Напоминание

"Социально-педагогическая миссия организации дополнительного образования детей"


Автор: Торчинова Анжела Эльбрусовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО психологический центр диагностики и консультирования "Доверие"
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: презентация
Тема: "Социально-педагогическая миссия организации дополнительного образования детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор презентации:

Торчинова Анжела Эльбрусовна

заведующая отделом социальной педагогики

центра «Доверие»

МАУДО психологический центр диагностики и консультирования «Доверие» г. Владикавказа.

Владикавказ 2017 год

.

4 сентября 2014 г. Правительство Российской Федерации своим

распоряжением

N

1726-р

утвердило

Концепцию

развития

дополнительного

образования

детей.

Концепция

делает

акцент

на миссии

дополнительного

образования

и

необходимости

общественного признания его ценностного статуса в современном

российском

обществе.

В

Концепции

развития

дополнительного

образования

детей

приоритетность

воспитания

определяется

следующим

образом:

«Формирование

у

детей

гражданской

ответственности и правого самосознания, духовности и культуры,

инициативности, самостоятельности, толерантности, способности

к успешной социализации в обществе…».

Это

является

объяснением

того,

что

организацию

работы

педагоги

в

детских

объединениях

должны

направлять

на

возможность

проявить

самостоятельность

и

организаторские

способности ребятам с разным уровнем подготовки.

Обучающийся

должен

обладать

нравственным

,

познавательным, коммуникативным, эстетическим и физическим

потенциалом.

Это

должна

быть

личность,

социализированная

в

обществе

.

Главным

элементом

социальной

активности

обучающихся

является

патриотическое

воспитание,

так

как

человек воспитанный на любви к своему Отечеству, не может быть

равнодушен к тому, что происходит в обществе, будет стремиться к

его усовершенствованию, изменению в лучшую сторону.

КОНЦЕПЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЯВЛЯЯСЬ

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ ДОКУМЕНТОМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

ХАРАКТЕРА, ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:

отражает совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место в российской системе образования и роль в решении социально значимых проблем детей и подростков

отражает совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место в российской системе образования и роль в решении социально значимых проблем детей и подростков

определяет формы социального партнёрства государственных, негосударственных и общественных институтов общества

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ КАК:

Процесс освоения добровольно избранного человеком вида

деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта

обязательного (общего, начального, среднего, высшего

профессионального) образования, позволяющего ребенку

приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве,

максимально реализовать себя, самоопределиться предметно,

социально, профессионально, личностно .

Современное дополнительное

образование не просто элемент

существующей системы общего

образования, а самостоятельный

источник образования,

способствующий достижению

ключевых компетентностей в

различных сферах жизненного

самоопределения ребенка.

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ:

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАВНЫХ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ

ВСЕХ ЧЛЕНОВ

ОБЩЕСТВА.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ

СВОИХ

ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ

УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ РЕБЕНОК В ТЕЧЕНИЕ

ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВОДИТ СВОЙ ДОСУГ В

УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

привлекательность самой деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПРОТЕКАЕТ В РАМКАХ СВОБОДНОГО

ВРЕМЕНИ РЕБЕНКА,

КОТОРОЕ ОН МОЖЕТ ОТДАВАТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ДОСУГУ ИЛИ ПРОВОДИТЬ ЕГО

В НЕФОРМАЛЬНОЙ КОМПАНИИ СВЕРСТНИКОВ.

ПРИ ЭТОМ, РЕБЕНОК ЧАЩЕ ВСЕГО НАХОДИТСЯ В

СИТУАЦИИ ДОБРОВОЛЬНОГО ВЫБОРА ТОЙ ИЛИ

ИНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА. В ОТЛИЧИЕ

ОТ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ, КОТОРЫЕ ОН ОБЯЗАН

ПОСЕЩАТЬ, ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ ИЛИ

СТУДИИ СТАНОВИТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ

ОСОЗНАННОГО ДОБРОВОЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.

ОСОБЕННОСТЬЮ ПРОЦЕССА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ,

ЯВЛЯЕТСЯ:

предоставляется детям в их свободное время;

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЗВОЛЯЕТ БОЛЕЕ ПОЛНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

ПОТЕНЦИАЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ТАК КАК В СФЕРЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕТ

СТОЛЬ ЖЕСТКОЙ, КАК В ШКОЛЕ,

ПРИВЯЗАННОСТИ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ И

КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, С КОТОРЫМИ

ОДНОВРЕМЕННО ЗАНИМАЕТСЯ ПЕДАГОГ

ИЗНАЧАЛЬНО МЕНЬШЕ, ЧЕМ В

СТАНДАРТНОМ ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ. ВСЕ

ЭТО СПОСОБСТВУЕТ РАСКРЫТИЮ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ЛИЧНОСТИ, ЕЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И

САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

СФЕРЫ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ.

ОБЩЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Совместная творческая

увлеченность педагога и детей

приводит к неформальности

общения, что имеет высокую

привлекательность в глазах детей,

так как не только способствует

установлению доброжелательной

атмосферы, но и росту их

самоуважения, чувства социальной

значимости и взрослости.

Общение создает подлинные

демократические и гуманистические

отношения, выводит ребенка на

уровень активного участника

взаимодействия, усиливает

возможности учреждения

дополнительного образования в

организации познавательного досуга

детей, в расширении и углублении их

знаний, в обучении их конкретному

делу, в развитии индивидуальных

наклонностей и самоопределения

личности

.

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика педагогического

взаимодействия в учреждениях

дополнительного образования

способствует компенсации

недостатка внимания и участия,

которые испытывает определенная

часть детей в школе и семье, она во

многом направлена на помощь в

решении проблем педагогически

запущенных и даже девиантных

детей, через создание им условий

для посильной и интересной

работы, поднимающей их статус в

детском сообществе.

СПЕЦИФИКА ОСНОВНОГО И

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

Основное образование:

Ученик- «сосуд, который нужно

наполнить».

Принцип ученичества.

Ориентировано на социум.

Строгая обязательность

образования.

Государственные требования

.

Дополнительное образование

:

«Зажигает детей, как факел».

Творчество детей.

Ориентировано на личность.

Свобода на всех этапах обучения.

Мобильность образовательных

программ

.

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Дополнительное образование в

своей практической реализации носит

социально-ориентированный

характер. Оно не только

ориентировано на человека как

субъекта культурных, социальных,

производственных отношений,

но и способно удовлетворить

индивидуальные познавательные

потребности детей

и молодежи, предоставить им

возможности для самореализации в

познавательной и творческой

деятельности.

Дополнительное образование -

не простой придаток к системе

общего и профессионального

образования, а уникальная

образовательная сфера,

имеющая самостоятельное

социальное назначение.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВКЛЮЧАЕТ:

признание детства как промежуточной стадии взросления для саморазвития, интеллектуального и духовного роста;

СОПОСТАВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ

КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

УПРАВЛЕНИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Первая функция - компенсация недостатков первичной

социализации

.

Как известно, первичная

социализация

осуществляется в семье.

Именно здесь

складываются первые

представления о мире, о

добре и зле.

СОЗДАНИЕ КАЖДОМУ РЕБЕНКУ,ПОДРОСТКУ СИТУАЦИИ

УСПЕШНОСТИ.

- необходимо включить

ребенка или подростка в ту

деятельность, которая

позволит ему

самореализоваться,

почувствовать себя

значимым для других

- создать каждому

воспитаннику «эффект

старшего друга», не

обязательно это должен

быть старший по

возрасту

ДЛЯ ЭТОГО:

СЛЕДУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИЛИ

КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Ребенок, подросток может быть

неуверен в себе из-за

неуспешности в учебной

деятельности; испытывать

дискомфорт из-за

недоброжелательного отношения

сверстников,

неудовлетворенности своим

внешним обликом.

Все эти факторы могут

вызывать детские комплексы

и привести к формированию

беспомощности,

препятствовать

самоактуализации и

самоутверждению личности.

ОСОБУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ПРИОБРЕТАЮТ ФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ,

СВЯЗАННЫЕ С ОТКРЫТОСТЬЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,

ОСНОВАННЫЕ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ.

Связь с социумом

предполагает две

разнонаправленные

функции воспитания. С

одной стороны, связь с

социальным окружением

предполагает активное

использование

потенциальных

возможностей социальной

среды для обогащения

воспитательного

пространства и социального

опыта детей

Воспитание в данном случае

осуществляет функцию

обогащения социального

опыта детей.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ВОСПИТАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ИЛИ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, НИВЕЛИРОВКУ

ВОЗМОЖНОГО ВЛИЯНИЯ НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ

СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Это влияние проявляется не

только в распространении

аддиктивных привычек в

молодежной среде, но и в

массированном воздействии

СМИ на неокрепшие души

детей и подростков.

Причем воздействие подчас

прямо противоположное тем

целям, которые выдвигает

воспитательная система

дополнительного

образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЕ

СПОСОБСТВУЕТ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И

РЕШЕНИЮ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ПРОБЛЕМ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ВПЛОТЬ ДО КОРРЕКЦИИ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Развитие творческого потенциала

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования