Автор: Яковлева Елена Алексеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №99"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Анализ содержания и методического аппарата УМК «Музыка» для 1 класса
Раздел: начальное образование
Добрый день, уважаемые коллеги.
Анализ содержания и методического аппарата УМК «Музыка» для 1
класса (линия «Школа России») с точки зрения требований примерных
рабочих программ
Сегодня мы проанализируем содержание и методический аппарат УМК
«Музыка» для 1 класса линии «Школа России» с точки зрения требований
примерной рабочей программы.
Содержание предмета «Музыка» в ПРП структурно представлено 8
модулями (тематическими линиями): • Эти тематические линии ПРП
представлены в учебниках «Музыка» для начальной школы 2019 г. издания.
При этом некоторые из них требуют углубленного изучения, например:
духовная музыка, современная музыкальная культура, музыка театра и кино.
При изучении темы «Музыка в жизни человека» необходимо уделить больше
внимания региональной музыкальной культуре республик Российской
Федерации. Нецелесообразно компоновать содержание тем (модулей) в
отдельные блоки, логичнее следовать сквозному принципу их изучения в
разных разделах учебников.
В период перехода на обновленные ФГОС- 2021, могут быть использованы
любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный
перечень учебников. Особое внимание должно быть уделено изменению
методики преподавания учебных предметов при одновременном
использовании дополнительных
учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование
предметных, метапредметных и личностных результатов.
Давайте проанализируем содержание и методический аппарат учебно-
методического комплекта Школа России.
Музыка 1 класс
Содержание учебника
Примерная рабочая
программа по предмету
Комментарий
Раздел 1. «Музыка
вокруг нас»
Модуль «Музыка в
жизни человека» –
сквозной
Отсутствуют отдельные
элементы содержания
ПРП: «Музыка в кино»,
«Музыка народов
России» (частично)
Раздел 2 «Музыка и
ты»
Модуль «Музыка в
жизни человека» –
сквозной
Отсутствуют отдельные
элементы содержания
ПРП: «Музыка народов
мира» (частично)
Отсутствующие элементы
содержания
Рекомендации по компенсации (при
отсутствии элементов содержания)
Музыка в театре и кино
Показ видео фрагментов
театральных спектаклей (опера
«Садко». Н. Римского-Корсакова,
балет «Щелкунчик» П.
Чайковского), мультфильмов
«Детский альбом» Чайковского»
(реж. И. Ковалевская), «Рождество»
(реж. М. Алдашин)
Музыка народов России
Разучивать и исполнять песни
разных народов РФ (см. развороты
«Хоровод муз», «Сочини мелодию»,
«Я артист»), исполнять народные
инструментальные наигрыши (см.
развороты «Повсюду музыка
слышна», «Музыкальные
инструменты», «Наш оркестр»)
Музыка народов мира
Акцентировать внимание уч-ся на
музыке разных народов мира при
изучении разворотов «Музыкальные
портреты», «Разыграй сказку», «У
каждого свой музыкальный
инструмент, «Наш оркестр»
«Музыкальные инструменты»,
«Чудесная лютня», «Звучащие
картины». Разучивать и петь песни
разных народов мира («Я артист»)
Предметные результаты формируются в процессе различных видов
музыкальной деятельности, представленной в учебнике:
• восприятие музыки и размышление о ней
• пение (хоровое, ансамблевое, сольное)
• музицирование – игра на простейших инструментах, пластическое
интонирование, пластическое интонирование, свободное дирижирование,
инсценировки и драматизации, импровизации
• освоение элементов музыкальной грамоты, усвоение основных терминов,
понятий
• понимание взаимодействия музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, театр)
• участие в творческих проектах (Я артист)
• выполнение заданий в рабочих тетрадях и др.
Вывод:
Преподавание предмета в Примерной РП (проект) и УМК «Школа
России» направлено на развитие духовной культуры учащихся,
формирование активной эстетической позиции по отношению к
действительности и произведениям музыки, понимание роли и значения
музыки в художественной деятельности жизни людей. В примерной
программе и конструкторе программ есть совпадения, но модули по
количеству часов не совпадают. Поэтому необходима доработка
конструктора, в котором бы указывались темы на каждый урок. На данный
момент мы еще находимся на связи с КРИП и КРО, чтобы разъяснить как
выбрать вариативную часть в программе.