Напоминание

"Где можно найти воздух"


Автор: Разуева Делия Фидартиовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40"АГО
Населённый пункт: г. Асбест, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Где можно найти воздух"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конкурс на лучшую методическую разработку руководящих и педагогических работников

образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского

городского округа, в 2017-2018учебном году.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад №40” Асбестовский городской округ

Номинация: (технологические карты) конструкты уроков,

занятий в соответствии с реализацией ФГОС

Тема: “ Где можно найти воздух”

Форма: Непосредственно образовательная деятельность.

Разуева Делия Фидаритовна

Воспитатель Iкат.

Тел. 89527417622

Асбестовский городской округ

2017-2018 учебный год.

1

Содержание работы.

1.Пояснительная записка………………………………………………………….....................................3

2.Методическая разработка……………………………………………………………………………….5

3.Список литературы…………………………………………………………………………………….10

4. Приложение…………………………………………………………………………………………....11

2

Пояснительная записка.

Технологию

детского

экспериментирования

в

детском

саду

можно

представить

как

способ

организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.

Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного

подходов.

Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию,

когда он сам овладевает понятием и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей

или меньшей степени, организованного педагогом.

Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального

опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.

В качестве основного вида ориентировочно - исследовательской деятельности детей

Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование. В своих исследованиях он утверждает, что

детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного

развития ребенка, и отмечает, что задача данной деятельности – получить новые сведения о том

или ином предмете. Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы

строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте.

Главное достоинство экспериментирования, по его мнению, заключается в том, что оно дает детям

реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет

обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно

возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

В возрасте 4-5 лет сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять

ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы

«что это?», «как?», «почему?» Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к

самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через совместную деятельность

Задачи образовательной программы:

1.

Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить,

предлагать

возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.

2.

Расширять

кругозор

детей

о

воздухе,

используя

опыты

и

э кс п е р и м е н т ы .

3. Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов,

обогащать словарь детей.

4. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, чувство уважения друг к другу,

взаимоподдержка

5. Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать

и анализировать их.

Предполагаемый результат:

- у детей решаются проблемы и находятся возможные пути решения, практическим путем;

- у детей расширен кругозор через практические действия;

- дети научились свободно общаться со сверстниками с педагогом, делиться своими догадками,

обобщениями, описанием своих практических действий;

-

дети ведут свободную ситуативную беседу

и поддерживают образовательную ситуацию,

доброжелательно общаются друг с другом;

- дети научились анализировать и делать выводы.

Перечень оборудования:

Мини

-

лаборатория

для

проведения

опытов:

полиэтиленовые

пакеты,

стаканчики,

гречка,

трубочки для коктейля, чеснок, ароматизированное масло, мыльные пузыри, игрушка, ткань.

Энциклопедия, книги, иллюстрации по теме.

3

После

проведения

всех

опытов,

бесед,

посвященных

изучению

воздуха,

у

детей

стойко

сформировалось

представление

о

понятии

воздух,

его

свойствах,

причинах

возникновения.

Многочисленные

опыты

вызвали

у

детей

познавательную

активность,

любознательность

и

стремление

к

самостоятельному

познанию

и

размышлению.

Подтверждены

следующие

высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы. Дети уяснили и

закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет

жизни на Земле, воздух есть жизнь.

4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект, событие): « Где можно найти воздух» Разработчик:

Разуева Д.Ф., воспитатель

Возрастная группа: от 4 до 5 лет средняя группа

Форма организации: групповая

Технология: проектный подход «Паутинка»

Методы:

1. мотивационный;

2. образовательная ситуация

3. словесный (рассказывание, беседа, загадка);

4. наглядный (демонстрация);

5. игровое упражнение;

6. метод имитации ( обогащать словарь детей);

7. практический метод: расширять кругозор детей о воздухе , используя опыты и эксперименты

Средства:

Полиэтиленовые пакеты, стаканчики, гречка, трубочки для коктейля, чеснок, ароматизированное

масло, мыльные пузыри, игрушка, ткань.

ШАГИ

Компоненты

технологии

1 шаг

Групповой сбор.

Вхождение в тему.

Воспитатель: Ребята, давайте

поздороваемся с нашими гостями и

согреем их своими улыбками. А что

нас еще согревает и дарит нам

настроение? (солнышко) Правильно,

солнышко. А давайте представим,

что наши руки это солнечные

лучики, коснемся друг друга

пальчиками и подарим друг другу

тепло(дети становятся в круг,

вытягивают руки вверх

соприкасаясь друг с другом.).

Стук в дверь (входит Петрушка).

Петрушка: Здравствуйте ребята, я

Петрушка. Я хочу загадать вам

загадку:

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать

Снами рядом каждый час

Но не видим он для нас.

Дети: Воздух

Петрушка: Ребята я тоже часто

слышу это слово. А что оно

обозначает, я не знаю. И очень хочу

5

узнать.

Воспитатель: А вам интересно

узнать: 1.Вы знаете, что обозначает

слово воздух? 2.Где можно найти

воздух?

Дети: предположение детей.

Воспитатель: Тогда я вас

приглашаю в нашу лабораторию.

Сейчас мы будем делать опыты, как

настоящие учёные. А что такое

лаборатория? Правильно, это

помещение, где проводят разные

опыты. Все сотрудники нашей

лаборатории должны соблюдать ряд

правил:

Вы хотели бы быть лаборантами?

Тогда слушайте правила.

Правило №1. На столах ничего не

трогать без разрешения.

Правило №2. Соблюдать тишину, не

мешать другим ребятам.

Правило №3. Содержимое сосудов

не пробовать на вкус.

Правило №4. Бережно обращаться с

оборудованием. Поработал – убери

на место.

Правило №5. Помни – некоторые

опыты можно проводить только в

присутствии взрослых.

Петрушка: Скажите ребята, вы

видите воздух вокруг нас?

Дети: нет, не видим.

Петрушка: Вот и я говорю, его не

видно.

Воспитатель: Как вы думаете, как

можно доказать Петрушке, что

воздух есть? (высказывание

предположений детей)

Дети: Воздух прозрачный

невидимый, бесцветный.

Петрушка: Вот-вот невидимый,

значит его, совсем, нет.

Воспитатель:

Подожди Петрушка, я вот тоже

воздух не видела, а знаю, что он

есть вокруг нас.

Ребята, а вы как думаете?

Петрушка: А я вам не верю. Вот

докажите, что этот самый воздух всё

таки есть.(высказывания детей)

Воспитатель: Ребята давайте

докажем Петрушке, что воздух есть.

А чтобы он его увидел его надо

6

поймать.

Как вы думаете воздух можно

поймать? Как? ( предположения

детей) Хотите, я вас научу ловить

воздух?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте подойдём к

столам.

2 шаг

Деятельность в Центрах активности

-центр движения

- Центр исследования

- Центр игры

В лабораторию сейчас мы пойдем

(парами)нам нужно надеть головной

убор, как настоящим лаборантам.

Опыт№1(с полиэтиленовым

пакетом).

Воспитатель: А что вы видите на

столе? Подумайте, для чего тут

пакеты т какие они? Возьмите

полиэтиленовые пакеты. Какие они?

Дети: пустые, мятые.

Воспитатель: спокойно наберите

воздух через нос и медленно

вдохните его в пакет, а потом его

заверните, чтобы он сдулся. Каким

он стал?

Дети: толстый, надутый.

Воспитатель: Почему он таким

стал? Что наполнило пакет?

Расскажите, что произошло с

пакетом? (высказывания детей)

Конечно мы наполнили пакет

воздухом и увидели его.

Идем дальше.

Опыт №2. На столе у каждого

ребёнка стаканчик с водой, на дне

лежит гречка, стоят трубочки для

коктейля.

Воспитатель: Что вы видите на

столе в стаканчиках?

Дети: Вода в стаканчике и крупа на

дне.

Воспитатель: Какая вода?

Дети: Прозрачная

Воспитатель: Что лежит на дне?

Дети: Гречка

Воспитатель: Хотите оживить

гречку? Что нам поможет в этом?

Дети: Воздух, трубочки

Воспитатель: как вы думаете, что

для этого нужно сделать?

Дети: Подуть в трубочки.

Воспитатель: Что происходит?

Дети: появились пузырьки.

Воспитатель: Что это?

(высказывания детей -это воздух).

7

Воспитатель: как воздух смог

сделать это?, откуда у него

появилась сила? (высказывания

детей).Мы снова его увидели. А что

же делает наша гречка?

Дети: Двигается.

Воспитатель: Что же нам помогло

оживить гречку?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ну, конечно же, это

воздух. Мы его не только нашли, но

и увидели, как он заставил

двигаться гречку. (Петрушка хвалит

детей)

Игра с воздухом «Парашют» -

физминутки.

Воспитатель: У меня для вас

сюрприз(парашютист). А вы знаете,

кто такие парашютисты (дети

отвечают). А что у них раскрывается

над головой при прыжке с самолёта?

Дети: Парашют.

Воспитатель: а почему парашют не

падает?(высказывания детей)

Посмотрите, что-то лежит на

столе? (ткань). Какой большой у

меня кусок ткани. Она какая?

Ткань лёгкая, воздушная, воздуху

послушная. А можно из этой ткани

сделать парашют и как?

Воспитатель: Давайте тоже сделаем

парашют. Что, поможет нам в этом?

(высказывания детей), конечно же

воздух (воспитатель предлагает

стать в круг и взяться за края ткани)

Дружно мы все стали в круг

(встают)

Будем делать парашют (берутся за

пелёнку)

Друг за другом мы идём

Парашют в руках несём (идут по

кругу)

Руки вверх мы поднимаем

(поднимают руки)

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут (опускают

на пол).

Воспитатель: здорово мы поиграли

с воздухом? Вам понравилось?

Воспитатель: Ребята, как вы

думаете, а у воздуха есть запах?,

как проверить?

8

Воспитатель: Подойдите к столу и

посмотрите, что лежит на столе?

Дети: Чеснок, масло.

Опыт №3. Дети подходят к столу,

на котором на тарелочке лежит

чеснок и ароматическое масло.

Воспитатель: Правильно, это

чеснок и масло. А давайте их

понюхаем (нюхают). Что можно

сказать?

Дети: они пахнут.

Воспитатель: почему мы чувствуем

запах? Можно сделать вывод, что

любой запах передаётся по воздуху.

3 шаг

Итоговый сбор

Понравились вам опыты. Кому из

вас, какой опыт понравился больше

всего (дети отвечают). Сегодня мы

узнали много интересного.

Петрушка: Ребята я ничего не

понял.

- Вокруг нас есть воздух? А

докажите?

- Как вы догадались, что вокруг нас

есть воздух?

- Чем мы с вами дышим? А если бы

не было воздуха?

- Почему говорят – воздух-

невидимка? (воздух никто не видел,

но он есть) Как можно найти

воздух? (проделать опыты) – Что

заставило двигаться гречку?

- Как с воздухом можно играть?

- Кому бы вы хотели рассказать об

этих опытах и показать их?

- Петрушка, ты все запомнил и

можешь рассказать об этом своим

друзьям.

Петрушка: Да ребята, теперь я

знаю, где можно найти воздух.

Спасибо вам. На память я дарю вам

мыльные пузыри.

Дети благодарят, Петрушка уходит.

Список литературы:

9

1.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная

общеобразовательная программа дошкольного образования.

– 3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез,2014.-368с.

2.Дыбина О.В. , Рахманова Н.П, Щетинина В.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников - М.:ТЦ Сфера, 2005.

3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. –

СПб.: Речь, 2013

.

4.Иллюстрации: фотографии из личного архива.

5. интернетресурсы.

6.Толстикова О.В, Савельева О.В, Иванова Т.В. Современные педагогические технологии

образования детей дошкольного возраста: методическое пособие - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО “

ИРО”,2014.-200с.

Приложение

10

Опыт с чесноком подтверждает предположение “ Есть ли у воздуха запах”? запах передается по

воздуху

Игра с воздухом “Парашют” объясняет, чем надут парашют во время полета.

11

Опыт с крупой и водой“Ожившая” крупа доказывает, что с помощью пузырьков крупа двигается.

Опыт с мешочками показывает детям, что воздух находится вокруг нас.

12



В раздел образования