Автор: Степанова Любовь Джуманиязовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с. Раевский, Альшеевский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Основные этапы жизни и творчества А.Ахматовой"
Раздел: полное образование
Автор: Степанова Любовь Джуманиязовна
Предмет: Литература
Класс: 11
Учебник: «Русская литература XX в. I часть»
Авторы: В.Чалмаев, С.Зинин, стр. 232-250
Тема: Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой.
Цель: 1) познакомить учащихся с основными этапами биографии и творчества
А.А.Ахматовой; выяснить, выявить основные мотивы ранней лирики
Ахматовой и лирики позднего периода.
2)
научить учащихся сопоставлению двух этапов творчества поэтессы.
3)
воспитание в детях любви к Родине, сострадания к людям на
примере жизни поэтессы.
Эпиграф к уроку.
Поэты не рождаются случайно
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной
Хотя они открыты u просты.
И. Тальков
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II.
Слово учителя.
Ребята, сегодня мы c вами познакомимся с основными этапами
жизни и творчества А.А.Ахматовой, общепризнанного классика
мировой литературы.
Задача урока заключается в следующем: выяснить каковы мотивы
ранней лирики и лирики позднего периода, сопоставив их.
B рамках знакомства с поэзией Серебряного века мы очень кратко
говорили об А.А.Ахматовой.
Учитель: - Вспомните, к какому поэтическому течению
принадлежала поэтесса, кто был ее единомышленником?
III. Объяснение нового материала.
Учитель: - А.А.Ахматова прожила долгую поэтическую жизнь.
Это был необыкновенно талантливый, красивый, цельный и
скромный человек. Она явилась через 90 лет после рождения
А.С.Пушкина. Вот как она пишет o себе в воспоминаниях
(автобиографии).
Сообщение ученика: « Коротко o себе » (А.А.Дергунова ).
Учитель: А в 18 лет Ахматова стала знаменитой. Первая книга лирики
« Вечер » вышла маленьким тиражом (300 экз.), но была сразу замечена
Однако слава пришла к ней со второй книгой « Четки ». О ней
заговорили, как о мастере любовной лирики.
Ученик: 21. Ночь. Понедельник.
Очертанье столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И
от
лености
или
от
скуки
Все поверили, так u живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почнет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Учитель: - Да, Ахматова – признанный мастер любовной лирики. В ее
стихах есть герои она и он, их психологические портреты, история
отношений, сюжеты чувств. И неизменно – неразделенность чувства,
разлука, « невстреча ». B лирике Ахматовой представлен целый мир
женской души, страстной, нежной и гордой. Но в то же время в
стихотворениях юной Анны чаще всего дан миг прощания, рaзрыва.
Иногда стихи похожи на короткие сценки – финалы повестей любви. В этом
скaзывaлись личные переживания поэтессы:
Ученик:
Сжала
руки
под
темной
Вуалью
« Отчего ты сегодня бледна? »
- От того, что я терпкой печaлью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился
мучительно
рот...
Я сбежала, пepил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула:« Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру »
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: « Не стой на ветру ».
- Поворотным моментом в творческой биографии А.Ахматовой стал
вышедший в 1917 году сборник стихов « Белая стая ». В поэзию Анны
вошла еще одна любовь – к родной земле, к Родине, к России, c
большой силой проявляется тревога за судьбу Родины. Вот как она об
этом пишет:
Молитва.
Дай мне горькие слезы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, u друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915 г. Духов день.
Сообщение учащегося o стихотворениях: « Мне голос был» 1917г. и
« Не c теми я...» 1919г.
(Прослушивание стихотворений в грaмзаписи.)
Учитель: Со стихотворения « Мне голос был »... так или иначе началось
страшное одиночество Ахматовой, сопровождавшее ее всю жизнь. Сначала
она потеряла любовь своего мужа, Николая Гумилева, aПотом
в
1921
году
по
обвинению
в
контрреволюционном
заговоре был арестован
и вскоре расстрелян.
B начале 20-x годов сталинских репрессий появились статьи, поло-
жившие начало травле Ахматовой.
Ученик: B дневниковых записях Ахматова писала: « После моих вечеров в
Москве (весна 1924) состоялось постановление o прекращении моей
литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и
альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском
М.Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: O вас было
постановление ЦК Первым – в отличие от Второго, вышедшего в 1946 году,
когда тоже было решено (негласно) не арестовывать, но и не печатать.
Учитель: B 1935 году волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был
арестован ее единственный сын, Лев Гумилев. Ахматова прилагала все
усилия, чтобы вызволить из неволи, спасти от гибели. Она писала Сталину и
другим высокопоставленным лицам.
« Муж в могиле, сын в тюрьме
Помолитесь обо мне », - писала А.Ахматова
Он был арестован, вскоре освобожденный,он вновь был арестован.
Во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году
его посадили в третий раз и лишь в мае 1956года он оказался на
свободе.
Ученик: C 1922 года ее перестали публиковать и в течении 18 лет она не
имела возможности появиться в печати. Но период вынужденного молчания
оказался чрезвычайно интенсивным. Она занималась переводами, уходит в
пушкинистику, пишет поэму — панихиду
«Путем всея земли». Но главным творческими гражданским достижением
Ахматовой в 30 – e годы был «Реквием», посвященный годам большого
террора, это памятник народной трагедии.
(Прослушивание в записи поэмы « Реквием »).
Учитель: 5 лет c перерывами создавалась эта поэма нечеловеческих
условиях. Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость
жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы,
креста.
B конце 30 – х годов она принимается за наиболее обширный
поэтический труд своей жизни – «Поэму без героя». Создание поэмы
растянулось на многие годы. Помешала война.
Ученик: B годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое
предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить
судьбу своей страны.
B 40 - e годы поэтессы наблюдается стремление к историзму, выход
за рамки личных, любовных, камерных мотивов. Ахматова
почувствовала настоящую потребность быть со своим народом в
часы тяжелейших испытаний. B первый месяц после начала войны
было написано ее известное стихотворение « Клятва », а в феврале 1942
г. в печати появляется « Мужество ».
И та, что сегодня прощается c милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилой,
Что нас покориться никто не
заставит!
Тогда эти стихи знали все.
Учитель: В военных стихах А.А.Ахматова остается собой: наиболее
пронзительными В этом цикле становятся плачи – причитания по питерсКим
сиротам, по блокадникам Ленинграда, по солдатам, в которых автор видит
не столько героев, сколько гибнущих мальчиков:
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла nexoma
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
« Жизнь свою за друга своя »,
Незатейливые парнишки
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
-Внуки, братики, сыновья!
Ученик: B послевоенное десятилетие продолжается работа над « Поэмой
без героя ». Это произведение — o прошлом и настоящем. Произве
дение
трагедийное,
но
скрашивается
оптимизмом
финала,
который
воспевает
человеческие: стойкость, гуманизм, сострадание. Тяжелое, горестное
и страшное время, пережитое Россией и ее народом, преобразилось в
«Поэме» в прекрасные поэтические строки.
Время c конца 50 — x годов —самое благополучное в судьбе
А.А.Ахматовой. Ее стихи печатаются, издаются книги, она
известна в зарубежных и эмигрантских изданиях, ее творчество
изучается. Мировое признание успевает достичь ее: в 1964 году
она едет получать премию — в Италию (Этна Таормина), в 1965
году — в Англию, где ей присуждена почетная докторская
степень.
B последние годы, чтобы заработать на жизнь, А.А.Ахматова
вынуждена была заниматься переводами в огромном
количестве, хотя не чувствовала в себе переводческого призвания
и не слишком любила эту работу.
По-прежнему у нее нет собственной квартиры. Она живет либо
y своей падчерицы, либо y знакомых:
Пусть даже вылета мне нет
Из стаи лебединой...
Увы! лирический поэт
Обязан быть мужчиной,
Иначе все пойдет вверх дном
До часа расставанья
И сад – не сад, u дом не дом,
Свиданье – не свиданье.
B 1966 году 5 марта А.А.Ахматова умерла в Домодедово, под
Москвой, похоронена в Комарове, близ Петербурга.
Подведение итогов урока.
-
Итак, ребята, как вы думаете, какова главная тема ранней лирики
поэтессы?
-
Какова основная тематика поэзии позднего периода?
-
Какие духовные и нравственные приобретения вы для себя сделали?
Работа в тетрадях.
Задание: 1) Записать в тетрадях основные этапы жизни и творчества
А.А.Ахматовой в виде плана.
2) Чтение плана.
2) Сравнить c записями на доске (на обратной стороне запись
3) учителем плана).
Прослушивание учащимися записи стихотворений А.А.Ахматовой,
исполненных автором.