Напоминание

Темп, метр и ритм в хоровом исполнительстве


Автор: Майданова Инна Владиславовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Курский музыкальный колледж им Г. В. Свиридова
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: Лекция
Тема: Темп, метр и ритм в хоровом исполнительстве
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Темп, метр, ритм в хоровом исполнительстве

Темп - это степень скорости исполнения в музыке. Он обозначается

чаще всего итальянскими терминами. Точный темп указывается при помощи

метронома, всегда связан с характером произведений и является ярким

средством выразительности.

Градация скорости движения в музыке велика,и мы встречаемся как с

очень медленными темпами, так и с очень быстрыми, также и со средними:

Grave - тяжело, 34, 38, 40

Largo - широко, 40. 42, 44

Lento - протяжно, 46, 48

Adagio - медленно, 52-58

Andante - не спеша, 60-68

Andantino - чуть быстрее Andante 68-72

Moderato - умеренно, 80-104

Allegretto - менее скоро, чем Allegro, 108-116

Allegro - скоро, 120-138

Allegro assai - очень скоро, 152

Vivo - живо, 144-160

Vivace - оживленно, 160-168

Presto - быстро, 170-192

Prestissimo - очень быстро, 200-208

В хоровых произведениях имеют место агогические изменения.

Агогикой называется кратковременное отклонение от основного темпа.

Агогика тесным образом связана с музыкальной формой, ее динамикой,

мелодизмом,

гармонией,

жанром

сочинения

и

индивидуальностью

исполнителей. В связи с этим необходимо знать чувство меры, хорошо

понимать стиль произведений, эпоху. Так, полифония Баха и произведения

старых мастеров исполняется в строгом устойчивом темпе, а сочинения

композиторов-романтиков

допускают

большую

темповую

свободу.

Определенные жанры музыки также отличаются устойчивостью темпа –это

марши,

танцевальные

пьесы.

Оттенки

выражаются

определенной

терминологией. Например:

Allargando - расширяя

Accelerando - ускоряя

Ritenuto - замедляя

Ad libitum, a piacere - по желанию

Rubato - свободно

Ферматы на паузах и на звуках также относятся к временным

отклонениям темпа, они бывают короткие и длинные в зависимости от

развития построения.

Выбрать верный темп необходимо для

успешного исполнения

произведений.Чувство правильного темпа нужно каждому музыканту, а

дирижеру - в особенности.

2

1

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

Метром в музыке называется последовательное чередование сильных

и слабых долей в ритмическом движении. Слово "метр" происходит от греч.

metron, что означает мера. Акцент, образуемый сильными долями, делит

произведение на такты. Выражение метра числом ритмических единиц –

четвертей, восьмых, и т.д.- называется размером. Он обозначается в начале

произведения.

Размеры бывают простые, сложные, смешанные.

Простыми называют размеры, в которых одна сильная доля. К ним

относятся 2-3дольные.

Двухдольный размер имеет виды:2\2;2\4;2\8.

Выражается схемой:

В очень медленном темпе дирижируется с удвоением долей

Трехдольный размер имеет виды:3\2; 3\4;3\8

Выражается схемой:

В быстром темпе дирижируется на" раз".

сложные размеры состоят из нескольких простых и имеют одну

сильную

и

относительно

сильные

доли.

Это

четырех,

шести

и

девятидольные размеры, также восьми и двенадцатидольные.

Четырехдольный размер имеет виды: 4\2; 4\4; 4\8.

В дирижировании выражается схемой:

В быстром темпе дирижируется на "два"

Шестидольный размер имеет виды: 6\4; 6\8.

Дирижируется по схеме:

1

2

3

4

5

6

1-2-3

4-5-6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-2-3

4-5-6

7-8-9

1

2

3

4

5

6

7

8

Имеется и другая группировка, что связано с логическим ударением в

тексте; отсюда схема будет такова:

В быстром темпе дирижируется на "два":

Девятидольный размер имеет виды: 9/4, 9/8.

В дирижировании выражается схемой:

В быстром темпе дирижируется на "три":

Восьмидольный размер имеет виды: 8/4, 8/8.

Дирижируется по схеме:

В быстром темпе дирижируется на "три":

1-2

3-4-5

6-7-8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

7-8-9

4-5-6

1-2-3

10-11-12

1

2

3

4

5

3-4-5

1-2

Двенадцатидольный размер имеет виды: 12/4, 12/8.

В дирижировании выражается схемой:

В быстром темпе дирижируется на "четыре":

Смешанные сложные размеры состоят из нескольких неоднородных

простых. К ним относятся пяти, семи и одиннадцатидольные.

Пятидольный размер имеет виды: 5/4, 5/8.

Дирижируется

по

пятидольной

схеме,

основанной

на

рисунке

четырехдольной, в которой удваивают первую или третью долю в

зависимости от логического ударения в музыкальном построении.

При группировке 2 + 3 выражается схемой:

В быстром темпе дирижируется на два:

При группировке 3 + 2 выражается схемой:

1

2

3

4

5

1-2

1-2-3

1

2

3

4

5

7

6

1-2-3

4-5

6-7-8

1

2

3

4

5

6

7

В быстром темпе дирижируется на "два":

В очень быстром темпе пятидольный размер иногда дирижируется на

"раз".

Семидольный размер имеет виды: 7/4, 7/8.

Группировка

долей

также,

как

и

в

пятидольном,

зависит

от

логического ударения в тексте.

Дирижируется по семидольной схеме, имеющей в основе рисунок

четырехдольной схемы, в которой при сильной первой относительно

сильными бывают четвертая и пятая доли, что связано с логическим

ударением в музыке. В быстром темпе дирижируется на "три".

При группировке 3 + 4 имеет схему:

В быстром темпе схема такова:

При группировке 4 + 3 имеет схему:

В быстром темпе:

1-2

3-4

5-6-7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10-11

1-2

3-4-5

6-7

8-9

10-11

Одиннадцатидольный размер в группе смешанных несимметричных

является самым сложным и самым редким. В русской музыке имеется всего

несколько его примеров. Может быть выражен схемами двух видов:

1.

с дроблением по четвертям;

2.

пятидольной схемой с группировкой половинными нотами.

Первый вид используется крайне редко в силу своего неудобства. В

хоровой литературе известен только один пример – две фразы из хора П.

Чеснокова "Лес".

Второй вариант связан с логическим ударением в литературном тексте,

в результате чего в пятидольной схеме все доли равны половины нотам, а

одна – половинной с точкой. Местонахождение ее и определяет строение

музыкальной и литературной фразы.

Первый вид схемы, когда удлиняется пятая доля:

Во втором виде удлиняется вторая доля:

В современной музыке существуют и другие варианты группировок в

одиннадцатидольном размере, что влечет за собой иные виды схем

дирижирования:

1-2-3

4-5

6-7-8

9-10-11

1-2

3-4-5

6-7-8

9-10-11

В современной музыке часто встречаются произведения с постоянной

сменой размера:причем берутся такие размеры, которые не встречаются в

классических сочинениях:14\8;17\8;18\8;19\8 и др.

Полиметрия(греч.poly-много и metron-мера, размер)-одновременное

сочетание двух или нескольких размеров в многоголосных сочинениях .В

хоровой музыке встречается очень редко и требует от исполнителей

высокого мастерства.

Ритм (греч.

rythos - стройность) - это организация звуков в их

временной последовательности. Ритмическое воспитание хора - одна из

важнейших задач в становлении профессионального мастерства коллектива.

Ритм является формообразующим моментом. К основным ритмическим

трудностям относятся:

1.Пунктирный ритм, который исполняется четко, но с учетом

характера сочинения.

2.Мелкие длительности: шестнадцатые, реже 32- е .Они часто

ускоряются. и при этом теряется интонационная определенность .Петь их

нужно на едином дыхании, при активной, но близкой артикуляции.

3.Дуоли, триоли .В триолях акцент делается на первую ноту

группировки.

4.Сочетание дуольности и триольности.

5.синкопы, которые исполняются с акцентом на слабую долю такта,

что возникает из-за укорочения сильной доли и удлинения слабой.

При работе над ритмом рекомендуется:

-читать названия нот в ритме

-читать текст хора в ритме

-простучать трудные ритмические места.



В раздел образования