Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".


Автор: Малахова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

В

последние

годы

в

системе

дошкольного

образования

произошли

определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания

детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал

вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой

выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем,

связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества,

приобретает чрезвычайную значимость.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка

к

культуре

своего

народа,

поскольку

раскрытие

личности

в

ребенке

полностью возможно только через включение его в культуру собственного

народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина

начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье

начинает

«расти»

будущий

гражданин

своей

страны.

Взаимодействие

с

родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального,

бережного

отношения

к

традициям

и

культуре

своего

народа,

а

также

сохранению вертикальных семейных связей

Нравственно-патриотическое

воспитание

детей

одна

из

основных

задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой

является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и

хранительницей национальных традиций.

Для

формирования

чувства

патриотизма

очень

важно

давать

детям

начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,

обычаях, истории, культуре

Задачами

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников

являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные

задачи

решаются

во

всех

видах

детской

деятельности:

на

занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только

патриотические

чувства,

но

и

формируют

его

взаимоотношения

со

взрослыми и сверстниками.

Для

создание

у

детей

практического

общественного

поведения

используются следующие методы : метод приучения, упражнений , пример

взрослых, показ действия , организация деятельности , труд, игра

Для

формирования

у

дошкольников

нравственно-патриотических

представлений

и

суждений

проводятся

беседы,

чтение

художественной

литературы, рассказывание, рассматривание картин, просмотр диафильмов,

телепередач.

Так же используется методы убеждения, положительного примера

взрослых, оценка взрослых и похвала.

Нравственно-патриотическое

воспитание

ребенка

сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым

близким

людям

-

к

матери,

отцу,

бабушке,

дедушке.

Это

корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к

поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,

трудолюбие.

«Это

первые

и

блестящие

попытки

русской

народной

педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был

в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Произведения

устного

народного

творчества

не

только

формируют

любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в

духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному

краю

имеет

ближайшее

окружение.

Постепенно

ребенок

знакомится

с

детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и

символами.

Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство

любви к родному городу, к родной природе, к своей Родине.

Именно

это

и

является

началом

патриотизма,

который

рождается

в

познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Гражданско-патриотическое

воспитание

сегодня

одно

из

самых

важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания

для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду

должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми

играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, к

родной улице, к родной семье начинается формирование того фундамента, на

котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к

своему Отечеству.

Под

руководством

взрослых

у

детей

постепенно

формируются

элементы

патриотических

и

гражданственных

чувств

и

общественных

отношений. При этом очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении

обобщался

и

систематизировался

педагогический

опыт,

направленный

на

нравственное воспитание. Существенную помощь в организации системы

патриотического воспитания может оказать действующий на базе детского

сада

музей

патриотического

воспитания

дошкольников.

Все

материалы,

экспозиции музея должны быть предоставлены в доступной форме. Это даёт

детям

возможность

соприкоснуться

с

историей

своего

народа,

своего

Отечества.

Для

эффективной

работы

по

данной

теме

должна

присутствовать

совместная деятельность воспитателя с детьми, так как воспитание чувств

это

процесс,

который

невозможно

уложить

в

жёсткие

рамки

расписания

занятий.

Это

ежедневное,

постоянное

общение

взрослого

с

ребёнком,

в

результате и посредством которого формируется такое сложное образование

как

чувство

любви

к

Родине.

В

совместной

деятельности

воспитатели

должны

широко

использовать

дидактические

игры,

а

также

подвижные,

настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, которые, опираясь на

основной вид деятельности детей в этом возрасте – игровой,

помогают

формировать соответствующие программным задачам знания и навыки. В

совместную

деятельность

необходимо

включать

беседы

о

родном

крае,

городе, селе, деревне;

о животных родного края. Можно рассматривать

тематические альбомы, иллюстрации, организовывать выставки предметов

детского творчества.

Наиболее

эффективно

воздействовать

на

ребёнка

средствами

эстетического

воспитания,

проводить

изобразительную

деятельность,

прослушивать

литературные

и

музыкальные

произведения.

Именно

литература

и

искусство

оказывают

огромное

влияние

на

нравственное

воспитание ребёнка.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от

родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Следует серьёзно

задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических

чувств у детей, которые могут выражаться в соответствующих поступках и

поведении, в уважительном отношении к участникам Великой Отечественной

войны, к героям труда, в оказании им посильной помощи. В связи с этим

особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с

жизнью страны, её героями, героическими событиями, которые происходили

в

родном

городе.

Требованием

к

отбору

содержания

патриотического

воспитания

детей

дошкольного

возраста

является

включение

в

него

культурного,

исторического,

духовного,

эстетического,

эколого-

краеведческого компонентов, а также знание истории и традиций Отечества.



В раздел образования