Автор: Федорова Валентина Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "КОЛОБОК"
Населённый пункт: Республика Бурятия заиграевский район пгт. онохой
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект на тему
«Огород на окне» во второй младшей группе
Автор: Федорова Валентина Валерьевна МАДОУ «Колобок»
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы,
родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по
выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать
целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру
растений.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей,
создание условий для познавательного развития детей через проектно –
исследовательскую деятельность и организацию художественно-
продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной,
заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по
изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению
особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Огород на окне».
Продолжительность проекта: краткосрочный апрель-май 2022г.
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не
подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес
ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом
ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того,
получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может
понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей
почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого,
требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок
будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи
познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического
развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они
познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в
ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за
растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность
за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность,
целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в
школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного
возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том,
где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к
познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы
удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки
активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для
поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и
развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период,
выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и
луковиц, используя для этого огород на окне.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,
экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и
родителями.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен,
связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме
проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
Деятельность детей:
• Посадка семян различных цветов в землю, и лук поставленный в воду для
наблюдений корневой системы.
• Уход за растениями - полив, рыхление.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка лука из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений,
которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Аппликация «Помидоры в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Консультация для родителей
«Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека
дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат и т.д.
V. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (апрель)
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки,
стихотворения)
4.Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (апрель-май)
1. Рассматривание семян (укропа, редиски, помидора) посадка лука в воду.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению
особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3) Заключительный (май)
1.Анализ полученных результатов.
2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3.Презентация проекта «Огород на оконе».
VI. Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Из луковицы посаженной в воду , можно
вырастить зеленый лук. Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп,
помидоры, редис, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится
интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений,
узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем
условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и
делать первые выводы. Практической деятельностью является
непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к
посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких
качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный
результат, обязательность, целеустремленность.