Автор: Шишкоедова Марина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Курганский областной музыкальный колледж им.Д.Д.Шостаковича"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: статья
Тема: Организация начальных уроков по дирижированию
Раздел: среднее профессиональное
М. Н. Шишкоедова,
преподаватель
ГБПОУ «Курганский областной музыкальный колледж
им. Д. Д.Шостаковича»
Организация начальных уроков по дирижированию
Начинающий преподаватель дирижирования, приступая к педагогической работе и
намереваясь достичь в ней высоких результатов, должен иметь ясное представление о
всех параметрах своего предмета, о его месте в подготовке современного дирижера
оркестров, о том, как происходило историческое становление дирижирования в качестве
самостоятельной учебной дисциплины, как строить начальные уроки, чему их посвятить и
т.д.
Начальные уроки дирижирования - важнейшее звено процесса воспитания и
обучения дирижера. К ним мы относим занятия, начиная с первого занятия и до перехода
к работе над музыкальными произведениями. Продолжительность их может быть
различной,
к примеру,
от трех до десяти уроков.
Назначение их видится в
предварительной подготовке исполнительского
аппарата начинающего дирижера к
отработке
своих
способностей-
умений
на
материале
конкретных
музыкальных
произведений. Представляют собой они подготовительную стадию.
Это не уроки дирижирования в полном значении этого слова, потому что на них ученик
пока непосредственно не занимается исполнением музыки, а только готовится к нему.
Назовем её подготовительная стадия.
Основная часть начальных уроков проходит в
виде работы над подготовительными упражнениями. Будучи свободной, от иных задач,
такая работа обеспечивает нужную сосредоточенность на формирование элементарных
технических
предпосылок
для
дирижерского
воплощения
музыки.
Обращение
к
упражнениям может пойти на пользу учебному процессу.
Чем же конкретно нужно заниматься на начальных, подготовительных уроках?
Начнем с того, что оно требует определенных положений рук, головы, корпуса и ног,
освоение которых нужно провести до начала работы над произведениями. Приступая к
разучиванию первой пьесы, желательно иметь более или менее устойчивые навыки
движений по одной схеме тактирования. Приступая к управлению исполнения, дирижер
должен уметь показывать начало и окончание звучания, то есть владеть ауфтактами.
Таким образом, усвоение исходных положений дирижерского аппарата, развитие
координации звеньев руки, выработка ощущения вертикальной и горизонтальной
плоскостей тактирования, освоение простых дирижерских схем, овладение ауфтактами
начала и снятия звучания - вот основные задачи подготовительной стадии.
Приходя на первый урок, студены в абсолютном своем большинстве имеют самое
смутное представление о сути и предназначении дирижерского искусства, истории его
становления и развития, путях и сложностях приобщения к нему. А знать это нужно,
чтобы яснее видеть цель занятий, работать осознанно и продуктивно, поэтому вполне
резонно курс обучения дирижированию начать с освещения всех этих вопросов, посвятив
им один - два урока. Рассказ педагога должен быть содержательным эмоциональным,
показывающим уникальность дирижерской профессии, ее творческую увлекательность,
высокую требовательность к тем, кто посвящает себя ей. Очень желательно показать
несколько видеосюжетов с выступлениями известных дирижеров, фотоматериалы, книги
и т. п.
После этого можно переходить к решению главной задачи – постановке аппарата.
Постановка дирижерского аппарата должна проходить под пристальным вниманием
преподавателя, который с особой тщательностью будет следить за качеством отработки
приемов, не допуская закрепления ошибок. В ходе работы по постановке аппарата
преподаватель должен постоянно помнить, что нельзя тот или иной элемент подавать
как единственно возможный.
Постановка аппарата обычно начинается с усвоения
типовых исходных положений ног, корпуса, головы и рук.
Положение ног определяется, прежде всего, тем, что они являются опорой всего
исполнительского аппарата и должны обеспечивать устойчивость и четкость работы всех
его частей. А это достигается тогда, когда они либо расставлены в стороны, примерно на
ширину плеч или несколько меньше, либо одна из них слегка выдвинута вперед. Какое
положение выбрать – дело индивидуальное каждого ученика. А вот колени должны быть
одинаково прямыми у всех. Устойчивость положения ног не означает их полной
неподвижности. Длительное стояние в одной позиции утомительно, поэтому дирижеру во
время репетиции или концерта приходится периодически переступать, перемещать
тяжесть тела с одной ноги на другую. Но это должно делаться как можно реже. Излишняя
суета, хождение по подставке, приседания вредны и даже опасны для исполнительского
процесса. Они отвлекают оркестрантов от дирижерской палочки. Мешают передаче и
восприятию единого метра и могут привести к накладкам и срывам. К тому же они
мешают и слушателям.
Когда речь идет о постановке корпуса дирижера, всегда говорят, что ему надлежит
быть собранным, подтянутым. Стоять прямо, не горбиться, не сутулиться, плечи держать
развернутыми. В зависимости от характера с содержания музыки типовая дирижерская
поза может подвергаться тем или иным изменениям. И об этом надлежит знать ученику.
Все сказанное о корпусе относится и к положению головы. Она также держится
прямо, без напряжения и без раскачиваний. Но характер музыки может влиять и на её
положение.
Особого разговора заслуживают лицо и глаза дирижера, являющиеся мощнейшим
средством воздействия на оркестрантов. Главное назначение взгляда – установление
контакта с исполнителями. Поэтому лицо должно быть всегда обращено к оркестру. Оно
должно быть спокойным, не застывшим или испуганным, либо растерянным. Мимика его
согласуется с характером исполняемой музыки, она сдержанно выразительна. Но не
утрирована. Взгляд дирижера, дополняя жест, постоянно направлен на исполнителей,
как бы передает им его желания и требует их выполнения.
Он предупреждает,
подбадривает,
успокаивает
инструменталистов.
Навыки
зрительного
контакта
с
оркестром не появляются сами собой. Они требуют целенаправленного развития. Далеко
не у всех учеников удается сформировать их легко и быстро, преодолев привычку
«прятать» глаза от оркестрантов. Преподавателю необходимо проявлять мастерство и
настойчивость, чтобы приучить начинающего дирижера видеть воображаемый оркестр,
работая с концертмейстером.
Что же касается выразительной мимики, то овладение ею – дело весьма
деликатное. Развивать ее нужно, но очень осторожно. Чтобы не впасть в крайности.
Нельзя допускать на уроках мимические преувеличения.
Надо замечать каждое
проявление на лице ученика живого, естественного чувства, пробуждать его и поощрять.
Наиболее активной частью дирижерского аппарата являются руки. Именно они
несут основную нагрузку по управлению исполнительским процессом и должны быть
соответственно подготовлены к этой ответственной роли. Их постановка характеризуется
наибольшей сложностью и ответственностью, требует к себе самого пристального
внимания педагога. Исходные позиции будут характеризоваться тремя измерениями:
высотой,
шириной (величиной расстояния между руками) и глубиной (степенью
удаленности кистей от корпуса).
Любое из этих измерений имеет неисчислимое
количество градаций. Но в качестве основных принято выделять в каждом из них по три
положения. С точки зрения высоты - это низкая позиция (руки на уровне пояса), средняя
(на уровне диафрагмы), высокая (близко к плечевому поясу). По ширине различают –
узкую позицию (руки сближены к середине корпуса, кисти почти соприкасаются), среднюю
(руки находятся примерно на ширине корпуса) и широкую (руки отведены в стороны от
корпуса под углом приблизительно на 45 градусов).Относительно глубины выделяют –
близкую позицию (руки почти у корпуса), среднюю (кисти удалены от корпуса чуть
больше, чем на длину предплечья, в локтевом суставе рука образует угол немного
больше прямого), дальнюю (руки вытянуты почти на всю их длину).
Чтобы на подготовительной стадии не потеряться в таком многообразии, нужно
ограничиться освоением какого-то одного положения, на базе которого вести работу над
всеми другими компонентами постановки аппарата. Из всех возможных позиций наиболее
удобной и рациональной будет та, которая представляет собой некоторый усредненный
вариант по отношению ко всем иным её разновидностям. Такой позицией будет средняя
и по высоте, и по ширине, и по глубине. Такая усредненная позиция может быть названа
типовой.
Практическому усвоению исходной позиции целесообразно рассказать студенту
рассказ о значении рук в дирижировании, их строении, функции частей рук. После того
как ученик освоит позицию, можно будет переходить к развитию координации частей руки.
Ведь правильное взаимодействие плеча, предплечья и кисти имеет решающее значение
для эффективности работы дирижерского аппарата.
Плечо
– это опора всей руки, основа всех ее движений. В силу своего
местоположения непосредственно с оркестром не контактирует, поэтому оно заполняет, а
не отсчитывает доли. Его участие обеспечивает жестам большую протяженность в
пространстве и во времени, их энергетическую насыщенность, придает им при
необходимости ширину и мощь, певучесть и упругость. Велика его роль в показе
ауфтактов и дыхания.
Предплечье – занимает промежуточное положение, являясь продолжением плеча
и непосредственной опорой кисти. В его действиях сливаются функции плеча и кисти.
Оно играет большую роль в заполнении долей, выразительности, динамической
насыщенности. В тоже время активно участвует в тактировании, обозначении моментов
начала и окончания долей. Будучи связующим звеном, напрямую зависит от плеча и
кисти.
Кисть – завершает руку. Благодаря этому является наиболее важной частью руки
дирижера. В силу своих особенностей именно через неё дирижер получает ощущение
соприкосновения со звуком, ею он и рисует линию звука.
Итак, каждая часть руки, занимая особое присущее ей место, выполняет свои
более или менее самостоятельные функции и выполняет их во взаимодействии с
остальными частями. Все они взаимодополняют и помогают друг другу. Для того, чтобы
общий итог был высоким, каждое звено должно хорошо выполнять свои собственные
функции, и одновременно обеспечивать наиболее благоприятные условия для успешной
работы остальных звеньев.
На подготовительной стадии рекомендуется проводить специальные упражнения.
Наиболее доступными и понятными для студентов будут упражнения, разработанные
И. А. Мусиным. Упражнения представляют собой движения частей руки, входящие в
состав дирижерской техники, выполняются по принципу последовательного включения в
активную работу кисти, предплечья, плеча. Благодаря такой последовательности, ученик
получает возможность сосредотачивать внимание на одном звене руки, контролировать
его действия, добиваясь их правильности. Осваивать упражнения лучше каждой рукой в
отдельности.
Рассмотрев ряд вопросов, касающихся содержания и организации начальных
уроков, хочется отметить, что в любом случае, надо помнить, что начальные уроки имеют
чрезвычайно большое, а во многом и решающее значение в воспитании дирижера.
Именно на них формируется отношение учащегося
к предмету и своей будущей
специальности. Будет ли оно заинтересованным и плодотворным, или равнодушным и
безрезультатным определяется начальными уроками. В этот же период происходит
становление режима самостоятельных занятий, их содержательности и интенсивности,
закладывается
основа
дирижерского
мышления
и
техники.
Все это требует от преподавателя предельного внимания к начальным урокам,
тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого студента и активного
поиска средств достижения высоких результатов занятий.