Напоминание

Автобетоносмесители, назначение, классификация и устройство.


Автор: Филатов Владимир Валентинович
Должность: преподаватель МДК
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Автобетоносмесители, назначение, классификация и устройство.
Тема: Автобетоносмесители, назначение, классификация и устройство.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Автобетоносмесители, назначение, классификация и устройство.

Первые специализированные машины для транспортировки готового бетона и

приготовления бетона в пути появились в США в 1930-х годах. Конструкция этих

машин

в

целом

соответствовала

современным

АБС:

в

них

использовались

горизонтальные вращающиеся барабаны с лопастями внутри, монтируемые на шасси

грузовых автомобилей. Наша страна практически не отставала: с 1938 г. завод

«Красный экскаватор» (г. Киев) наладил серийный выпуск автобетоносмесителей

СССМ-738/С-49 на шасси автомобиля ЯГ-6, оснащенных барабаном объемом 1,5 куб.

м. «Бум» производства АБС пришелся на послевоенные годы, а сегодня эти машины

используются во всех отраслях строительства – от частного малоэтажного до объектов

общемирового значения.

Сегодня трудно себе представить даже маленькое действие в строительстве и без

бетона. Автобетоносмесители, называемые по-разному (миксер, автобетономешалка

или

сокращённо

АБС),

стали

обязательной

строительной

атрибутикой.

Они

используются для получения смеси из цемента, песка, твёрдых добавок и воды.

Доставку

приготовленной

смеси

к

месту

укладки

можно

производить

различными транспортными средствами, учитывая при этом объем работ и дальность

транспортирования. Дальность транспортирования смеси следует рассчитывать с

учетом температуры и влажности окружающего воздуха, от которых зависит

скорость схватывания цементобетонной смеси. По СНиП 2.05.02.-85* смесь должна

быть доставлена к месту производства бетонных работ не позднее чем за 30 минут

при температуре воздуха 20-30 °С, 60 минут — при температуре 10-20 °С.

Автобетоносмесители предназначены для доставки дозированных компонентов

бетонной смеси, приготовления ее в пути следования или по прибытии на

строительный объект, а также доставки готовой бетонной смеси и выдачи ее

потребителю. Автобетоносмесители рассчитаны на работу в условиях умеренного

климата. Он могут загружаться от специальных установок для выдачи сухих смесей,

а также от передвижных стационарных бетонных заводов, приспособленных для

выдачи сухих смесей. В автобетоносмесителях можно перевозить смесь на

практически

неограниченные

расстояния,

однако

наибольшая

эффективность

достигается при транспортировании на расстояние до 80 км.

Классификация автобетоносмесителей

АБС являются подвидом бетоносмесителей, которые также бывают:

стационарными,

передвижными (в виде прицепов).

Кроме того, выделяются следующие классификации АБС:

по типу расположения смесительной установки и направлению разгрузки АБС

подразделяются на:

АБС с разгрузкой «назад». Наиболее популярный в российской практике

бетонирования тип,

АБС с разгрузкой «вперед». Позволяет водителю миксера управлять и

контролировать процесс разгрузки, не выходя из кабины;

по типу привода смесительного оборудования:

механический — устаревший вариант (для вращения барабана используется

цепной привод или вал отбора мощности от двигателя),

гидравлический — современный стандарт (для вращения барабана используется

гидромотор),

по типу двигателей смесительного оборудования:

автономные двигатели — более шумные, но более надежные — в случае

поломки двигателя автомобиля перемешивание бетонной смеси не прекращается,

двигатели на шасси — более экологичные, менее шумные, способствуют

уменьшению массы АБС.

К

положительным

моментам,

которые

легли

в

основу

столь

широкого

распространения таких комбинаций, можно отнести:

Принцип «три в одном» позволяет сократить организационные затраты на

строительных объектах. Не надо арендовать бетономешалку, бетононасос,

грузоподъёмное оборудование;

Водитель автомобиля, он же оператор, управляющий всем процессом получения

бетонной смеси и доставки её на объект;

Один автобетононасос с бетоносмесителем обеспечивает рентабельную работу на

небольших объектах за счёт ускоренного срока выполнения бетонных работ.

Практика показывает, что бетонные работы заканчиваются, как минимум в 2 раза

быстрее, при использовании автобетономешалки;

Машина даёт возможность подвезти на объект бетон 4-5 раз, что позволяет

выполнять работу со свежеприготовленным раствором;

Автобетоносмеситель

занимает

небольшое

пространство

на

строительной

площадке (в среднем её габариты составляют 5 х10 м);

Способность лёгкого маневрирования машины, и мобильность организационной

работы;

Климатические

условия

не

влияют

на

качество

готового

раствора

при

транспортировке до места назначения.

Промышленностью выпускается три типа автобетоносмеситилей СБ-92-1А, СБ-

92В-1, СБ-159А. Принципиально они мало чем отличаются, различия существуют

лишь в приводе смесительного барабана. В автобетоносмесителе СБ-159А привод

гидравлический с отбором мощности от двигателя, а в автобетоносмесителе СБ-92-

1А вращение смесительного барабана осуществляется от редуктора через цепную

передачу.

Автобетоносмесители применяют для приготовления бетонной смеси в пути

следования

от

питающих

отдозированными

сухими

компонентами

специализированных установок к месту укладки, для приготовления бетонной смеси

непосредственно на строительном объекте, а также для транспортирования готовой

качественной смеси с побуждением ее при перевозке. Они представляют собой

гравитационные

реверсивные

бетоносмесители

с

грушевидным

смесительным

барабаном, установленные на шасси грузовых автомобилей, специальных шасси

автомобильного типа или на полуприцепах, агрегатируемых с трехосными тягачами.

Смесительные барабаны имеют постоянный угол наклона оси (10...15°) к горизонту.

Внутри смесительных барабанов установлены двухзаходные винтовые лопасти,

обеспечивающие загрузку и перемешивание бетонной смеси при вращении барабана в

одну сторону и выгрузку готовой смеси при вращении барабана в обратном

направлении (реверсе).

Привод вращения смесительного барабана может быть механическим с отбором

мощности

от

автономного

двигателя

через

систему

механических

передач,

включающих реверсивный редуктор и цепную передачу с зубчатым венцом,

закрепленным на барабане, и гидромеханическим с отбором мощности через

гидромеханическую передачу от автономного двигателя, двигателя базового шасси

или от коробки отбора мощности трансмиссии шасси.

Гидромеханическая передача включает гидронасос с регулируемой подачей,

реверсивный гидромотор и планетарный редуктор. Гидронасос нагнетает рабочую

жидкость в гидромотор, который через планетарный редуктор приводит во вращение

смесительный барабан. Гидромеханический привод позволяет бесступенчато плавно

регулировать частоту вращения барабана. Рабочее давление в гидросистеме составляет

18...22 МПа.

Для загрузки смесительного барабана компонентами смеси или бетонной

смесью, а также выгрузки смеси из смесительного барабана на место укладки

автобетоносмесители

оборудуются

лотковыми

загрузочно-погрузочными

устройствами. Для обеспечения технологического процесса приготовления бетонной

смеси из сухих компонентов, предварительно загруженных в смесительный барабан, а

также промывки барабана и узлов автобетоносмесителя от остатков бетонной смеси

автобетоносмеситель снабжен системой водопитания с баками для воды, аппаратурой

для подачи воды под давлением и ее дозирования.

Технологическое оборудование отечественных автобетоносмесителей имеет

мало различий и максимально унифицировано. Автобетоносмесители способны

работать при температуре окружающего воздуха - 30°...+ 40 °С.

Максимальная скорость загруженных автобетосмесителей при движении по

дорогам в технологическом режиме составляет не более 60 км/ч.

Главным

параметром

автобетоносмесителей

является

вместимость

смесительного барабана по выходу готовой смеси (м

3

).

На рынок автобетоносмесителей России и СНГ свою продукцию поставляют:

ЗАО

«КОМЗ-Экспорт»

(г.

Каменск-Шахтинский,

Ростовская

обл.),

ОАО

«Туймазинский

завод

автобетоновозов»

(Башкортостан),

ЗАО

«Пушкинский

машиностроительный завод» («ПМЗ»), Могилевский автомобильный завод (МоАЗ)

(Беларусь), ООО «Дизель-ТС» (Нижегородская обл.).

ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» («ТЗА») является наиболее крупным в

России и СНГ производителем автобетоносмесителей и выпускает более 10 различных

модификаций автобетоносмесителей с барабанами по выходу бетонной смеси 5...9

м

3

на шасси КамАЗ, ЗИЛ, Урал, КрАЗ, МАЗ, МЗКТ, предназначенных для разных

нагрузок и дорожных условий. Выпускаемые в последнее время ОАО «ТЗА»

автобетоносмесители имеют цифровую индексацию вместо ранее установленной

традиционной индексации с использованием буквенных обозначений (СБ).

К

типоразмерному

ряду

пятикубовых

автобетоносмесителей

относятся:

автобетоносмесители 581412 на шасси КамАЗ-55111 (6x4) с механическим приводом

смесительного барабана от автономного двигателя; автобетоносмесители 58140С на

шасси КамАЗ-55111 (6 х 4) с гидромеханическим приводом от двигателя шасси.

Автобетоносмеситель 581412 с объемом готового замеса 5 м

3

смонтирован на

шасси

1

грузового

автомобиля

КамАЗ-55111.

Рабочее

оборудование

автобетоносмесителя включает раму 9, смесительный барабан 4 с загрузочно-

разгрузочным

устройством,

механизм

3

вращения

барабана,

дозировочно-

промывочный

бак

2,

водяной

центробежный

насос,

систему

управления

оборудованием с рычагами 10, 12 и контрольно-измерительные приборы 11.

Смесительный барабан имеет три опорные точки и наклонен к горизонту под углом

15°. Загрузочно-разгрузочное устройство состоит из загрузочной 5 и разгрузочной

6воронок, складного лотка 7 переменной длины и поворотного устройства 8. Лоток

может поворачиваться при разгрузке в горизонтальной плоскости на угол до 180° и в

вертикальной плоскости на угол до 60°.

Приготовление

смеси

в

пути

следования

производят

при

дальности

транспортировки не более 10...15 км, при этом отдозированые компоненты в

смесительный барабан загружают одновременно. При перевозках на большие

расстояния в барабан загружают сначала сухие компоненты (цемент и заполнители), а

подачу воды и приготовление смеси производят непосредственно на объекте. Заданная

порция воды подается в смесительный барабан из дозировочно-промывочного бака

центробежным насосом через сопло в загрузочной воронке. Через то же сопло

производится

промывка

барабана

водой

после

разгрузки.

Привод

насоса

осуществляется от двигателя через карданный вал и клиноременную передачу. При

транспортировке готовой бетонной смеси во избежание ее расслаивания барабан

вращается с пониженной частотой, непрерывно перемешивая смесь.

Двенадцатикубовый автобетоносмеситель указан на рис. 1.

Рисунок 1 - Автобетоносмеситель 12DA на шасси КАМАЗ-65201

(с приводом от автономного двигателя)

1 - КАМАЗ-65201; 2 - управление компрессором; 3 - бак для воды; 4 - привод смесительного ба-

рабана; 5 - смесительный барабан; 6 - загрузочно-разгрузочное устройство; 7 - рама; 8 -

управление реверсом редуктора; 9 - панель контрольно-измерительных приборов; 10 - муфта

сцепления; 11 - муфта насоса; 12 - управление подачей топлива.

Характеристики автобетоносмесителей.

Из основных характеристик АБС можно выделить:

-Полезный объем барабана;

-Скорость вращения барабана;

-Полная масса машины;

-Емкость бака для воды;

-Мощность двигателя, скорость и другие характеристики шасси.

АБС

оснащаются

барабанами

объемом

от

4

до

15

куб.

м,

наибольшее

распространение имеют машины с барабаном 7 куб. м. Барабан может вращаться с

максимальной частотой до 14 об/мин. Емкость бака для воды обычно составляет 350

– 600 л. Полная масса машины редко превышает 25 – 30 т.

Наиболее востребованным на российском рынке является АБС объемом 7м

3

(57% поставленной техники).

Следующие по популярности: АБС объемом 9 м

3

(17%) и 5 м3 (15%).

В мире наиболее популярным объемом является 6 м

3

(~8 кубических ярдов).

Характеристика автобетоносмесителя 12DA на шасси КАМАЗ-65201

Характеристика

Ед. изм.

Значение

Максимальны

й объем

перевозимой

бетонной

смеси

м

3

12

Максимальная масса

перевозимой бетонной

смеси

(с полным баком для

воды)

кг

23220

Масса снаряженного

АБС

кг

16780

Полная масса АБС, в том

числе:

кг

41000

-нагрузка на переднюю

ось (оси)

кг

15000

-нагрузка на заднюю ось

(тележку)

кг

26000

Емкость бака для воды

л

850

Интересные факты об автобетоносмесителях.

В России наибольшей популярностью пользуются АБС с барабаном на 7 куб. м

(они занимают почти 60% рынка) – это обусловлено привлекательным для

потребителя сочетанием объема и стоимости. Меньшее распространение получили

машины с барабанами на 5 и 9 куб. м. В мире ситуация иная: в Европе и Америке

наиболее востребованы автобетоносмесители с барабаном объемом 6 куб. м.



В раздел образования