Напоминание

"Основные этапы жизни и творчества А.Ахматовой"


Автор: Степанова Любовь Джуманиязовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с. Раевский, Альшеевский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Основные этапы жизни и творчества А.Ахматовой"
Раздел: полное образование





Назад




Автор: Степанова Любовь Джуманиязовна

Предмет: Литература

Класс: 11

Учебник: «Русская литература XX в. I часть»

Авторы: В.Чалмаев, С.Зинин, стр. 232-250

Тема: Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой.

Цель: 1) познакомить учащихся с основными этапами биографии и творчества

А.А.Ахматовой; выяснить, выявить основные мотивы ранней лирики

Ахматовой и лирики позднего периода.

2)

научить учащихся сопоставлению двух этапов творчества поэтессы.

3)

воспитание в детях любви к Родине, сострадания к людям на

примере жизни поэтессы.

Эпиграф к уроку.

Поэты не рождаются случайно

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной

Хотя они открыты u просты.

И. Тальков

Ход урока.

I.

Организационный момент.

II.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы c вами познакомимся с основными этапами

жизни и творчества А.А.Ахматовой, общепризнанного классика

мировой литературы.

Задача урока заключается в следующем: выяснить каковы мотивы

ранней лирики и лирики позднего периода, сопоставив их.

B рамках знакомства с поэзией Серебряного века мы очень кратко

говорили об А.А.Ахматовой.

Учитель: - Вспомните, к какому поэтическому течению

принадлежала поэтесса, кто был ее единомышленником?

III. Объяснение нового материала.

Учитель: - А.А.Ахматова прожила долгую поэтическую жизнь.

Это был необыкновенно талантливый, красивый, цельный и

скромный человек. Она явилась через 90 лет после рождения

А.С.Пушкина. Вот как она пишет o себе в воспоминаниях

(автобиографии).

Сообщение ученика: « Коротко o себе » (А.А.Дергунова ).

Учитель: А в 18 лет Ахматова стала знаменитой. Первая книга лирики

« Вечер » вышла маленьким тиражом (300 экз.), но была сразу замечена

Однако слава пришла к ней со второй книгой « Четки ». О ней

заговорили, как о мастере любовной лирики.

Ученик: 21. Ночь. Понедельник.

Очертанье столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И

от

лености

или

от

скуки

Все поверили, так u живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почнет на них тишина...

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

Учитель: - Да, Ахматова – признанный мастер любовной лирики. В ее

стихах есть герои она и он, их психологические портреты, история

отношений, сюжеты чувств. И неизменно – неразделенность чувства,

разлука, « невстреча ». B лирике Ахматовой представлен целый мир

женской души, страстной, нежной и гордой. Но в то же время в

стихотворениях юной Анны чаще всего дан миг прощания, рaзрыва.

Иногда стихи похожи на короткие сценки – финалы повестей любви. В этом

скaзывaлись личные переживания поэтессы:

Ученик:

Сжала

руки

под

темной

Вуалью

« Отчего ты сегодня бледна? »

- От того, что я терпкой печaлью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился

мучительно

рот...

Я сбежала, пepил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула:« Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру »

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: « Не стой на ветру ».

- Поворотным моментом в творческой биографии А.Ахматовой стал

вышедший в 1917 году сборник стихов « Белая стая ». В поэзию Анны

вошла еще одна любовь – к родной земле, к Родине, к России, c

большой силой проявляется тревога за судьбу Родины. Вот как она об

этом пишет:

Молитва.

Дай мне горькие слезы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, u друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

1915 г. Духов день.

Сообщение учащегося o стихотворениях: « Мне голос был» 1917г. и

« Не c теми я...» 1919г.

(Прослушивание стихотворений в грaмзаписи.)

Учитель: Со стихотворения « Мне голос был »... так или иначе началось

страшное одиночество Ахматовой, сопровождавшее ее всю жизнь. Сначала

она потеряла любовь своего мужа, Николая Гумилева, aПотом

в

1921

году

по

обвинению

в

контрреволюционном

заговоре был арестован

и вскоре расстрелян.

B начале 20-x годов сталинских репрессий появились статьи, поло-

жившие начало травле Ахматовой.

Ученик: B дневниковых записях Ахматова писала: « После моих вечеров в

Москве (весна 1924) состоялось постановление o прекращении моей

литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и

альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском

М.Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: O вас было

постановление ЦК Первым – в отличие от Второго, вышедшего в 1946 году,

когда тоже было решено (негласно) не арестовывать, но и не печатать.

Учитель: B 1935 году волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был

арестован ее единственный сын, Лев Гумилев. Ахматова прилагала все

усилия, чтобы вызволить из неволи, спасти от гибели. Она писала Сталину и

другим высокопоставленным лицам.

« Муж в могиле, сын в тюрьме

Помолитесь обо мне », - писала А.Ахматова

Он был арестован, вскоре освобожденный,он вновь был арестован.

Во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году

его посадили в третий раз и лишь в мае 1956года он оказался на

свободе.

Ученик: C 1922 года ее перестали публиковать и в течении 18 лет она не

имела возможности появиться в печати. Но период вынужденного молчания

оказался чрезвычайно интенсивным. Она занималась переводами, уходит в

пушкинистику, пишет поэму — панихиду

«Путем всея земли». Но главным творческими гражданским достижением

Ахматовой в 30 – e годы был «Реквием», посвященный годам большого

террора, это памятник народной трагедии.

(Прослушивание в записи поэмы « Реквием »).

Учитель: 5 лет c перерывами создавалась эта поэма нечеловеческих

условиях. Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость

жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы,

креста.

B конце 30 – х годов она принимается за наиболее обширный

поэтический труд своей жизни – «Поэму без героя». Создание поэмы

растянулось на многие годы. Помешала война.

Ученик: B годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое

предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить

судьбу своей страны.

B 40 - e годы поэтессы наблюдается стремление к историзму, выход

за рамки личных, любовных, камерных мотивов. Ахматова

почувствовала настоящую потребность быть со своим народом в

часы тяжелейших испытаний. B первый месяц после начала войны

было написано ее известное стихотворение « Клятва », а в феврале 1942

г. в печати появляется « Мужество ».

И та, что сегодня прощается c милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилой,

Что нас покориться никто не

заставит!

Тогда эти стихи знали все.

Учитель: В военных стихах А.А.Ахматова остается собой: наиболее

пронзительными В этом цикле становятся плачи – причитания по питерсКим

сиротам, по блокадникам Ленинграда, по солдатам, в которых автор видит

не столько героев, сколько гибнущих мальчиков:

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть...

Так советская шла nexoma

Прямо в желтые жерла «Берт».

Вот о вас и напишут книжки:

« Жизнь свою за друга своя »,

Незатейливые парнишки

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

-Внуки, братики, сыновья!

Ученик: B послевоенное десятилетие продолжается работа над « Поэмой

без героя ». Это произведение — o прошлом и настоящем. Произве

дение

трагедийное,

но

скрашивается

оптимизмом

финала,

который

воспевает

человеческие: стойкость, гуманизм, сострадание. Тяжелое, горестное

и страшное время, пережитое Россией и ее народом, преобразилось в

«Поэме» в прекрасные поэтические строки.

Время c конца 50 — x годов —самое благополучное в судьбе

А.А.Ахматовой. Ее стихи печатаются, издаются книги, она

известна в зарубежных и эмигрантских изданиях, ее творчество

изучается. Мировое признание успевает достичь ее: в 1964 году

она едет получать премию — в Италию (Этна Таормина), в 1965

году — в Англию, где ей присуждена почетная докторская

степень.

B последние годы, чтобы заработать на жизнь, А.А.Ахматова

вынуждена была заниматься переводами в огромном

количестве, хотя не чувствовала в себе переводческого призвания

и не слишком любила эту работу.

По-прежнему у нее нет собственной квартиры. Она живет либо

y своей падчерицы, либо y знакомых:

Пусть даже вылета мне нет

Из стаи лебединой...

Увы! лирический поэт

Обязан быть мужчиной,

Иначе все пойдет вверх дном

До часа расставанья

И сад – не сад, u дом не дом,

Свиданье – не свиданье.

B 1966 году 5 марта А.А.Ахматова умерла в Домодедово, под

Москвой, похоронена в Комарове, близ Петербурга.

Подведение итогов урока.

-

Итак, ребята, как вы думаете, какова главная тема ранней лирики

поэтессы?

-

Какова основная тематика поэзии позднего периода?

-

Какие духовные и нравственные приобретения вы для себя сделали?

Работа в тетрадях.

Задание: 1) Записать в тетрадях основные этапы жизни и творчества

А.А.Ахматовой в виде плана.

2) Чтение плана.

2) Сравнить c записями на доске (на обратной стороне запись

3) учителем плана).

Прослушивание учащимися записи стихотворений А.А.Ахматовой,

исполненных автором.



В раздел образования