Автор: Торчинова Анжела Эльбрусовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО психологический центр диагностики и консультирования "Доверие"
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: презентация
Тема: "Социально-педагогическая миссия организации дополнительного образования детей"
Раздел: дополнительное образование
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор презентации:
Торчинова Анжела Эльбрусовна
заведующая отделом социальной педагогики
центра «Доверие»
МАУДО психологический центр диагностики и консультирования «Доверие» г. Владикавказа.
Владикавказ 2017 год
.
4 сентября 2014 г. Правительство Российской Федерации своим
распоряжением
N
1726-р
утвердило
Концепцию
развития
дополнительного
образования
детей.
Концепция
делает
акцент
на миссии
дополнительного
образования
и
необходимости
общественного признания его ценностного статуса в современном
российском
обществе.
В
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей
приоритетность
воспитания
определяется
следующим
образом:
«Формирование
у
детей
гражданской
ответственности и правого самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности
к успешной социализации в обществе…».
Это
является
объяснением
того,
что
организацию
работы
педагоги
в
детских
объединениях
должны
направлять
на
возможность
проявить
самостоятельность
и
организаторские
способности ребятам с разным уровнем подготовки.
Обучающийся
должен
обладать
нравственным
,
познавательным, коммуникативным, эстетическим и физическим
потенциалом.
Это
должна
быть
личность,
социализированная
в
обществе
.
Главным
элементом
социальной
активности
обучающихся
является
патриотическое
воспитание,
так
как
человек воспитанный на любви к своему Отечеству, не может быть
равнодушен к тому, что происходит в обществе, будет стремиться к
его усовершенствованию, изменению в лучшую сторону.
КОНЦЕПЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЯВЛЯЯСЬ
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ ДОКУМЕНТОМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА, ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
отражает совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место в российской системе образования и роль в решении социально значимых проблем детей и подростков
отражает совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место в российской системе образования и роль в решении социально значимых проблем детей и подростков
определяет формы социального партнёрства государственных, негосударственных и общественных институтов общества
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ КАК:
Процесс освоения добровольно избранного человеком вида
деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта
обязательного (общего, начального, среднего, высшего
профессионального) образования, позволяющего ребенку
приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве,
максимально реализовать себя, самоопределиться предметно,
социально, профессионально, личностно .
Современное дополнительное
образование не просто элемент
существующей системы общего
образования, а самостоятельный
источник образования,
способствующий достижению
ключевых компетентностей в
различных сферах жизненного
самоопределения ребенка.
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ:
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАВНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
ВСЕХ ЧЛЕНОВ
ОБЩЕСТВА.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ
СВОИХ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ
ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ РЕБЕНОК В ТЕЧЕНИЕ
ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВОДИТ СВОЙ ДОСУГ В
УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
привлекательность самой деятельности
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПРОТЕКАЕТ В РАМКАХ СВОБОДНОГО
ВРЕМЕНИ РЕБЕНКА,
КОТОРОЕ ОН МОЖЕТ ОТДАВАТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ДОСУГУ ИЛИ ПРОВОДИТЬ ЕГО
В НЕФОРМАЛЬНОЙ КОМПАНИИ СВЕРСТНИКОВ.
ПРИ ЭТОМ, РЕБЕНОК ЧАЩЕ ВСЕГО НАХОДИТСЯ В
СИТУАЦИИ ДОБРОВОЛЬНОГО ВЫБОРА ТОЙ ИЛИ
ИНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА. В ОТЛИЧИЕ
ОТ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ, КОТОРЫЕ ОН ОБЯЗАН
ПОСЕЩАТЬ, ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ ИЛИ
СТУДИИ СТАНОВИТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ
ОСОЗНАННОГО ДОБРОВОЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТЬЮ ПРОЦЕССА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ,
ЯВЛЯЕТСЯ:
предоставляется детям в их свободное время;
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЗВОЛЯЕТ БОЛЕЕ ПОЛНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ПОТЕНЦИАЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ТАК КАК В СФЕРЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕТ
СТОЛЬ ЖЕСТКОЙ, КАК В ШКОЛЕ,
ПРИВЯЗАННОСТИ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ И
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, С КОТОРЫМИ
ОДНОВРЕМЕННО ЗАНИМАЕТСЯ ПЕДАГОГ
ИЗНАЧАЛЬНО МЕНЬШЕ, ЧЕМ В
СТАНДАРТНОМ ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ. ВСЕ
ЭТО СПОСОБСТВУЕТ РАСКРЫТИЮ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ЛИЧНОСТИ, ЕЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И
САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
СФЕРЫ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ.
ОБЩЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Совместная творческая
увлеченность педагога и детей
приводит к неформальности
общения, что имеет высокую
привлекательность в глазах детей,
так как не только способствует
установлению доброжелательной
атмосферы, но и росту их
самоуважения, чувства социальной
значимости и взрослости.
Общение создает подлинные
демократические и гуманистические
отношения, выводит ребенка на
уровень активного участника
взаимодействия, усиливает
возможности учреждения
дополнительного образования в
организации познавательного досуга
детей, в расширении и углублении их
знаний, в обучении их конкретному
делу, в развитии индивидуальных
наклонностей и самоопределения
личности
.
СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика педагогического
взаимодействия в учреждениях
дополнительного образования
способствует компенсации
недостатка внимания и участия,
которые испытывает определенная
часть детей в школе и семье, она во
многом направлена на помощь в
решении проблем педагогически
запущенных и даже девиантных
детей, через создание им условий
для посильной и интересной
работы, поднимающей их статус в
детском сообществе.
СПЕЦИФИКА ОСНОВНОГО И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
Основное образование:
Ученик- «сосуд, который нужно
наполнить».
Принцип ученичества.
Ориентировано на социум.
Строгая обязательность
образования.
Государственные требования
.
Дополнительное образование
:
«Зажигает детей, как факел».
Творчество детей.
Ориентировано на личность.
Свобода на всех этапах обучения.
Мобильность образовательных
программ
.
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дополнительное образование в
своей практической реализации носит
социально-ориентированный
характер. Оно не только
ориентировано на человека как
субъекта культурных, социальных,
производственных отношений,
но и способно удовлетворить
индивидуальные познавательные
потребности детей
и молодежи, предоставить им
возможности для самореализации в
познавательной и творческой
деятельности.
Дополнительное образование -
не простой придаток к системе
общего и профессионального
образования, а уникальная
образовательная сфера,
имеющая самостоятельное
социальное назначение.
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВКЛЮЧАЕТ:
признание детства как промежуточной стадии взросления для саморазвития, интеллектуального и духовного роста;
СОПОСТАВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ
КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
УПРАВЛЕНИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Первая функция - компенсация недостатков первичной
социализации
.
Как известно, первичная
социализация
осуществляется в семье.
Именно здесь
складываются первые
представления о мире, о
добре и зле.
СОЗДАНИЕ КАЖДОМУ РЕБЕНКУ,ПОДРОСТКУ СИТУАЦИИ
УСПЕШНОСТИ.
- необходимо включить
ребенка или подростка в ту
деятельность, которая
позволит ему
самореализоваться,
почувствовать себя
значимым для других
- создать каждому
воспитаннику «эффект
старшего друга», не
обязательно это должен
быть старший по
возрасту
ДЛЯ ЭТОГО:
СЛЕДУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИЛИ
КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Ребенок, подросток может быть
неуверен в себе из-за
неуспешности в учебной
деятельности; испытывать
дискомфорт из-за
недоброжелательного отношения
сверстников,
неудовлетворенности своим
внешним обликом.
Все эти факторы могут
вызывать детские комплексы
и привести к формированию
беспомощности,
препятствовать
самоактуализации и
самоутверждению личности.
ОСОБУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ПРИОБРЕТАЮТ ФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ,
СВЯЗАННЫЕ С ОТКРЫТОСТЬЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,
ОСНОВАННЫЕ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ.
Связь с социумом
предполагает две
разнонаправленные
функции воспитания. С
одной стороны, связь с
социальным окружением
предполагает активное
использование
потенциальных
возможностей социальной
среды для обогащения
воспитательного
пространства и социального
опыта детей
Воспитание в данном случае
осуществляет функцию
обогащения социального
опыта детей.
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ВОСПИТАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ИЛИ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, НИВЕЛИРОВКУ
ВОЗМОЖНОГО ВЛИЯНИЯ НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ
СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ.
Это влияние проявляется не
только в распространении
аддиктивных привычек в
молодежной среде, но и в
массированном воздействии
СМИ на неокрепшие души
детей и подростков.
Причем воздействие подчас
прямо противоположное тем
целям, которые выдвигает
воспитательная система
дополнительного
образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЕ
СПОСОБСТВУЕТ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И
РЕШЕНИЮ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ВПЛОТЬ ДО КОРРЕКЦИИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Развитие творческого потенциала
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!