Напоминание

«Зимушка-зима»


Автор: Сатдыкова Вэсиля Равиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №315 комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по речевому развитию
Тема: «Зимушка-зима»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №315 комбинированного вида» Ново-Савиновского района

г.Казани

Непосредственно образовательная деятельность

в средней группе по речевому развитию

на тему: «Зимушка-зима»

Подготовила воспитатель:

Сатдыкова Вэсиля Равиловна

Казань,2022

Непосредственно образовательная деятельность

в средней группе по речевому развитию на тему: «Зимушка-зима»

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи.

Задачи:

1.

Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.

2.

Способствовать формированию умению правильно использовать в речи

грамматические формы, умения согласовывать существительные с

прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными

суффиксами.

3.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.

Предварительная работа

Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков.

«Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные

сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами,

народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях,

разучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», рассматривание

иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с

изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в

лесу», И. И. Шишкин «Зима», И. Попов «Первый снег»), наблюдение

неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных

изменениях в зимний период; малоподвижные игры: «Снежинки»,

«Морозная зима», дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее»,

«Доскажи словечко».

Методы

Словесные:

художественное слово - загадки о зиме «Дел у меня немало – я белым

одеялом…», о снежинке «С неба падают зимою …», снежке « Холодный

кругленький комок. ..», снеговике «Три шара, ведро, морковка…»;

вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А как вы

догадались?», «Почему ты так думаешь?»; стихотворение «Зимняя

прогулка»

беседа о признаках зимы;

Наглядные:

использование подарков от зимы – снежинка, снежок, снеговик

Практические:

Игровой момент – сундучок - подарок с письмом от Зимушки- зимы

Игра «Приветствие»

Игра «Ласковая снежинка» -

Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»

Физкультминутка «Снежки»

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Дидактическая игра «Зимние слова»

Ход НОД

Приветствие

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется,

Доброе утро!

Аудиозапись волшебное превращение. Сундучок на столе

Здесь какой-то сундучок!? А на нем письмо? Интересно вам узнать, что это

за письмо? Тогда давайте присаживайтесь на стулья, а я вам прочитаю!

«Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а

отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете и ответите на вопросы,

сундучок откроется и вы найдете в нем мои подарки.

Загадка

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима)

Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло

землю? Из-за чего на реках лед?

Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года? А что в ней

красивого?

Давайте опишем разными словами, какая бывает зима? До кого зимушка-

зима дотронется, тот и отвечает. (Снежная, холодная, морозная, ветреная,

волшебная, серебристая, веселая…)

Аудиозапись волшебное превращение.

Сундучок открывается

Что за волшебство?

И правда сколько здесь подарков от волшебницы зимы?!

Ребята, но вы сначала отгадайте, какой подарок будет первым?

Загадка

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые …….. (снежинки)

Картинка снежинка

Ребята, скажите, снежинка какая бывает? (красивая, маленькая, ажурная,

легкая…. Здорово!

Давайте, с вами превратимся в снежинок! Полетели, полетели….

Аудиозапись - летят снежинки

А сейчас с вами поиграем! Я вам даю снежинку с простым словом, а вы

возвращаете её мне с ласковым словом, изображая его.

Зима-зимушка

Снежинка-снежиночка

Снеговик-снеговичок

Горка-горочка

Елка-елочка

Санки-саночки

Подарок-подарочек

Снег-снежок

Умницы! Вижу, что вы любите зиму!

А теперь снежинки тихо-тихо присели на стульчики.

Скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление

природы? (снегопад)

Ребята, скажите, снег какой? (белый, холодный, рыхлый, мягкий…..)

Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Что это за явление?

(метель, вьюга)

Артикуляционная гимнастика

Покажите, как завывает вьюга!

Игровое упражнение: «Вьюга»

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга

начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". «Вьюга усиливается» сила голоса

нарастает. По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По

сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга

кончилась".

Как у вас здорово получилось показать вьюгу!

Ребята, давайте посмотрим, какой подарок для нас приготовила зимушка-

зима!

«Холодный, кругленький комок

Как зовут его? (снежок)

Посмотрите, какой снежок? (холодный, белый, ледяной…)

Сравнение снежка на руке и варежках.

Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?

А если надеть варежки, снежок растает? Ответы детей.

Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают

тепло.

Умники и умницы!

Давайте, с вами немного отдохнем.

Физминутка «Бабушка Яга»

Так как зима у нас волшебная и и физминутку проведем с сказочным героем

Присаживайтесь на стульчики.

Давайте, еще заглянем в сундучок.

Слушайте загадку:

Три шара, ведро, морковка

И для глаз – два уголька:

Палки – руки вставим ловко

Лепим мы ….. снеговика

Посмотрите, а снеговик приготовил для вас задание.

Я вам буду зачитывать предложение, а вы должны их продолжить. Готовы?

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Утром все белым-бело, потому что снег идет.

Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что холодно зимой.

Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что он белый.

Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что темно на

улице.

Умницы и умники!

Вам понравилась играть? Давайте еще поиграем со снеговиком!? Вставайте в

круг.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Снеговик вам будет говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши,

если услышите слово о зиме, и топать ногами, если слово не относится к

зиме.

Будьте внимательны! Готовы?! Тогда вперед!

Метель, снежинка, велосипед, Новый год, санки, лед, жара, варежки,

одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника,

мячик, снегопад, лыжи, грибы.

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, а давайте для зимушки-зимы сделаем сюрприз. Вспомним и

расскажем стихотворение. А помогут нам в этом картинки.

Зимняя прогулка

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Какие вы молодцы!

Ребята, а какие подарки получили от зимы? А какие вам подарки

понравились?

вы сегодня молодцы, хорошо работали на занятии. …… и …..отвечали

полными предложениями, …… вспомнил много красивых слов о зиме, ……

выразительно рассказал стихотворение. Что нового и интересного вы можете

рассказать родителям о зиме?

Давайте скажем Зимушке-зиме «Спасибо!» за ее прекрасные подарки.

Зимушка – зима до свидания, до новых встреч!

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

воспитателя Сатдыковой В.Р.

Вашему вниманию было представлено непосредственно образовательная деятельность в

средней группе по речевому развитию на тему: «Зимушка-зима», которое было разработано в

соответствии ФГОС.

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

1.

Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.

2.

Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические

формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с

уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.

На занятии старалась поддерживать благоприятную психологическую атмосферу через

заинтересованность детей, учет индивидуальных особенностей, опору на уже имеющиеся у

знания детей.

Была проведена предварительная работа с воспитанниками:

Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я.

Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей»,

«Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание

загадок о зимних явлениях, разучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка»,

рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с

изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И.

Шишкин «Зима», И. Попов «Первый снег»), наблюдение неживой и живой природы во время

прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период; малоподвижные игры:

«Снежинки», «Морозная зима», дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи

словечко».

Для достижения поставленных цели и задачи были применены следующие методы:

Словесные:

художественное слово - загадки о зиме «Дел у меня немало – я белым одеялом…», о

снежинке «С неба падают зимою …», снежке « Холодный кругленький комок. ..», снеговике

«Три шара, ведро, морковка…»;

вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А как вы догадались?», «Почему ты

так думаешь?»;

беседа о признаках зимы;

Наглядные:

использование подарков от зимы – снежинка, снежок, снеговик

Игровой момент – сундучок - подарок с письмом от Зимушки- зимы

Игра «Приветствие»

Игра «Ласковая снежинка» - упражняет детей в образовании уменьшительно-

ласкательной форме существительных.

Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы» - способствует развитию речевое дыхание, силы

голоса.

Физкультминутка «Снежки»

Дидактическая игра «Закончи предложение» - способствует развитию грамматической

стороны речи.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Стихотворение «Зимняя прогулка» - способствует развитию связной монологической речи по

средствам мнемотехники.

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми

выбранной темы. Данные методы старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы.

Из основных приёмов, были отобраны следующие: образец правильной речи, вопросы,

речевые пояснение к действиям. Старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная,

грамотная, а деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и

приемов.

Принципы:

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется

освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон

речи одновременно развиваются и другие.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется

на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой

тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления,

составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому

принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения,

использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех

познавательных процессов.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в

использовании языка для коммуникации.

Рефлексия

Средства: подарки, подведение итогов.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.

В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о

проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное

мастерство.



В раздел образования