Автор: Штульберг Татьяна Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Поиск"
Населённый пункт: город Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Методическая работа как средство развития образовательного учреждения
Раздел: дополнительное образование
Методическая работа
как средство развития образовательного учреждения
В
настоящее
время
происходят
существенные
изменения
в
педагогической
теории
и
практике
учебно-воспитательного
процесса.
Центральное
место
занимает поддержка процессов развития образования, нацеленная на развитие
образовательного учреждения, работающего в новых социально-педагогических
условиях
и
профессионализма
участников
образовательного
процесса,
осваивающих новые модели обучения и воспитания.
Важнейшим
средством
повышения
педагогического
мастерства
педагогов,
связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения,
является методическая служба.
Методическое пространство, как отмечает М. М. Поташник, — «это целостная,
основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система
взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации
и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и
повышение творческого
потенциала педагогического коллектива в целом, а в
конечном счете – повышение качества
и
эффективности
образовательного
процесса».
Основной
миссией
методической
службы
является
содействие
комплексному
развитию образовательного учреждения, оказание реальной адресной помощи
педагогам
и
руководителям
в
развитии
их
профессионального
мастерства,
повышении творческого потенциала. В соответствии с данной миссией, с одной
стороны,
и
новым
содержанием
образования,
новыми
образовательными
технологиями,
развитием
педагогического
творчества,
с
другой,
вызвана
необходимость приведения службы в соответствие с требованиями времени.
Современная методическая служба должна иметь следующие черты:
максимально
удовлетворять
социальному
спросу
на
методические
услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;
отвечать
за
возможность
выбора
учителем
содержания,
форм
и
методов методической работы, способствующих его профессиональному росту;
обеспечивать тесное сотрудничество учителя и ученого по поиску
оптимальных методических решений в реальном процессе обучения;
организовывать
распространение
социально-педагогических
инициатив,
новаций
и
реальных
достижений
учителей,
педагогических
коллективов и их руководителей и др. Выстраивая работу с педагогическим
коллективом в области инновационного развития, в качестве приоритетных
методические
службы
все
чаще
выделяют
следующие
направления
деятельности:
развитие инновационной, ресурсной, стажировочной деятельности;
научно-методическое обеспечение содержания образования;
методическое
сопровождение
окружных,
городских,
федеральных
проектов в области образования;
внедрение новых форм взаимодействия участников образовательного
процесса и демонстрации педагогического мастерства;
формирование
профессиональных
компетенций
и
повышения
квалификации
руководящих
и
педагогических
работников
и
др.
В
развивающейся
школе
методическая
работа,
методическое
сопровождение
учителя приобретает ряд особенностей:
методическая работа строится на основе науки и практики;
методическая работа носит перспективный характер, рассчитана на ряд
лет и ведется по общешкольной тематике;
возможна разработка целевой комплексной программы, включающей
все субъекты образовательного процесса в работу по избранной теме;
сочетание
коллективной
и
индивидуальной
самообразовательной
деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей, возможностей
и необходимости для работы в данном образовательном учреждении;
своевременная
и
целенаправленная
помощь
педагогам
в
профессиональном росте и др.
Многообразие
функций
и
задач
методической
работы,
постоянно
обновляющийся
характер
ее
содержания,
а
также
конкретные
особенности
образовательного
учреждения
требуют
от
методической
службы
повышения
эффективности традиционных и применения новых форм методической работы.
Педагоги
и
методисты
эффективно
используют
в
своей
деятельности
разнообразные
формы
учебно-методической
работы:
научно-практические
конференции,
семинары,
круглые
столы,
мастер-классы,
педагогические
мастерские, конкурсы, выставки, а в последнее время активно используются
такие формы, как форумы, фестивали, методические чтения и др.
Методический кабинет является ведущим звеном в структуре учебного заведения
-
центром
методической
помощи
педагогам
в
организации
учебно-
воспитательного процесса, центром методической работы в школе.
Методический
кабинет
координирует
методическую
работу,
контролирует
ее
выполнение и подготовку к использованию, организует открытые мероприятия
по
совершенствованию
учебного
процесса
(открытые
уроки,
конкурсы,
викторины),
проводит
смотр-конкурс
и
выставку
методических
работ
преподавателей и т.п.
Организуют работу методического кабинета методисты, под непосредственным
руководством заместителя директора по учебно- воспитательной работе, и общим
руководством директора школы.
Цель
работы
методического
кабинета
–
создать
условия
для
формирования
творческой
деятельности
педагогического
коллектива,
осуществляющего
целенаправленную работу по реализации программы развития образовательного
учреждения.
Функции методического кабинета:
№
Направления
Содержание деятельности
1.
Информационно-
Ежегодное
пополнение
базы
данных
о
аналитическая
количественном
и
качественном
составе
деятельность (через
педагогических работников.
публичные
Обработка
результатов
мониторинга
выступления,
профессиональных
и
информационных
совещания, сайт в
потребностей
педагогического
персонала
Интернете,
(расширение диагностики).
издательскую
Ежегодный
анализ
состояния
и
результатов
деятельность)
методической работы, определение направлений
её совершенствования в соответствии с единой
методической темой.
Изучение,
обобщение
и
распространение
профессионального педагогического опыта.
Обработка
и
анализ
результатов
конкурсов,
предметных
олимпиад,
проектной
и
исследовательской деятельности обучающихся.
Ознакомление
педагогических
работников
с
новинками
педагогической,
психологической,
методической и научно-популярной литературы
через научно-методический совет и выставки.
Ознакомление педагогических
и
руководящих
работников
с
опытом
инновационной
деятельности
образовательных
учреждений
и
педагогов региона
РФ,
через
посещение
этих
учебных
заведений
(по
договорённости)
или
изучение
содержания
их
деятельности,
размещенной
на
сайте,
проведение
внутришкольных семинаров
2.
Организационно-
Методическое
сопровождение
и
оказание
методическая
практической помощи молодым специалистам,
деятельность
педагогическим и
руководящим
работникам
в
период подготовки к аттестации.
Прогнозирование, планирование и организация
участия в курсах
повышения
квалификации и
профессиональной
переподготовки
педагогического персонала.
Анализ работы сети методических объединений
педагогических работников
и
организация
их
работы.
Подготовка
и
проведение
конференций,
педагогических чтений, семинаров, творческих
мастерских.
Проведение
конкурсов
профессионального
педагогического
мастерства
педагогических
кадров
на
школьном
уровне
и
участие
в
конкурсах на муниципальном и региональном
уровнях.
Проведение массовых мероприятий: конкурсов,
предметных олимпиад, конференций.
Организация обмена опытом.
Взаимодействие и координация деятельности с
социальными партнёрами города и края.
Ежегодный
пересмотр
и
пополнение нормативной
базы
учебно-
методической
службы.
3.
Консультационная
деятельность
Организация
консультационной
работы
для
педагогических
кадров
по
всем
вопросам
учебной,
методической,
инновационной,
экспериментальной деятельности.
Популяризация и разъяснение результатов
новейших
педагогических
и
психологических
исследований, технологий.
4.
Информатизационна
я деятельность
Оформление
и
постоянное
обновление
методического раздела WEB-сайта.
Подготовка
компьютерных
презентаций
к
семинарам,
педагогическим
советам, совещаниям и т.д.;
Участие
в
разработке
курсовой
системы
подготовки
педагогических
и
руководящих
работников
по
проблемам
информатизации
системы образования.
5.
Экспериментально-
инновационная
деятельность
Мониторинг состояния и формирование банка
данных
опытно-экспериментальной
работы,
мониторинг качества обученности по предметам
учебного плана, расширение данной работы и
возможное
распространение
опыта
коллег
на
педагогический
коллектив,
регион
через
семинары, публикации.
Организация
опытно-экспериментальной
работы
по
созданию
электронной
версии
тематических
программ
критической
оценки
(структуры,
технологии
пакетов
документов
предметов ИКТ).
Методическое
сопровождение
инновационных
процессов в образовательной среде школы.
Осуществление
методической
поддержки
педагогических
работников,
ведущих
экспериментальную работу.
Организация научно-консультационной работы
для педагогов-экспериментаторов.
Организация
постоянно
действующих
семинаров
по инновациям, методам научного
исследования в системе образования.
Проведение
мероприятий,
направленных
на
распространение
результатов
опытно-
экспериментальной
и
инновационной
деятельности в системе образования (согласно
проектов).
6.
Учебно-
методическая и
научно-
методическая
деятельность
Участие
в
разработке
программы
развития
учреждения.
Участие
в
проведении
исследований
по
образовательной деятельности.
Разработки
программного
и
проблемного
характера,
инструктивно-
методические
рекомендации,
методический
комментарий,
обзоры
по
проблемам
методической работы.
Обзор
научной
литературы
по
различным
направлениям образовательной деятельности.
Участие в научных конференциях, подготовка
докладов
для
выступлений
на
различных
уровнях.
7.
Экспертно-
диагностическая
деятельность
Организация
и
проведение
диагностики
качества обучения.
Организация
и
проведение
экспертизы
проектных
и
исследовательских
работ
обучающихся,
принимающих
участие
в
конкурсах различных уровней.
Проведение
диагностики
с
целью
выявления
затруднений
дидактического
и
методического
характера в образовательном процессе.
8.
Редакционно-
издательская
деятельность
Подбор
и
подготовка
материалов
к
изданию
работы педагогического состава школы.
Подготовка
к
изданию
сборников,
методических
рекомендаций,
публикаций
по
проблемам опытно-экспериментальной работы.
Корректура текста и редактирование продукта,
планируемого к изданию.
Создание базы данных по
библиографическому учёту методических
разработок преподавателей. Тиражирование
материалов к мероприятиям (по
плану методического кабинета).
Направления работы методического кабинета:
Организация
работы
по
разработке,
пополнению,
внесению
необходимых корректировок в материалы учебно-методических комплексов по
предметам.
Организация работы по единой методической теме.
Работа
над
созданием
системы
менеджмента
качества
учебного
процесса.
Оказание
консультативной
помощи
педагогам
в
разработке
образовательных программ и методических материалов.
Организация
и
проведение
мероприятий
по
повышению
педагогического мастерства, квалификации педагогов.
Организация работы по пропаганде, изучению и апробированию в
учебно-воспитательном
процессе
современных
образовательных
и
воспитательных технологий.
Создание
и
пополнение
банка
нормативных
и
методических
документов, обеспечивающих образовательный процесс.
Выявление,
обобщение,
распространение
позитивного
педагогического опыта.
Консультативная помощь педагогам при подготовке к аттестации.
Осуществление связи с учреждениями повышения квалификации.
Организация
семинаров
по
обмену
педагогическим
опытом
педагогических работников школы.
Организация
и
проведение
методических
выставок, конкурсов,
фестивалей.
Мониторинг
учебно-методического
обеспечения
преподаваемых
дисциплин.
Виды методической работы:
Учебно-методическая:
учебно-методическое
обеспечение
учебного
процесса,
совершенствование
и
повышение
эффективности
используемых
методов
и
средств
обучения,
изучение
и
распространение
передового
педагогического
опыта, повышение квалификации
преподавателей, организация инструктивно-
методических
совещаний,
оказание
помощи
молодым
педагогам,
проведение
конкурсов, открытых учебных занятий, фестивалей педагогических идей.
Научно-методическая
работа:
изучение,
анализ,
освоение
и
внедрение
передового педагогического опыта, инновационных технологий, исследование и
разработка новых методов и средств обучения, внедрение новых педагогических
технологий в повседневную образовательную практику, организация круглых
столов,
научно-практических
конференций,
педагогических
семинаров
и
семинаров-практикумов, издание печатных работ для использования в учебном
процессе, организация аттестации и повышения квалификации педагогического
состава.
Формы
методической
работы: Коллективные:
- Проблемно-стратегические педагогические советы.
- Педагогические семинары «Педагогические технологии в
образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и
эффективность».
- Семинары-практикумы: «Коммуникативная компетентность
преподавателя», «Технология проектирования учебного занятия».
Мастер-классы:
-
«От
традиционного
урока
к
современным
педагогическим технологиям. Возможности технологии профильного
обучения».
-
«Использование
элементов
проектно-
исследовательской деятельности».
- «Конкурс компьютерных презентаций как средство
формирования информационных компетенций обучающихся».
- «Из опыта организации проектно-исследовательской
деятельности обучающихся».
Научно-практические конференции.
Методические совещания:
«Планирование методической работы».
«Задачи
и
порядок
проведения
аттестации
педагогических работников».
«Организация и проведение фестиваля педагогических идей».
Фестиваль педагогических идей.
Групповые:
- Заседания методических объединений.
- Заседания творческих групп.
- Методические советы.
- Групповые консультации.
- Предметные недели.
- Творческие отчеты.
- Открытые учебные занятия.
Индивидуальные:
- Работа по самообразованию.
- Наставничество.
- Индивидуальные консультации.
- Разработка методических материалов, УМК, КИМ, КОС.