Напоминание

«Сохранение и развитие учебной мотивации подростка как условие реализации ФГОС ООО. Организация ученического тьюторства с целью формирования системы значимых социальных межличностных отношений, ценностных смысловых установок»


Автор: Вахрушева Светлана Александровна
Должность: учитель ангийского языка
Учебное заведение: МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Частые
Наименование материала: Проект программы
Тема: «Сохранение и развитие учебной мотивации подростка как условие реализации ФГОС ООО. Организация ученического тьюторства с целью формирования системы значимых социальных межличностных отношений, ценностных смысловых установок»
Раздел: среднее образование





Назад




«Сохранение и развитие учебной мотивации подростка как

условие реализации ФГОС ООО. Организация ученического

тьюторства с целью формирования системы значимых

социальных межличностных отношений, ценностных

смысловых установок»

Основные понятия, используемые в Проекте программы

Проект (учебный) - современная учебно-познавательная, творческая или игровая

деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы

деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой - либо

проблемы, значимой для участников проекта.

Сотрудничество - участие в каком-либо общем деле, совместные с кем-либо действия,

взаимодействие, партнерство.

Социальная практика- вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток

получает и усваивает информацию о социальных объектах и явлениях, приобретает и

осознает опыт своего социального взаимодействия.

Тьютор (англ. tutor от лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - преподаватель, который дает

частные уроки (США), преподаватель университета или колледжа (Британия), домашний

учитель, гувернер, преподаватель, наставник группы (в университете), репетитор,

наставник (в школе), старшеклассник, помогающий в учебе.

Учебная мотивация- это направленностьобучающегося на учебную деятельность,

отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы

Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости

обучающихся

подросткового

возраста.

Учебная

деятельность

перестает

быть

привлекательной для повзрослевшего ребенка, наблюдается апатия и неудовлетворенное

отношение к школе.

Согласно ФГОС,внеучебная деятельность должна быть подчинена общим задачам учебно-

воспитательного процесса инаправлена на воспитание и социализацию. Осмысление

подростком своей значимости во внеуророчное время помогает осмыслению их роли в

учебном процессе.

Важным является опора на возрастные потребности обучающихся. Мотивом,

адекватным

учебной

деятельности,

для

подростка

является

поиск

контактов

и

сотрудничества с другими людьми: сверстниками, взрослыми и младшими товарищами.

Социальные потребности в дружбе, в общении и взаимодействии с другим человеком, в

самовыражении и самоутверждении реализуются через разные формы взаимодействия.

Цель программы:

Сохранение и развитие учебной мотивации подростка через

организацию разновозрастного сотрудничества (ученического тьюторства) во внеурочное

время.

Задачи:

1. Проанализировать уровень сформированности учебной мотивации у обучающихся 5-9

классов.

2. Использовать различные формы взаимодействия и приемы работы с обучающимися во

внеурочное время для развитии и стимулировании учебной мотивации.

3. Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения

учебной

мотивации

школьников

во

внеурочное

время.

4.Создать условия для сохранения и развития учебной мотивации обучающихся.

Целевая аудитория: обучающиеся 5-10 классов.

Этапы и сроки реализации программы:

Причины низкой мотивации обучающихся подросткового возраста:

-недостаточный раскрыта связь обучения с социально-значимыми видами деятельности

подростка (труд, самообразование, самоконтроль);

- не реализуются важное для подростков стремление к взрослости, к самостоятельности, к

взаимодействию со сверстниками;

-неумение

определять

цель

(ставят

«взрослую»),

последовательно

достигать

ее,

планировать и ценить время.

- неустойчивость самооценки.

Основные эффекты разновозрастного сотрудничества:

1.

Ситуация разновозрастного сотрудничества (подросток в позиции «взрослого»,

тьютора) является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический

период развития учащихся.

2.

Ситуация разновозрастного сотрудничества создает условия для апробирования,

рефлексии, обобщения известных им средств и способов действий.

3.

Важный фактор формирования учебной самостоятельности.

4.

Одна из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных появлениях

(дисциплинарных, учебных, мотивационных)

Формы работы:

-проекты

-социальная практика (создание банка данных, руководство практиками)

-тренинги

- игровые технологии

Формы взаимодействия:

-групповая

-коллективная

-парная

Ожидаемые результаты.

Введение методики разновозрастного сотрудничества во внеурочной деятельности.

Формирование

умения

эффективного

сотрудничества

детей

подросткового

возраста друг с другом, с младшими обучающимися, учителями и родителями.

Включение в программу современных видов образовательной деятельности:

проектной деятельности, социальных практик.

Формирование у обучающихся метапредметных навыков посредством метода

проекта.

Увеличение процентных показателей количества обучающихся подросткового

возраста с высоким уровнем учебной мотивации

.

Мероприятия по реализации подпрограммы

Направ

ления

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Теоретическое

Изучение и анализ основных

теоретических взглядов

исследователей на природу

разновозрастного учебного

сотрудничества и опыт

разновозрастного взаимодействия в

педагогике, психологии, методике.

Изучение теоретического материала

по организации ученического

тьюторства.

Анализ опыта работы школ

Пермского края по данному

направлению (сетевое

взаимодействие).

Обобщение опыта по теме

подпрограммы. Презентация

теоретического материала (семинар,

выставка).

участниками

подгруппы

педагоги школы

участники

подгруппы

руководитель

подгруппы

Диагностическое

Изучение уровня

сформированности: учебной

мотивации у обучающихся

(Методика изучения мотивации

учения подростков (Калинина Н. В. ,

Лукьянова М. И).

Диагностика метапредметных

умений.

Определение профессионального

типа личности (тест Дж.Холланда ) и

«определение типа будущей

профессии» (по методике Климова)

(отбор обучающихся в качестве

тьюторов).

классные

руководители,

психолог школы

психолог школы

Практическое

Подготовка обучающихся к работе с

подростками в качестве тьюторов

(краткосрочные курсы)

Организация читательской

конференции совместно с

родителями.

Работа над проектами по

организации и проведения

образовательных игр.

«По страницам школьных

учебников» (7-е классы).

Публикация информации о

проведенных мероприятиях в

школьной газете и на сайте школы.

Работа над папками достижений.

Конкурс «Лучшее портфолио».

Анализ результатов деятельности

обучающихся-тьюторов.

в течение года

в течение года

психолог школы,

руководитель

подгруппы

6,10-классы,

классные

руководители

классов,

родители

8, 10-классы

тьюторы



В раздел образования