Напоминание

Методическая работа как средство развития образовательного учреждения


Автор: Штульберг Татьяна Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Поиск"
Населённый пункт: город Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Методическая работа как средство развития образовательного учреждения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа

как средство развития образовательного учреждения

В

настоящее

время

происходят

существенные

изменения

в

педагогической

теории

и

практике

учебно-воспитательного

процесса.

Центральное

место

занимает поддержка процессов развития образования, нацеленная на развитие

образовательного учреждения, работающего в новых социально-педагогических

условиях

и

профессионализма

участников

образовательного

процесса,

осваивающих новые модели обучения и воспитания.

Важнейшим

средством

повышения

педагогического

мастерства

педагогов,

связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения,

является методическая служба.

Методическое пространство, как отмечает М. М. Поташник, — «это целостная,

основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система

взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации

и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и

повышение творческого

потенциала педагогического коллектива в целом, а в

конечном счете – повышение качества

и

эффективности

образовательного

процесса».

Основной

миссией

методической

службы

является

содействие

комплексному

развитию образовательного учреждения, оказание реальной адресной помощи

педагогам

и

руководителям

в

развитии

их

профессионального

мастерства,

повышении творческого потенциала. В соответствии с данной миссией, с одной

стороны,

и

новым

содержанием

образования,

новыми

образовательными

технологиями,

развитием

педагогического

творчества,

с

другой,

вызвана

необходимость приведения службы в соответствие с требованиями времени.

Современная методическая служба должна иметь следующие черты:

максимально

удовлетворять

социальному

спросу

на

методические

услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;

отвечать

за

возможность

выбора

учителем

содержания,

форм

и

методов методической работы, способствующих его профессиональному росту;

обеспечивать тесное сотрудничество учителя и ученого по поиску

оптимальных методических решений в реальном процессе обучения;

организовывать

распространение

социально-педагогических

инициатив,

новаций

и

реальных

достижений

учителей,

педагогических

коллективов и их руководителей и др. Выстраивая работу с педагогическим

коллективом в области инновационного развития, в качестве приоритетных

методические

службы

все

чаще

выделяют

следующие

направления

деятельности:

развитие инновационной, ресурсной, стажировочной деятельности;

научно-методическое обеспечение содержания образования;

методическое

сопровождение

окружных,

городских,

федеральных

проектов в области образования;

внедрение новых форм взаимодействия участников образовательного

процесса и демонстрации педагогического мастерства;

формирование

профессиональных

компетенций

и

повышения

квалификации

руководящих

и

педагогических

работников

и

др.

В

развивающейся

школе

методическая

работа,

методическое

сопровождение

учителя приобретает ряд особенностей:

методическая работа строится на основе науки и практики;

методическая работа носит перспективный характер, рассчитана на ряд

лет и ведется по общешкольной тематике;

возможна разработка целевой комплексной программы, включающей

все субъекты образовательного процесса в работу по избранной теме;

сочетание

коллективной

и

индивидуальной

самообразовательной

деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей, возможностей

и необходимости для работы в данном образовательном учреждении;

своевременная

и

целенаправленная

помощь

педагогам

в

профессиональном росте и др.

Многообразие

функций

и

задач

методической

работы,

постоянно

обновляющийся

характер

ее

содержания,

а

также

конкретные

особенности

образовательного

учреждения

требуют

от

методической

службы

повышения

эффективности традиционных и применения новых форм методической работы.

Педагоги

и

методисты

эффективно

используют

в

своей

деятельности

разнообразные

формы

учебно-методической

работы:

научно-практические

конференции,

семинары,

круглые

столы,

мастер-классы,

педагогические

мастерские, конкурсы, выставки, а в последнее время активно используются

такие формы, как форумы, фестивали, методические чтения и др.

Методический кабинет является ведущим звеном в структуре учебного заведения

-

центром

методической

помощи

педагогам

в

организации

учебно-

воспитательного процесса, центром методической работы в школе.

Методический

кабинет

координирует

методическую

работу,

контролирует

ее

выполнение и подготовку к использованию, организует открытые мероприятия

по

совершенствованию

учебного

процесса

(открытые

уроки,

конкурсы,

викторины),

проводит

смотр-конкурс

и

выставку

методических

работ

преподавателей и т.п.

Организуют работу методического кабинета методисты, под непосредственным

руководством заместителя директора по учебно- воспитательной работе, и общим

руководством директора школы.

Цель

работы

методического

кабинета

создать

условия

для

формирования

творческой

деятельности

педагогического

коллектива,

осуществляющего

целенаправленную работу по реализации программы развития образовательного

учреждения.

Функции методического кабинета:

Направления

Содержание деятельности

1.

Информационно-

Ежегодное

пополнение

базы

данных

о

аналитическая

количественном

и

качественном

составе

деятельность (через

педагогических работников.

публичные

Обработка

результатов

мониторинга

выступления,

профессиональных

и

информационных

совещания, сайт в

потребностей

педагогического

персонала

Интернете,

(расширение диагностики).

издательскую

Ежегодный

анализ

состояния

и

результатов

деятельность)

методической работы, определение направлений

её совершенствования в соответствии с единой

методической темой.

Изучение,

обобщение

и

распространение

профессионального педагогического опыта.

Обработка

и

анализ

результатов

конкурсов,

предметных

олимпиад,

проектной

и

исследовательской деятельности обучающихся.

Ознакомление

педагогических

работников

с

новинками

педагогической,

психологической,

методической и научно-популярной литературы

через научно-методический совет и выставки.

Ознакомление педагогических

и

руководящих

работников

с

опытом

инновационной

деятельности

образовательных

учреждений

и

педагогов региона

РФ,

через

посещение

этих

учебных

заведений

(по

договорённости)

или

изучение

содержания

их

деятельности,

размещенной

на

сайте,

проведение

внутришкольных семинаров

2.

Организационно-

Методическое

сопровождение

и

оказание

методическая

практической помощи молодым специалистам,

деятельность

педагогическим и

руководящим

работникам

в

период подготовки к аттестации.

Прогнозирование, планирование и организация

участия в курсах

повышения

квалификации и

профессиональной

переподготовки

педагогического персонала.

Анализ работы сети методических объединений

педагогических работников

и

организация

их

работы.

Подготовка

и

проведение

конференций,

педагогических чтений, семинаров, творческих

мастерских.

Проведение

конкурсов

профессионального

педагогического

мастерства

педагогических

кадров

на

школьном

уровне

и

участие

в

конкурсах на муниципальном и региональном

уровнях.

Проведение массовых мероприятий: конкурсов,

предметных олимпиад, конференций.

Организация обмена опытом.

Взаимодействие и координация деятельности с

социальными партнёрами города и края.

Ежегодный

пересмотр

и

пополнение нормативной

базы

учебно-

методической

службы.

3.

Консультационная

деятельность

Организация

консультационной

работы

для

педагогических

кадров

по

всем

вопросам

учебной,

методической,

инновационной,

экспериментальной деятельности.

Популяризация и разъяснение результатов

новейших

педагогических

и

психологических

исследований, технологий.

4.

Информатизационна

я деятельность

Оформление

и

постоянное

обновление

методического раздела WEB-сайта.

Подготовка

компьютерных

презентаций

к

семинарам,

педагогическим

советам, совещаниям и т.д.;

Участие

в

разработке

курсовой

системы

подготовки

педагогических

и

руководящих

работников

по

проблемам

информатизации

системы образования.

5.

Экспериментально-

инновационная

деятельность

Мониторинг состояния и формирование банка

данных

опытно-экспериментальной

работы,

мониторинг качества обученности по предметам

учебного плана, расширение данной работы и

возможное

распространение

опыта

коллег

на

педагогический

коллектив,

регион

через

семинары, публикации.

Организация

опытно-экспериментальной

работы

по

созданию

электронной

версии

тематических

программ

критической

оценки

(структуры,

технологии

пакетов

документов

предметов ИКТ).

Методическое

сопровождение

инновационных

процессов в образовательной среде школы.

Осуществление

методической

поддержки

педагогических

работников,

ведущих

экспериментальную работу.

Организация научно-консультационной работы

для педагогов-экспериментаторов.

Организация

постоянно

действующих

семинаров

по инновациям, методам научного

исследования в системе образования.

Проведение

мероприятий,

направленных

на

распространение

результатов

опытно-

экспериментальной

и

инновационной

деятельности в системе образования (согласно

проектов).

6.

Учебно-

методическая и

научно-

методическая

деятельность

Участие

в

разработке

программы

развития

учреждения.

Участие

в

проведении

исследований

по

образовательной деятельности.

Разработки

программного

и

проблемного

характера,

инструктивно-

методические

рекомендации,

методический

комментарий,

обзоры

по

проблемам

методической работы.

Обзор

научной

литературы

по

различным

направлениям образовательной деятельности.

Участие в научных конференциях, подготовка

докладов

для

выступлений

на

различных

уровнях.

7.

Экспертно-

диагностическая

деятельность

Организация

и

проведение

диагностики

качества обучения.

Организация

и

проведение

экспертизы

проектных

и

исследовательских

работ

обучающихся,

принимающих

участие

в

конкурсах различных уровней.

Проведение

диагностики

с

целью

выявления

затруднений

дидактического

и

методического

характера в образовательном процессе.

8.

Редакционно-

издательская

деятельность

Подбор

и

подготовка

материалов

к

изданию

работы педагогического состава школы.

Подготовка

к

изданию

сборников,

методических

рекомендаций,

публикаций

по

проблемам опытно-экспериментальной работы.

Корректура текста и редактирование продукта,

планируемого к изданию.

Создание базы данных по

библиографическому учёту методических

разработок преподавателей. Тиражирование

материалов к мероприятиям (по

плану методического кабинета).

Направления работы методического кабинета:

Организация

работы

по

разработке,

пополнению,

внесению

необходимых корректировок в материалы учебно-методических комплексов по

предметам.

Организация работы по единой методической теме.

Работа

над

созданием

системы

менеджмента

качества

учебного

процесса.

Оказание

консультативной

помощи

педагогам

в

разработке

образовательных программ и методических материалов.

Организация

и

проведение

мероприятий

по

повышению

педагогического мастерства, квалификации педагогов.

Организация работы по пропаганде, изучению и апробированию в

учебно-воспитательном

процессе

современных

образовательных

и

воспитательных технологий.

Создание

и

пополнение

банка

нормативных

и

методических

документов, обеспечивающих образовательный процесс.

Выявление,

обобщение,

распространение

позитивного

педагогического опыта.

Консультативная помощь педагогам при подготовке к аттестации.

Осуществление связи с учреждениями повышения квалификации.

Организация

семинаров

по

обмену

педагогическим

опытом

педагогических работников школы.

Организация

и

проведение

методических

выставок, конкурсов,

фестивалей.

Мониторинг

учебно-методического

обеспечения

преподаваемых

дисциплин.

Виды методической работы:

Учебно-методическая:

учебно-методическое

обеспечение

учебного

процесса,

совершенствование

и

повышение

эффективности

используемых

методов

и

средств

обучения,

изучение

и

распространение

передового

педагогического

опыта, повышение квалификации

преподавателей, организация инструктивно-

методических

совещаний,

оказание

помощи

молодым

педагогам,

проведение

конкурсов, открытых учебных занятий, фестивалей педагогических идей.

Научно-методическая

работа:

изучение,

анализ,

освоение

и

внедрение

передового педагогического опыта, инновационных технологий, исследование и

разработка новых методов и средств обучения, внедрение новых педагогических

технологий в повседневную образовательную практику, организация круглых

столов,

научно-практических

конференций,

педагогических

семинаров

и

семинаров-практикумов, издание печатных работ для использования в учебном

процессе, организация аттестации и повышения квалификации педагогического

состава.

Формы

методической

работы: Коллективные:

- Проблемно-стратегические педагогические советы.

- Педагогические семинары «Педагогические технологии в

образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и

эффективность».

- Семинары-практикумы: «Коммуникативная компетентность

преподавателя», «Технология проектирования учебного занятия».

Мастер-классы:

-

«От

традиционного

урока

к

современным

педагогическим технологиям. Возможности технологии профильного

обучения».

-

«Использование

элементов

проектно-

исследовательской деятельности».

- «Конкурс компьютерных презентаций как средство

формирования информационных компетенций обучающихся».

- «Из опыта организации проектно-исследовательской

деятельности обучающихся».

Научно-практические конференции.

Методические совещания:

«Планирование методической работы».

«Задачи

и

порядок

проведения

аттестации

педагогических работников».

«Организация и проведение фестиваля педагогических идей».

Фестиваль педагогических идей.

Групповые:

- Заседания методических объединений.

- Заседания творческих групп.

- Методические советы.

- Групповые консультации.

- Предметные недели.

- Творческие отчеты.

- Открытые учебные занятия.

Индивидуальные:

- Работа по самообразованию.

- Наставничество.

- Индивидуальные консультации.

- Разработка методических материалов, УМК, КИМ, КОС.



В раздел образования