Напоминание

"Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков воспитанников раннего возраста"


Автор: Ганеева Луиза Марсовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №8
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа.
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков воспитанников раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование дидактических игр для формирования культурно-

гигиенических навыков воспитанников раннего возраста»

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое

место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических

навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его

контакты с окружающими.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические

навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты

тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных

взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Культурно-гигиенические

навыки

и

привычки

в

значительной

степени

формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в

высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием,

умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и

младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо

закреплять и расширять.

В

раннем

дошкольном

возрасте

дети

начинают

проявлять

самостоятельность

в

самообслуживании.

Интерес,

внимание

ребенка

к

бытовым

действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро

научить

ребенка

определенной

последовательности

операций,

из

которых

складывается

каждое

действие,

приемам,

которые

помогают

выполнять

задание

быстро,

экономно.

Если

же

это

время

упустить,

неправильные

действия

автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Таким образом, в современном ДОУ важное внимание уделяется

воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой

личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков

Важным условием для формирования гигиенических навыков является

систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему

обязательно моют руки. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там,

где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается

в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении

является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года

жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с

первым блюдом, вытирать рот.

В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть

одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему

навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при

укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может

одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в

каждый процесс, приемы их выполнения.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах

применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения

в действиях. Широко используются, особенно в раннем возрасте, игровые приемы:

дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических

навыков

осваивается

детьми

прежде

всего

в

самостоятельной

деятельности,

в

процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Игровые приемы

очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся

навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".

Использование

иллюстраций,

художественного

слова,

фольклора,книг,

бесед,

инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот

или иной навык.

Вот

несколько

дидактических

игр

для

детей

раннего

дошкольного

возраста

способствующих формированию культурно-гигиенических навыков.

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они

чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы,

руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают:

“Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы”

(гребень,

щетка,

ножницы,

шампунь,

мыло),

“купание”

(ванна,

полотенце,

душ,

умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром

встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются

утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).

Что нужно кукле?

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде,

одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук,

заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый

прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для

чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу

и говорит детям: “Наша куколка

встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для

умывания.

Игра

продолжается.

Воспитательница

направляет

игру

так,

чтобы

чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и

хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей

дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

Перемешанные картинки

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.Пособия

Серия

больших

картин,

к

которым

дети

находят

соответствующие

маленькие

картинки.

Например,

к

большой

картине,

на

которой

изображена

растрепанная

девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и

щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую

неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы

предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо

дополнить

большую

картину.

Когда

они

отдают

картинку

воспитательнице,

то

должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”.

Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

Что ты можешь о них сказать!

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички,

вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на

стуле.

Воспитательница

называет

по

имени

одного

ребенка:

“Петя,

скажи,

что

ты

видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-

либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут

названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос:

“Яна, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло.

Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам

мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может

вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в

сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила

мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?”

(Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает

закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".

Использование

иллюстраций,

художественного

слова,

фольклора,книг,

бесед,

инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот

или иной навык.



В раздел образования