Автор: Майданова Инна Владиславовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Курский музыкальный колледж им Г. В. Свиридова
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: Лекция
Тема: Темп, метр и ритм в хоровом исполнительстве
Раздел: среднее профессиональное
Темп, метр, ритм в хоровом исполнительстве
Темп - это степень скорости исполнения в музыке. Он обозначается
чаще всего итальянскими терминами. Точный темп указывается при помощи
метронома, всегда связан с характером произведений и является ярким
средством выразительности.
Градация скорости движения в музыке велика,и мы встречаемся как с
очень медленными темпами, так и с очень быстрыми, также и со средними:
Grave - тяжело, 34, 38, 40
Largo - широко, 40. 42, 44
Lento - протяжно, 46, 48
Adagio - медленно, 52-58
Andante - не спеша, 60-68
Andantino - чуть быстрее Andante 68-72
Moderato - умеренно, 80-104
Allegretto - менее скоро, чем Allegro, 108-116
Allegro - скоро, 120-138
Allegro assai - очень скоро, 152
Vivo - живо, 144-160
Vivace - оживленно, 160-168
Presto - быстро, 170-192
Prestissimo - очень быстро, 200-208
В хоровых произведениях имеют место агогические изменения.
Агогикой называется кратковременное отклонение от основного темпа.
Агогика тесным образом связана с музыкальной формой, ее динамикой,
мелодизмом,
гармонией,
жанром
сочинения
и
индивидуальностью
исполнителей. В связи с этим необходимо знать чувство меры, хорошо
понимать стиль произведений, эпоху. Так, полифония Баха и произведения
старых мастеров исполняется в строгом устойчивом темпе, а сочинения
композиторов-романтиков
допускают
большую
темповую
свободу.
Определенные жанры музыки также отличаются устойчивостью темпа –это
марши,
танцевальные
пьесы.
Оттенки
выражаются
определенной
терминологией. Например:
Allargando - расширяя
Accelerando - ускоряя
Ritenuto - замедляя
Ad libitum, a piacere - по желанию
Rubato - свободно
Ферматы на паузах и на звуках также относятся к временным
отклонениям темпа, они бывают короткие и длинные в зависимости от
развития построения.
Выбрать верный темп необходимо для
успешного исполнения
произведений.Чувство правильного темпа нужно каждому музыканту, а
дирижеру - в особенности.
2
1
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
Метром в музыке называется последовательное чередование сильных
и слабых долей в ритмическом движении. Слово "метр" происходит от греч.
metron, что означает мера. Акцент, образуемый сильными долями, делит
произведение на такты. Выражение метра числом ритмических единиц –
четвертей, восьмых, и т.д.- называется размером. Он обозначается в начале
произведения.
Размеры бывают простые, сложные, смешанные.
Простыми называют размеры, в которых одна сильная доля. К ним
относятся 2-3дольные.
Двухдольный размер имеет виды:2\2;2\4;2\8.
Выражается схемой:
В очень медленном темпе дирижируется с удвоением долей
Трехдольный размер имеет виды:3\2; 3\4;3\8
Выражается схемой:
В быстром темпе дирижируется на" раз".
сложные размеры состоят из нескольких простых и имеют одну
сильную
и
относительно
сильные
доли.
Это
четырех,
шести
и
девятидольные размеры, также восьми и двенадцатидольные.
Четырехдольный размер имеет виды: 4\2; 4\4; 4\8.
В дирижировании выражается схемой:
В быстром темпе дирижируется на "два"
Шестидольный размер имеет виды: 6\4; 6\8.
Дирижируется по схеме:
1
2
3
4
5
6
1-2-3
4-5-6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1-2-3
4-5-6
7-8-9
1
2
3
4
5
6
7
8
Имеется и другая группировка, что связано с логическим ударением в
тексте; отсюда схема будет такова:
В быстром темпе дирижируется на "два":
Девятидольный размер имеет виды: 9/4, 9/8.
В дирижировании выражается схемой:
В быстром темпе дирижируется на "три":
Восьмидольный размер имеет виды: 8/4, 8/8.
Дирижируется по схеме:
В быстром темпе дирижируется на "три":
1-2
3-4-5
6-7-8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
7-8-9
4-5-6
1-2-3
10-11-12
1
2
3
4
5
3-4-5
1-2
Двенадцатидольный размер имеет виды: 12/4, 12/8.
В дирижировании выражается схемой:
В быстром темпе дирижируется на "четыре":
Смешанные сложные размеры состоят из нескольких неоднородных
простых. К ним относятся пяти, семи и одиннадцатидольные.
Пятидольный размер имеет виды: 5/4, 5/8.
Дирижируется
по
пятидольной
схеме,
основанной
на
рисунке
четырехдольной, в которой удваивают первую или третью долю в
зависимости от логического ударения в музыкальном построении.
При группировке 2 + 3 выражается схемой:
В быстром темпе дирижируется на два:
При группировке 3 + 2 выражается схемой:
1
2
3
4
5
1-2
1-2-3
1
2
3
4
5
7
6
1-2-3
4-5
6-7-8
1
2
3
4
5
6
7
В быстром темпе дирижируется на "два":
В очень быстром темпе пятидольный размер иногда дирижируется на
"раз".
Семидольный размер имеет виды: 7/4, 7/8.
Группировка
долей
также,
как
и
в
пятидольном,
зависит
от
логического ударения в тексте.
Дирижируется по семидольной схеме, имеющей в основе рисунок
четырехдольной схемы, в которой при сильной первой относительно
сильными бывают четвертая и пятая доли, что связано с логическим
ударением в музыке. В быстром темпе дирижируется на "три".
При группировке 3 + 4 имеет схему:
В быстром темпе схема такова:
При группировке 4 + 3 имеет схему:
В быстром темпе:
1-2
3-4
5-6-7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10-11
1-2
3-4-5
6-7
8-9
10-11
Одиннадцатидольный размер в группе смешанных несимметричных
является самым сложным и самым редким. В русской музыке имеется всего
несколько его примеров. Может быть выражен схемами двух видов:
1.
с дроблением по четвертям;
2.
пятидольной схемой с группировкой половинными нотами.
Первый вид используется крайне редко в силу своего неудобства. В
хоровой литературе известен только один пример – две фразы из хора П.
Чеснокова "Лес".
Второй вариант связан с логическим ударением в литературном тексте,
в результате чего в пятидольной схеме все доли равны половины нотам, а
одна – половинной с точкой. Местонахождение ее и определяет строение
музыкальной и литературной фразы.
Первый вид схемы, когда удлиняется пятая доля:
Во втором виде удлиняется вторая доля:
В современной музыке существуют и другие варианты группировок в
одиннадцатидольном размере, что влечет за собой иные виды схем
дирижирования:
1-2-3
4-5
6-7-8
9-10-11
1-2
3-4-5
6-7-8
9-10-11
В современной музыке часто встречаются произведения с постоянной
сменой размера:причем берутся такие размеры, которые не встречаются в
классических сочинениях:14\8;17\8;18\8;19\8 и др.
Полиметрия(греч.poly-много и metron-мера, размер)-одновременное
сочетание двух или нескольких размеров в многоголосных сочинениях .В
хоровой музыке встречается очень редко и требует от исполнителей
высокого мастерства.
Ритм (греч.
rythos - стройность) - это организация звуков в их
временной последовательности. Ритмическое воспитание хора - одна из
важнейших задач в становлении профессионального мастерства коллектива.
Ритм является формообразующим моментом. К основным ритмическим
трудностям относятся:
1.Пунктирный ритм, который исполняется четко, но с учетом
характера сочинения.
2.Мелкие длительности: шестнадцатые, реже 32- е .Они часто
ускоряются. и при этом теряется интонационная определенность .Петь их
нужно на едином дыхании, при активной, но близкой артикуляции.
3.Дуоли, триоли .В триолях акцент делается на первую ноту
группировки.
4.Сочетание дуольности и триольности.
5.синкопы, которые исполняются с акцентом на слабую долю такта,
что возникает из-за укорочения сильной доли и удлинения слабой.
При работе над ритмом рекомендуется:
-читать названия нот в ритме
-читать текст хора в ритме
-простучать трудные ритмические места.