Автор: Комкова Мария Павловна
Должность: Воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ ОШ №220 Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: сатья
Тема: "Буктрейлер как средство привлечения к чтению"
Раздел: начальное образование
Буктрейлер как средство привлечения к чтению
Наш век уже зарекомендовал себя как век технологий. Мы уже давно не можем представить себе
жизнь без различных смарт устройств. Конечно, это проблема коснулась и детей. Зачастую
родители, чтобы чадо их не доставало, вручают в руки телефон с мультфильмом.
Как мы знаем из детской психологии, дети любят яркие картинки, приятную весёлую музыку.
Однако, в этот момент они воспринимают мультфильм только левым полушарием, которое
отвечает за обработку поэтапной информации.
Правое полушарие отвечающее за творческих подход, фантазию, нестандартные решения – не
задействовано.
Когда дело доходит до школы, в том числе и чтения, ученикам приходится тяжело, ведь им
предстоит работать двумя полушариями мозга. Во время чтения мы читаем текст поэтапно
воспринимая информацию, но осознаем её целым образом благодаря левому полушарию.
Именно поэтому нужно сильно мотивировать ребенка, чтобы вместо экрана он выбрал книгу.
И как гласит мудрость «Если не можешь победить – возглавь»
В настоящее время, анонс на тот или иной фильм, передачу или мероприятие
стал неотъемлемой частью программы, которая в том или ином виде презентуется
зрителю. Потрясающие воображение визуальные эффекты, великолепное
музыкальное сопровождение и самые яркие, запоминающиеся и интригующие
кадры - вот обязательные составляющие любого трейлера.
Так почему бы не сделать трейлер к книге?
Так и появился жанр буктрейлер?
Трейлеры же были придуманы для привлечения аудитории к продукту (своего
рода реклама).
Как это работает?
В некотором смысле трейлер — это промо-ролик, который
завлекает зрителей.
Задача его - завладеть вниманием аудитории, заинтересовать, продемонстрировать основные
преимущества фильма или другого продукта киноиндустрии.
Если к трейлерам фильмов или игр современный зритель давным-давно
привык, то в отношении буктрейлеров, процесс привыкания только начался.
Совершенно очевидно, что предметом изображения в таких видео-роликах будет
именно литературные произведения, а не кинематограф.
Буктрейлер - это, можно сказать, новый шаг навстречу передаче
информации. А создание буктрейлеров - современная форма продвижения
книги в видеоформате, это средство для развития творческой активности
читателя, одно из направлений для освоения новых информационных технологий.
В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается
так, что сразу хочется взять её и почитать.
Первый буктрейлер появился в 1986 году. Это было видео к роману американского писателя
Джона Фарриса «Wildwood». Ролик содержал фотографию обложки, кадры с участием актеров,
изображавших героев книги, закадровый голос и зловещую музыку.
Однако широкой публике буктрейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в
Луизиане в 2003 году: ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по
счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность буктрейлеры стали
получать с 2005 года, благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей.
Буктрейлер может быть серьезным или ироничным, а также изготовлен в разных стилях
•
мини-экранизация - точной иллюстрацией произведения,
•
интерпретация – отражения внутреннего мира произведения,
•
видеопоэзия – можете относить этот стиль к буктрейлеру или близкому к нему жанру.
Подобные ролики снимаются по стихотворным произведениям, когда поэтические строки того
или иного автора сопровождаются определенными визуальными средствами. и
•
Пародия – комическио или сатирическое подражание.
Важно выбрать наиболее подходящий для данного литературного произведения творческий
стиль.
Видео о книге может быть игровым, неигровым и анимационным.
•
Игровой буктрейлер — это как раз то, что показано выше. Актеры изображают персонажей
книги и через мини-сцены представляют сюжет. Получается мини-фильм о книге. Помните, что
многие читатели не любят видеть персонажей в исполнении актеров до прочтения книги.
•
Неигровой буктрейлер — самый простой и незатратный способ. В дело идут элементы
обложки, картинки и уже готовые видеокадры, титры, музыка или закадровый голос. Все это
склеивается в специальной программе и получается слайд-шоу о вашей книге.
•
Анимационный буктрейлер — довольно затратный способ. Здесь мультипликатор
отрисовывает мультфильм к книге. Зато получается эффектно.
Основные правила при создании буктрейлера
•
Буктрейлер — короткий видеоролик, продолжительностью не более 3 минут, но чем
короче, тем лучше. Напримeр, Facebook рeкомeндуeт дeлать 30-сeкундныe ролики с субтитрами,
так как имeнно такой формат позволяeт удeрживать вниманиe пользоватeля до конца ролика.
•
Основная задача буктрейлера — заинтересовать читателя, показать, насколько интересна
книга. Но кто ваш читатель? Буктрейлеры рассчитаны не на массовую, а на целевую аудиторию,
поэтому их бессмысленно показывать в кинозалах, главным способом их распространения
являются группы по интересам в соцсетях.
В этих группах можно организовать дискуссию на тему литературного произведения, по которому
снят буктрейлер или провести видоеконференцию, чтобы привлечь внимание к рекламируемой
книге.
•
Создание буктрейлера — это творческий и вместе с тем поисковый процесс, ведь
необходимо узнать незнакомые слова, продумать детали костюма и бутафории, подобрать
музыкальное сопровождение. Могут потребоваться финансовые расходы, поэтому тщательного
продумать предстоящие траты.
Как снять свой буктрейлер или Основы видеопроизводства
1.
Важнейшим инструментом при создании буктрейлера является сценарий. История,
описанная в книге, у нас уже есть, осталось только интересно показать ее. Подумайте, чем вы
хотите поделиться со зрителем? В чем главная мысль? Напишите ответы на эти вопросы в
нескольких предложениях. У вас получится синопсис — скелет будущего сценария.
Подумайте что вы будете показывать в ролике, а что оставите за кадром, предоставив зрителю
простор для фантазии. Тут нет мелочей, важно все! Где происходит действие? Как происходит?
Что говорят ваши актеры? Ответы на эти вопросы — это сценарий и раскадровка.
2.
Композиция кадра, говоря простым языком, означает правильное размещение всех
объектов кадра в фотографии, и фокусировка на том объекте (или области снимка), который
следует подчеркнуть, или выделить. При этом во время съемки, вы сможете сделать несколько
кадров, меняя положение объектов и акценты на них.
3.
Важный инструмент — свет. Классическая схема предполагает освещение главного
объекта с трех сторон (трехточечная схема освещения) — основной световой прибор подсвечивает
объект, компенсирующий световой прибор убирает тени, созданные основным, контровой свет
отделяет объект от фона, делая его объемным. Однако вы можете экспериментировать со светом
в зависимости от выбранного стиля подачи материалаНе бойтесь «играть» со светом,
экспериментируйте, ведь в современных фильмах очень часто отходят от классических схем и
рушат все законы, чтобы создать оригинальную, неожиданную картинку.
4.
Звук. Современные устройства позволяют записать звук отличного качества, но если
объект съемки находится далеко от камеры, а дополнительного звукового оборудования у вас
нет, то мы можем не услышать речь героя, особенно это касается съемок на шумной улице или в
ветреную погоду. Выход — записать звук отдельно и подложить его в дальнейшем на монтаже.
5.
Режиссура и монтаж в создании видео отвечают за то, как двигаются актеры в кадре,
какова последовательность этих кадров. Важно, чтобы в голове зрителя рождались
ассоциативные связи от увиденного. Это дает возможность режиссеру при необходимости
обмануть ожидания зрителя или усилить нужный эффект. Подумайте, какие ассоциации рождают
три последовательно показанных кадра — зима, дом, веселые люди у камина; лицо грустного
мужчины, дом, веселые люди у камина... Создать интересное видео можно и без монтажа, сняв
все одним планом. Для этого нужно провести большую подготовительную работу с актерами,
продумать реквизит и сделать много дублей. Для монтажа понадобится любая доступная вам
программа для монтажа видео (Адоб, вегас студия, пинкл,кеп кат)
Как же начать работу:
1.
Читаем книгу. Само собой, мы должны понимать, о чём будем снимать. Для начала
определитесь, о чем будет ваш буктрейлер. Он будет посвящен сюжету в целом или отдельной
проблеме, герою?
2.
Когда определитесь, садитесь за содержание и раскадровку будущего видео. Можно
прямо на бумаге ручкой прописать, с чего должно начинаться видео и чем оно должно
заканчиваться. Процесс этот во многом похож на работу над планом книги, поскольку у
буктрейлера, как и у литературного произведения, должна быть композиция и логика
повествования.
3.
Подумайте о том, как с помощью аудиоэффектов, цветовой гаммы, визуальных
ассоциаций и цитат можно отразить содержание и атмосферу книги. Какие эмоции ваша книга
должна вызывать у читателя? Пусть буктрейлер вызывает такие же эмоции! Желательно, чтобы
видео было выдержано в едином стиле и цветовой палитре.
4.
Пропишите текст, если он будет. Текст должен сочетаться с музыкой и видеорядом. Он
может звучать за кадром, но сегодня все больше и больше людей смотрят видео без звука,
поэтому лучше не игнорировать титры.
5.
Продумать всё, что нужно для съемки: костюмы, бутафория, помещение
6.
Работаем над съемкой
7.
Монтаж и
8.
презентуем работу своим ученикам и другим
Таким образом, буктрейлер является хорошим способом привлечения к чтению, как для зрителей,
которые начинают интересоваться книгой, так и те, кто захотел создать свой буктрейлер-проект.