Напоминание

"Чувашский язык"


Автор: Смородинова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кугесьский лицей"
Населённый пункт: п. Кугеси Чебоксарского района Чувашской Республики
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Чувашский язык"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа по чувашскому языку (для русских школ) 2 класс.

1.

Пояснительная записка

Рабочая

программа

по

чувашскому

языку

для

2

класса

составлена

на

основе

Фундаментального

ядра

содержания

общего

образования,

положений

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования

второго

поколения, Примерной Программы по чувашскому языку для начальной школы с русским

языком обучения, авторской программы чувашского языка к УМК Г.В. Абрамовой для учащихся

1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Цели и задачи изучения чувашского языка в начальной школе

Изучение чувашского языка в начальной школе направлено на достижение следующих

основных целей:

– формирование

коммуникативной

компетенции

учащихся

развитие

устной

и

письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков письма;

– приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания

на чувашском языке различных ролей в игровых ситуациях, связанных семейной, бытовой и

учебной тематикой;

– речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а

также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению чувашским

языком;

– развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,

потребности в речевом самосовершенствовании;

– воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами чувашского

языка.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

– формирование представлений о чувашском языке как средстве общения, позволяющем

узнавать

новое

через

звучащие

и

письменные

тексты,

добиваться

взаимопонимания

с

говорящими на чувашском языке;

– расширение

лингвистического

кругозора

учащихся;

освоение

элементарных

лингвистических

представлений,

доступных

младшим

школьникам

и

необходимых

для

овладения устной и письменной речью на чувашском языке на элементарном уровне;

– развитие внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в общении

на уроках, овладения языковым материалом;

– развитие познавательного интереса к чувашскому языку, овладение умением работать с

компонентами учебно-методического комплекта, умением работать в паре, в группе;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к чувашскому языку,

уважения

к

чувашскому

языку

как

части

чувашской

национальной

культуры,

чувства

сопричастности к сохранению его уникальности.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов коммуникативной направленности, учета

родного языка, индивидуализации, наглядности, доступности и посильности, систематичности

и последовательности, диалога культур. Отбор языковых и речевых средств осуществляется на

основе

доступности,

понятности,

актуальности,

достоверности.

Материал

вводится

по

концентрическому принципу.

На

данном

этапе

обучения

чувашскому

языку

происходит

да льнейшее

совершенствование практических навыков и умений учащихся, приобретенных ими за первый

год обучения. Все обучение строится на практическом использовании изученного материала.

Второклассники учатся вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, выражать личностное

отношение

к

увиденному,

услышанному,

прочитанному,

правильно

оценивать

свою

деятельность и деятельность своих товарищей.

Устная речь является одним из основных средств обучения. Главным в формировании

умений

говорения

является

текст.

Дети

учатся

ставить

вопросы,

отвечать

на

вопросы,

пересказывать

прочитанное.

составлять

диалоги.

Для

этого

в

учебнике

представлены

тематические

тексты,

построенные

на

изученном

лексико-грамматическом

материале

и

содержащие не более 2-7 незнакомых слов. В подборе и расположении текстов реализуется

принцип

доступности,

постепенного

усложнения

учебного

материала

в

грамматическом

отношении. Тексты составлены с учетом языковой подготовки второклассников и их интересов.

Большое

внимание

уделяется

формированию

навыков

описания

и

характеристики

предметов. В части аудирования совершенствуются навыки понимания на слух, приобретенные

в

первом

классе.

В

качестве

основного

вида

аудирования

выступает

чтение

с

полным

пониманием воспринимаемого на слух текста, построенного на изученном языковом материале

и соответствующего теме урока.

Обучение письму проходит на материале, усвоенном устно и через чтение. Учащиеся

овладевают правописанием новых слов, выполняют упражнения, направленные на выработку

навыков

правильного

написания

слов,

их

переноса,

формирование

представлений

о

расхождении произношения и написания. Формируются умения составлять слова из букв,

самостоятельно строить небольшие сообщения.

Программа дает возможность использовать разнообразные формы организации учебной

деятельности.

В

ней

предусмотрена

совместная

с

учителем

учебно-познавательная

деятельность, работа в парах, в группах, самостоятельная работа учащихся.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место

отводится повторению. Для повторения в конце каждой четверти выделяются специальные

часы. Уроки для повторения проводятся в игровой форме.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии,

используемые

в

обучении: развивающего

обучения,

обучения

в

сотрудничестве,

проблемного

обучения,

информационные-коммуникационные,

здоровьесбережения, игровая и проектная технология.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В

соответствии

с

учебным

планом

МБОУ

«СОШ

63»

г.

Чебоксары

предмет

«Чувашский язык» изучается во 2 классе 2 часа в неделю. Итого 68 часов в год.

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры изучения предмета «Чувашский язык» в целом ограничиваются

ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета

позволяющего

заниматься

всесторонним

формированием

личности

учащихся

средствами

предмета «Чувашский язык» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность

жизни

признание

человеческой

жизни

величайшей

ценностью,

что

реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и

милосердие как проявление любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,

разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность

человека

как

разумного

существа,

стремящегося

к

познанию

мира

и

самосовершенствованию.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и

поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность

патриотизма

одно

из

проявлений

духовной

зрелости

человека,

выражающееся в любви к России, Чувашии, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность

семьи.

Семья

первая

и

самая

значимая

для

развития

социальная

и

образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию

эмоционально-позитивного

отношения

к

семье,

близким,

чувства

любви,

благодарности,

взаимной ответственности.

Ценность

труда

и

творчества.

Труд

естественное

условие

человеческой

жизни,

состояние нормального человеческого существования

Особую

роль

в

развитии

трудолюбия

ребёнка

играет

его

учебная

деятельность.

В

процессе

её

организации

средствами

учебного

предмета

у

ребёнка

развиваются

организованность,

целеустремлённость,

ответственность,

самостоятельность,

формируется

ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность

гражданственности

осознание

себя

как

члена

общества,

народа,

представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей

страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку,

культуре, её жизни и её народ

2.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Чувашский язык».

Личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения

учебного

предмета

Личностные результаты

В области личностных универсальных учебных действий ученик научится:

– осознавать себя гражданином многонационального Российского государства;

– проявлять интерес к культуре чувашского народа и других народов;

– положительно относиться к урокам чувашского языка;

– осознавать свою этническую принадлежность;

– уважительно относиться к нормам чувашского этикета и традициям чувашского народа;

– соблюдать моральные нормы поведения в обществе;

– анализировать собственные и поступки одноклассников;

– проявлять интерес к учебному материалу;

Ученик получит возможность научиться:

– понимать значение чувашского языка в жизни Чувашской Республики, чувашского

народа и в своей жизни;

– проявлять устойчивый интерес к культуре чувашского народа и других народов;

– устойчиво следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанно понимать чувства других людей и сопереживать им;

– проявлять учебно-воспитательный интерес к нахождению разных способов решения

учебной задачи;

– адекватно понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

В области познавательных универсальных учебных действий ученик научится:

– осуществлять поиск нужной информации в учебнике (находить нужный текст, нужные

упражнения и задания);

– понимать знаки, символы, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– работать с таблицами, правилами, схемами, иллюстрациями для решения учебных

задач;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– строить небольшие сообщения в устной форме;

ориентироваться

в

двуязычном

словаре

(находить

слово

в

словаре

по

алфавиту,

определить значение слова);

– находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– выделять существенные и несущественные признаки изучаемого объекта.

Ученик получит возможность научиться

– осознанно строи: ть сообщения в устной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости

от конкретных условий;

– сравнивать и классифицировать самостоятельно изученные объекты по выделенным

критериям;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

В области коммуникативных универсальных учебных действий ученик научится:

– принимать участие в парной и групповой форме работы;

– использовать в общении правила вежливости;

– допускать существование различных точек зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– учитывать другое мнение и позицию;

– контролировать действия партнера;

Ученик получит возможность научиться:

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

владеть

монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

грамматическими и синтаксическими нормами чувашского языка;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения различных

коммуникативных задач.

В области регулятивных универсальных учебных действийученик научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Ученик получит возможность научиться:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками;

– находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Предметные результаты

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности

Говорение. Ученик научится:

– вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос (вопрос – ответ) и диалог-

побуждению к действию, соблюдая нормы речевого этикета;

– составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой

(рассказывать о себе, семье, друге, школе, и т.д.);

– составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;

– описывать человека, животное, предмет, картинку;

Ученик получит возможность научиться:

– участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его

вопросы;

– составлять краткую характеристику персонажа;

– кратко излагать содержание прочитанного текста.

Аудирование. Ученик научится:

–понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении,

вербально и невербально реагировать на услышанное;

воспринимать

на

слух

аудиотекст

и

понимать

основное

содержание

небольших

сообщений, рассказов, сказок, построенных на изученном языковом материале;

Ученик получит возможность научиться:

– воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём

информацию;

использовать

контекстуальную

или

языковую

догадку

при

восприятии

на

слух

текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение. Ученик научится:

–соотносить графический образ чувашского слова с его звуковым;

– читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале с

соблюдением правил произношения и интонирования;

– читать про себя и понимать содержание небольших текстов, построенных на знакомом

языковом материале, содержащих некоторые новые слова;

– читать про себя и находить в тексте нужную информацию.

Ученик получит возможность научиться:

– догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

не

обращать

внимания

на

незнакомые

слова,

не

мешающие

понимать

основное

содержание текста.

Письменная речь.Ученик научится:

– владеть техникой письма;

– выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

Ученик получит возможность научиться:

– в письменной форме отвечать на вопросы к тексту.

Языковая компетенция

Графика, каллиграфия.Ученик научится:

воспроизводить

графически

и

каллиграфически

корректно

все

буквы

чувашского

алфавита;

– знать последовательность букв в алфавите, пользоваться чувашским алфавитом для

упорядочивания слов и поиска нужной информации;

– различать понятиябуква и звук;

– отличать буквы от знаков транскрипции;

– списывать текст;

– применять основные правила чтения, читать и писать изученные слова чувашского

языка;

Ученик получит возможность научиться:

– уточнять написание слова по словарю;

– осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;

– оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слов;

устанавливать

соотношение

звукового

и

буквенного

состава

в

словах

с

йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах разделительными ь и ъ;

– использовать алфавит при работе со словарями.

Орфография.Ученик научится:

– применять правила правописания (в объеме содержания курса);

– определять написание слов по словарю учебника;

– безошибочно списывать небольшие тексты;

Ученик получит возможность научиться:

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Пунктуация

Ученик научится:

– применять изученные правила пунктуации;

Ученик получит возможность научиться:

– осознавать место возможного возникновения пунктуационной ошибки.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Ученик научится:

– различать грамматические формы одного и того же слова.

Ученик получит возможность научиться:

– разбирать по составу слова;

– оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Фонетическая сторона речи

Ученик научится:

различать на слух и адекватно произносить все звуки чувашского языка, соблюдая

нормы произношения звуков;

– характеризовать звуки чувашского языка (гласные ударные и безударные; согласные

твердые и мягкие; согласные звонкие и глухие);

– находить в тексте слова с заданным звуком;

– устанавливатьколичество и последовательность звуков в слове;

– различать на слух ударные и безударные гласные;

– сравнивать звуки чувашского и русского языков;

– соблюдать правильное ударение в изолированном слове;

– членить слова на слоги, определятьв слове количество слогов;

различать

коммуникативные

типы

предложений

по

эмоциональной

окраске

и

интонации;

правильно

интонировать

повествовательные,

побудительные,

восклицательные

предложения;

Ученик получит возможность научиться:

– соблюдать правильное ударение во фразе;

– членить предложения на смысловые группы;

– соблюдать интонацию перечисления;

– выразительно читать поэтические и прозаические тексты.

Лексическая сторона речи

Ученик научится:

– узнавать в письменном и устном тексте изученные слова и словосочетания;

– употреблятьв речи слова с учетом их лексической сочетаемости;

– использовать в речи этикетное клише;

– классифицировать слова по тематическому принципу;

– определять значение слова по словарю;

– использовать чувашско-русский словарь для определения значений слов;

– переводить изученные слова с русского на чувашский язык.

Ученик получит возможность научиться:

– оценивать уместность использования слов тексте;

– определятьзначение слова по тексту;

– опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной

задачи.

Грамматическая сторона речи

Морфология

Ученик научится:

– распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные в

единственном и во множественном числе; глаголы в настоящем времени, прилагательные ;

количественные и порядковые (до 10) числительные.

различать имена существительные, отвечающие на вопросы кам? камсем? мĕн?

мĕнсем?;

– употреблятьприлагательные при описании людей, животных, предметов.

Ученик получит возможность научиться:

– определять вопросы существительных;

– определять число, время, лицо, вопросы глаголов;

– определять вопрос прилагательных;

– изменять существительные и глаголы по вопросам;

–оперировать в речи лично-возвратными местоимениями;

–распознавать

в

тексте

и

дифференцировать

слова

по

определенным

признакам

(существительные, прилагательные, глаголы, послелоги, союзы).

Синтаксис

Ученик научится:

– различать слово, словосочетание, предложение;

– распознавать и употреблять в речи предложения по цели высказывания и интонации:

повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные;

Ученик получит возможность научиться:

– составлять из слов предложения;

– самостоятельно составлять предложения с однородными членами.

3.Содержание учебного предмета

Содержание разделов

Количество

часов

1

Шкул

ачисем.

Вăрманта

тата

ялта

7

2

Ылтăн кĕркунне

5

3

Кун йĕрки

5

4

Çемье

5

5

Çумăрлă кĕркунне

4

6

Хĕлле

4

7

Ырă ĕçсем

5

8

Хĕллехи каникулта

5

9

Професси

5

1

0

Уявсем

4

1

1

Çуркунне

5

1

2

Пÿлĕм

4

1

3

Çулла

7

1

4

Вăйă урокĕсем

4

Темы проектных работ:

1.Мурзик çыру çырать. Проект ĕçĕ.

2. Каникулта кам ăçта пулнă? Проект ĕçĕ.

3. Пĕчĕк учитель. Проект ĕçĕ.

4. Вăрман. Проект ĕçĕ.

5. Мурзик, Чита вăййисем. Проект ĕçĕ.

Тематика общения.

- социально-бытовая сфера (Я и моя семья. Моя квартира, комната, кухня, ванная.

Взаимоотношения с друзьями. Профессии. Мой город. В магазине. Одежда и обувь. Продукты

питания. В деревне. Домашние животные. В огороде и саду. На даче.);

- учебно-трудовая сфера (Распорядок дня. В школе. Поведение в школе и на уроках.

Дежурство в классе. После уроков. В свободное время. Работа дома. Каникулы. Работа в

огороде.);

-

социокультурная

сфера

(Растительный

и

животный

мир.

Погода.

Времена

года.

Праздники. Новый год. День рождения. Мамин день. 23 февраля);

- игровая сфера (Летние и зимние забавы. Языковые и речевые игры, песни, считалки,

стихи, рифмовки).

Характеристика видов речевой деятельности.

Аудирование

Восприятие

на

слух

и

п о н и м а н и е

р е ч и

у ч и т е л я

и

одноклассников в процессе общения

на уроке.

Восприятие

на

слух

и

понимание

небольших

текстов

в

аудиозаписи.

Совершенствование

умений

и

н а в ы ко в ,

сформированных

в

1

классе:

понимание

на

слух

распоряжений

и

кратких

сообщений

учителя

и

высказываний одноклассников.

Формирование умений догадываться о значении

некоторых слов по контексту.

Формирование умений догадываться о значении

слов

по

словообразовательным

элементам

или

по

сходству звучания со словами родного языка.

Соверш енст вование

умений

и

н а в ы ко в

воспринимать

на

слух

и

полностью

понимать

содержание текста.

Говорение

Диалогическая форма:

Этикетные

диалоги

в

типичных

ситуациях

бытового,

учебно-трудового и межкультурного

общения;

Монологическая форма:

О с н о в н ы е

коммуникативные

типы

р еч и :

описание,

сообщение,

рассказ,

характеристика персонажей).

Соверш енст вование

умений

и

н а в ы ко в

приветствовать собеседника, прощаться после разговора,

представляться

самому

представлять

кого-либо),

назвав имя, возраст, место проживания.

Составление рассказа о ком-либо, о своей семье,

сообщив при этом следующие сведения: имя, фамилия,

возраст, национальность, профессия; о своем распорядке

дня,

о

своем

товарище

(брате),

подруге

(сестре),

что

он(а) делает утром (днем, вечером), о временах года,

зимнем,

летнем,

осеннем

и

весеннем

лесе,

о

прочитанном или увиденном.

Формирование

умения

называть

дату

(число

и

день недели).

Составление рассказа о происшедшем событии с

использованием

глаголов

прошедшего

очевидного

времени

и

наречий

времени паян,

ĕнер,

ирхине,

кăнтăрла, каçхине.

Описание погоды (какая погода стоит за окном:

светит ли солнце, голубое ли небо). Рассказ о своей

квартире,

комнате,

кухне

(большая

или

маленькая,

сколько

окон,

какая

мебель

и

т.д.).

При

этом

используются

различные

послелоги

места

для

обозначения

нахождения

предмета:

на

поверхности

другого предмета, под другим предметом, над другим

предметом, рядом с другим предметом.

Формирование

умения

выражать

желание,

используя глаголы с аффиксом -асшăн(-есшĕн).

Ф о р м и р о в а н и е

у м е н и я

р а с с п р а ш и в а т ь

собеседника о его семье, отвечать на вопросы, задавать

вопросы

о

том,

кто

что

купил,

а

также

отвечать

на

вопросы учителя по заданной ситуации.

Постановка вопросов к прочитанному и участие в

беседе по его содержанию.

Пересказ содержания текста.

Инсценирование диалогов.

Коллективное,

групповое

и

индивидуальное

составление рассказов по содержанию картинки.

Чтение

Чтение

вслух

слов,

предложений,

небольшие

тексты,

п о с т р о е н н ы е

н а

и з у ч е н н о м

языковом материале.

Читать про себя и понимать

тексты, содержащие как изученный

языковой материал, так и отдельные

слова.

Совершенствование

навыков

чтения.

Умение

правильно

читать

слова

с

мягким

знаком

в

середине

слова (Таньăн, Ваньăн), с двойными согласными (аппа,

пичче, чупаççĕ).

Слитное

чтение

частиц та

(те),

-и,

-ши

с

предыдущим словом (мана та, ăшă-и, ăçта-ши).

Чтение

текста,

построенного

на

знакомом

языковом материале, с заменой многоточия или рисунка

нужными словами.

Чтение вслух текста, составленного на знакомом

лексико-грамматическом

материале,

с

полным

пониманием

его

содержания:

с

соблюдением

правил

произношения

слов

и

основных

интонационных

моделей.

Чтение

вслух

с

пониманием

о с н о в н о го

содержания простых текстов, доступных по содержанию

и

языковому

материалу.

Ответы

на

вопросы

по

содержанию текста.

Чтение про себя с полным пониманием учебных

текстов,

составленных

на

знакомом

л е кс и ко -

грамматическом материале, пересказ их содержания.

Чтение

про

себя

с

пониманием

основного

содержания простых текстов, доступных по содержанию

и языковому материалу. Формирование умения находить

в тексте нужную информацию для ответа на вопрос.

Анализ текста с точки зрения лексики (грамматики).

Постановка вопросов к прочитанному тексту.

Пересказ содержания текста повествовательного

характера.

Коллективное

и

индивидуальное

составление

рассказов.

Выразительное чтение стихотворений: заучивание

их наизусть.

Совершенствование

навыков

пользования

чувашско-русским словарем учебника.

Письмо

Списывание предложений

по

образцу,

выполнение

лексико-

грамматических упражнений

Совершенствование

навыков

правописания,

приобретенных в 1 классе.

Умение находить буквы в словах, при написании

которых возможно допущение ошибок. Умение находить

ошибки в словах и исправлять их.

Употребление

на

письме

основных

знаков

пунктуации

(точка,

запятая,

вопросительный

и

восклицательный знаки).

Развитие умения обозначать на письме мягкость

согласных звуков.

Развитие

умения

правильно

списывать

и

оформлять предложения на письме.

Упражнения в написании слов с большой буквы.

Упражнения в написании слов с ши: пăши, шăши.

У п р а ж н е н и я

в

н а п и с а н и и

с л о в

с

буквосочетаниями йě, йÿ, йы, çÿ, чÿ.

Упражнения в переносе слов? Основные способы

переноса?

Выполнение

письменных

заданий,

связанных

с

о своением

лексиче ских

(используя

в

с л у ч а е

необходимости

словарь)

и

грамматических

средств

общения, а также с чтением и говорением.

Письменные ответы на вопросы по прочитанному

тексту (с опорой на текст).

Написание небольших по объему близких детям

по

тематике

сообщений,

с

использованием

словаря

в

случае необходимости.

Языковые средства и навыки пользования ими

Графика, каллиграфия, орфография

Все

буквы

чувашского

а л ф а в и т а .

З в у к о - б у к в е н н ы е

соответствия.

Основные

правила

чтения

и

орфографии.

Написание

слов активного словаря.

Умение графически и каллиграфически корректно

воспроизводить все буквы чувашского алфавита. Умение

писать знакомые слова. Владение основными правилами

чтения

чувашских

слов.

Озвучивание

графического

образа слова и понимание читаемого.

Фонетика

Все

звуки

чувашского

языка. Нормы произношения звуков

ч у в а ш с ко г о

я з ы к а

( д о л г о т а

согласных,

отсутствие

оглушения

звонкого согласного звука в конце

слова,

смягчение

согласных

перед

гласными и после гласных).

Ударение в изолированном

слове, фразе.

Членение предложения на

смысловые

группы.

Ритмико-

интона ционны е

о с о б е н н о с т и

повествовательного, побудительного

и вопросительного предложений.

В л а д е н и е

о с н о в н ы м и

о с о б е н н о с т я м и

произношения

чувашских

звуков,

сочетаний

звуков

в

разных позициях.

С о в е р ш е н с т в о ва н и е

ум е н и я

п р а в и л ь н о

произносить слова со звуками [ă], [ě], [ÿ], [ç’].

Развитие

умения

правильно

произносить

слова

типа йěлтěр, йăва, йăрă, чÿрече.

Смягчение и озвончение согласных: çěнě, ÿкерчěк,

кахал, уçланкă, алсиш.

Различение ударных и безударных слогов.

Соблюдение ударения в словах и предложениях.

Соблюдение паузы внутри предложения.

Соблюдение

интонации

предложений,

в

частности, с союзом анчах.

Соблюдение

правильной

интонации

при

перечислении.

Лексика

Характер лексики определяется тематикой уроков. Общий прирост словаря учащихся во

втором классе составит примерно 270 лексических единиц (без учета непереводимых слов), а

вместе со словарным запасом первого года обучения - примерно 550 лексических единиц.

Грамматика

Систематизация языкового материала 1 класса. Совершенствование умений и навыков

употребления глагольных форм в настоящем времени в знакомых речевых образцах.

Употребление

в

речи

существительных

дательного

падежа

единственного

и

множественного

числа (аннене, аппана, шăллăма, Атнере, урама, арçын ачасене). Развитие

умения ставить вопросы к существительным в дательном падеже.

Употребление в речи существительных местного падежа единственного числа (аннере,

вăрманта), творительного падежа единственного числа (кěрěкпе, çунашкапа, ручкăпа). Развитие

умения ставить вопросы к существительным местного падежа.

Употребление в речи существительных исходного падежа единственного числа (аннерен,

аппаран, шкултан, кишěртен). Развитие умения ставить вопросы к существительным исходного

падежа.

Усвоение

вопросов

падежей (кама?

камсене?

камра?

камран?

ăçта?со

значением

«куда?», ăçтан?)? Наблюдение над аффиксами существительных.

Употребление

в

речи

глаголов

настоящего

времени

1

лица

единственного

и

множественного

числа

в

отрицательной

форме (эпě

çырмастăп

-

эпир

çырмастпăр;

эпě

ÿкерместěп - эпир ÿкерместпěр).

Употребление

в

речи

глаголов

настоящего

времени

2

лица

единственного

и

множественного

числа

в

отрицательной

форме (эсě

çырмастăн

-

эсир

çырмастăр;

эсě

ÿкерместěн – эсир ÿкерместěр).

Употребление в речи глаголов прошедшего очевидного времени в утвердительной форме

(эпě вуларăм, эсě вуларăн, вăл вуларě, эпир вуларăмăр, эсир вуларăр, вěсем вуларěç). Усвоение

вопросов глаголов мěн турăм? мěн турăмăр? мěн турěç? мěн турě? мěн турăн? мěн турăр?

Развитие умения задавать вопросы к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих

на вопросы кам? мěн турě? (камсем? мěн турěç).

Употребление

глаголов

прошедшего

неочевидного

времени

в

утвердительной

и

отрицательной форме (эпě вуланă - эпě вуламан, эпě ÿкернě - эпě ÿкермен). Усвоение вопроса

мěн тунă?

Употребление глаголов с аффиксом -малла(-мелле) в утвердительной и отрицательной

форме (вуламалла - вуламалла мар, ÿкермелле - ÿкермелле мар). Усвоение вопроса мěн тумалла?

Употребление

в

речи

глаголов

с

аффиксом -асшăн(-есшěн)

в

утвердительной

и

отрицательной форме (эпě вуласшăн - эпě вуласшăн мар, эпě ÿкересшěн - эпě ÿкересшěн мар).

Усвоение вопроса мěн тăвасшăн?

Наблюдение над аффиксами глаголов.

Замена

существительных

в

притяжательном

падеже

единственного

числа

личным

местоимением унăн (Тольăн йытă çури пур. - Унăн йытă çури пур).

Обогащение

словарного

запаса

учащихся

именами

существительными,

глаголами,

прилагательными, образованными с помощью аффиксов: -çă(-çě) - сутуçă; -у(-ÿ) – çыру, пěлÿ; -в

- калав; -чăк(-чěк) - ÿкерчěк; -ла(-ле) – саламла, тирпейле; -лат(-лет) - капăрлат; -т - тасат;

-лă(-лě) – ăслă, тирпейлě.

Выражение принадлежности 3-му лицу с помощью аффикса -и(-ě) (Настьăн кěпи кăвак

тěслě. Машăн кěрěкě çěнě).

Употребление в речи личных местоимений в основном падеже множественного числа

(эпир, эсир, вěсем).

Употребление в речи местоимений в притяжательном падеже множественного числа

(пирěн, сирěн, вěсен).

Употребление в речи местоимений в дательном падеже множественного числа (пире,

сире, вěсене).

Употребление

в

речи

местоимений

в

творительном

падеже

единственного

и

множественного числа (манпа, санпа, унпа, пирěнпе, сирěнпе, вěсемпе).

Употребление в речи количественных и порядковых числительных до 100. Особенности

их сочетания с именами существительными.

Употребление послелогов места (çинче, хыçěнче, айěнче, патěнче, тăрринче, юнашар).

Практическое усвоение неизменяемых послелогов хыççăн, валли, пек (Уроксем хыççăн

эпě библиотекăна каятăп. Ку пукане йăмăк валли. Эпě асатте пек).

Предложения с союзами анчах, мěншěн тесен (Вăл пěчěк, анчах маттур. Пире пÿлěмре

лайăх, мěншěн тесен ăшă, таса).

Предложения с частицами -ши, -ха, вěт.

3. Тематическое планирование

Количество часов:

всего – 68 часов,

в неделю – 2 часа.

у

рока

Содержание (разделы, темы)

Коли

чество

часов

1 раздел: Шкул ачисем. Вăрманта тата ялта (7 часов)

1

-2

Эпир – шкул ачисем.

2

3

Вăрманта

1

4

Упапа упа çури

1

5

Тимка – шкул ачи

1

6

Ăслă шăши çури

1

7

Асанне

1

2 раздел : Ылтăн кĕркунне (5 часов)

8

Ылтăн кĕркунне

1

9

Пирĕн пахча

1

1

0

Садра

1

1

1

Дачăра

1

1

2

Манăн тус

1

3 раздел: Кун йĕрки (5 часов)

1

3

Ирхине

1

1

4

Ăслă арçын ача

1

1

5

Шкулта

1

1

6

Уроксем хыççăн

1

1

7

Эпир шкулта мĕн тăватпăр?

1

4 раздел: Çемье (5 часов)

1

8

Пирĕн атте-анне

1

1

9

Пирĕн çемье

1

2

0

Эпир хулара пурăнатпăр

1

2

1

Пирĕн çемье

1

2

2

Мурзик çыру çырать. Проект ĕçĕ.

1

5 раздел: Çумăрлă кĕркунне (4 часа)

2

3

Çумăрлă çанталăк

1

2

4

Ку çуртра кам пурă-нать?

1

2

5

Мĕншĕн Мурзик лайăх вулать?

1

2

Туссем шкула васкаççĕ

1



В раздел образования