Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ


Авторы: Безродная Дина Сергеевна, Гудан Анастасия Сергеевна
Должность: Студентки
Учебное заведение: Педагогического института Тихоокеанского Государственного Университета
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Научная статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Раздел: высшее образование





Назад




Д.С. Безродная,

студентка

(Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета)

А. С. Гудан,

студентка

(Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

1.

Обучение двигательным действиям

Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого

другого педагогического процесса, является обучение.

Обучение в физическом воспитании - организованный процесс передачи и

усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных

на

физическое

и

психическое

совершенствование

человека.

Обучение

двигательным

действиям

-

такой

же

педагогический

процесс,

но

осуществляемый для решения более узких задач. Обучение действию есть

процесс одновременного приобретения знаний, формирования двигательного

умения

и

воспитания

соответствующих

физических

качеств.

Всё

это

сопутствует друг другу, но неоднозначно по своим средствам и методам.

Обучение каждому действию опирается на уже имеющиеся и вновь

приобретаемые учеником знания. Знания в физическом воспитании - это

определённая система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе

правильно организованного физического воспитания.

Физическая

подготовленность

человека

характеризуется

степенью

развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости,

быстроты, ловкости. Совершенствование каждого из этих качеств способствует

и укреплению здоровья. От других качеств личности физические качества

отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач

через двигательные действия.

Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате

физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области

его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к

изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных

жизненных условиях. Воспитание физических качеств осуществляется через

направленное

развитие

ведущих

способностей

человека

на

основе

определенных

закономерностей.

Воспитательные

задачи

характеризуются

воспитанием физических и психических потенций человека при решении

двигательных задач в конкретных ситуациях.

Деятельность человека в различных жизненных ситуациях требует

определённого уровня развития физических (двигательных) качеств. Чем

больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.

Под

двигательными

качествами

принято

понимать

отдельные

существенные стороны двигательных возможностей человека и отдельных

действий. Уровень их развития определяется физическими и психическими

факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых

качеств.

Физические

качества

необходимо

развивать

своевременно

и

всесторонне.

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. В

физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что

основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных

действий,

выступающих

в

форме

физических

упражнений.

Обучение

осуществляется при тесном взаимодействии преподавателя и обучающегося.

Объективно существующее знание в процессе обучения трансформируется в

продукт деятельности ученика, выступающий как результат обучения.

Процесс обучения строится в зависимости от понимания целей и задач

обучения. Несмотря на кажущуюся простоту этой проблемы, большинство

учеников и учителей часто смутно представляют себе конечные цели обучения.

Процесс обучения двигательным действиям во многом определяются тем,

что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и

навыков с законами теории управления и требованиями дидактических

принципов.

В построении процесса обучения можно выделить следующие этапы:

1 этап: происходит начальное разучивание физического упражнения, создается

умение выполнять основу техники двигательного действия. Для достижения

этой цели вначале создается общее представление о значении физического

упражнения и его рациональной технике, а затем о том образце техники,

которым предстоит овладеть обучаемым. Применяется при разучивании многих

общеподготовительных, порядковых и других несложных упражнений.

2 этап: физическое упражнение разучивается углубленно, создается умение

выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных технических

требований. Некоторые элементы двигательного действия при этом частично

закрепляются и автоматизируются. Внимание занимающихся избирательно

сосредоточивается

педагогом

на

анализе

отдельных

деталей

техники

целостного

двигательного

действия,

осознании

его

пространственных,

временных

и

динамических

характеристик.

При

этом

мыслительная

деятельность занимающихся направляется на понимание смысла разучиваемых

движений

и

причин

возникновения

значительных

ошибок,

создаются

соответствующие

условия

при

выполнении

физического

упражнения,

вынуждающие занимающихся последовательно сосредоточивать внимание на

деталях.

3 этап: обеспечивается закрепление и совершенствование техники выполнения

физического

упражнения,

создается

навык

и

формируется

способность

целесообразно

применять

двигательное

действие

в

реальных

условиях

практической деятельности. Закрепление происходит в процессе многократного

повторения разученного действия в относительно постоянных внешних

условиях.

Таким

образом,

достигается

необходимая

прочность

навыка,

основным критерием которой является стабильность техники выполнения

физического упражнения.

Успешность обучения во многом зависит от формулы двигательной

задачи, поскольку именно ее смысл и условия определяют способ решения —

двигательное действие, которое должно быть освоено. В основе двигательной

задачи находится проблемная ситуация, требующая разрешения. Она может

быть разрешена только специфическими средствами, свойственными области ее

возникновения.

В формулировке задачи должны содержаться только те условия, которые

необходимы и достаточны для ее решения. Корректно сформулированная

двигательная задача определяет способ ее решения — двигательное действие,

но может не содержать задачи обучения.

Чтобы обучение было успешным, нужно корректно сформулировать не

только двигательную задачу, но и задачу обучения. Задача обучения направляет

внимание обучающегося на то, что следует усвоить. Задача обучения формирует

рабочую установку обучаемого, но может быть успешно решена только в том

случае, когда в ее структуре содержатся частные задачи, обеспечивающие

рациональную

стратегию

изучения

двигательного

действия,

последовательность

форм

усвоения

учебного

материала,

реализацию

дидактических правил и принципов.

Обучение

любым

физическим

упражнениям

характеризуется

следующими особенностями:

Активная двигательная деятельность обучающихся как необходимое

условие

овладения

учебным

материалом.

Изучение

ребенком

физических упражнений является его учебно-трудовой деятельностью,

которая

требует

расходования

имеющихся

у

него

физических

и

психических

сил.

Следовательно,

чтобы

понять

некоторые

закономерности учебной деятельности ученика, необходимо учитывать

психофизиологические закономерности работоспособности человека.

Формирование систем двигательных умений. Только система действия

определяет характер физической подготовленности обучающегося. Но

вариантов систем существует множество. Они должны выбираться в

зависимости

от

направленности

физического

воспитания

и

его

конкретных задач. Способы определения этих систем опираются на

многолетний

опыт

использования

тех

или

иных

действий

и

их

теоретическое и экспериментальное обоснование.

Взаимосвязь обучения двигательным действиям с воспитанием

физических качеств. Обусловленность обоих процессов выражается в

трех

направлениях:

обучение

некоторым

двигательным

действиям

невозможно осуществлять без должного уровня физических качеств;

формирование

двигательного

умения

протекает

одновременно

с

повышением

уровня

соответствующего

физического

качества;

результативность

сформированного

умения

зависит

от

уровня

специфического качества, а оно в свою очередь от уровня других качеств.

Результативность

обучения

действиям

определяется

не

только

достигнутым уровнем физического образования, но и приобретенным

уровнем

физического

развития.

Правильная

организация

педагогического процесса овладения системами знаний и действий

должна сопровождаться повышением показателей уровня физического

развития.

Для решения задач физического воспитания применяется множество

различных практических методов. Все они могут быть разделены на две

неравные группы:

методы строго регламентированного упражнения;

методы частично регламентированного упражнения.

Обучение двигательным действиям занимает одно из центральных мест в

физическом воспитании и повседневной жизни. В зависимости от способа

освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания правильно

выбранный

метод

обеспечивает

оптимальные

условия

для

обучения

двигательным действиям и развития физических качеств и предполагают твердо

предписанную программу движений, точную дозировку нагрузки и отдыха,

создание или использование внешних условий, облегчающих управление

действиями обучающихся.

2.

Общая характеристика двигательных умений

Двигательное действие – это система движений, организованная для

решения конкретной двигательной задачи. Не вдаваясь в детали, можно сказать,

что физические упражнения состоят из двигательных действий, а те, в свою

очередь, – из отдельных движений.

При овладении техникой двигательного действия вначале возникает

умение

его

выполнять,

затем

по

мере

дальнейшего

углубления

и

совершенствования умение постепенно переходит в навык. Двигательное

умение – это приобретенная способность выполнять двигательное действие

сосредоточением внимания на отдельных движениях. Двигательный навык –

это

приобретенная

способность

выполнять

двигательное

действие

при

сосредоточении внимания не на отдельных движениях, а на условиях и цели его

выполнения.

При формировании двигательного навыка имеют место следующие

законы:

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется

не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере

качественного прироста в отдельные моменты его становления.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.

Длительность

задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она

обусловлена двумя причинами:

а)

внутренней,

характеризующейся

протеканием

незаметных

приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением

времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б)

внешней,

вызванной

неправильной

методикой

обучения

или

недостаточным уровнем развития физических качеств.

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не

повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале

навык не претерпевает качественных изменений, но занимающийся

начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к

срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной

дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные

отношения между движениями, и в конечном счете обучающийся теряет

способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью

навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после

повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически продолжается

на протяжении всего времени занятий избранным видом спорта.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и

спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее

сформированный

навык

способствует,

облегчает

и

ускоряет

процесс

становления нового навыка. Основным условием положительного переноса

навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники

двигательных действий.

Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда,

наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного

навыка.

3. Функции преподавателя в процессе обучения движениям

Эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям

требует плана обучения в виде динамичной программы конкретных учебных

заданий; определенной системы контроля, обеспечивающего непрерывное

поступление объективной информации, коррекции процесса обучения на

основе поступающей информации. Огромную роль в этом процессе играет

преподаватель.

Деятельность педагога начинается с выбора практической цели обучения,

описания образца техники физического упражнения, которую занимающимся

предстоит

изучить,

определения

условий

практического

применения

изучаемого двигательного действия, а также количественных показателей,

которых должны будут достичь занимающиеся в результате обучения.

Оценивание возможностей обучаемых, помимо учета возрастных и других

факторов, требует предварительной проверки знаний, двигательных умений и

навыков, а также выявления уровня развития необходимых физических

способностей.

Основная

работа

педагога

заключается

в

организации

активной

деятельности обучаемых, направленной на решение различных задач. Именно

деятельность обучаемых должна быть предметом управления со стороны

педагога. Своеобразие деятельности преподавателя состоит в том, чтобы

поставленные цели в обучении учащиеся приняли за собственные. Педагог не

просто пользуется способами достижения целей, но и работает над тем, чтобы

эти способы были освоены занимающимися. Преподаватель не только

оценивает результаты деятельности своих учеников, но и формирует у них

способность к самооценке при выполнении ими спортивных упражнений.

Педагог

должен

поставить

ученика

в

активную

позицию

человека,

усваивающего знания, умения, опыт.

Существует ряд функций педагога по созданию условий, необходимых

для включения занимающихся в процесс решения различного рода задач в

спортивной деятельности:

1.

Управление

мотивацией

занимающихся.

Главным

условием,

определяющим внутреннюю активность личности в процессе обучения,

является принятие обучаемым целей и задач обучения за собственные,

лично для него значимые. Мотивация – это соотнесение целей обучения с

потребностями, запросам и интересами личности, а также осознание

возможностей их достижения. Мотивация учения находит выражение как

в общем отношении занимающихся к физической культуре и спорту, так

и

в

их

активности

в

процессе

усвоения

знаний

и

овладения

упражнениями.

2.

Регулирующая функция.

Педагогу необходимо направлять процесс

овладения спортивными упражнениями и решения при этом различного

рода задач. Регуляция этой деятельности имеет два аспекта:

а) информационный – передача занимающимся знаний о технике

разучиваемых

упражнений,

об

их

значимости

в

спортивном

совершенствовании;

б) организационный – включение занимающихся в ту или иную форму

учебной деятельности (например, соревновательную).

3.

Контролирующая

функция.

Процесс

овладения

спортивными

упражнениями требует систематического контроля и оценки результатов

деятельности

занимающихся.

Важно

добиться,

чтобы

оценка

стимулировала их к качественному овладению упражнениями.

4.

Анализ складывающихся ситуаций. На этом этапе педагог оценивает

исходное состояние знаний занимающихся, их отношение к обучению,

интересы,

готовность

к

усвоению

новых

упражнений,

а

также

объективные условия обучения. Лишь выяснив все элементы ситуации

обучения,

педагог

может

адекватно

поставить

задачи

перед

занимающимися. Он должен иметь не только собственные преставления

об изучаемом упражнении, но и знать, какими представлениями обладает

обучаемый. Преподаватель должен встать на точку зрения обучаемого,

предвидеть возможные затруднения в его деятельности, понять, как

ученик воспринимает определенную ситуацию, объяснить, почему он

действует так, а не иначе, и как надо ему действовать.

5.

Проектирование учебной деятельности занимающихся.

Отбирая и

контролируя учебные задания, педагог должен предусмотреть, чтобы они

были значимыми и посильными для обучаемых, дифференцировать

учебную работу своих учеников в зависимости от уровня их подготовки,

а

также

наметить

содержание

и

форму

помощи

занимающихся,

определить, каким образом организовать дельности учащихся, учитывая

их взаимоотношения.

6.

Оценка результатов деятельности занимающихся направлена, прежде

всего, на мотивирование занимающихся в их дальнейших занятиях,

вселение в них чувства уверенности в свои силы и свои возможности

даже несмотря на неудачи. Оценка должна вносить свой вклад в

регуляцию действий занимающихся, раскрывать перед ними причины

успехов и неудач при овладении спортивными упражнениями. Итоговый

анализ результатов деятельности занимающихся имеет значение и для

педагога, поскольку позволяет ему осуществлять глубокую диагностику

знаний и умений, отношений и интересов занимающихся, а также

вносить коррективы в свою дальнейшую работу. Итоговый анализ

результатов деятельности занимающихся должен проводиться как в

конце каждого занятия, так и после каждого соревнования, что требует от

педагога определенного такта, чтобы у занимающихся повышался

интерес к осваиваемому учебному материалу и к спорту в целом.

Основным условием осуществления названных функций является контакт

и взаимопонимание преподавателя и занимающихся.

Для активизации учебной деятельности ученику необходимо знать,

оказалась ли успешной вся линия его поведения и каков конкретный уровень

результатов его деятельности. Поэтому возникает необходимость периодически

организовывать проверку, несущую такую информацию. В этом случае, как

правило, проверяется техника выполнения двигательного действия в целом в

планируемых условиях его применения и выявляется соответствие техники

выполнения физического упражнения намеченному образцу. На основе

полученной

информации

в

предварительный

план

обучения

вносятся

коррективы (частичные изменения) путем перераспределения времени на

решение отдельных частных задач, применения дополнительных средств и

более эффективных методов и приемов обучения.

4. Алгоритмитизация при обучении спортивным действиям

Алгоритмизованное обучение — технология, предполагающая освоение

материала

посредством

алгоритма,

т.е.

системы

последовательных

регламентированных

операций,

обеспечивающих,

по

предположению,

безошибочное решение поставленной задачи.

В наиболее строгом виде алгоритмизованное обучение может быть

осуществлено только при обучении вполне формализуемым предметам. В

спорте с относительным успехом могут применяться нежесткие «предписания

алгоритмического типа», допускающие менее строгую последовательность и

педагогически варьируемую методику прохождения предписанных шагов

обучения.

Метод предписания алгоритмического типа является одной из составных

частей

программированного

обучения.

Он

предусматривает

разделение

учебного материала на серии учебных заданий, последовательное выполнение

которых приводит к освоению изучаемых упражнений. Эти предписания

должны отвечать следующим требованиям:

1.

Точно указывать характер воздействия каждого упражнения;

2.

Все

упражнения

в

комплексе

должны

быть

взаимосвязаны

и

расположены в определенной последовательности.

При этом только овладение предыдущими сериями учебных заданий дает

возможность переходить к следующей серии. Выбор метода предписаний

алгоритмического типа, прежде всего, удобен тем, что при применении его в

обучении появляется возможность моделировать педагогический процесс.

Метод обеспечивается наличием наглядной информации, осуществляемой по

принципу обратной связи, что позволяет непрерывно корректировать процесс

обучения.

Кроме

того,

данный

метод

позволяет

уменьшить

«непроизводительную» трату времени и требует от ученика постоянной

активной работы на уроке.

Для предотвращения нежелательных явлений при обучении спортивным

упражнениям

А.

М.

Шлеминым

и

его

учениками

рекомендуется

программированный метод, включая алгоритмические предписания. Этот метод

нашел широкое распространение в спортивной гимнастике. Сущность его

заключается в следующем:

1.

Проведение тщательного анализа учебного материала и оформление в

логической и методической последовательности актов обучения, которые

воплощаются в обучающую программу;

2.

Повышение

самостоятельности

обучаемого

при

овладении

упражнениями;

3.

Высокая эффективность управления процессом учения;

4.

Овладение сложными двигательными актами при усвоении более

простых, сходных по структуре с разучиваемым упражнением;

5.

Повышение индивидуализации обучения;

6.

Применение различных вспомогательных средств.

При программированном методе учебный материал разбивается на

элементы, и составляется обучающая программа. Кроме того, рекомендуется

специальное обучение умению дифференцировать отдельные компоненты

двигательного акта.

Обучающая

программа

(предписание

алгоритмического

типа)

представляет собой определенные и доступные предписания о порядке и

характере действий каждого обучаемого для овладения тем или иным

двигательным действием. Предписания предусматривают разделение учебного

материала на части (малые учебные задания) и обучение этим частям в строгой

последовательности. Овладение последующей серией заданий осуществляется

только после овладения предыдущей серией.

Обучающая программа включает в себя серии учебных заданий,

последовательно усложняющихся. Каждая серия заданий направлена на

решение определенных задач. Ниже представлены серии заданий при изучении

любого спортивного упражнения:

1.

Первая серия заданий – упражнения для развития физических качеств,

необходимых для успешного выполнения разучиваемого упражнения.

Эта серия заданий направлена на создание у обучаемого физической

готовности.

2.

Вторая серия заданий состоит из упражнений для освоения исходных,

промежуточных и конечных положений разучиваемого действия. Она

направлена на овладение основными опорными точками и создание

двигательного представления о разучиваемом упражнении.

3.

Третья

серия

заданий

выполнение

основных

действий,

обеспечивающих

условия

для

выполнения

изучаемого

движения.

Например, при разучивании больших оборотов на перекладине такими

действиями будут размахивания вперед и назад, близкие к выходу в

стойку на руках.

4.

Четвертая серия заданий включает действия, связанные с обучением

занимающихся

умениям

оценивать

действия

третьей

серии

по

следующим

характеристикам:

силе,

времени,

положению

тела

в

пространстве. Выполнение действий этой серии способствует более

быстрому и качественному формированию двигательных навыков.

Количество и степень точности вырабатываемых дифференцировок

зависят от структуры и сложности изучаемого упражнения. Выполнение

заданий этой серии способствует созданию двигательного представления

о выполняемом упражнении.

5.

Пятая серия заданий

включает подводящие упражнения или части

изучаемого

упражнения.

Цель

этой

серии

заданий

создание

двигательной и психической готовности у обучаемых.

6.

Шестая серия (разучиваемое упражнение) выполняется только после

овладения

всеми

сериями

заданий.

При

обучении

некоторым

упражнениям отдельные серии заданий могут быть исключены тренером

при условии, что спортсмен владеет данной серией заданий. В случае

неправильного выполнения разучиваемого упражнения следует найти

причину ошибок и повторить необходимую для этого серию заданий.

Предписания алгоритмического типа представляют собой интегральный

метод

обучения,

объединяющий

многие

другие

методы

физического

воспитания и способствующий безошибочному овладению спортивными

упражнениями.

Необходимо отметить, что при обучении школьников двигательным

действиям не всегда нужно пользоваться предписаниями алгоритмического

типа. Многим упражнениям (строевым, общеразвивающим, прикладным и т. д.)

можно эффективно обучать по сложившейся общепринятой методике.

Таким образом, метод предписаний опирается на методы обучения,

известные в физическом воспитании, которые объединены в определенную

систему: управление коррекционно-педагогическим процессом на занятиях по

силовой

подготовке

сводится

к

созданию

необходимых

условий

для

выполнения упражнения, при которых постепенно исчезает необходимость во

внешней информации. Применение данного метода позволяет в комплексе

решать задачи физического воспитания и дает возможность управлять

процессом обучения.



В раздел образования