Напоминание

Развитие проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с художественной литературой.


Автор: Федорова Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №38
Населённый пункт: Пушкинский район Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с художественной литературой.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие проектной деятельности в ознакомлении

дошкольников с художественной литературой.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам

деятельности является одной из составных успешности обучения детей в

школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и

освоить все новое — основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение

научно-технического

прогресса

во

все

ее

сферы

диктуют

педагогу

необходимость

выбирать

более

эффективные

средства

обучения

и

воспитания на основе современных методов и новых интегрированных

технологий.

Одним

из

перспективных

методов,

способствующих

решению

этой

проблемы,

является

метод

проектной

деятельности.

Основываясь

на

личностно-ориентированном

подходе

к

обучению

и

воспитанию,

он

развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует

навыки

сотрудничества.

Проектная

деятельность

разворачивается

в

проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

Например, для того, чтобы участвовать в конкурсе детской рукописной книги

(по придумыванию сказки) возникает проблемная ситуация: что такое сказка,

какие бывают сказки и т.д.

Метод проектной деятельности мы начали использовать в работе со

старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более

устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам

анализа,

синтеза,

самооценке,

а

также

стремлением

к

совместной

деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из

различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности

в

организации

совместной

познавательно-поисковой

деятельности

дошкольников, педагогов и родителей.

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует

навыки

исследовательской

деятельности,

развивает

познавательную

активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в

коллективе.

Работая над методической темой «Развитие речи детей в процессе

ознакомления

дошкольников

с

художественной

литературой»

мы

столкнулись с такой проблемой, что дети вроде бы и знают сказки, но очень

часто с трудом устанавливают связи в тексте (логику событий, причины и

следствия конфликтов, мотивы поведения героев ), не всегда правильно

понимают язык художественного произведения, не чувствуют некоторые

средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнения ).

Нам хотелось, чтобы литературный опыт активнее использовался детьми в их

творческой,

речевой

деятельности.

При

сочинении

сказок

чтоб

использовались традиционные зачины, концовки, давались характеристики

героев.

Почему мы решили осуществить задуманный проект через знакомство с

жанром сказки.

Актуальность

Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем

мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя

бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за

свободу. До семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального

ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень

питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не

заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее,

пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития

период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить,

укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и

фантастике. Тем, кто фантазирует, принадлежит будущее. Наша задача

заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой

детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и

сорадоваться, без которой человек - не человек.

Вся работа была построена с учетом ФГТ в плане интеграции различных

видов

деятельности, таких как - чтение

художественной литературы,

художественное творчество, музыка, коммуникативная деятельность при

осуществлении взаимодействия воспитанников с работниками детского сада

и других социальных институтов.

Работа над проектом направлена на организацию, как совместной

деятельности взрослых и детей, так и на организацию самостоятельной

деятельности детей в плане поиска информации.

Свой проект мы назвали «Секреты бабушкина сундучка»

По виду проект информационно – практико ориентированный, творческий

(мы

не

проводим

исследования,

эксперименты,

а

собираем

знания)

Результатом деятельности является праздник и написание рукописной книги

Цель проекта

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к

художественной литературе при ознакомлении с жанром сказки, в процессе

проектной деятельности

Задачи проекта:

Учить добывать информацию из разных источников для нахождения

ответов на поставленные вопросы.

Развивать речевое творчество, выразительность речи

Формировать проявление интереса к самостоятельному сочинению,

развивать индивидуальные способности к речевой деятельности.

познакомить детей с жанром сказки, ее особенностями, видами

развивать художественно – творческую деятельность детей;

воспитывать интерес к сказке, как культурному наследию

Ожидаемые результаты

:

Развить

устойчивый

интерес

к

художественной

литературе,

способность

устанавливать

наиболее

существенные

связи

в

произведениях

Способствовать знанию детьми устного народного творчества

Свою работу мы разделили на несколько этапов:

I этап

подготовительный – была создана творческая группа

Провели диагностику и определились с проблемой

проведя

на

начало

года

мониторинг

освоения

детьми

образовательной

области

«Чтение

художественной

литературы»

выяснилось,

дети

плохо

знают

жанры

художественной литературы, мало называют сказок, с трудом

включаются в фантазирование, пересказ сказок исполняют

мало выразительно, не всегда могут объяснить характерные

особенности сказочного стиля

Сформулировали цели и задачи.

выбрали

группы

участников

(дети,

педагоги

группы,

родители, специалисты, работники библиотеки).

Побеседовали с родителями по поводу участия в проекте,

провели анкетирование (Родители выразили готовность к

сотрудничеству

и

положительно

оценили

данную

деятельность)

Определились с источниками информации. ( выяснили с

детьми что информацию можем получить из книг, от

взрослых, из средств массовой информации и сети Интернет)

Подобрали литературу для изучения.

Определились

со

сроками

реализации

проекта.(проект

рассчитан в основном на детей подготовительной к школе

группы)

Наметили пути реализации проекта - составили примерный

план работы

II

этап

Организационно - практический, который включает в себя

непосредственное выполнение проекта

III

этап

итоговый (защита проекта, включающая участие в конкурсе

рукописной книги, показ сказки – драматизации

для детей

детского сада, итоговый КВН с участием родителей и публичной

презентации)

Отчет о работе над проектом мы представим в следующем

учебном году на методическом дне.



В раздел образования