Напоминание

Спецификация биология 9 класс


Автор: Карлова Мария Александровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: ГКОУ "ВСШ при ИТУ Самарской области"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Тест
Тема: Спецификация биология 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Промежуточный контроль по биологии за курс 9 класса

в 2021-2022 учебном году

Таблица

1.

Обобщенный

план

варианта

итоговой

контрольной

работы

2021-2022 учебного года для обучающихся 9 классов по биологии

зад

Проверяемые элементы содержания

Тип

заданий

Уровень

сложности

задания

Максимальн

ый

балл

за

выполнение

задания

1,2

Роль биологии в формировании современной

естественнонаучной

картины

мира,

в

практической

деятельности людей

ВО

Б

1

3,4

Клеточное

строение

организмов

как

доказательство

их родства, единства живой природы

ВО

Б

1

5

Признаки

организмов.

Одноклеточные

и

многоклеточные организмы. Царство Грибы

ВО

Б

1

6

Царство Растения

ВО

Б

1

7

Царство Животные

ВО

Б

1

8

Общий

план строения и процессы

жизнедеятельности. Сходство человека с

животными и отличие от них.

ВО

Б

1

9-10

Деление клетки. Митоз и мейоз.

ВО

Б

1

11-

12

Учение об эволюции органического мира

ВО

Б

1

13

Экосистемная

организация

живой

природы. Биосфера.

ВО

Б

1

14

Влияние

экологических

факторов

на

организмы.

ВО

Б

1

15

Умение определять структуру объекта,

выделять

значимые

функциональные

связи

и

отношения

между частями целого

ВО

Б

1

16

Умение

проводить

множественный

КО

П

2

выбор

17

Умение определять последовательность

биологических

процессов,

явлений,

объектов

КО

П

2

18

Умение включать в биологический текст

пропущенные термины и понятия из

числа предложенных

КО

П

2

19

Умение

работать

с

текстом

биологического содержания (понимать,

сравнивать, обобщать)

РО

П

2

20

Умение

работать

со

статистическими

данными, представленными в табличной

форме.

РО

В

3

(ВО – задания с выбором одного верного ответа, КО – задания с кратким ответом,

РО-задание с развернутым ответом)

На выполнение итоговой работы отводится 40 минут.

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого из заданий 1–15 выставляется 1 балл.

За верное выполнение каждого из заданий 16–19 выставляется 2 балла.

За ответы на задания 16 и 17 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые

цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов, если верно указана одна цифра

или не указано ни одной.

За верное выполнение 20 задания - 3 балла, максимальный балл за выполнение всей

работы – 26.

Таблица 4. Шкала перевода набранных баллов в оценку

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Балл

0-11

12-15

16-20

21-26

Промежуточный контроль по биологии в 9 классе

1 вариант

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1. Изучением передачи наследственных признаков организма занимается:

1) систематика

2) экология

3) генетика

4) селекция

2. Элементарной живой системой можно считать:

1) молекулу ДНК

2) вирус кори

3) инфузорию-туфельку

4) муравейник

3. Клеточную теорию создали:

1) А. И. Опарин и Дж. Холдейн

2) М. Шлейден и Т. Шван

3) Р. Гук и А. Левингук

4) М. Ломоносов и Ч. Дарвин

4. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и

животных?

1) наличием клеточной стенки

2) наличием цитоплазмы

3) отсутствием рибосом

4) отсутствием ядра

5.Кто из четверых грибников наиболее правильно собирал грибы? Тот, который

1) вырвал гриб с грибницей

2) подкапывал почву вокруг и вынимал гриб

3) срезал плодовые тела у поверхности почвы

4) срезал только шляпки.

6. Боковые корни растут в зоне

1) деления

2) всасывания

3) роста

4) проведения

7. Какая из систем органов рака-отшельника существенно отличается от ее строения

у майского жука?

1) нервная

2) кровеносная

3) дыхательная

4) пищеварительная

8. У человека есть, а у обезьян отсутствует?

1) прямохождение

2) кора мозга

3) сводчатая стопа

4) первая сигнальная система

9. Собственно митозу предшествует:

1) деление ядра

2) удвоение хромосом

3) цитокинез

4) гаметогенез

10. В результате мейоза диплоидной клетки получаем:

1) две диплоидные клетки

2) две гаплоидные клетки

3) четыре гаметы с гаплоидным набором

4) четыре диплоидные клетки

11. Аналогичные органы развившиеся в ходе эволюции

1) усики винограда и усики огурца

2) крылья бабочки и крылья птицы

3) иглы дикобраза и иглы ежа

4) колючки кактуса и колючки барбариса

12. Наиболее эффективной преградой

для свободного скрещивания

особей

популяций выступает изоляция:

1) географическая

2) генетическая

3) экологическая

4) этологическая

13. Какие организмы составляют второй трофический уровень в экосистеме?

1) хемотрофы

2) продуценты

3) консументы

4) редуценты

14. Пресноводная гидра по способу питания

1) травоядное животное

2) хищник

3) миксотроф

4) автотроф

15. Между биологическими процессами и структурами их осуществляющими,

существует определенная связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в

приведенной таблице?

Процесс

Структура

Выделение

Сократительная вакуоль

Синтез белка

?

1) лизосома

2) аппарат Голбджи

3) рибосома

4) хромосома

Часть 2. 16. Выберите признаки образовательной ткани растении растения.

1) образована мертвыми клетками

2) проводит воду и минеральные соли

3) образована делящимися клетками

4) обеспечивает рост растения в длину

5) образует запас питательных веществ

6) обеспечивает рост растения в толщину

17.Определите

последовательность

прохождения

порции

крови

по

кругам

кровообращения у человека, начиная с левого желудочка.

1) правое предсердие

2) аорта

3) левый желудочек

4) легкие

5) правый желудочек

6) левое предсердие

18. Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из

предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в

текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр

(по тексту) выпишите.

Органоиды растительной клетки

Клеточные

органоиды

выполняют

различные

функции,

обеспецивающие

жизнедеятельность клетки. Так. например, у растительных клеток в _____(А)

происходит фотосинтез, клеточный сок содержится в молодых ________(Б). В ___(В)

вырабатывается и накапливается энергия, а _____(Г) хранят наследственную

информацию.

Перечень терминов:

1) транспорт веществ

2) хлоропласты

3) вакуоли

4) ядро

5) АТФ

6) митохондрии

7) хромосомы

8)рибосомы

Прочитайте текст и выполните задание 19.

Органические соединения.

Белки и жиры – высокомолекулярные органические соединения. Молекула белка

образована большим числом аминокислот, в состав которых входят атомы углерода,

водорода, кислорода, азота и серы. Жиры состоят из глицерина и жирных кислот.

Они нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях. В

состав жиров входят атомы углерода, водорода, кислорода. Жиры, как и углероды,

являются источником энергии, необходимой для жизнедеятельности организма.

Кроме того жиры выполняют защитную. строительную, гормональную функции.

Белки являются основным строительным материалом любой клетки. Они наряду с

жирами (липидами) входят в состав клеточных мембран. Белки также входят в состав

цитоплазмы, хромосом, клеточного центра и других органоидов. Многие белки

являются ферментами – веществами, ускоряющими химические реакции. Белки

могут выполнять защитную и транспортную функции, некоторые белки выполняют

сократительную и рецепторную функции. Долгое время ученые считали, что белки

являются носителями наследственной информации, ибо разнообразие белков очень

велико. Молекулы разных белков состоят из сотен аминокислот, располагающихся в

каждой из молекул в разной последовательности. И до тех пор, пока не было открыто

вещество, хранящее наследственную информацию, именно разнообразие белков

наводило ученых на мысль о том, именно разнообразием белков объясняется

разнообразие организмов.

Без белков жизнь не могла бы возникнуть. Белками определяются признаки

организмов, особенности их строения и функций.

19.

Используя

содержание

текста

«Органические

соединения»,

ответьте

на

следующие вопросы.

1) В построении какой клеточной структуры одновременно участвуют белки и жиры?

2) Какое вещество является носителем наследственной информации в клетке?

3) Приведите пример выполнения белками защитной функции?

Часть 3.

20. Пользуясь таблицей «Развитие и биология насекомых-вредителей» и знаниями

курса биологии ответьте на следующие вопросы.

1) Какие из названных насекомых развиваются с неполным превращением?

2) В какой стадии развития наносят вред растениям капустная белянка и озимая

совка?

3) Какими частями растения питается капустная белянка.

«Развитие и биология насекомых-вредителей» Таблица 1.

Название

Где зимует

В

какой

стадии

зимует

Каким

растениям

вредит

Медведка

В почве

Бескрылая

личинка

Корнеплоды. корни

растений

Саранча

В земле, в кубышках

В стадии яйца

Пшеница, кукуруза.

арбузы, лук

Капустная

белянка

На заборах и растениях

Куколка

Капуста, репа, редис

Озимая совка

В глубоких норах в земле

В стадии развитой

гусеницы

Озимые

посевы,

дикорастущие

травы,

молодые

всходы

Промежуточный контроль по биологии в 9 классе

2 вариант

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1. Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?

1) систематика 2) экология 3) генетика 4) селекция

2. Сформулировать гипотезу – значит

1. собрать имеющиеся факты

2. выдвинуть предположение

3. подтвердить объективность полученных данных

4. провести эксперимент

3. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:

1) из клеток состоят только животные и растения

2) клетки всех организмов близки по своим функциям

3) все организмы состоят из клеток

4) клетки всех организмов имеют ядро

4. Какую функцию выполняют в клетке рибосомы?

1) синтезируют углеводы

2) осуществляют синтез белков

3) расщепляют белки до аминокислот

4) участвуют в накоплении неорганических веществ

5. Грибы:

1. не имеют сходства с растениями

2. не имеют сходства с животными

3. имеют сходные признаки с растениями и животными

4. состоят из других химических элементов

6. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,

1) тело составляют органы и ткани 2) оплодотворение происходит при наличии воды

3) в семени формируется зародыш 4) осуществляется двойное оплодотворение

7. Представитель какого типа царства Животные изображён на

рисунке?

1) Хордовые 2) Членистоногие 3) Моллюски 4) Кишечнополостные

8. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

1) первая сигнальная система 2) теплокровность

3) вторая сигнальная система 4) забота о потомстве

9. Период жизни клетки от деления до деления называется:

1. интерфаза

2. митоз

3. мейоз

4 клеточный цикл

10. Сущность мейоза состоит:

1) в образовании клеток с диплоидным набором хромосом

2) в удвоении количества ДНК в клетках тела

3) в восстановлении полного набора хромосом в клетках

4) в образовании гамет с гаплоидным набором хромосом

11. Какие признаки сохраняет естественный отбор?

1) приобретённые ненаследственные, обеспечивающие вероятность выживания и

размножения

2) врождённые, обеспечивающие выживание и размножение

3) обеспечивающие развитие мускулатуры

4) любые наследственные и ненаследственные

12. Примером аромарфоза может служить:

1) покровительственная окраска

2) половой процесс

3) уплощение тела придонных рыб

4) приспособление цветков к опылению

13. Какова роль разрушителей в экологических сообществах?

1) обеспечивают производителей минеральным питанием

2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ

3) поедают растительные организмы

4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов

14. Выберите продуцента из предложенного списка:

1) береза

2) аскарида

3) бактерия

4) лиса

15. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже

таблицы, имеется определённая связь.

Объект

Процесс

ядро

………..

клеточный центр

деление клетки

Какой процесс следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) синтез белка 2) хранение наследственной информации

3) хранение питательных веществ 4) автотрофное питание

Часть 2. 16. Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из

шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) активно передвигаются

2) растут в течение всей жизни

3) создают на свету органические вещества из неорганических

4) не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки

5) потребляют готовые органические вещества

6) являются производителями органических веществ

17.

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе

запишите соответствующую последовательность цифр

1) зёрна пшеницы

2) рыжая лисица

3) клоп вредная черепашка

4) степной орёл

5) обыкновенный перепел

18. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя

для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а

затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую

ниже таблицу.

Размножение пресноводной гидры

Пресноводная гидра размножается половым способом и ______(А). В тёплое время

года на теле гидры образуются ______(Б). Они увеличиваются; на свободном конце

тела гидры образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении

неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются

______(В). У гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру

относят к ______(Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гермафродит

2) раздельнополый организм

3) почка

4) зигота

5) бесполый

6) спора

7) стрекательная клетка

8) половая клетка

Прочитайте текст и выполните задание 19.

Происхождение живых существ.

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев,

а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям,

получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ

Аристотель.

В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от

живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи,

рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре

другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их

открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта

банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе,

лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках

никаких червей обнаружено не было.

В

XIX

в.

серьёзный

удар

по

теории

самозарождения

нанёс

Л.

Пастер,

предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в

виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею,

заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба

была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе,

легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в

бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать

горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел.

Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится

извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий.

Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших

аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух

является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из

неживого.

19. Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на

следующие вопросы.

1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

Часть 3.

20. Пользуясь таблицей «Некоторые характерные особенности человека и человеко-

образных обезьян», ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1.

«Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян»

Признаки

Род

Гиббон

Орангутан

Шимпанзе

Горилла

Человек

Абсолютная масса мозга

(в г)

130

400

345

420

1360

Отношение массы мозга

1:73

1:83

1:61

1:220

1:45

к массе тела

Длина шейного отдела

(в % длины туловища)

17

24

23

24

26

Полная длина верхних

конечностей (в % длины

туловища)

230

182

175

154

150

Полная длина нижних

конечностей (в % длины

туловища)

147

119

128

112

171

Количество

шейных

позвонков

7

7

7

7

7

Количество

грудных

позвонков

13

12

13

13

13

Общее

количество

позвонков

33-34

30-31

33-34

32-33

33-34

1) У представителей какого рода обезьян самый высокий показатель отношения

массы мозга к массе тела?

2) Какие приматы лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите

двух представителей.

3) Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлеж-

ности всех приматов к классу Млекопитающие?



В раздел образования