранному языку, но и формированию всесторонней личности готовой

ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Однако в школе

должны быть созданы благоприятные условия и творческая атмосфера для успешного

развития

способностей

всех

детей.

Такие

условия,

возможно,

создать,

осуществляя

личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в

центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе

у нас есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные.

Способный (Одаренный) ребенок, какой он?

Обладает:

отличной памятью,

высоким уровнем мышления и интеллекта,

хорошо развитой речью и хорошим произношением

большим словарным запасом.

широким кругозором

Отличается:

неприязнью к традиционным методам обучения,

стремлением к лидерству,

повышенным требованием к себе и окружающим,

стремлением к совершенству во всем,

Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то,

чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в

поддержке со стороны взрослых. Целостный подход к одаренному человеку, как личности,

необходим,

чтобы

реализовать

его

дар.

В

процессе целенаправленной

деятельности,

опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

Основные подходы в работе с одаренными детьми:

ускорение,

углубление,

обогащение,

проблематизация.

повышение уровня сложности заданий.

Я- учитель, и передо мной стоит задача поиска таких технологий, при которых каждый бы

ребенок раскрыл свою индивидуальность, свои способности.

В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями:

технология коммуникативного обучения

здоровьесберегающая технология

проектные и информационно – коммуникативные технологии

игровая технология

Проектные и информационно-коммуникативные технологии

1.

делают процесс обучения интересным;

2.

расширяют познания за пределы темы;

3.

придают учебному процессу динамичность и привлекательность;

4.

учащиеся становятся творческими исследователями;

5.

получают удовлетворение от работы.

Ролевые игры

1.

Активизируют творческий процесс на уроке.

2.

Включают элементы драматизации.

3.

Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.

4.

Предполагают неформальное общение.

Дифференцированный подход

Способным детям недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности

заданий. Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям . Если не

занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то

такого

ребенка

можно

потерять

как

ученика.

Такие

дети,

сделав

задание

быстро

и

качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо

от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или смотря , что дальше будет в учебнике.

Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять таких детей. Вот здесь и осуществляется

дифференцированный подход.

Если

обычному

ученику

нужно

сделать

10 заданий, то

способному ученику даю -15.Если задание для всех ответить на вопросы, то одаренному -

ответить

и

объяснить,

почему

он

так

думает;

если

задание

пересказать

текст,

то

одаренному проанализировать поступки героев, сделать выводы. Какие же творческие

задания можно предложить таким ученикам?

Придумать загадку;

Составить чайнворд, кроссворд, ребус;

Написать сочинение или рассказ

Составить quiz по заданной теме.

Выразительно прочитать стихотворение, диалог, рассказ.

Драматизировать диалог, сказку.

Для учеников с высокой познавательной мотивацией я также использую

мною

созданный

банк

творческих

заданий

и

упражнений

повышенной

сложности

(материалы прошлых олимпиад, интернет-ресурсы) и банк контрольно – измерительных

материалов базового и повышенного уровня и этот материал я широко использую на

уроках

и

в

качестве

дополнительного

материала

для

учащихся

с

особыми

образовательными потребностям.

С одаренными детьми также необходимо проводить индивидуальную работу. Я

считаю, своей основной задачей - на основе диалога и совместного поиска помочь таким

детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста. Для таких

детей я постоянно провожу консультации.

В

рамках

недели

иностранных

языков

у

нас

в

школе

проходят

различные

мероприятия, которые тоже направлены на выявление ,поддержку и развитие одаренных

учащихся.

Фонетические конкурсы.

Конкурсы переводов.

Викторины. Праздники.

Конкурс проектов.

Путешествие по англо - говорящим странам (виртуальные)

Выставки поделок, газет, рисунков

Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости ?

Это

зависит

от

широкого

спектра

причин

и

факторов.

Важную

роль

в

этом

играют

взрослые,

передо

мной

как

перед

педагогом

стоит

нелегкая

задача

по

созданию

максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика,

формированию

ситуации

успеха,

которая

будет

положительно

мотивировать

и

стимулировать творческую активность одарённых школьников.

Список используемой литературы

1.

Никитенко

З.Н.

Формирование

универсальных

учебных

действий

приоритет

начального иноязычного образования. // ИЯШ — № 6. — 2010.

2.

Маглели А.П. Эвристические методы обучения иностранному языку как условие

творческой реализации учащихся. — English. 2011, № 7

3.

Татарченкова С. С. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.

4.

Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов

Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В.

Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.



В раздел образования