Автор: Мезенцева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 58 Дзержинского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям русского народа посредством дидактических пособий»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и
традициям русского народа
посредством дидактических пособий»
Подготовила:
Мезенцева Светлана Викторовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Волгоград, 2022 г.
Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных
учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.
Назначение: дидактические пособия для совместной деятельности
педагога и воспитанников.
Цель:
повышение профессиональной компетентности педагогов в
создании благоприятных условий для ознакомления детей с национальной
культурой и традициями русского народа.
Задачи:
Познакомить с дидактическими пособиями «Русские узоры», «Кукольный
календарь», макетом «Русская изба», компьютерной игрой «Приобщение к
истокам русской народной культуры», лэпбуком «К истокам русской
народной культуры».
Обогатить умение использования дидактических пособий в работе с
детьми дошкольного возраста.
Спроектировать
различные
варианты
использования
дидактических
пособий в педагогической деятельности.
Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и
чувство
удовлетворения
от
полученных
результатов
совместной
деятельности.
Планируемые результаты:
Ознакомление педагогов с дидактическими пособиями, методикой их
применения.
Оборудование:
Компьютерная игра «Приобщение детей к истокам русской культуры».
Дидактическое пособие «Кукольный календарь».
Дидактическая игра «Русские узоры».
Макет «Русская изба».
Лэпбук «К истокам русской народной культуры».
Лоскутная кукла Пасха.
Цветные атласные ленточки.
Буклет «Приобщение дошкольников к национальной культуре и
традициям русского народа посредством дидактических игр» (мастер-класс
для педагогов).
Ход мастер – класса:
1. Орг. момент.
Педагог:
Добрый
день,
уважаемые
коллеги!
Мезенцева
Светлана
Викторовна, воспитатель «Детского сада № 58 Дзержинского района
Волгограда».
Ну что ж, все готовы.
- Скажите громко и хором, коллеги, помочь откажетесь мне в работе?
Деток вы любите?
На мастер-класс, вы, пришли - сил почти нет…
Вам лекции хочется слушать здесь?
Я вас понимаю… Как быть нам, друзья?
Проблемы детей решать нужно нам?
Последнее спрошу у вас я: активными все будете?
Итак,
с
прекрасным
настроением
и
позитивными
эмоциями
мы
начинаем мастер-класс
«Приобщение
дошкольников
к
национальной
культуре и традициям русского народа посредством дидактических игр».
2. Теоретическая часть.
Педагог:
В
современных
условиях
модернизации
дошкольного
образования
особое
внимание
уделяется
совершенствованию
педагогического
процесса
и
повышению
развивающего
эффекта
образовательной
работы
с
детьми,
обеспечивающей
творческую
деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать
содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям
развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие
приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям великой русской
народной культуры.
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из
которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности
дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям
культуры, в том числе на основе принципов народной педагогики,
социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению.
Особое
внимание
в
нашем
ДОУ
при
реализации
регионального
компонента уделяется формированию чувства патриотизма у дошкольников.
Воспитание любви к Отчизне начинается с воспитания любви к своей малой
Родине - месту, где родился человек.
Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-
образовательного
процесса по всем направлениям развития ребенка,
отобрать
современные
программы,
обеспечивающие
приобщение
к
ценностям, и прежде всего, - к ценностям великой русской народной
культуры.
По моему мнению, знакомить детей с русскими народными традициями
следует именно в дошкольном возрасте. Это позволяет воспитывать их с
детства на материале истории нашего народа.
А для этого нет лучшего пути, чем знакомство с народными промыслами
России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный
характер,
пронизывать
все
виды
деятельности
дошкольников,
осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной
деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
А это невозможно сделать без организации особенной предметно-
пространственной развивающей среды.
Для этого в группе мной созданы определенные условия для приобщения
дошкольников к традиционной культуре, быту:
Многофункциональные
центры:
«Центр
ряжанья»,
«Центр
уединения», «Центр книги», «Центр изодеятельности», «Центр театра»,
«Центр музыкальных инструментов».
Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
Музей «Народная игрушка».
Организация и проведение народных праздников, праздников
народного календаря.
Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и
предметы народного быта.
Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными
жанрами, художественной литературы разных народов мира.
Картотека народных игр, народная игрушка, национальная кукла,
кукла – оберег.
Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов,
родителей).
Организация выставок детских работ.
Благодаря этим условиям в нашей группе появились традиции, которые
объединяют взрослых и детей:
Организация и проведение народных праздников, праздников
народного календаря.
Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов,
родителей).
Организация выставок детских работ.
А методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным
творчеством вы конечно все знаете и используете в своей работе.
Сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Четвертый лишний»:
Проводится игра с аудиторией «Четвёртый лишний».
Заучивание потешек, прибауток, закличек
Использование пословиц, загадок, поговорок.
Чтение художественной литературы.
Использование русских народных песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и
самостоятельной деятельности.
Применение игрушек и изделий народных промыслов.
Представление кукольного театра.
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Рассматривание иллюстраций и предметов русского быта.
Беседы, вопросы, разъяснения.
Одним из главных средств приобщения к народному творчеству являются
развивающие дидактические игры и пособия, занимающие важнейшее место
в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем
мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки
предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. На
сегодняшний день в продаже очень много игр и наглядных пособий по
данной теме, но например по русским праздникам и лоскутным куклам
невозможно приобрести. Поэтому мною были разработаны и сделаны
авторские
дидактические
пособия,
которые
я
использую
в
своей
профессиональной деятельности.
3. Практическая часть.
Педагог: Предлагаю вашему вниманию авторские дидактические пособия,
которые педагоги могут использовать в своей работе по данной теме. Для
этого приглашаю 8 человек для участия в мастер-классе: пожалуйста,
рассаживайтесь по 2 человека за стол.
У каждой команды дидактическое пособие, вам необходимо понять
правила использования и сформулировать задачи, которые оно способствует
решить.
Каждая команда выполняет практическое задание.
Педагог: Предлагаю вниманию жюри компьютерную игру «Приобщение
дошкольников к истокам русской народной культуры».
Но в последнее время интерес к русским народным обычаям, обрядам,
традициям, творчеству весьма снижен среди современных родителей и детей.
В 21 веке – веке современных технологий, новейших информационных
«гаджетов»,
компьютерных
игр
очень
сложно
привлечь
детей
к
традиционным средствам приобщения к русскому народному творчеству.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в
виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с
огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей
новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех
существующих игр и игрушек. Поэтому в своей работе мы начали
приобщать детей старшего дошкольного возраста к русскому народному
творчеству, используя компьютерные игры и игровые упражнения. Учитывая
возраст своих детей, зная их уровень развития, нами были разработаны
развивающие игры.
Предлагаю и вам, уважаемые коллеги поиграть.
Педагог демонстрирует викторины компьютерной игры: угадай героев
сказки, отгадай загадки, ответь на вопросы, народные промыслы.
Педагог:
Давайте сформулируем задачи, решение которых помогает
реализовать данная компьютерная игра.
Ответы педагогов (формировать у детей интерес к искусству народа
России;
расширять
представление
о
культуре
народного
творчества;
развивать эстетическое и нравственное восприятие мира; закрепить знания
детей
о различных видах росписи;
воспитывать интерес к русскому
народному творчеству; продолжать знакомить с произведениями народного
творчества различных мастеров, его особенностями).
Педагог: Команды готовы?
Выступление членов команд по очереди.
Первая команда: дидактическое пособие «Русские узоры».
Задачи:
- развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь;
- расширять представление о многообразии узоров народных промыслов
России;
- совершенствовать представление о характерных элементах узора и
цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства:
«Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Жостовская роспись»
«Филимоновская роспись», «Полохов-Майданская роспись», «Дымковская
роспись»,«Каргапольская роспись»;
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа.
Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы
росписи предметов
народных промыслов и
предлагает подобрать для
каждого изделия народного промысла вид росписи.
Вторая команда: дидактическое пособие «Народный календарь».
Задачи:
- создать у детей положительное эмоциональное отношения к народным
традициям и духовным ценностям русского народа;
- расширять представление о народных праздниках, связанных с историей
создания русской тряпичной куклы.
Дидактическое пособие
представляет собой круг разделенный на 4
сектора по временам года. Каждый сектор разделен на три части по месяцам.
Посередине круга стрелка. Также на календаре
есть название месяца и
название народного праздника. Всего на календаре 12 народных тряпичных
кукол. Каждая кукла соответствует определенному народному празднику,
который проходил в этом месяце и на который делалась данная кукла.
Третья команда: макет «Русская изба».
Задачи:
- развивать у детей представления о жизни наших предков;
- учить детей называть значение природного окружения для жизни человека;
- закрепить знания детей о русской избе. Продолжать знакомить с
традициями русского народа;
- воспитывать у детей любовь к Родине, к русскому народному творчеству, к
красоте родной природы. Пробуждать у детей интерес к истокам русской
народной культуры, дать детям понять, что они часть великого русского
народа.
Когда мы читаем русские народные сказки, часто сталкиваемся с
терминами «изба», «печка», «лавка», «сундук», «люлька», «прялка» и др.
Детям трудно объяснить значения этих слов без наглядного пособия.
Современным детям трудно представить, что такое «изба» и как жили люди
раньше. Спали на печке, вещи хранили в сундуках, малышей укладывали в
люльке. Вот мы и решили создать в группе макет русской избы, чтобы дети
могли и смотреть, и играть.
Четвертая команда: лэпбук «К истокам русской народной культуры».
Задачи:
- формировать у детей интерес к искусству народа России;
- расширять представление о культуре народного творчества;
- развитие эстетического и нравственного восприятия мира;
- уточнить и расширить знания детей о народном промысле, о народном
фольклоре, об истории лоскутной куклы, о русском народном костюме, о
народных игрушках, о русских народных играх.
- развивать художественно-творческие способности у детей.
Педагог: Команды молодцы!
4. Рефлексия.
Педагог:
Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими
далекими предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в
настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой
– свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к
достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания
выработанным человечеством, ребенок становится человеком.
Уважаемые коллеги, я благодарю группу за продуктивную работу.
Надеюсь,
что
в
рамках
мастер-класса
вы
получили
определенные
представления об эффективности использования методических приемов, и
что мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал
интерес к данной теме.
В преддверии народного праздника Масленица – проводы лютой зимы,
подвести итог нашей с вами работы нам поможет лоскутная кукла
Масленица. В старину, маленькую куклу заготавливали отдельно прямо в
день Масленицы (или за день до неё), которая будет служить оберегом весь
год. А старую такую же куклу сжигали на обрядовом костре, либо за день до
праздника сплавляли по реке. Так приговаривали: «Старая сжигается, новая
обретается». Символизировала кукла приход солнечного тепла, конец лютым
морозам, скорым посевам и обработке земли, пробуждение всей Природы.
На ваших столах лежат ленты, которыми мы украсим куклу:
Зеленый цвет - все удалось, очень интересно.
Красный цвет - удалось, но материал часто используемый.
Белый цвет - скучно, не интересный материал.
Педагог: “Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в
его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых
воплощается Родина ”.
В.А. Сухомлинский.
Спасибо всем за активное участие и творческие идеи. Мне было приятно
с вами работать! В завершение нашего мастер-класса хочется предложить
вам буклет «Приобщение дошкольников к национальной культуре и
традициям русского народа посредством дидактических пособий» (мастер
раздает буклеты участникам мастер-класса).