Напоминание

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением зрения


Автор: Белоусова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мАДОУ ЦРДО " Лучик"
Населённый пункт: г.Энгельс Саоатовская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с

нарушением зрения

В.

А.

Сухомлинский

указывал,

что

истоки

способностей

и

дарования детей -

на

кончиках

их

пальцев.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное

обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского

мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции

руки.

Дошкольные

образовательные

учреждения,

которые

посещают

воспитанники с нарушенным зрением, реализуют в практике работы

программу «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л. И.

Плаксиной. В содержание данной программы включены следующие разделы

коррекционной

работы:

развитие

зрительного

восприятия,

коррекция

нарушений речи, развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в

пространстве,

социально-бытовая

ориентировка,

ритмика,

лечебная

физкультура. Развитие осязания и мелкой моторики рук детей с нарушением

зрения

(косоглазием

и

амблиопией)

является

одной

из

основной

коррекционных задач, стоящих на современном этапе перед специальными

дошкольными (коррекционными) учебными заведениями.

Детям с нарушениями зрения трудно дается узнавание различных

поверхностей, и это происходит от того, что, взяв предмет в руки, они как бы

замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за

малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это и

приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук,

а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-

практической деятельности. Дети с нарушениями зрения нуждаются в

специальном развитии осязания и моторики, необходимых для выполнения

предметно-практических действий на занятиях в группах и в бытовой

деятельности. Поэтому овладение приемами осязательного восприятия

объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-

двигательного анализатора дают детям с нарушениями зрения возможность

наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им

быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

М. М. Сеченов писал, что «движения руки человека наследственно не

предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как

результат

ассоциативных

связей

между

зрительными

и

моторными

функциями».

Моторика — это совокупность двигательных реакций, умений, навыков

и

сложных

двигательных

действий,

свойственных

человеку

(Е.

А.

Стребелева).

Мелкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность

выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой

амплитуды (А. Л. Сиротюк).

Важную роль в мелкой моторике отводят зрительному контролю.

Зрительно-моторные координации — содружественные движения глаз и руки

как внешние перцептивные действия. При глубоких нарушениях зрения

координация движений глаза и руки может быть плохо сформирована

вследствие недостаточного развития навыка использования остаточного

зрения. Рассматривая мелкую моторику, можно выделить ряд составляющих,

обеспечивающих эффективную работу пальцев руки, кистей рук:

— сила — способность преодолевать внешние сопротивления или

противостоять ему за счет мышечных усилий;

— быстрота — способность выполнять двигательные действия, в

кротчайший срок: быстрота реакции, скорость движения;

— ловкость — способность быстро осваивать сложные по координации

точные движения и перестраивать свою деятельность, в зависимости от

условий, управление своими действиями;

гибкость

способность

выполнять

движения

с

большой

амплитуды, характеризуется степенью подвижности в суставах. Различают

активную и пассивную гибкость. Активная гибкость — это способность

выполнять движения с большой амплитудой за счет активности группы

мышц. Пассивная гибкость — это способность к достижению подвижности в

суставах в результате действия внешних си.

— Синхронность — это способность рук — совершать движения с

одной скоростью, двигаться в одном направлении, точность движений.

— Выносливость — это способность выполнять длительное время

достаточно интенсивную физическую работу, т. е. бороться с утомлением,

возникающим при работе.

— Точность — это правильность выполнения движений.

Поэтому овладение приемами осязательного восприятия объектов и

умение

выполнять

практические

действия

при

участии

тактильно-

двигательного анализатора дают детям с нарушениями зрения возможность

наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им

быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Таким

образом,

в

познании

окружающего

мира

ребенком

с

нарушениями зрения, в компенсации зрительной недостаточности, осязание

играет ведущую роль. Именно оно дает ребёнку с нарушениями зрения

возможность получить конкретные, реальные представления о ближайшем

пространстве и находящихся в нем предметах.

Список используемой литературы

1.

Ананьев, Б. Г. Осязание в процессе познания и труда [Текст] / Б. Г.

Ананьев — М. : Наука, 1959. — 263 с.

2.

Брюхова, Е. В. Коррекционные занятие, направленное на развитие

мелкой моторики и других психических функций [Текст] / Е. В.

Брюхова. — // Начальная школа. — № 5. — 1998. — С. 96—98.

3.

Викторова,

О.

Е.

Развитие

зрительного

восприятия

детей

дошкольного возраста с нарушением зрения / О.Е. Викторова //

Проблемы

современного

педагогического

образования.

Сер.:

Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО

ГПА, 2017. - Вып. 54. - Ч. 5. - С. 301 - 306.

4.

Викторова, О. Е. Формирование зрительно-моторной координации у

детей с нарушением зрения / О.Е. Викторова // Проблемы

современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и

психология. -Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2017. -

Вып. 55. - Ч. 5. - С. 18-25.

5.

Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка

[Текст] / П. Я. Гальперин. — М. : Просвещение, 1985. — 86 с.

6.

Григорьева, Г. Г. и др. Играем с малышами: игры и упражнения для

детей раннего возраста [Текст] / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г.

В. Груба. — М. : Просвещение, 2003. — 80 с. 94 95

7.

Фомина, Л. В. Развиваем мелкую моторику и координацию

движений рук. [Текст]/ Л. В. Фомина. -М.: Издательство «Эксмо».

2004 - с. 192



В раздел образования