Напоминание

Организация начальных уроков по дирижированию


Автор: Шишкоедова Марина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Курганский областной музыкальный колледж им.Д.Д.Шостаковича"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: статья
Тема: Организация начальных уроков по дирижированию
Раздел: среднее профессиональное





Назад




М. Н. Шишкоедова,

преподаватель

ГБПОУ «Курганский областной музыкальный колледж

им. Д. Д.Шостаковича»

Организация начальных уроков по дирижированию

Начинающий преподаватель дирижирования, приступая к педагогической работе и

намереваясь достичь в ней высоких результатов, должен иметь ясное представление о

всех параметрах своего предмета, о его месте в подготовке современного дирижера

оркестров, о том, как происходило историческое становление дирижирования в качестве

самостоятельной учебной дисциплины, как строить начальные уроки, чему их посвятить и

т.д.

Начальные уроки дирижирования - важнейшее звено процесса воспитания и

обучения дирижера. К ним мы относим занятия, начиная с первого занятия и до перехода

к работе над музыкальными произведениями. Продолжительность их может быть

различной,

к примеру,

от трех до десяти уроков.

Назначение их видится в

предварительной подготовке исполнительского

аппарата начинающего дирижера к

отработке

своих

способностей-

умений

на

материале

конкретных

музыкальных

произведений. Представляют собой они подготовительную стадию.

Это не уроки дирижирования в полном значении этого слова, потому что на них ученик

пока непосредственно не занимается исполнением музыки, а только готовится к нему.

Назовем её подготовительная стадия.

Основная часть начальных уроков проходит в

виде работы над подготовительными упражнениями. Будучи свободной, от иных задач,

такая работа обеспечивает нужную сосредоточенность на формирование элементарных

технических

предпосылок

для

дирижерского

воплощения

музыки.

Обращение

к

упражнениям может пойти на пользу учебному процессу.

Чем же конкретно нужно заниматься на начальных, подготовительных уроках?

Начнем с того, что оно требует определенных положений рук, головы, корпуса и ног,

освоение которых нужно провести до начала работы над произведениями. Приступая к

разучиванию первой пьесы, желательно иметь более или менее устойчивые навыки

движений по одной схеме тактирования. Приступая к управлению исполнения, дирижер

должен уметь показывать начало и окончание звучания, то есть владеть ауфтактами.

Таким образом, усвоение исходных положений дирижерского аппарата, развитие

координации звеньев руки, выработка ощущения вертикальной и горизонтальной

плоскостей тактирования, освоение простых дирижерских схем, овладение ауфтактами

начала и снятия звучания - вот основные задачи подготовительной стадии.

Приходя на первый урок, студены в абсолютном своем большинстве имеют самое

смутное представление о сути и предназначении дирижерского искусства, истории его

становления и развития, путях и сложностях приобщения к нему. А знать это нужно,

чтобы яснее видеть цель занятий, работать осознанно и продуктивно, поэтому вполне

резонно курс обучения дирижированию начать с освещения всех этих вопросов, посвятив

им один - два урока. Рассказ педагога должен быть содержательным эмоциональным,

показывающим уникальность дирижерской профессии, ее творческую увлекательность,

высокую требовательность к тем, кто посвящает себя ей. Очень желательно показать

несколько видеосюжетов с выступлениями известных дирижеров, фотоматериалы, книги

и т. п.

После этого можно переходить к решению главной задачи – постановке аппарата.

Постановка дирижерского аппарата должна проходить под пристальным вниманием

преподавателя, который с особой тщательностью будет следить за качеством отработки

приемов, не допуская закрепления ошибок. В ходе работы по постановке аппарата

преподаватель должен постоянно помнить, что нельзя тот или иной элемент подавать

как единственно возможный.

Постановка аппарата обычно начинается с усвоения

типовых исходных положений ног, корпуса, головы и рук.

Положение ног определяется, прежде всего, тем, что они являются опорой всего

исполнительского аппарата и должны обеспечивать устойчивость и четкость работы всех

его частей. А это достигается тогда, когда они либо расставлены в стороны, примерно на

ширину плеч или несколько меньше, либо одна из них слегка выдвинута вперед. Какое

положение выбрать – дело индивидуальное каждого ученика. А вот колени должны быть

одинаково прямыми у всех. Устойчивость положения ног не означает их полной

неподвижности. Длительное стояние в одной позиции утомительно, поэтому дирижеру во

время репетиции или концерта приходится периодически переступать, перемещать

тяжесть тела с одной ноги на другую. Но это должно делаться как можно реже. Излишняя

суета, хождение по подставке, приседания вредны и даже опасны для исполнительского

процесса. Они отвлекают оркестрантов от дирижерской палочки. Мешают передаче и

восприятию единого метра и могут привести к накладкам и срывам. К тому же они

мешают и слушателям.

Когда речь идет о постановке корпуса дирижера, всегда говорят, что ему надлежит

быть собранным, подтянутым. Стоять прямо, не горбиться, не сутулиться, плечи держать

развернутыми. В зависимости от характера с содержания музыки типовая дирижерская

поза может подвергаться тем или иным изменениям. И об этом надлежит знать ученику.

Все сказанное о корпусе относится и к положению головы. Она также держится

прямо, без напряжения и без раскачиваний. Но характер музыки может влиять и на её

положение.

Особого разговора заслуживают лицо и глаза дирижера, являющиеся мощнейшим

средством воздействия на оркестрантов. Главное назначение взгляда – установление

контакта с исполнителями. Поэтому лицо должно быть всегда обращено к оркестру. Оно

должно быть спокойным, не застывшим или испуганным, либо растерянным. Мимика его

согласуется с характером исполняемой музыки, она сдержанно выразительна. Но не

утрирована. Взгляд дирижера, дополняя жест, постоянно направлен на исполнителей,

как бы передает им его желания и требует их выполнения.

Он предупреждает,

подбадривает,

успокаивает

инструменталистов.

Навыки

зрительного

контакта

с

оркестром не появляются сами собой. Они требуют целенаправленного развития. Далеко

не у всех учеников удается сформировать их легко и быстро, преодолев привычку

«прятать» глаза от оркестрантов. Преподавателю необходимо проявлять мастерство и

настойчивость, чтобы приучить начинающего дирижера видеть воображаемый оркестр,

работая с концертмейстером.

Что же касается выразительной мимики, то овладение ею – дело весьма

деликатное. Развивать ее нужно, но очень осторожно. Чтобы не впасть в крайности.

Нельзя допускать на уроках мимические преувеличения.

Надо замечать каждое

проявление на лице ученика живого, естественного чувства, пробуждать его и поощрять.

Наиболее активной частью дирижерского аппарата являются руки. Именно они

несут основную нагрузку по управлению исполнительским процессом и должны быть

соответственно подготовлены к этой ответственной роли. Их постановка характеризуется

наибольшей сложностью и ответственностью, требует к себе самого пристального

внимания педагога. Исходные позиции будут характеризоваться тремя измерениями:

высотой,

шириной (величиной расстояния между руками) и глубиной (степенью

удаленности кистей от корпуса).

Любое из этих измерений имеет неисчислимое

количество градаций. Но в качестве основных принято выделять в каждом из них по три

положения. С точки зрения высоты - это низкая позиция (руки на уровне пояса), средняя

(на уровне диафрагмы), высокая (близко к плечевому поясу). По ширине различают –

узкую позицию (руки сближены к середине корпуса, кисти почти соприкасаются), среднюю

(руки находятся примерно на ширине корпуса) и широкую (руки отведены в стороны от

корпуса под углом приблизительно на 45 градусов).Относительно глубины выделяют –

близкую позицию (руки почти у корпуса), среднюю (кисти удалены от корпуса чуть

больше, чем на длину предплечья, в локтевом суставе рука образует угол немного

больше прямого), дальнюю (руки вытянуты почти на всю их длину).

Чтобы на подготовительной стадии не потеряться в таком многообразии, нужно

ограничиться освоением какого-то одного положения, на базе которого вести работу над

всеми другими компонентами постановки аппарата. Из всех возможных позиций наиболее

удобной и рациональной будет та, которая представляет собой некоторый усредненный

вариант по отношению ко всем иным её разновидностям. Такой позицией будет средняя

и по высоте, и по ширине, и по глубине. Такая усредненная позиция может быть названа

типовой.

Практическому усвоению исходной позиции целесообразно рассказать студенту

рассказ о значении рук в дирижировании, их строении, функции частей рук. После того

как ученик освоит позицию, можно будет переходить к развитию координации частей руки.

Ведь правильное взаимодействие плеча, предплечья и кисти имеет решающее значение

для эффективности работы дирижерского аппарата.

Плечо

– это опора всей руки, основа всех ее движений. В силу своего

местоположения непосредственно с оркестром не контактирует, поэтому оно заполняет, а

не отсчитывает доли. Его участие обеспечивает жестам большую протяженность в

пространстве и во времени, их энергетическую насыщенность, придает им при

необходимости ширину и мощь, певучесть и упругость. Велика его роль в показе

ауфтактов и дыхания.

Предплечье – занимает промежуточное положение, являясь продолжением плеча

и непосредственной опорой кисти. В его действиях сливаются функции плеча и кисти.

Оно играет большую роль в заполнении долей, выразительности, динамической

насыщенности. В тоже время активно участвует в тактировании, обозначении моментов

начала и окончания долей. Будучи связующим звеном, напрямую зависит от плеча и

кисти.

Кисть – завершает руку. Благодаря этому является наиболее важной частью руки

дирижера. В силу своих особенностей именно через неё дирижер получает ощущение

соприкосновения со звуком, ею он и рисует линию звука.

Итак, каждая часть руки, занимая особое присущее ей место, выполняет свои

более или менее самостоятельные функции и выполняет их во взаимодействии с

остальными частями. Все они взаимодополняют и помогают друг другу. Для того, чтобы

общий итог был высоким, каждое звено должно хорошо выполнять свои собственные

функции, и одновременно обеспечивать наиболее благоприятные условия для успешной

работы остальных звеньев.

На подготовительной стадии рекомендуется проводить специальные упражнения.

Наиболее доступными и понятными для студентов будут упражнения, разработанные

И. А. Мусиным. Упражнения представляют собой движения частей руки, входящие в

состав дирижерской техники, выполняются по принципу последовательного включения в

активную работу кисти, предплечья, плеча. Благодаря такой последовательности, ученик

получает возможность сосредотачивать внимание на одном звене руки, контролировать

его действия, добиваясь их правильности. Осваивать упражнения лучше каждой рукой в

отдельности.

Рассмотрев ряд вопросов, касающихся содержания и организации начальных

уроков, хочется отметить, что в любом случае, надо помнить, что начальные уроки имеют

чрезвычайно большое, а во многом и решающее значение в воспитании дирижера.

Именно на них формируется отношение учащегося

к предмету и своей будущей

специальности. Будет ли оно заинтересованным и плодотворным, или равнодушным и

безрезультатным определяется начальными уроками. В этот же период происходит

становление режима самостоятельных занятий, их содержательности и интенсивности,

закладывается

основа

дирижерского

мышления

и

техники.

Все это требует от преподавателя предельного внимания к начальным урокам,

тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого студента и активного

поиска средств достижения высоких результатов занятий.



В раздел образования