Напоминание

Организация концертной деятельности детского хорового коллектив и её роль в воспитании и образовании.


Автор: Васин Николай Андреевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №20
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Организация концертной деятельности детского хорового коллектив и её роль в воспитании и образовании.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Организация концертной деятельности детского хорового

коллектив и её роль в воспитании и образовании.

Концерт в жизни детского хора для каждого маленького

артиста это что-то свое особое и необычное. Кто-то воспринимает

концерт с большим любопытством, а кто-то с восторженной

радостью. В одном точно можно быть уверенным – ни один

ребенок никогда не останется равнодушным к выступлению. Для

крохотного

артиста

это,

прежде

всего

яркое,

красочное

впечатление, это радость, испытав которую в детстве, уже не

забудется никогда.

Концертные

выступления

носят,

по

большей

мере,

воспитательный характер. Участникам хора должно быть не все

равно, поймут ли, оценят ли их коллективный труд слушатели.

Задача хора петь так, чтобы слушатели прониклись желанием снова

услышать

понравившиеся

им

хоровые

произведения,

заинтересовались репертуаром хора, его звучанием.

Для детей, концерт – это высшая точка напряжения за целый

период жизни. Это – отчёт. Во время выступления детский

коллектив настолько сплачивается, что превращается в единый

организм. Все забывают о своих ссорах, обидах и размолвках друг с

другом. Остаётся что-то высокое – Музыка, Искусство, Хор.

К каждому концертному выступлению хор целенаправленно

готовится. Проводятся репетиции, завершает их генеральная

репетиция, на которой устраивается «прогон» всей программы:

отрабатывается построение, вход, выход, ведение программы.

Концертная программа должна подбираться с точным учётом

возможностей хора, она должна быть тщательно отрепетирована.

Но

репетиция

не

должна

становиться

чисто

механическим

процессом,

именно

здесь

оттачиваются

и

углубляются

эмоциональные моменты исполнения, которые откладываются и

накапливаются в

памяти детей.

И,

конечно,

одно и

тоже

произведение на разных репетициях, на разных концертах звучит

по-разному. Всегда будет появляться какая-нибудь новая краска,

оттенок, неожиданный поворот событий в исполнении. Такие

моменты

импровизации

значительно

обогащают

творческое

восприятие не только дирижёра, но и участников коллектива.

Одним из опытов публичного выступления для детского

хорового коллектива является отчётный концерт, который, в свою

очередь, подводит итог всего процесса обучения, показывает

степень

творческого

развития

как

самим

ребятам,

так

и

слушателям. Это самый ответственный концерт в году, поэтому

подготовка должна быть особенно тщательной. Готовиться к

отчётному концерту начинают, как правило, заранее. В программу

могут быть включены также те произведения, которые разучены в

прошлом году.

Программа отчётного концерта должна быть

разнообразной, чтобы продемонстрировать все возможности хора

на данный момент. Если концерт разделить условно на четыре

части, то самые сложные произведения надо поставить во второй и

четвёртой, а первая и третья должны быть для слушателя более

лёгкими. Расположение самого сложного для исполнения и

восприятия сочинения в первом отделении объясняется тем, что

зритель (особенно если это маленький слушатель) ещё не устал или

уже «отдохнул».

Концертные поездки-гастроли имеют немаловажное значение.

Об этом виде концертной деятельности Г. А. Струве сказал: «Для

хорового коллектива такие поездки могут стать большим стимулом

роста и развития, и, одновременно, проверкой слаженности,

«боеспособности»

хора

в

организационном

и

творческом

отношении». Каждая поездка готовится с большой тщательностью

– она должно стать по настоящему ярким событием в жизни

коллектива». В данном случае я совершенно согласен с автором

этих строк и из своего опыта могу добавить, что такие поездки

действительно запоминаются на всю жизнь. Здесь очень многое

зависит от организации поездки, от устройства «быта» гостей до

концерта. Все мероприятия должны быть расписаны по дням и

часам, и проходить точно по плану. Тогда гастроли пройдут легко и

слажено, и дети запомнят гастроли еще лучше.

Хочу отдельно коснуться такой темы как, выступление

детского хора на конкурсе. Перед тем как начинать готовиться к

таким

выступлениям

следует

заранее

узнать

конкурсные

требования:

есть

ли

обязательное

произведение,

какова

продолжительность

программы,

или

все

зависит

от

выбора

руководителя.

Подготовительная

работа

должна

быть

очень

серьезной,

кропотливой

и

вдумчивой.

В

отобранных

для

выступления произведениях необходимо тщательнейшим образом

выучить все сложные места, дикционные трудности, отработать

вокальные приемы исполнения. Исключительно ответственным

моментом является составление программы выступления, она

должна стилистическое единство, тональную последовательность,

последовательность художественных образов. Например, начало

программы построить лучше так, чтобы оно вводило зрителя в мир

музыки. Конец программы должен быть кульминационной точкой.

Середина концерта – можно дать слушателю отдохнуть, нельзя

держать

слух

и

эмоции

в

постоянном

напряжении,

иначе

восприятие музыка снижается. В удачной программе присутствует

контрастность музыкальных номеров.

По окончании каждого

конкурса полезно устраивать коллективное обсуждение и всего

концерта и конкретного исполнения в частности. В таких встречах

руководитель

может

подчеркнуть

для

себя

много

новой

информации, а также увидеть свои недочеты и ошибки. Ведь если,

вдруг, дети не совсем удачно выступили, значит в какой-то момент,

на подготовительном этапе или же на самом концерте руководитель

позволил себе расслабиться, чуть-чуть не доработать или оставить

на

потом

какое-нибудь

неудобное

место

в

произведении.

Необходимо все время идти вперед, совершенствовать свое

мастерство и мастерство хора.

В итоге хотелось бы сказать, что концертная деятельность

помогает

раскрыть творческий потенциал

детей, что в свою

очередь – очень долгий труд. Сделать из них маленьких артистов –

нелегкая задача. И если это удается, то концерты проходят хорошо

и победы на конкурсах достаются легче. А самое главное, какую

неоценимую пользу несёт концертная деятельность в воспитании и

образовании детей.

Автор работы преподаватель МБУДО ДШИ №20 г.Саратов

Васин Николай Андреевич



В раздел образования