Напоминание

ТСО в эколого-образовательном процессе разных возрастных групп


Автор: Баркова Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ ДС № 29
Населённый пункт: город Райчихинск Амурская область
Наименование материала: ТСО в эколого-образовательном процессе разных возрастных групп
Тема: ТСО в эколого-образовательном процессе разных возрастных групп
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

ТСО в эколого-образовательном процессе разных возрастных групп

Главным

принципом

при

ознакомлении

дошкольников

с

природой

является

принцип

наглядности.

При

помощи

наглядных

пособий

и

происходит передача имеющегося опыта от взрослого к детям.

Средства экологического воспитания можно разделить на две большие

группы:

это

учебные

пособия

как

объекты

изучения

и

вспомогательные

учебные пособия, которые помогают изучать окружающую природу.

Учебные пособия могут быть натуральными - это объекты неживой

природы (камни, песок, вода и т.д.) и объекты живой природы (растения и

животные). А также могут быть изображения объектов и явлений природы -

это плоские (картины, иллюстрации, карты и т. д.) и объемные (макеты,

модели, муляжи, чучела и т. д.).

К

вспомогательным

средствам

экологического

воспитания

относят

оборудования, которое помогает изучать объекты и явления окружающей

природы. А это:

1. Оборудование для экспериментирования и опытов (зеркала, колбы,

сосуды, измерительные приборы и т. д.).

2.

Оборудования

для

уголка

природы

и

уголка

познавательно-

практической деятельности (лейки, тяпки, колбы, измерительные приборы и

др.).

3. Экскурсионные принадлежности (рюкзаки, сачки, удочки и др.).

4. Оборудования для работы на участке (грабли, лопатки, совки, веники

и др.).

5. Оборудование для демонстрации наглядного материала (учебная и

интерактивная доски, диапроектор и т.д.).

Использования

этих

средств

по

ознакомлению

дошкольников

с

окружающим миром помогает эффективно и надежно усвоить необходимые

знания детям, а также делает процесс образования веселым и интересным.

1

2

Использование экранных средств на занятии

Диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, кинофильмы и телефильмы

позволяют

расширить объем научных знаний

о природе,

организовать

активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит,

обеспечить более успешное усвоение знаний.

Учебные фильмы

помогают

показать

дошкольникам

природу в

естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со

средой, активную деятельность, рост и развитие растений и животных.

Аудиовизуальные с р е д с т в а

о з н а к о м л е н и я

д е т е й с природой

оказывают влияние

и на

формирование

элементов материалистического

мировоззрения,

так как показывают

природу в развитии,

а ее

объекты

- в связях и отношениях.

Н а

з а н я т и я х

в детском с а д у

м о г у т быть

и сп ол ь зован ы

различные экранные

средства,

формирующие

з н а н и я

о природе:

кинофильмы,

кинофрагменты,

диафильмы,

с ерии диапозитивов,

телепередачи, видеофильмы.

Воспитатель, готовясь к занятиям с использованием учебного экрана,

п р е ж д е

в с е г о , з н а к о м и т с я

с содержанием

к и н о ф и л ь м о в

о природе для детей дошкольного возраста. Кинофильмы обладают огромной

силой эмоционального воздействия на детей, вызывают интерес к природе,

непроизвольное

внимание.

Однако

при непроизвольном

внимании

содержание

фильма

усваивается

поверхностно

и не

всегда

правильно

осмысливается.

Для сохранения

устойчивого

внимания

на

протяжении

всего времени демонстрации фильма и правильного усвоения содержания

нужна специальная

работа

воспитателя.

В зависимости

от

содержания

фильма

и степени подготовленности

детей к его восприятию

проводятся

беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания.

Диапозитивы

-

э т о серии отдельных кадров,

посвященные

определенной

теме.

По

статичности

изображения они напоминают

дидактические

к а р т и н ы .

П о р я д о к д е м о н с т р а ц и и

к а д р о в

2

3

в серии диапозитивов

определяет

воспитатель.

Этот

порядок зависит

от

логики подачи учебного материала. Основное назначение диапозитивов —

иллюстрировать

рассказ,

объяснение

воспитателя.

Но

они могут быть

использованы и при обобщении знаний.

Использовать

диапозитивы рекомендуется, начиная

с младшего

дошкольного возраста. Демонстрация их имеет немало достоинств: на экране

получается

увеличенное изображение,

хорошо

во спринимаем о е

всеми детьми;

подготовка

диапозитивов

занимает

мало

времени;

смена кадров осуществляется по мере необходимости (если дети усвоили

материал); имеется возможность вернуться к прежнему кадру.

Диафильмы

представляют

собой ленты из

нескольких

десятков

кадров,

расположенных в определенной

последовательности

и связанных

между собой текстом.

Диафильмы

содержат

определенный

сюжет или

последовательно освещают содержание какой-либо темы. Кадры диафильмов

снабжены субтитрами. Диафильмы о природе широко используются в работе

с дошкольниками,

помогая воспитателю решать

многие

задачи:

закреплять

и расширять представления об известном, знакомить с новыми явлениями,

систематизировать и обобщать знания.

Используются

диафильмы

во

всех

группах детского

сада,

начиная

с младшего возраста. При этом, демонстрируя диафильм малышам, не всегда

следует

п о л ь з о в а т ь с я

и м е ю щ и м с я т е кс том

( с у б т и т р а м и ) .

Текст к диафильму может быть

адаптирован воспитателем

применительно

к восприятию детей данной группы. По усмотрению педагога в зависимости

от

поставленной

цели

часть информации

может быть

опущена

либо,

напротив,

расширена.

Методика

показа

диафильмов

сходна

с

методикой

демонстрации кинофильмов.

Применение аудио в работе с детьми

Звуковые средства

обучения

наряду

с

диафильмами

можно

считать

наиболее

часто

используемыми

техническими

средствами

обучения

и

воспитания. Звуковые записи позволяют на занятия воспроизвести рассказ о

3

4

научной

экспедиции,

научном

эксперименте

или

об

открытии,

услышать

репортаж с космического корабля, с подводного батискафа и многое другое.

Для

прослушивания

з а п и с е й

м а г н и т о ф о н или аудиосистему

устанавливают так,

чтобы

звучание

записи

в

классе

было

достаточно

громким и разборчивым. Звукосистемы с выносными колонками позволяют

маневрировать ими до тех пор, пока всем детям не будет четко слышен звук.

Голоса детей обычно записывают возле воспитателя при помощи микрофона.

При удлинении провода воспитатель сможет подходить с микрофоном к

любому из детей.

Можно

также

использовать

радиомикрофоны,

которые

легко

перемещать в любое место группы или зала. Современная аудиоаппаратура

позволяет составить музыкальную программу, которая будет автоматически

воспроизводиться по ходу занятия в установленное время и в установленном

режиме. Все звуковые записи, используемые в детском саду, можно разделить

на две группы: учебные и художественные. Учебные записи имеют рабочие

паузы

для

выполнения

заданий,

комментарии

по

отдельным

частям

записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления.

Художественные записи целостно воспроизводят художественный текст без

каких-либо

дидактических

вставок.

Но

музыка

выступает

не

только

как

предмет изучения. С помощью музыки создается исторический фон, который

вводит

в

атмосферу

времени.

Она

способствует

раскрытию

содержания

литературного

произведения,

повышает

настроение,

создает

общий

эмоциональный

фон,

стимулирует

работоспособность.

Музыка

должна

соответствовать возрасту, интересам, развитию и музыкальной подготовке

детей. Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук

помогает

лучше

понять

и

почувствовать

сущность

изучаемого

явления.

Например,

на

занятии

важно

прослушать

крики

и

голоса

различных

животных и птиц, шум моря, звуки грозы, промышленные звуки и т. п.

Применение

интерактивной

доски

в

экологическом

воспитании

дошкольников. Для того чтобы ход экологического образования и воспитания

4

5

имел положительный результат, важно чтобы в обучении были использованы

все

основные

сенсорные

системы

человека

-

слуховая,

визуальная

и

кинестетическая. И здесь на помощь приходят интерактивные доски, столы,

пол, интерактивные лаборатории, компьютерные классы.

Разработка

системы

занятий

по

экологии

с

использованием

интерактивной атрибутики решает следующие аспекты в образовании: ясная,

современная,

интересная,

эффективная

и

динамичная

подача

учебного

материала. Используя интерактивную атрибутику, воспитатели могут сделать

воспитательно-образовательный

процесс

более

яркими,

могут

выбирать

различные

стили

обучения,

работать

с

различными

приложениями

и

ресурсами,

демонстрировать

высший

уровень

профессионализма,

ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп,

что существенно повышает мотивацию воспитанников.

С

интерактивной

доской

воспитательно-образовательные

процессы

интересны

и

увлекательны.

Даже

те

дети,

которые

с

неохотой

идут

на

«занятия», моментально вовлекаются в образовательный процесс, происходит

активизация

познавательной

деятельности

дошкольников

и

их

коммуникативных навыков, это незаменимый инструмент для организации

коллективных

форм

работы,

в

ходе

которых

развивается

умение

дошкольников объяснять свою точку зрения. Воспитатели могут создавать

свою коллекцию образовательного процесса по разнообразным темам. Могут

делиться материалами друг с другом, использовать созданные материалы из

года в год, адаптируя их под конкретную группу.

Использование

интерактивной

доски

в

экологическом

образовании

вдохновляет

воспитателей

на

поиск

новых

подходов

к

обучению,

стимулирует профессиональный рост. Интерактивная доска привлекательна

для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они

смотрят на неё. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным

вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или

иной

материал.

И

если

учебный

материал

является

ярким

и

значимым,

5

6

современным,

если

ребенок

может

совершать

различные

действия

с

объектами, представленными в презентации, он непроизвольно обращает на

них

внимание

и

запоминает,

тем

самым

обогащает

кругозор,

повышает

уровень образованности. И здесь интерактивная доска просто незаменима,

так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не

только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и

долговременным.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не

только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её

понимание и познание.

Цифровой микроскоп Qx7 - это простое в использовании устройство,

обладающее большими возможностями. С его помощью в реальном времени

на

экране

компьютера

можно

наблюдать

многократно

увеличенное

изображение

микрообъектов,

а

также

создавать

снимки

и

видеозаписи

протекающих в микромире процессов.

Микроскоп позволяет:

-

превращать

самые

обычные

окружающие

предметы

в

объекты

исследования;

- формировать необычные изображения различных предметов на экране

компьютера;

-

просматривать

изображения

на

экране

монитора

или

с

помощью

проектора передавать его на большой экран;

- делать видеозаписи.

Необходимо,

чтобы

сборку

микроскопа,

начальную

загрузку

программного

обеспечения

и

первую

проверку

работоспособности

микроскопа

проводили

только

взрослые.

Необходимо

объяснить

детям

правила безопасной работы с микроскопом.

Занятия

с

микроскопом

помогут

малышу

расширить

знания

об

окружающем

мире,

создадут

необходимые

условия

для

познавательной

деятельности,

экспериментирования,

систематического

наблюдения

за

6

7

всевозможными

живыми

и

не

живыми

объектами.

У

малыша

будет

развиваться

любознательность,

интерес

к

происходящим

вокруг

него

явлениям.

Считаю, что в результате использования технических средств обучения

в

экологическом

воспитании

и

образовании

дошкольников

е сть

положительные результаты:

- у детей формируются основы экологической культуры;

-

формируется

осознанно

правильное

отношение

к

объектам

и

явлениям природы, экологическое мышление;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в

умении анализировать и делать выводы;

- у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности;

- формируются практические умения работы с интерактивной доской.

Литература

1.

Николаева

С.Н.

Теория

и

методика

экологического

образования

детей

-М.,2002.(с.175-177)

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников 3-е

издание – М.,2005(с.224)

3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте -

М.,2006(с.208)

4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей:

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр

"Академия", 2002.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-

Пресс, 2004.

7



В раздел образования