Автор: Разуева Делия Фидартиовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40"АГО
Населённый пункт: г. Асбест, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Где можно найти воздух"
Раздел: дошкольное образование
Конкурс на лучшую методическую разработку руководящих и педагогических работников
образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского
городского округа, в 2017-2018учебном году.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад №40” Асбестовский городской округ
Номинация: (технологические карты) конструкты уроков,
занятий в соответствии с реализацией ФГОС
Тема: “ Где можно найти воздух”
Форма: Непосредственно образовательная деятельность.
Разуева Делия Фидаритовна
Воспитатель Iкат.
Тел. 89527417622
Асбестовский городской округ
2017-2018 учебный год.
1
Содержание работы.
1.Пояснительная записка………………………………………………………….....................................3
2.Методическая разработка……………………………………………………………………………….5
3.Список литературы…………………………………………………………………………………….10
4. Приложение…………………………………………………………………………………………....11
2
Пояснительная записка.
Технологию
детского
экспериментирования
в
детском
саду
можно
представить
как
способ
организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.
Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного
подходов.
Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию,
когда он сам овладевает понятием и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей
или меньшей степени, организованного педагогом.
Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального
опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
В качестве основного вида ориентировочно - исследовательской деятельности детей
Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование. В своих исследованиях он утверждает, что
детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного
развития ребенка, и отмечает, что задача данной деятельности – получить новые сведения о том
или ином предмете. Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы
строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте.
Главное достоинство экспериментирования, по его мнению, заключается в том, что оно дает детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет
обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно
возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
В возрасте 4-5 лет сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять
ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы
«что это?», «как?», «почему?» Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к
самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через совместную деятельность
Задачи образовательной программы:
1.
Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить,
предлагать
возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
2.
Расширять
кругозор
детей
о
воздухе,
используя
опыты
и
э кс п е р и м е н т ы .
3. Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов,
обогащать словарь детей.
4. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, чувство уважения друг к другу,
взаимоподдержка
5. Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать
и анализировать их.
Предполагаемый результат:
- у детей решаются проблемы и находятся возможные пути решения, практическим путем;
- у детей расширен кругозор через практические действия;
- дети научились свободно общаться со сверстниками с педагогом, делиться своими догадками,
обобщениями, описанием своих практических действий;
-
дети ведут свободную ситуативную беседу
и поддерживают образовательную ситуацию,
доброжелательно общаются друг с другом;
- дети научились анализировать и делать выводы.
Перечень оборудования:
Мини
-
лаборатория
для
проведения
опытов:
полиэтиленовые
пакеты,
стаканчики,
гречка,
трубочки для коктейля, чеснок, ароматизированное масло, мыльные пузыри, игрушка, ткань.
Энциклопедия, книги, иллюстрации по теме.
3
После
проведения
всех
опытов,
бесед,
посвященных
изучению
воздуха,
у
детей
стойко
сформировалось
представление
о
понятии
воздух,
его
свойствах,
причинах
возникновения.
Многочисленные
опыты
вызвали
у
детей
познавательную
активность,
любознательность
и
стремление
к
самостоятельному
познанию
и
размышлению.
Подтверждены
следующие
высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы. Дети уяснили и
закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет
жизни на Земле, воздух есть жизнь.
4
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие): « Где можно найти воздух» Разработчик:
Разуева Д.Ф., воспитатель
Возрастная группа: от 4 до 5 лет средняя группа
Форма организации: групповая
Технология: проектный подход «Паутинка»
Методы:
1. мотивационный;
2. образовательная ситуация
3. словесный (рассказывание, беседа, загадка);
4. наглядный (демонстрация);
5. игровое упражнение;
6. метод имитации ( обогащать словарь детей);
7. практический метод: расширять кругозор детей о воздухе , используя опыты и эксперименты
Средства:
Полиэтиленовые пакеты, стаканчики, гречка, трубочки для коктейля, чеснок, ароматизированное
масло, мыльные пузыри, игрушка, ткань.
ШАГИ
Компоненты
технологии
1 шаг
Групповой сбор.
Вхождение в тему.
Воспитатель: Ребята, давайте
поздороваемся с нашими гостями и
согреем их своими улыбками. А что
нас еще согревает и дарит нам
настроение? (солнышко) Правильно,
солнышко. А давайте представим,
что наши руки это солнечные
лучики, коснемся друг друга
пальчиками и подарим друг другу
тепло(дети становятся в круг,
вытягивают руки вверх
соприкасаясь друг с другом.).
Стук в дверь (входит Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте ребята, я
Петрушка. Я хочу загадать вам
загадку:
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать
Снами рядом каждый час
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух
Петрушка: Ребята я тоже часто
слышу это слово. А что оно
обозначает, я не знаю. И очень хочу
5
узнать.
Воспитатель: А вам интересно
узнать: 1.Вы знаете, что обозначает
слово воздух? 2.Где можно найти
воздух?
Дети: предположение детей.
Воспитатель: Тогда я вас
приглашаю в нашу лабораторию.
Сейчас мы будем делать опыты, как
настоящие учёные. А что такое
лаборатория? Правильно, это
помещение, где проводят разные
опыты. Все сотрудники нашей
лаборатории должны соблюдать ряд
правил:
Вы хотели бы быть лаборантами?
Тогда слушайте правила.
Правило №1. На столах ничего не
трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не
мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов
не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с
оборудованием. Поработал – убери
на место.
Правило №5. Помни – некоторые
опыты можно проводить только в
присутствии взрослых.
Петрушка: Скажите ребята, вы
видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Петрушка: Вот и я говорю, его не
видно.
Воспитатель: Как вы думаете, как
можно доказать Петрушке, что
воздух есть? (высказывание
предположений детей)
Дети: Воздух прозрачный
невидимый, бесцветный.
Петрушка: Вот-вот невидимый,
значит его, совсем, нет.
Воспитатель:
Подожди Петрушка, я вот тоже
воздух не видела, а знаю, что он
есть вокруг нас.
Ребята, а вы как думаете?
Петрушка: А я вам не верю. Вот
докажите, что этот самый воздух всё
таки есть.(высказывания детей)
Воспитатель: Ребята давайте
докажем Петрушке, что воздух есть.
А чтобы он его увидел его надо
6
поймать.
Как вы думаете воздух можно
поймать? Как? ( предположения
детей) Хотите, я вас научу ловить
воздух?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте подойдём к
столам.
2 шаг
Деятельность в Центрах активности
-центр движения
- Центр исследования
- Центр игры
В лабораторию сейчас мы пойдем
(парами)нам нужно надеть головной
убор, как настоящим лаборантам.
Опыт№1(с полиэтиленовым
пакетом).
Воспитатель: А что вы видите на
столе? Подумайте, для чего тут
пакеты т какие они? Возьмите
полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети: пустые, мятые.
Воспитатель: спокойно наберите
воздух через нос и медленно
вдохните его в пакет, а потом его
заверните, чтобы он сдулся. Каким
он стал?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким
стал? Что наполнило пакет?
Расскажите, что произошло с
пакетом? (высказывания детей)
Конечно мы наполнили пакет
воздухом и увидели его.
Идем дальше.
Опыт №2. На столе у каждого
ребёнка стаканчик с водой, на дне
лежит гречка, стоят трубочки для
коктейля.
Воспитатель: Что вы видите на
столе в стаканчиках?
Дети: Вода в стаканчике и крупа на
дне.
Воспитатель: Какая вода?
Дети: Прозрачная
Воспитатель: Что лежит на дне?
Дети: Гречка
Воспитатель: Хотите оживить
гречку? Что нам поможет в этом?
Дети: Воздух, трубочки
Воспитатель: как вы думаете, что
для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: Что это?
(высказывания детей -это воздух).
7
Воспитатель: как воздух смог
сделать это?, откуда у него
появилась сила? (высказывания
детей).Мы снова его увидели. А что
же делает наша гречка?
Дети: Двигается.
Воспитатель: Что же нам помогло
оживить гречку?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну, конечно же, это
воздух. Мы его не только нашли, но
и увидели, как он заставил
двигаться гречку. (Петрушка хвалит
детей)
Игра с воздухом «Парашют» -
физминутки.
Воспитатель: У меня для вас
сюрприз(парашютист). А вы знаете,
кто такие парашютисты (дети
отвечают). А что у них раскрывается
над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
Воспитатель: а почему парашют не
падает?(высказывания детей)
Посмотрите, что-то лежит на
столе? (ткань). Какой большой у
меня кусок ткани. Она какая?
Ткань лёгкая, воздушная, воздуху
послушная. А можно из этой ткани
сделать парашют и как?
Воспитатель: Давайте тоже сделаем
парашют. Что, поможет нам в этом?
(высказывания детей), конечно же
воздух (воспитатель предлагает
стать в круг и взяться за края ткани)
Дружно мы все стали в круг
(встают)
Будем делать парашют (берутся за
пелёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по
кругу)
Руки вверх мы поднимаем
(поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают
на пол).
Воспитатель: здорово мы поиграли
с воздухом? Вам понравилось?
Воспитатель: Ребята, как вы
думаете, а у воздуха есть запах?,
как проверить?
8
Воспитатель: Подойдите к столу и
посмотрите, что лежит на столе?
Дети: Чеснок, масло.
Опыт №3. Дети подходят к столу,
на котором на тарелочке лежит
чеснок и ароматическое масло.
Воспитатель: Правильно, это
чеснок и масло. А давайте их
понюхаем (нюхают). Что можно
сказать?
Дети: они пахнут.
Воспитатель: почему мы чувствуем
запах? Можно сделать вывод, что
любой запах передаётся по воздуху.
3 шаг
Итоговый сбор
Понравились вам опыты. Кому из
вас, какой опыт понравился больше
всего (дети отвечают). Сегодня мы
узнали много интересного.
Петрушка: Ребята я ничего не
понял.
- Вокруг нас есть воздух? А
докажите?
- Как вы догадались, что вокруг нас
есть воздух?
- Чем мы с вами дышим? А если бы
не было воздуха?
- Почему говорят – воздух-
невидимка? (воздух никто не видел,
но он есть) Как можно найти
воздух? (проделать опыты) – Что
заставило двигаться гречку?
- Как с воздухом можно играть?
- Кому бы вы хотели рассказать об
этих опытах и показать их?
- Петрушка, ты все запомнил и
можешь рассказать об этом своим
друзьям.
Петрушка: Да ребята, теперь я
знаю, где можно найти воздух.
Спасибо вам. На память я дарю вам
мыльные пузыри.
Дети благодарят, Петрушка уходит.
Список литературы:
9
1.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования.
– 3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез,2014.-368с.
2.Дыбина О.В. , Рахманова Н.П, Щетинина В.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников - М.:ТЦ Сфера, 2005.
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. –
СПб.: Речь, 2013
.
4.Иллюстрации: фотографии из личного архива.
5. интернетресурсы.
6.Толстикова О.В, Савельева О.В, Иванова Т.В. Современные педагогические технологии
образования детей дошкольного возраста: методическое пособие - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО “
ИРО”,2014.-200с.
Приложение
10
Опыт с чесноком подтверждает предположение “ Есть ли у воздуха запах”? запах передается по
воздуху
Игра с воздухом “Парашют” объясняет, чем надут парашют во время полета.
11
Опыт с крупой и водой“Ожившая” крупа доказывает, что с помощью пузырьков крупа двигается.
Опыт с мешочками показывает детям, что воздух находится вокруг нас.
12