Автор: Малахова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
Статья: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
В
последние
годы
в
системе
дошкольного
образования
произошли
определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания
детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал
вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой
выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем,
связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества,
приобретает чрезвычайную значимость.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка
к
культуре
своего
народа,
поскольку
раскрытие
личности
в
ребенке
полностью возможно только через включение его в культуру собственного
народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина
начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье
начинает
«расти»
будущий
гражданин
своей
страны.
Взаимодействие
с
родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального,
бережного
отношения
к
традициям
и
культуре
своего
народа,
а
также
сохранению вертикальных семейных связей
Нравственно-патриотическое
воспитание
детей
–
одна
из
основных
задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой
является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и
хранительницей национальных традиций.
Для
формирования
чувства
патриотизма
очень
важно
давать
детям
начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,
обычаях, истории, культуре
Задачами
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников
являются:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные
задачи
решаются
во
всех
видах
детской
деятельности:
на
занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только
патриотические
чувства,
но
и
формируют
его
взаимоотношения
со
взрослыми и сверстниками.
Для
создание
у
детей
практического
общественного
поведения
используются следующие методы : метод приучения, упражнений , пример
взрослых, показ действия , организация деятельности , труд, игра
Для
формирования
у
дошкольников
нравственно-патриотических
представлений
и
суждений
проводятся
беседы,
чтение
художественной
литературы, рассказывание, рассматривание картин, просмотр диафильмов,
телепередач.
Так же используется методы убеждения, положительного примера
взрослых, оценка взрослых и похвала.
Нравственно-патриотическое
воспитание
ребенка
—
сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к
самым
близким
людям
-
к
матери,
отцу,
бабушке,
дедушке.
Это
корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к
поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие.
«Это
—
первые
и
блестящие
попытки
русской
народной
педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был
в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Произведения
устного
народного
творчества
не
только
формируют
любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в
духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному
краю
имеет
ближайшее
окружение.
Постепенно
ребенок
знакомится
с
детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и
символами.
Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство
любви к родному городу, к родной природе, к своей Родине.
Именно
это
и
является
началом
патриотизма,
который
рождается
в
познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Гражданско-патриотическое
воспитание
сегодня
–
одно
из
самых
важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания
для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду
должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми
играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, к
родной улице, к родной семье начинается формирование того фундамента, на
котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к
своему Отечеству.
Под
руководством
взрослых
у
детей
постепенно
формируются
элементы
патриотических
и
гражданственных
чувств
и
общественных
отношений. При этом очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении
обобщался
и
систематизировался
педагогический
опыт,
направленный
на
нравственное воспитание. Существенную помощь в организации системы
патриотического воспитания может оказать действующий на базе детского
сада
музей
патриотического
воспитания
дошкольников.
Все
материалы,
экспозиции музея должны быть предоставлены в доступной форме. Это даёт
детям
возможность
соприкоснуться
с
историей
своего
народа,
своего
Отечества.
Для
эффективной
работы
по
данной
теме
должна
присутствовать
совместная деятельность воспитателя с детьми, так как воспитание чувств
это
процесс,
который
невозможно
уложить
в
жёсткие
рамки
расписания
занятий.
Это
ежедневное,
постоянное
общение
взрослого
с
ребёнком,
в
результате и посредством которого формируется такое сложное образование
как
чувство
любви
к
Родине.
В
совместной
деятельности
воспитатели
должны
широко
использовать
дидактические
игры,
а
также
подвижные,
настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, которые, опираясь на
основной вид деятельности детей в этом возрасте – игровой,
помогают
формировать соответствующие программным задачам знания и навыки. В
совместную
деятельность
необходимо
включать
беседы
о
родном
крае,
городе, селе, деревне;
о животных родного края. Можно рассматривать
тематические альбомы, иллюстрации, организовывать выставки предметов
детского творчества.
Наиболее
эффективно
воздействовать
на
ребёнка
средствами
эстетического
воспитания,
проводить
изобразительную
деятельность,
прослушивать
литературные
и
музыкальные
произведения.
Именно
литература
и
искусство
оказывают
огромное
влияние
на
нравственное
воспитание ребёнка.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от
родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Следует серьёзно
задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических
чувств у детей, которые могут выражаться в соответствующих поступках и
поведении, в уважительном отношении к участникам Великой Отечественной
войны, к героям труда, в оказании им посильной помощи. В связи с этим
особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с
жизнью страны, её героями, героическими событиями, которые происходили
в
родном
городе.
Требованием
к
отбору
содержания
патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
является
включение
в
него
культурного,
исторического,
духовного,
эстетического,
эколого-
краеведческого компонентов, а также знание истории и традиций Отечества.