Напоминание

Арт-терапия в работе с дошкольниками


Авторы: Морозова Наталья Ивановна, Любезникова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБДОУ ЦРР детского сада №139
Населённый пункт: города Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АРТ-ТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Морозова Наталья Ивановна, воспитатель

Любезникова Ирина Юрьевна, воспитатель

ГБДОУ ЦРР детский сад № 139

Санкт-Петербург

Арт-терапия — это одно из направлений в психотерапии, основанное на лечении

душевного состояния человека с помощью творчества.

Название «арт-терапия» переводится с латинского как «лечение искусством». Это

направление психотерапии сравнительно молодое, но стремительно развивающееся

благодаря тому эффекту, который достигается в ходе лечения. У нее появляется

множество видов и подвидов, открывающих широкие возможности для избавления от

психологических проблем.

Изначально речь шла о рисуночной терапии, то есть лечении изобразительным

искусством, но в дальнейшем появились и другие виды творчества – пение, танцы,

актерская игра, лепка и другие, которые помогают человеку не только расслабиться и

отвлечься от насущных дел, но и глубже познать себя, свое внутреннее «Я», избавившись

таким образом от своих комплексов и противоречий, улучшив настроение,

гармонизировав душевное состояние. Терапия искусством не имеет нежелательных

побочных эффектов и не вызывает у человека сопротивления, ведь в этом деле важен сам

процесс, а не результат.

Чтобы стать профессионалом в арт-терапии, надо учиться. Усвоить базовые навыки,

познакомиться с техниками, попробовать терапию на себе. И лишь потом нести ее в

широкие массы. Но, с другой стороны, изучить некоторые приемы и принести позитивные

изменения в свою жизнь с помощью искусства под силу даже начинающим.

Один из видов арт-терапии, с успехом применяемый в дошкольном возрасте, — это

ИЗОТЕРАПИЯ.

Рисование расслабляет. Любые эмоции, выплеснутые на бумагу, будут способствовать

повышению настроения и помогут избавиться от негативных эмоций. Удивительно, но в

процессе рисования человек не только способен осознать свои проблемы и обозначить их

на бумаги, оставив на ней свои отрицательные эмоции, но и поднять себе настроение

созерцанием ярких красок, переливов цвета и цветовых сочетаний. В таком случае

отрицательные эмоции становятся яркими и заметно уменьшаются, а положительные,

напротив, возрастают и становятся сильнее.

Выражение эмоций на бумаге могут выглядеть у всех по-разному: в виде линий, цветового

пятна, геометрических фигур, точек, абстрактных рисунков, символов, понятных только

автору картины, брызг, густо нанесенной краски или бумага с преобладанием водяной

основы. Могут быть использованы комбинированные техники: одновременное

использование красок и пастели, краски и фломастеры, карандаши и краски и т. д.

Перечислим некоторые техники изотерапии, которые могут применяться в работе с

детьми:

Марание

Акватушь

Штриховка

Каракули

Монотипия

Ниткография

Рисунок на стекле

Рисование пальцами

Рисование сухими листьями

Рисование предметами окружающего пространства

и другие…

Теперь давайте рассмотрим некоторые из этих техник:

КАРАКУЛИ, ШТРИХОВКА. Изображение создается с помощью карандашей и мелков,

без красок, когда линии наносятся (ритмично или хаотично) на поверхность бумаги,

мольберта, стола, пола, стены и т. д. Впервые техника «каракули» была разработана и

описана британским педиатром и детским психоаналитиком Дональдом Винникоттом. В

настоящее время эта техника имеет несколько модификаций и описаний.

Техника МАРАНИЯ. Это спонтанные рисунки детей, которые выполнены в абстрактной

манере: рисуем как хотим.

Техника АКВАТУШЬ – необычная и очень простая, близкая к играм с водой. Вначале –

первый слой - на чистый лист бумаги крупными мазками гуашью наносится рисунок,

когда он подсохнет, наносят второй слой черной тушью, покрывается весь лист. После

просыхания рисунка опускают его в воду. В воде тушь смывается частично, а гуашь -

почти вся. В результате получается, на черном фоне виден тонированный рисунок, с

размытыми контурами.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ позволяет снять напряжение, снизить гиперконтроль,

выразить свои эмоции на бумаге, снимает страх перед рисованием. Это своеобразная игра

с красками, новыми тактильными ощущениями.

МОНОТИПИЯ – это разновидность графического искусства и печатной графики. В

переводе с греческого «монотипия» - один отпечаток. Эта техника позволяет детям

развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Краска наносится на

гладкую поверхность, с которой потом будет сделан отпечаток. Поверхность может быть

любая: стекло, металлическая пластина, альбомный лист, пластмассовая доска и т. д. В

дошкольном возрасте применяется вариант складывания бумаги пополам либо отпечаток

полиэтиленовой пленкой, альбомным листом. На лист бумаги быстро наносятся пятна

краски, сверху накрывается пленкой, которая снимается быстрым движением. Получается

красивый отпечаток.

РИСОВАНИЕ НА СТЕКЛЕ. Для работы потребуется стеклянная поверхность, например

окно. Краска по стеклу скользит плавно и мягко, ее можно размазывать руками, делать

отпечатки. Эта техника хороша для профилактики тревожности у детей, коррекции

страхов.

ЗЕНТАНГЛ — рисунок, разделенный на части, состоящий из повторяющихся узоров. Эта

техника имеет чёткие параметры: зентангл рисуют на белом квадратном листе шириной в

три с половиной дюйма только черными чернилами. Создателями этого метода были

Мария Томас и Рик Робертс.

ДУДЛИНГ – это произвольное рисование различных узоров. Здесь нет правил,

ограничений, подсказок. Рисуем то, что приходит в голову. Дудлинг может быть как

черно-белым, так и цветным.

КЛЯКСОГРАФИЯ – это рисование спонтанных клякс и брызг, с последующей

дорисовкой до законченного образа. Эта техника способствует развитию у детей

воображения, фантазии, креативного мышления, творческого видения.

ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК – это техника рисования точками. Точки собираются в фигуры.

Создается интересный образ похожий на бисерное плетение. Одни из древнейших

точечных рисунков нашли в Австралии и им более 40 000 лет. Эта техника рисования

способствует развитию у детей мелкой моторики рук, глазомера, пространственного

мышления, воображения, фантазии.

МАНДАЛА. Практика показывает, что создание и раскрашивание мандалы положительно

влияет на психику: преодолевается тревога, неуверенность, печаль, появляется новый

взгляд на себя, на сложившуюся ситуацию, приходят новые идеи, открывается выход из

сложной ситуации, раскрываются внутренние ресурсы, наступает состояние покоя и

удовлетворения.

ЭБРУ – рисование на воде с последующим переносом изображения на бумагу или другую

основу. Чтобы краски не тонули, в древности в воду добавляли экстракт гевеи, а краски

изготавливали на основе бычьей желчи. Сейчас мастера используют специальные

загустители для воды и специальные краски. Эта техника очень интересна и увлекательна.

Уходят страхи конечного результата, происходит гармонизация организма. Техника эбру

способствует развитию фантазии, воображения, креативного мышления, терпения,

усидчивости, раскрепощению детей.

РИСУНКИ НА ПЕНЕ ДЛЯ БРИТЬЯ. Эта техника схожа с эбру, только вместо воды

берется пена для бритья.

ОРИГАМИ – еще один из видов арт-терапии, техника древняя и увлекательная.

Складывание бумаги по схемам развивает координацию рук и глаз, способствует

развитию внимания, мышления, тренирует усидчивость, терпение, аккуратность.

МАСКОТЕРАПИЯ. Маски рисуют на листе или изготавливают из бумаги, папье-маше, а

потом раскрашивают и украшают. Какой бы ни был исходный материал, маска всегда

может многое рассказать о её обладателе, о том какой он, какие чувства испытывает, в

каких обстоятельствах находится.

У маски есть ещё одно прекрасное свойство – её можно

снять или поменять на другую.

КОЛЛАЖ – это техника создания изображений из разных материалов: бумага, ткань,

кожа, картон, цветы, листья, бросовые материалы и т. д. Эта техника будит воображение,

фантазию, позволяет ребенку проявить самостоятельность, оригинальность.

Особое направление арт-терапии – это создание коллективного шедевра (картины,

композиции), где объединяются изображения всей группы. В процессе такой работы

создаются условия для общения, умение вносить свой вклад в общее дело, уступать и

договариваться, вносить свои предложения и отстаивать собственную идею, проявлять

инициативу.

На занятиях арт–терапии каждый ребенок учится выражать себя и принимать себя таким,

какой он есть на самом деле, и что особенно важно, учится налаживать контакты с

ребятами в группе. Дети почувствуют свой успех, они смогут победить свои страхи, сжечь

злых чудовищ и помирить игрушки.

Литература

1)

Арт-терапия детей и подростков. А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. Изд.: Когито-

Центр, 2007.

2)

Арт-терапия в работе с детьми. М. В. Кисесева. Изд. Речь, 2006.

3)

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты

занятий. А. В. Никитина. Изд. Каро, 2016.

4)

Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий.

ФГОС. Т. В. Цветкова. Изд. Сфера, 2019.



В раздел образования