Автор: Задворных Светлана Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ДРУЖНОГОРСКАЯ СОШ ДЕТСКИЙ САД №37
Населённый пункт: Ленинградская область, Гатчинский район, гп Дружная горка.
Наименование материала: Конспект по развитию речи в старшей группе
Тема: " Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова. Грачи прилетели".
Раздел: дошкольное образование
МБОУ ДРУЖНОГОРСКАЯ СОШ
ДЕТСКИЙ САД №37
ГП ДРУЖНАЯ ГОРКА
Конспект по развитию речи
рассматривание репродукции картины
А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
в старшей группе
.
Подготовила воспитатель
Задворных С.В
Программные задачи.
Знакомство детей с репродукцией картины русского художника А. К. Саврасова
"Грачи прилетели".
Формирование умения понимать основную мысль произведения, углубление
впечатлений, связанных с приходом весны.
Обучение видению изобразительных средств, которыми пользуется художник
для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание
красок и их переходы, колорит).
Развитие связной речи детей.
Воспитание эстетического вкуса, любви к природе.
Обогащение словаря детей: грачовник, грачиный гомон, зернистый,
ноздреватый.
Ход НОД.
I.Звучит музыка.
В:"Ребята, закройте глаза и представьте, что вы совершаете прогулку. И вот мы
оказались в одном из уголков нашей страны. Всмотритесь в этот пейзаж. Это
репродукция картины русского художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
(рассматривание картины).
В: "Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно".
-Ребята, вам понравилась эта картина? Чем она вам понравилась?
1.(На картине художник нарисовал весну, весной вся природа пробуждается) .
2.(Художник нарисовал деревню с колокольней и много грачей на деревьях) .
-Как вы догадались, что это весна?
(Художник нарисовал снег, который начал таять (зернистый, ноздреватый) и
грачей, а грачи-первые вестники весны. Мы поговорку знаем:"Увидал грача-
весну встречай").
-Как вы узнали, что снег тает?
(Художник нарисовал его серым цветом, а на нём хорошо видны грачиные
следы).
-Что вы знаете и можете ещё рассказать о грачах?
1.(Грачи живут на старых деревьях, вьют гнёзда из веток, палочек на толстых
ветках. Место, где они живут называется грачовником).
2.(Грачи прилетают ранней весной. И тогда там, где они живут, раздаётся
грачиный гомон).
-Расскажите о деревьях, изображённых на картине.
(Это берёзы. Они изображены на переднем плане высокие, старые и кривые.
Внизу-чёрные, а вверху-белые. Стоят они на берегу пруда. Они занимают всю
картину снизу доверху).
-О чём ещё хотел рассказать нам художник?
(За берёзами старые избы, среди них колокольня церкви, а дальше до самого
леса раскинулись поля, на которых уже почти растаял снег).
-Какую краску использовал художник Саврасов, чтобы написать небо?
(Небо серо-голубое, а по нему плывут белые, бледно-жёлтые облака).
-Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?
(Ласковое, душевное, т. к. наступила весна).
-Как бы вы назвали эту картину?
(«Весенний день», «Весна», «Грачи»).
-А сейчас закройте глаза и представьте, что мы вошли в картину и оказались
рядом с грачовником. Чем пахнет вокруг?
(Весной, набухшими почками, талой водой).
-А что вы слышите?
(Звон капели, журчание воды, грачиный гомон).
-Какие стихи вы знаете и хотели бы прочитать глядя на эту картину?
-Теперь послушайте мой рассказ о картине: «Художник Саврасов назвал свою
картину «Грачи прилетели». Она производит особое, задушевное впечатление.
Веет от неё чем-то близким и родным. Перед нами скромный, сельский пейзаж,
кусочек деревни. На переднем плане, на покрытом тающим, ноздреватым снегом
берегу пруда, выстроились в ряд старые, кривые берёзы. На их голых ветвях
множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого
птичьего «посёлка». На заднем плане виден освещённый весеннем солнцем
серый бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А
дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со следами не
растаявшего снега. Этот скромный пейзаж наполнен прозрачным, звенящим от
грачиного гомона, весенним воздухом. Он чувствуется и в облаках, и в неярком
свете солнца. В воздухе пахнет весной».