Напоминание

Использование онлайн-курсов для организации СРС по дисциплине Инженерная графика


Автор: Мухачева Венера Борисовна
Должность: преподаватель инженерной графики
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ПГТУ" Йошкар-Олинский аграрный колледж
Населённый пункт: город Йошкар-Ола, Республика Марий ЭЛ
Наименование материала: статья
Тема: Использование онлайн-курсов для организации СРС по дисциплине Инженерная графика
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование онлайн-курсов для организации СРС

по дисциплине Инженерная графика

Для подготовки компетентных кадров необходимо модернизировать

систему

профессиональной

подготовки,

широко

внедрить

цифровые

инструменты

учебной

деятельности

и

целостно

включить

их

в

информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по

индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в

любом месте.

Это стало возможным именно за счет онлайн-технологий, которые

широко внедряются в образовательный процесс последнее десятилетие.

Главные преимущества Массовых открытых онлайн-курсов (МООК) — это

доступность,

адаптивность

траектории

обучения,

интерактивность,

мультимедийность, актуальность. В них нет привязки к месту и времени

обучения, нет ограничений количества обращений к учебному материалу и

тренировочным упражнениям. Студенты получают возможность уйти от

стереотипов, научиться использовать элементы геймификации, освоить

подачу традиционного обучающего контента в современном формате. Почти

все МООК имеют мгновенную обратную связь. Автоматизированную

проверку

контрольных

заданий,

тестов.

Активно

используется

взаимопроверка, совместная экспертиза. Рецензирование работ несколькими

сокурсниками. МООК доступны пользователям круглый год. Также для

разработки

курсов

привлекаются

преподаватели

самых

престижных

университетов.

Среди слабых сторон Массовых открытых онлайн курсов следует

отметить

необходимость

высокоскоростного

Интернета,

технической

оснащенности для постоянного доступа к обучающим ресурсам; достаточно

высокий уровень «цифровой грамотности» обучающегося, а также высокий

уровень мотивации и самоорганизации слушателей.

Существуют следующие модели интеграции МООК в учебный

процесс:

Модель 1. Веб-поддержка

МООК – материал для самостоятельной работы студентов (СРС);

МООК как материал для работы в классе (на основе самостоятельного

изучения) – активные методы: дискуссии, разборы кейсов, взаимное

обучение, группы экспертов и т.д.

МООК – материал для индивидуализации обучения (сильные/слабые;

иностранные студенты)

МООК – как полная замена СРС

Контроль

и

поддержка

преподавателя

при

данной

модели

осуществляется преподавателем в рамках контроля СРС.

Модель 2. Смешанное обучение «+МООК»

Смешанное обучение «+МООК» предполагает частичную замену

аудиторных

занятий

(преимущественно

лекций),

а

также

частичный

перезачет отдельных тем МООК. Семинары и практические занятия

проводятся в традиционном формате аудиторно.

Модель

реализуется,

как

правило,

с

применением

технологии

«перевернутый класс». Предполагает сокращение аудиторной нагрузки.

Сопровождение преподавателем предполагается через электронный курс в

СДО вуза.

Модель 3. Смешанное обучение «МООК+»

Смешанное обучение «МООК+» предполагает частичную замену

аудиторных занятий: части или всех лекций; либо части практических и

семинарских занятий; либо отдельных разделов целиком; либо части

промежуточной аттестации по курсу. Предполагает сокращение аудиторной

нагрузки. Сопровождение преподавателем предполагается

также

через

электронный курс в СДО вуза.

Модель 4. «Онлайн-обучение на МООК»

Модель «Онлайн-обучение на МООК» предполагает, что МООК

используется в качестве замены традиционного учебного процесса, включая

текущую и промежуточную (итоговую) аттестацию, при консультационной

поддержке преподавателя/тьютора.

Выбор той или иной модели зависит от особенностей дисциплины,

технических

возможностей

и

возраста

студентов,

готовности

их

к

самостоятельной работе и самоорганизации.

На первом этапе внедрения онлайн-курсов в учебный процесс наиболее

приемлемым вариантом по дисциплине Инженерная графика видится

применение ОК для организации самостоятельной работы студентов.

Интеграцию МОКК в учебный процесс по дисциплине «Инженерная

графика» целесообразно разбить на несколько этапов

Этапы

Действия

преподавателя

Примечание

1. Выбрать

МООК для

дисциплины

- Провести

мониторинг онлайн-

курсов;

- Выбрать онлайн-

курс,

соответствующий

преподаваемой

дисциплине

Важно:

1) чтобы программа онлайн-

курса соответствовала

программе по дисциплине;

2) время изучения тем на

онлайн-курсе совпадало со

временем изучения этих тем в

аудиторное время

2. Пройти

обучение на

выбранном

Оценить соответствие

онлайн-курса

разработанному Вами

Оценить объем материала по

темам на ОК, доступность его

изложения

МООК

(преподавателю)

курсу по дисциплине

3. Определить,

какая модель

интеграции

подходит для

учебной

дисциплины

По дисциплине

«Инженерная

графика» выбрана

модель 1 Веб-

поддержка: МООК

как материалы для

СРС или замена СРС

Необходимо учитывать:

1) возрастные, психологические

особенности студентов (уровень

самостоятельности,

ответственности,

самоорганизации;

информационной грамотности);

2) интернет - доступность (не

все задания можно выполнить

на смартфоне)

4. Определить

изменения

организации

учебного

процесса

Продумать изменения

в организации СРС,

процедуру перезачета

СРС. Выбрать со

студентами

подходящую форму

самостоятельной

работы

Виды СРС в соответствии с РП

дисциплины: выполнение

графических работ, составление

конспекта.

Вариант с МООК:

прослушивание лекций на

онлайн-курсе с выполнением

тестовых заданий, выполнение

практических заданий на

онлайн-курсе

5. Контроль

деятельности

студентов

Продумать механизм

стимулирования

студентов

Дополнительные баллы к

итоговой оценке, упрощение

процедуры зачета (перезачет

части тестовых заданий)

Массовые открытые онлайн-курсы сегодня востребованы, эффективны и

перспективны. Они объединяют обучение с самообразованием, используют

новейшие информационные технологии, мультимедийный контент, активные

коммуникации. Осваивая курс, приобретая новые компетенции, студенты

еще и овладевают новыми образовательными инструментами. Происходит

формирование у студентов более объемных знаний, способностей к

сопоставлению,

развитие

критического

мышления

при

использовании

нескольких источников информации при обучении, развивается способность

к самоорганизации, самоконтролю и самодисциплине.



В раздел образования