Напоминание

Фольклор в развитии речи детей раннего возраста


Автор: Федорова Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №38
Населённый пункт: Пушкинский район Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фольклор в развитии речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фольклор в развитии речи детей раннего возраста

Слово «фольклор» - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное

знание.

Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылич-

ки, побасёнки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут в себе эт-

нические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям

материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с

его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональ-

ный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение

к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем

развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает

радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего об-

разный язык народного поэтического творчества для выражения своей

заботы, нежности, веры в ребёнка. Произведения устного народного

творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значе-

ние. Потешки – песенки, приговорки - первые художественные произ-

ведения, которые слышит ребёнок. Произносимые взрослым короткие

и ритмичные фразы, в которых ребёнок улавливает повторяющиеся

звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него

реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних

случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные

песни оказывают усыпляющие воздействие, их поют ласковым, неж-

ным голосом, покачивая куклу Катю: «Баю, баю, баю-бай, ты, собачка,

не лай. Белолоба, не скули, мою дочку не буди». Для того, чтобы легче

и быстрее ребёнок запомнил колыбельную песню, её нужно обыгры-

вать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке. Запо-

мнив колыбельную, ребёнок легко переносит песенку в повседненую

игру.

Во время умывания, причёсывания ребёнка нужно обязательно ис-

пользовать

потешки

«Водичка,

водичка»,

«Расти

коса».

Необходимо чаще использовать потешки, пословицы, поговорки во

время прогулки, обращая внимание ребёнка на время года и состояние

погоды.

Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание кото-

рым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком. Посло-

вицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они

оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминают-

ся.

«Положи твоё сердце у чтения»

Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно

постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над

сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не

можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие

беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»

Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном

произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности,

имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это

знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не

хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о друж-

бе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело,

которое неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому по-

воду думает малыш.

Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произ-

ведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитан-

ном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат

такого общения – не только практически полная потеря интереса к

чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей,

только от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей

деятельностью считают чтение), но и воспитание новой человеческой

генерации – безразличных ко всему на свете конформистов. Этот про-

цесс начинается в семье, ДОУ и успешно продолжается в школе, за-

канчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что дума-

ешь, а то, что хотят услышать от тебя.

Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии,

основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного.

Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то

несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат

известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать».

У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе

развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может

уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как

смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непри-

вычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника сло-

варный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупреч-

но ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им

трактуется по-своему, так, как понятно только ему. Созданное глубоко

индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом

или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором

ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, ви-

део, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их

воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения,

переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хоро-

шей, серьёзной книги.

Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас,

взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только

не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения.

Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со

мной», «что будет, если…».

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как

сделать

компьютер

союзником

книг,

помощником

читателя.

традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась

школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу,

умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражне-

ний в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и

«Репку», и все книги, которые им ещё предстоит прочесть. Мы учим

детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её

роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Ис-

следования по указанным проблемам, проведённые в течении более

чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изуче-

ния современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и

с современной книгой в частности. Думается, именно сейчас мы долж-

ны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному ре-

шению этих проблем.

Воспитываем читателя

Социологи и психологи всего мира утверждают, что именно чтение развивает

интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность. По

данным ЮНЕСКО, наша страна занимает 41-е место по интеллектуальному

развитию молодежи, тогда как в 50-е годы 20-го века занимала 3-е место.

Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране 30% взрослого населения не чи-

тает книг. Что, как и когда мы можем сделать для детей по привлечению их к

чтению? Для того чтобы грамотно руководить процессом приобщения детей

к чтению, предлагаем наши советы:

Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у ребенка отношение к

чтению как к удовольствию: цитируйте строки прочитанных книг, дели-

тесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения (смейтесь, удивляй-

тесь) и т.п. Нет более эффективного метода, чем воспитание своим приме-

ром.

Наглядно демонстрируйте, что вы цените чтение: покупайте книги,

дарите их сами и с удовольствием получайте в качестве подарков. Посе-

щайте книжный магазин вместе с детьми, предоставляйте им возмож-

ность самим выбирать книги для покупки.

Читайте ребенку вслух ежедневно. Привлекайте всех членов семьи

к чтению, устраивайте вечера семейного чтения. Чтение вслух сближает

взрослых и детей, ребенок может о чем-то спросить, выразить свои впе-

чатления о прочитанном.

Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться ока-

занным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные на-

выки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или

друзья.

Поощряйте попытки самостоятельного чтения книг ребенком (даже его

имитацию: чтение наизусть с одновременным переворачиванием страниц

в нужном месте)

Регулярно посещайте библиотеку с ребенком. Предоставьте ребенку

возможность самому выбирать книги и журналы по интересующей его те-

матике. В семье должна быть семейная библиотека.

Подпишитесь на детские журналы на имя ребенка с учетом его интере-

сов и увлечений (при его непосредственном участии)

Во время поездки (на поезде, в машине, самолете) предлагайте ребенку

видио- и аудиозаписи знакомых литературных произведений.

После просмотра фильма предложите ребенку прочитать книгу, по

мотивам которой он был поставлен.

Воспитывайте бережное отношение к книгам, учите ребенка

правилам обращения с ними: не брать грязными руками, не перегибать

книгу, не класть в нее карандаши и другие предметы, пользоваться за-

кладкой, хранить в специально отведенном месте.

Как научить ребенка любить художественную литературу.

Если привычка к чтению не сформирована

в детстве, после подросткового периода

шансы стать развитым читателем невелики…

Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном

возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувство-

вать слово, развивать интерес к познанию через чтение необходимо с раннего

возраста.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.

Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольк-

лора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство—определяющий этап в развитии лично-

сти, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир,

«напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружа-

ющих, подражает, в том числе героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совер-

шенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью—ключом к познанию

окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое

чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблю-

дениями и различными видами детской деятельности способствуют пости-

жению ребенком окружающего мира, учат его любить и понимать пре-

красное, закладывают основы нравственности.

Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активно-

стью, стремятся расширить свой кругозор. Наиболее активно они воспринима-

ют малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера,

сказки, стихи.

Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нра-

вятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бы-

товых ситуаций. Главная ценность данного возраста—высокая эмоциональная

отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнени-

ем следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки.

Ребенок, за редким исключением, в дошкольном возрасте не способен

самостоятельно приобщиться к чтению. Современные дети не будут чи-

тать, если этого не будут делать взрослые.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с

произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и за-

рубежной литературой. Чтобы не прерывать процесс формирования литератур-

ного вкуса ребенка родители должны активно заниматься чтением с ребенком

дома.

В дворянских семьях существовала традиция вечернего чтения вслух, когда

вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное об-

суждалось.

Традиция семейного чтения вслух, к сожалению, почти не сохранилась. Между

тем, польза семейного чтения, безусловно, велика. По силе эмоционального

воздействия такое чтение абсолютно несравнимо с чтением воспитателя в груп-

пе детского сада.

Полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и спра-

вочников, энциклопедий.

Какие книги выбирать? Хорошо, когда в доме хранятся детские книжки от

поколения к поколению. Что-то чрезмерно идеологизированное может и уста-

реть, но основная масса детской классики—сказки народов мира, Пушкин, Ан-

дерсен, «Приключения Незнайки», «Буратино», «Маугли», приключения Али-

сы, стихи Чуковского, Маршака, Барто, «Вини-Пух», «Сказки дядюшки Риму-

са», рассказы Драгунского и мн. др.—вот оно, на полках!

Ведение «педагогического дневника родителей—руководителей чтения» поз-

волит Вам проследить за процессом развития ребенка-читателя (что читает, ка-

кие любит книги, как реагирует на произведения, слушал то или иное произве-

дение и т. д.)

Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию

литературного вкуса в дошкольном возрасте.

Выразительное чтение вслух.

О пользе его для развития восприятия и эмоциональности детей говорилось

выше.

Использование иллюстративного комментария при чтении вслух млад-

шим дошкольникам.

Родители читают небольшое по объему произведение вслух, а ребенок показы-

вает предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.

Иллюстрирование художественных произведений детской литературы

старшими дошкольниками.

Можно предложить ребенку нарисовать запомнившегося героя, понравившийся

сюжет. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса,

любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

Можно проводить домашние литературные викторины.

Особое внимание родителям нужно уделить тщательной подготовке: кни-

га должна быть прочитана, можно нарисовать иллюстрации к ней; продумать

вопросы викторины, предварительно ознакомить ребенка с ними и т. д.

Примерные вопросы для литературной игры-викторины:

--из какой русской народной сказки эти отрывки?...

--к каким художественным произведениям относятся эти иллюстрации?...

--вставьте недостающее слово в стихотворение…

--назовите авторов следующих литературных произведений…

и т. п.

Помимо этого нужно включать художественное слово в повседневную жизнь

ребенка: одевая ребенка на прогулку, например, можно обыграть стихотворе-

ние Н. Саконской «Где мой пальчик»; после пробуждения прочитать стихотво-

рение Е. Благининой «Наша Маша рано встала» и т. д.

Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще.

Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в пери-

од, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы,

способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся

им в раннем детстве образы останутся с ними навсегда.

Читаешь книги, привыкаешь читать—и жить становится интереснее. И они

помогают вырасти нормальным человеком—со вкусом, с богатой речью, с

«врожденной» грамотностью (это часто бывает у читающих людей), окружен-

ным друзьями, всегда готовыми к общению.

Чтение художественной литературы детям с рождения и до школы.

Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, на-

капливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вме-

сте с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает

воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А как

выбирать полезные и интересные книги для малышей разного возраста?

Какие книги нужны для дошколят?

Лёгкие и прочные.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:

- Она лёгкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент до-

стать книгу с полки.

- Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

- Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность "играть" с

ней самостоятельно.

- В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.

Печатный текст - только крупный, фразы - чёткие и лаконичные.

- Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен распола-

гаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно ука-

зывается на последней странице или обложке). Ведь малыши часто пытаются

грызть книгу.

Всему своё время.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, живот-

ных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка.

Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет,

как обращаться с новой "игрушкой" - все может ограничиться облизыванием

и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете

книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха

легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Весёлая азбука.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку сти-

хи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками

хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум го-

дам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, - приобретите азбуку. Сто-

ит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Сейчас читаете вы, а

ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки

в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не

стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения - это

малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к ми-

нимуму.

Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских

иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не

должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку

скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его

вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Младший дошкольный возраст. Изучая особенности восприятия и пони-

мания произведений литературы ребёнком 3-4 лет, можно выделить ведущие

задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литера-

турные произведения;

- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необхо-

димыми для понимания книг;

- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и

поэтическим произведениям;

- помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;

- помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересован-

ность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведе-

ния, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Средний дошкольный возраст

(4-5лет). Усложняется читательский опыт

детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к

каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказыва-

ют правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои пред-

ставления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем

при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой

задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам име-

ет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный

соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и по-

полненного жизненного опыта детей, перед воспитателями в средней группе

стоят задачи:

- продолжать формировать у детей интерес к книге;

- учить внимательно, слушать и слышать произведение;

- видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

- развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и ге-

роев произведения;

- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведе-

нии;

- поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать

личностное отношение к прочитанному.

Старший дошкольный возраст. С 5-летнего возраста начинается новая

стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей стано-

вятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фанта-

стичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препят-

ствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная

помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими силь-

ными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бур-

ка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и дру-

гие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где

сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утвержда-

ются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам

и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок

приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже

способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их соб-

ственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное

произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ,

относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не толь-

ко замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать но-

вые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и по-

нимания произведений художественной литературы:

- закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к

художественному слову;

- наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный

опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных

произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).

- развивать и воспитывать воссоздающее воображение;

- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в ав-

торский замысел;

- помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их

мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;

- помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к

героям произведений;

- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские

приёмы изображения.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода

происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприя-

тию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то

есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство застав-

ляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением

книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений

детской литературы для каждого возрастного этапа.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неиз-

бежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литера-

турного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к кни-

ге.

Подведём итоги:

- Книга не только источник знаний, но и средство художественного воспита-

ния.

- Она спутник человека на протяжении всей его жизни. Приучайте своего ма-

лыша с детства любить и беречь книгу.

- Книги для детей, как правило, ярко иллюстрированы. Рассматривая вместе с

ребёнком иллюстрации, не торопитесь. Ставя вопрос, акцентируйте внимание

на деталях, объясняйте, какой текст иллюстрирует эта картинка. Пусть

ребёнок припоминает, сверяет. Всё это приучит внимательно, осмысленно

рассматривать то, что изображено на картинке.

- Художественная литература обогащает жизненный опыт ребёнка. В ней

рассказывается о жизни и деятельности людей: об их работе, взаимоотноше-

ниях, о подвигах героев, о красоте родной природы, раскрываются характеры

и мотивы поведения. Всё это влияет на чувства ребёнка, заставляет его пере-

живать, волноваться за судьбу персонажей – одним сочувствовать, других осу-

ждать.

- Книга помогает ребёнку познавать мир.

- Художественные произведения, которые вы читали или рассказывали, суще-

ственно влияют на ребёнка, на формирование личности, оставляют в его душе

глубокий след, признательность за то, что ввели его в мир прекрасного.

Если ваш ребёнок уже научился читать, не надо «забрасывать» совместное

чтение вслух, ведь это так объединяет, это своеобразный разговор родителя и

ребёнка, обсуждение прочитанного. Во время совместного чтения вы очень

близки с ребёнком, вы сможете объяснить ему на примере героев из художе-

ственного произведения все насущные проблемы, а в жизни столько всего ин-

тересного!

ПОЧИТАЙ, МНЕ МАМА!

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения,

семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья»

родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок

практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его

родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего

оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и

завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том,

что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня - в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Напри-

мер, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о кото-

ром идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует

привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Другой тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но

и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помо-

щью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм

текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть по-

знавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект,

книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реали-

стическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы

ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр

его чувств.



В раздел образования