Автор: Колоногая Лидия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ д. Березина
Населённый пункт: д. Березина, Унечский район,Брянская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20"
Раздел: начальное образование
Урок математики во 2 классе
Тема:
Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20
Цели урока:
Познакомить детей с приемами устных вычислений вида 36-2, 36-20, отрабатывать изученные
приемы устных вычислений, развивать умение решать текстовые и логические задачи,
совершенствовать вычислительные навыки.
Учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и
добиваться их.
Воспитывать силу воли, товарищеские взаимоотношения.
УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать, контролировать
и оценивать свои действия, анализировать и делать выводы, слышать собеседника, работать в
паре и команде.
Оборудование:
Учебники, презентация, компьютер с проектором, картинки месяцев и
падчерицы; карточки для индивидуальной работы, карточки – помощницы, счетный материал
(пучки, отдельные палочки), таблица с выводом, шары.
Ход урока
Организационный момент
Доброе утро, ребята
У кого сегодня хорошее настроение? Ну тогда вы легко отгадаете мою загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится
Грусть-тоска ее боится.
(Улыбка)
Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что
мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры. Мы здоровы. Я желаю всем хорошего настроения.
Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Веселым, интересным, познавательным)
Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем этот урок с пользой для всех нас.
- Сегодня у нас на уроке гости. Но будут и ещё одни гости. Для того, чтобы узнать, что это за
гости, надо подумать, сколько десятков и единиц в каждом, из записанных на доске, чисел.
Найти соответствующую букву на пересечении строки и столбца в таблице, а затем прочитать
слово.
На доске:
74
69
77
72
69
65
1
2
3
4
5
6
7
8
9
60
е
ы
н
о
к
б
е
в
а
70
р
ш
т
м
п
и
р
л
ж
Ответ: Маршак
Ой, что это? Где это мы оказались? В какой сказке? (Отрывок из сказки «12 месяцев», дети
отгадывают)
Куда это мачеха отправляет девочку? (В лес за подснежниками)
А что это у нее в руке? (Конверт)
Минутка чистописания
Чтобы открыть конверт, нужно отгадать, какого числа здесь нехватает.
- Начинаем! Сегодня мы цифру будем писать, постарайтесь ее угадать!
(Дети угадывают число 8)
(Поворачиваю таблицу с цифрой 8)
- Откройте тетради, запишите число, пропишите цифру 8.
Самоконтроль: подчеркните зеленой ручкой красиво и правильно написанные цифры.
Сообщение темы и цели урока
- Теперь можем открыть конверты, там примеры-новые.
- Ребята, догадались ли вы как называется тема нашего урока? (дети называют).
(Поворачиваю плакат)
- Чему нам надо научиться на этом уроке?
Актуализация знаний.
- Ребята, Настеньке пора в путь. Поможем ей добыть подснежники?
- Какие знания нам потребуются в пути? Что мы уже умеем делать?
Знаем таблицу сложения.
Умеем заменять число суммой разрядных слагаемых.
Умеем вычислять десятки.
Правильно, ребята! Чтобы иметь знания, понадобятся терпение и старание. А чтобы работать
быстро и ловко нам нужна для ума тренировка.
Устный счет
Порядок при счете.
- Итак, мы уже в лесу. Но куда же идти? Помогут нам числа. Прочитайте задание. (Расставьте
числа в порядке возрастания-убывания (выполняем по вариантам с самопроверкой)
- Молодцы! А вот и костер впереди мерцает!
Игра «Кто быстрее»
Чтобы добежать до костра, нужно быстро решить примеры и вставить числа. Я вам даю
карточку с цепочкой примеров. Вы решаете свой пример, вписываете число и передаете
карточку следующему игроку своего ряда. Посмотрим кто из вас быстрее. Сколько вы
пробежали до костра? Какое число у вас получилось? ( у всех должно получиться число 26)
1 ряд - +5 -7 +4 +10 +4
2 ряд - +5 +7 +5 +8 -2
3 ряд - -9 +6 +8 +9 -3
Самым быстрым и сообразительным предоставляется возможность рассказать, что увидели на
поляне около костра.
3. Игра «Лабиринт».
- Чтобы подойти к костру, нужно пройти через двое ворот, получив в сумме число 68.
Запишите примеры.
?
1
?
2
?
4
6
3
5
10
3
17
Индивидуальные карточки:
№1: Найди ошибку (На индивид.доске)
Если пример решен верно, то пишите палочку (+), если нет, то ( - )
80+20=100
50+20=60
60+30=80
70-30=40
90-40=50
40-20=20
№ 2 Обведи выражения, в которых двузначное число заменили суммой разрядных слагаемых.
74=70+4
67= 47+20
36=34+2
48=40+8
19=11+8
11=11+0
№ 3 Реши примеры, найди лишнее
14-8=
11-6=
15-9=
16-10=
12-6=
13-7=
Физминутка «Для глаз»
- Перед ответственной работой проведем гимнастику.
VII. Работа над новой темой.
1.
– Вот мы и у костра. А для чего же мы сюда пришли? Кто помнит? (за подснежниками)
- Вот только месяцы просто так подснежники не раздают, нужно выполнить их задания.
- Чему мы должны научиться на уроке?
- Решать примеры на вычитание? Как это делать? Проблема поставлена, ее надо решить. Это и
есть первое задание месяцев.
- У вас на партах лежит счетный материал, каждая группа обсудит решение этих примеров,
опираясь на предыдущий опыт. (Учитель работает с мини-школой)
- Есть ли у кого предположение, как решать эти примеры? (Один из учеников объясняет
алгоритм вычитания)
- Хорошо, давайте проверим Сережино предположение. Я буду управлять вашей деятельностью.
- Выложите число 36 при помощи палочек.
- Предлагаю вам вычесть 2. Как будете действовать?
- Как это будет звучать на математическом языке?
- Что у вас получилось?
- Выполним эту операцию на числах:
36 – 2 = 34
30 6
- Какой можно сделать вывод? (Единицы вычитаются из единиц).
- А теперь еще раз выложите число 36. Вычтите 20.
- Как будете действовать?
- Сколько остается? Каким будет ответ?
- Как это будет звучать на языке терминов?
- Из чего вычитали десятки? (Десятки вычитают из десятков)
- Выполним эту операцию на числах.
36 – 20 = 16
30
6
- Как будем вычитать? (Десятки из десятков)
- Что с единицами? (Их прибавим)
- Сколько получилось? (16)
- Какой делаем вывод? (Десятки вычитаем из десятков)
Работа по учебнику.
- Прочитайте самостоятельно на с. 49. Сравните свой вывод с выводом учебника. Что скажите?
(Они совпадают)
Заносим свой вывод (плакат) в банк открытий.
План решения:
1. Заменю……
2. Получился пример…….
3. Мне удобно…….
IV. Физминутка.
Прежде, чем мы приступим к решению примеров по плану, мы отдохнём.
Представьте, что мы с вами прилетели на новую планету. Осмотрелись по сторонам, осторожно
ступили на землю, идём на носочках. Под ногами твёрдая почва – мы идём более уверенно. И,
вдруг, мы увидели оленя. Вспомним физминутку про оленя.
У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Заяц по полю бежит
В дверь к нему стучится
Тук- тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Заяц, Заяц заходи
Лапу мне давай!
V. Закрепление.
(просмотр учебного диска на данную темы.)
1. Мы хорошо отдохнули, и теперь будем выполнять очень важное задание. Возьмите в руки
карточки. Вы видите на карточке три варианта примеров. Если вы выбираете I. В-оценка “3”, II.
В, – оценка “4”, III. В. – оценка “5”. Посмотрите внимательно на карточку и выберите, какой
вариант вы будете выполнять. Поднимите руку. кто выбрал III. В,
1-В
2-В
3-В
Найти правильный ответ и
соединить его с примером.
54 – 30 = 24
54 – 3 = 51
Должны «окошко» закрыть,
чтобы их дождик не смог
намочить (даются карточки)
40 + = 60
87 - = 80
50 - = 30
Не только умеют считать.
Умеют они думать и
рассуждать.
(на карточках задание)
74 – 20 = 70 - + =
53 – 30 = 50 - + =
68 – 5 = 18
68 – 50 = 63
47 - = 45
35 + 4 = 30 + + =
Проверка.
Встаньте те, кто решал примеры III. В. Я показываю карточку с ответом, вы проверяете. Если
ошибка – садитесь, исправляете. У кого нет ни одной ошибки вы смело ставите оценку “5”.
(Также проверяются и другие варианты.)
Молодцы те ребята, которые справились с заданием без ошибок.
А теперь скажите, каким планом вы пользовались при решении данных примеров (повторяем
алгоритм).
3). Самопроверка. (с обратной стороны доски даются верные решения).
4). Рефлексия.
а). Чему новому вы сегодня научились?
б). Кто уже научился решать такие примеры?
в). Кто знает как решать, но еще сомневается?
г). Кто так и не понял нового способа вычислений?
д). Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Х. Решение задач
Решите устно задачи:
а). На две мухи можно поймать двух рыбок. Сколько рыбок можно поймать на семь мух.
(Можно совсем не поймать, а можно и семь).
б). У Сени восемь пар носков. Сколько носков на правую ногу? (Восемь).
Работа по учебнику № 3 (1 на с. 49). Работают в группе, составляют задачу, самостоятельно ее
решают. На партах лежат карточки с подсказкой, дети могут ими воспользоваться.
1). Узнай, сколько рублей
всего заплатили?
2). Узнай, сколько всего
денег было?
1). + = 8руб.
2). + = руб.
Самопроверка задачи. (Один ученик записал задание на доске).
ХI. Итог урока
Чему мы договаривались научиться на этом уроке?
Что получили в итоге?
Какие изменения заметили в себе?
Понравился ли урок? Что было легко? (Трудно?).
- Ребята, вот вершина горы, на которой стоите вы, дети. Вот учитель карабкается по склону. На
сколько близко я подобралась сегодня к вам, как прошла наша работа, достигнуто ли
взаимопонимание? Соберитесь в кружок и обсудите это. Куда вы поместите фигуру учителя?
Спасибо за урок. Урок закончен.
?р
5р 3р 20р