Напоминание

«Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям русского народа посредством дидактических пособий»


Автор: Мезенцева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 58 Дзержинского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям русского народа посредством дидактических пособий»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для педагогов

«Приобщение дошкольников к национальной культуре и

традициям русского народа

посредством дидактических пособий»

Подготовила:

Мезенцева Светлана Викторовна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Волгоград, 2022 г.

Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных

учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.

Назначение: дидактические пособия для совместной деятельности

педагога и воспитанников.

Цель:

повышение профессиональной компетентности педагогов в

создании благоприятных условий для ознакомления детей с национальной

культурой и традициями русского народа.

Задачи:

Познакомить с дидактическими пособиями «Русские узоры», «Кукольный

календарь», макетом «Русская изба», компьютерной игрой «Приобщение к

истокам русской народной культуры», лэпбуком «К истокам русской

народной культуры».

Обогатить умение использования дидактических пособий в работе с

детьми дошкольного возраста.

Спроектировать

различные

варианты

использования

дидактических

пособий в педагогической деятельности.

Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и

чувство

удовлетворения

от

полученных

результатов

совместной

деятельности.

Планируемые результаты:

Ознакомление педагогов с дидактическими пособиями, методикой их

применения.

Оборудование:

Компьютерная игра «Приобщение детей к истокам русской культуры».

Дидактическое пособие «Кукольный календарь».

Дидактическая игра «Русские узоры».

Макет «Русская изба».

Лэпбук «К истокам русской народной культуры».

Лоскутная кукла Пасха.

Цветные атласные ленточки.

Буклет «Приобщение дошкольников к национальной культуре и

традициям русского народа посредством дидактических игр» (мастер-класс

для педагогов).

Ход мастер – класса:

1. Орг. момент.

Педагог:

Добрый

день,

уважаемые

коллеги!

Мезенцева

Светлана

Викторовна, воспитатель «Детского сада № 58 Дзержинского района

Волгограда».

Ну что ж, все готовы.

- Скажите громко и хором, коллеги, помочь откажетесь мне в работе?

Деток вы любите?

На мастер-класс, вы, пришли - сил почти нет…

Вам лекции хочется слушать здесь?

Я вас понимаю… Как быть нам, друзья?

Проблемы детей решать нужно нам?

Последнее спрошу у вас я: активными все будете?

Итак,

с

прекрасным

настроением

и

позитивными

эмоциями

мы

начинаем мастер-класс

«Приобщение

дошкольников

к

национальной

культуре и традициям русского народа посредством дидактических игр».

2. Теоретическая часть.

Педагог:

В

современных

условиях

модернизации

дошкольного

образования

особое

внимание

уделяется

совершенствованию

педагогического

процесса

и

повышению

развивающего

эффекта

образовательной

работы

с

детьми,

обеспечивающей

творческую

деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать

содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям

развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие

приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям великой русской

народной культуры.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из

которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности

дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям

культуры, в том числе на основе принципов народной педагогики,

социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению.

Особое

внимание

в

нашем

ДОУ

при

реализации

регионального

компонента уделяется формированию чувства патриотизма у дошкольников.

Воспитание любви к Отчизне начинается с воспитания любви к своей малой

Родине - месту, где родился человек.

Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-

образовательного

процесса по всем направлениям развития ребенка,

отобрать

современные

программы,

обеспечивающие

приобщение

к

ценностям, и прежде всего, - к ценностям великой русской народной

культуры.

По моему мнению, знакомить детей с русскими народными традициями

следует именно в дошкольном возрасте. Это позволяет воспитывать их с

детства на материале истории нашего народа.

А для этого нет лучшего пути, чем знакомство с народными промыслами

России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный

характер,

пронизывать

все

виды

деятельности

дошкольников,

осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной

деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

А это невозможно сделать без организации особенной предметно-

пространственной развивающей среды.

Для этого в группе мной созданы определенные условия для приобщения

дошкольников к традиционной культуре, быту:

Многофункциональные

центры:

«Центр

ряжанья»,

«Центр

уединения», «Центр книги», «Центр изодеятельности», «Центр театра»,

«Центр музыкальных инструментов».

Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

Музей «Народная игрушка».

Организация и проведение народных праздников, праздников

народного календаря.

Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и

предметы народного быта.

Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными

жанрами, художественной литературы разных народов мира.

Картотека народных игр, народная игрушка, национальная кукла,

кукла – оберег.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов,

родителей).

Организация выставок детских работ.

Благодаря этим условиям в нашей группе появились традиции, которые

объединяют взрослых и детей:

Организация и проведение народных праздников, праздников

народного календаря.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов,

родителей).

Организация выставок детских работ.

А методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным

творчеством вы конечно все знаете и используете в своей работе.

Сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Четвертый лишний»:

Проводится игра с аудиторией «Четвёртый лишний».



Заучивание потешек, прибауток, закличек



Использование пословиц, загадок, поговорок.



Чтение художественной литературы.



Использование русских народных песен и танцев.



Проведение русских народных игр.



Использование русских народных костюмов в праздниках и

самостоятельной деятельности.



Применение игрушек и изделий народных промыслов.



Представление кукольного театра.



Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.



Рассказ о народных обычаях и традициях.



Рассматривание иллюстраций и предметов русского быта.



Беседы, вопросы, разъяснения.

Одним из главных средств приобщения к народному творчеству являются

развивающие дидактические игры и пособия, занимающие важнейшее место

в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем

мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки

предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. На

сегодняшний день в продаже очень много игр и наглядных пособий по

данной теме, но например по русским праздникам и лоскутным куклам

невозможно приобрести. Поэтому мною были разработаны и сделаны

авторские

дидактические

пособия,

которые

я

использую

в

своей

профессиональной деятельности.

3. Практическая часть.

Педагог: Предлагаю вашему вниманию авторские дидактические пособия,

которые педагоги могут использовать в своей работе по данной теме. Для

этого приглашаю 8 человек для участия в мастер-классе: пожалуйста,

рассаживайтесь по 2 человека за стол.

У каждой команды дидактическое пособие, вам необходимо понять

правила использования и сформулировать задачи, которые оно способствует

решить.

Каждая команда выполняет практическое задание.

Педагог: Предлагаю вниманию жюри компьютерную игру «Приобщение

дошкольников к истокам русской народной культуры».

Но в последнее время интерес к русским народным обычаям, обрядам,

традициям, творчеству весьма снижен среди современных родителей и детей.

В 21 веке – веке современных технологий, новейших информационных

«гаджетов»,

компьютерных

игр

очень

сложно

привлечь

детей

к

традиционным средствам приобщения к русскому народному творчеству.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в

виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с

огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей

новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех

существующих игр и игрушек. Поэтому в своей работе мы начали

приобщать детей старшего дошкольного возраста к русскому народному

творчеству, используя компьютерные игры и игровые упражнения. Учитывая

возраст своих детей, зная их уровень развития, нами были разработаны

развивающие игры.

Предлагаю и вам, уважаемые коллеги поиграть.

Педагог демонстрирует викторины компьютерной игры: угадай героев

сказки, отгадай загадки, ответь на вопросы, народные промыслы.

Педагог:

Давайте сформулируем задачи, решение которых помогает

реализовать данная компьютерная игра.

Ответы педагогов (формировать у детей интерес к искусству народа

России;

расширять

представление

о

культуре

народного

творчества;

развивать эстетическое и нравственное восприятие мира; закрепить знания

детей

о различных видах росписи;

воспитывать интерес к русскому

народному творчеству; продолжать знакомить с произведениями народного

творчества различных мастеров, его особенностями).

Педагог: Команды готовы?

Выступление членов команд по очереди.

Первая команда: дидактическое пособие «Русские узоры».

Задачи:

- развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь;

- расширять представление о многообразии узоров народных промыслов

России;

- совершенствовать представление о характерных элементах узора и

цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства:

«Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Жостовская роспись»

«Филимоновская роспись», «Полохов-Майданская роспись», «Дымковская

роспись»,«Каргапольская роспись»;

- воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа.

Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы

росписи предметов

народных промыслов и

предлагает подобрать для

каждого изделия народного промысла вид росписи.

Вторая команда: дидактическое пособие «Народный календарь».

Задачи:

- создать у детей положительное эмоциональное отношения к народным

традициям и духовным ценностям русского народа;

- расширять представление о народных праздниках, связанных с историей

создания русской тряпичной куклы.

Дидактическое пособие

представляет собой круг разделенный на 4

сектора по временам года. Каждый сектор разделен на три части по месяцам.

Посередине круга стрелка. Также на календаре

есть название месяца и

название народного праздника. Всего на календаре 12 народных тряпичных

кукол. Каждая кукла соответствует определенному народному празднику,

который проходил в этом месяце и на который делалась данная кукла.

Третья команда: макет «Русская изба».

Задачи:

- развивать у детей представления о жизни наших предков;

- учить детей называть значение природного окружения для жизни человека;

- закрепить знания детей о русской избе. Продолжать знакомить с

традициями русского народа;

- воспитывать у детей любовь к Родине, к русскому народному творчеству, к

красоте родной природы. Пробуждать у детей интерес к истокам русской

народной культуры, дать детям понять, что они часть великого русского

народа.

Когда мы читаем русские народные сказки, часто сталкиваемся с

терминами «изба», «печка», «лавка», «сундук», «люлька», «прялка» и др.

Детям трудно объяснить значения этих слов без наглядного пособия.

Современным детям трудно представить, что такое «изба» и как жили люди

раньше. Спали на печке, вещи хранили в сундуках, малышей укладывали в

люльке. Вот мы и решили создать в группе макет русской избы, чтобы дети

могли и смотреть, и играть.

Четвертая команда: лэпбук «К истокам русской народной культуры».

Задачи:

- формировать у детей интерес к искусству народа России;

- расширять представление о культуре народного творчества;

- развитие эстетического и нравственного восприятия мира;

- уточнить и расширить знания детей о народном промысле, о народном

фольклоре, об истории лоскутной куклы, о русском народном костюме, о

народных игрушках, о русских народных играх.

- развивать художественно-творческие способности у детей.

Педагог: Команды молодцы!

4. Рефлексия.

Педагог:

Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими

далекими предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в

настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой

– свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к

достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания

выработанным человечеством, ребенок становится человеком.

Уважаемые коллеги, я благодарю группу за продуктивную работу.

Надеюсь,

что

в

рамках

мастер-класса

вы

получили

определенные

представления об эффективности использования методических приемов, и

что мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал

интерес к данной теме.

В преддверии народного праздника Масленица – проводы лютой зимы,

подвести итог нашей с вами работы нам поможет лоскутная кукла

Масленица. В старину, маленькую куклу заготавливали отдельно прямо в

день Масленицы (или за день до неё), которая будет служить оберегом весь

год. А старую такую же куклу сжигали на обрядовом костре, либо за день до

праздника сплавляли по реке. Так приговаривали: «Старая сжигается, новая

обретается». Символизировала кукла приход солнечного тепла, конец лютым

морозам, скорым посевам и обработке земли, пробуждение всей Природы.

На ваших столах лежат ленты, которыми мы украсим куклу:

Зеленый цвет - все удалось, очень интересно.

Красный цвет - удалось, но материал часто используемый.

Белый цвет - скучно, не интересный материал.

Педагог: “Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в

его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых

воплощается Родина ”.

В.А. Сухомлинский.

Спасибо всем за активное участие и творческие идеи. Мне было приятно

с вами работать! В завершение нашего мастер-класса хочется предложить

вам буклет «Приобщение дошкольников к национальной культуре и

традициям русского народа посредством дидактических пособий» (мастер

раздает буклеты участникам мастер-класса).



В раздел образования