Напоминание

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ


Автор: Акимова Нина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 16 "Сказка"
Населённый пункт: г. Ивантеевка Московская область
Наименование материала: методический материал
Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Акимова

Нина Николаевна,

Воспитатель,

МБДОУ детский сад № 16 «Сказка»,

Россия, Московская обл.,

Г. о. Ивантеевка

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Здоровьесберегающая деятельность в детском саду осуществляется в

следующих формах:

1)

Медико-профилактическая технология.

Медико-профилактическая

деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под

руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими

требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций

по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития,

закаливания;

-

организация

профилактических

мероприятий,

способствующих

резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание

горла

противовоспалительными

травами,

щадящий

режим

в

период

адаптации и т.д.).

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-

эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей

осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по

физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической

подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого

на

основании

индивидуальных

медицинских

карт

врач

дошкольного

учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая

помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о

состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта

схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал

здоровья»

-

«Индивидуальный

маршрут

ребёнка»,

-

чтобы

каждый

воспитатель

планировал

физкультурно–оздоровительную

работу

в

соответствии с особенностями здоровья детей.

2)

Физкультурно-оздоровительная

технология.

Физкультурно-

оздоровительная

деятельность

направлена

на

физическое

развитие

и

укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

-

контроль

двигательной

активности

и

становление

физической

культуры дошкольников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-

двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная

деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на

занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде

различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

3) Технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребенка.

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и

позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со

сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-

эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой,

психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их

здоровья. В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется

Положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей

целью

создание

в

дошкольном

учреждении

целостной

системы,

обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и

психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое,

консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и

социальное направления.

4) Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое

развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и

внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности

всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в

нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их

деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что

результаты физического развития зависят прежде всего от профессиональной

подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система

всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Педагог,

стоящий

на

страже

здоровья

ребенка,

воспитывающий

культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть

здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен

уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с

профессиональной

деятельностью,

составить

план

необходимой

самокоррекции и приступить к его реализации.

· Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как

правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют

родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического

комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в

образовательном

учреждении,

может

или

находить

каждодневную

поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная

информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская

деятельность

выражается

в

формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в

знакомстве родителей с различными формами работы по физическому

воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии

здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности

их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных

физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового

образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым

относятся:

родительские собрания,

консультации,

конференции,

конкурсы,

спортивные праздники,

праздники здоровья,

семейный клуб

папки-передвижки,

беседы,

личный пример педагога,

нетрадиционные формы работы с родителями,

практические показы (практикумы)

· Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической

культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у

детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление

знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы

среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов,

методов, подходов к решению возникающих проблем.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед

с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности

гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его

укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети

приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил

безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Подготовка

к

здоровому

образу

жизни

ребенка

на

основе

здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением

в

деятельности

каждого

образовательного

учреждения

для

детей

дошкольного возрасте.



В раздел образования