Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"


Автор: Меновщикова Галина Ивановна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ Малосалаирский детский сад комбинированного вида "Солнышко"
Населённый пункт: с.Малая Салаирка, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых

расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с

проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются

проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а

зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения

комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми,

которая включает в себя мышечную релаксацию, самомассаж лица,

дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую

гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций

(внимания, памяти, мышления), упражнения на развитие межполушарных

взаимодействий, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения,

логоритмику.

Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является

рациональная организация учебного процесса.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных

мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность,

разработан соответствующий режим дня. Коррекционные логопедические

занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз. Часть

занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его

телесная вертикаль.

Это позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени

занятия.

Объем двигательной активности дополнен проведением физминуток,

подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики;

упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; некоторыми

приемами самомассажа; дыхательной гимнастики.

После обеденного сна проводится “коррекционно-оздоровительный час”,

который включает в себя закрепление полученных на логопедических

занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий. Под

руководством воспитателя дети выполняют комплекс упражнений для

бодрствования, самомассаж частей лица, артикуляционную гимнастику.

Далее проводится индивидуальная работа с детьми по закреплению речевого

материала.

1. Мышечная релаксация. Для восстановления силы и снятия

эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время

занятий проводится мышечная релаксация - комплекс расслабляющих

упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого

аппарата.

Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение

равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная

эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные

стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и

эмоциональная раскованность – важное условие для становления

естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать

почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться

приятным расслаблением и спокойствием.

Умение распознать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных,

начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, шеи,

корпуса. Дети могут лучше почувствовать расслабление указанных мышц,

если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем

следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и,

наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши

мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко

выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо

обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а

расслабление длительным.

2. Дыхательная гимнастика. Важнейшие условия правильной речи - это

плавный длительный выдох. Правильное дыхание очень важно для развития

речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой

системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие

голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание,

а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию

правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что

позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине

отрезков.

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике

синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по

преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в

себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для

этого используются статические и динамические дыхательные упражнения,

направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового

выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально

использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

3. Артикуляционная гимнастика. Главная задача - выработка

правильных, полноценных движений и определённых положений

артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения

звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать

произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые

необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки

подвижности и переключаемости органов, отработки определённых

положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для

каждого звука той или иной группы.

4. Развитие мелкой моторики. С.А. Сухомлинский писал, что истоки

способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой

мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со

стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством

повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры

развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

5. Биоэнергопластика. Это совместное взаимодействие руки и языка. По

данным исследований – совместные движения рук и артикуляционного

аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают

активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это

оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию

интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и

мелкую моторику. Способствует привлечению интереса детей к выполнению

упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной

гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех

психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно

облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает

эмоциональный настрой детей и уверенность в себе

6. Кинезеологические упражнения. Это специально организованные

движения для оптимизации деятельности мозга и тела. Именно эти

упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу

головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и

интеллекта.

Кинезиологические упражнения направлены на развитие межполушарного

взаимодействия. Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют

работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают

устойчивость внимания, облегчают процесс письма, способствуют

профилактике нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.

7. Физкультурные минутки. Чтобы избежать утомления, снижения

работоспособности, потери интереса и внимания, необходимо включать в

структуру занятия физминутки. Эта форма двигательной нагрузки является

необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и

сохранения здоровья воспитанников.

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время

малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми

дошкольного возраста. Цель проведения физкультурной минутки —

повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях,

обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время

занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха;

мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

Виды физминуток:

1.Оздоровительно - гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину,

потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

2.Подражательные физкультминутки

Зависят от фантазии и творчества логопеда. Можно имитировать движения и

звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок,

кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и

поднять настроение.

3.Двигательно-речевые физкультминутки

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно

выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

8. Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость

зрительной системы и зрительные нагрузки, которые испытывает глаз

ребенка в процессе занятия, обуславливают необходимость применения

гимнастики для глаз. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие

движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию

зрительного восприятия, тренируют способность глаза

фокусироваться. Зрительная гимнастика позволяет снимать мышечное

напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем.

9. Самомассаж. Су-Джок терапия. Аурикулотерапия.

В логопедической работе все большую популярность получают новые

лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой

эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно

дополняют работу по коррекции речи.

По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных

раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы,

дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности

соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить»

заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки,

что заметно отражается на общем состоянии ребенка.

Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на

пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные

мячики, колючие валики, орехи и др. При стимуляция рецепторов в мышцах

возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют

ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении

работы всех систем и органов.

Сочетание таких упражнений как самомассаж, Су-Джок терапия, с

упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-

грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность

коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и

умственную работоспособность.

Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа

(надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее

воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных

центров, повышает тонус, активизирует внимание. Наиболее эффективно

использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое

занятие.

Список литературы:

1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения:

индивидуально-ориентированный подход / Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.

С.21 – 28.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. /

Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

3. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для

детей 6-10 лет. / М., 2013.

4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до

14 лет. / Москва, 1999 г.

5. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше/

Москва: Эксмо, 2004 г.

6. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект

комплексной реабилитации детей с речевой патологией / М:2009.(библиотека

журнала «Логопед».вып.6) 13 с.

7. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических

упражнений под чтение стихотворных текстов»./ Логопед. 2004. №6. с. 83.

8. Сонькина В.Д., Безруких М.М. Методические рекомендации:

Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:

методология анализа, формы, методы, опыт применения / М., 2002.

9. Смирнова Н.К. Педагогика и психология здоровья / М.:АПКиПРО, 2003г.



В раздел образования