Напоминание

Аспекты работы с текстом, способствующие написанию сжатого изложения


Автор: Михина Ирина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 137 г. Челябинска
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Аспекты работы с текстом, способствующие написанию сжатого изложения
Раздел: среднее образование





Назад




Михина И. П.,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ СОШ № 137 г. Челябинска

АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ,

СПОСОБСТВУЮЩИЕ НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Бесспорно, что в наш век информации умение её воспринимать и обрабатывать — это вовсе не школьно-

академическое, отвлеченное требование, а действительно нужное умение, постоянно применяемое в жизни.

Поэтому правомерно, что первая часть экзамена (ОГЭ) для 9-тиклассников состоит в написании сжатого

изложения по прослушанному тексту и требует от обучающихся мобилизации памяти, владения нормами

правописания, применения умений и навыков информационной переработки текста.

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс

необходимых жизненных умений:

умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражённых в тексте;

умение адекватно воспринимать авторский замысел;

умение вычленять главное в информации;

умение сокращать текст разными способами;

умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи текста.

Все перечисленные умения строятся вокруг речеведческого понятия «текст», признаки и особенности

которого

обучающие

должны

хорошо

знать.

Чтобы

хорошо

справиться

с

изложением

сжатого

текста,

обучающемуся необходимо усвоить, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию.

Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел.

Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему,

проблему, идею, видеть авторскую позицию. С этой целью следует тренироваться в определении микротем как

составных частей общей темы прослушанного текста. Для хорошего сжатого пересказа нужно также научиться

правильно

и

точно

подбирать

слова

для

передачи

главного

содержания

текста,

уместно

употреблять

синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

Для того чтобы обучающие продемонстрировали все эти умения на экзамене, необходимо, на мой взгляд,

не только количественно тренировать учащихся в написании этого вида изложения, сколько научить их

работать с

текстом, понимать

его смысл

и принципы

строения,

используя различные аналитические и

творческие задания с разнообразными формулировками, разного объема.

Первым, самым важным этапом при подготовке учеников к написанию сжатого изложению является

формирование умения правильно определять тему и идею текста, то есть правильно отвечать на вопросы: о

чем текст и для чего автор его написал (что он хотел сказать своим читателям). Примерные формулировки

заданий для отработки данного направления работы:

объяснение смысла заголовка: на что указывает название – на тему или на основную мысль текста;

сопоставление заголовков, объединенных общей темой, но выражающие разные идеи;

составление плана текста (с учетом типа речи);

выделение основных композиционных частей (с учетом типа речи);

восстановление деформированного текста;

выявление ключевых слов;

составление текста на основе плана или ключевых слов

и др.

Вторым

важным

моментом

при

подготовке

учеников

к

написанию

сжатого

изложения

является

формирование умения определять тип речи предлагаемого текста, так как каждый тип речи: описание,

повествование,

рассуждение

-

имеет

свою

структуру

(композицию).

Владение

этими

речеведческими

понятиями позволит обучающемуся правильно разделить текст на абзацы, составить его план и понять

смысловые связи между частями и предложениями.

Обучающиеся должны четко знать, что описательный текст, отвечая на вопрос какой, содержит в основе

признаки предмета,

человека, явления, интерьера

и т.д.,

поэтому его композиционная схема состоит в

следующем:

1. общее впечатление (или общий признак);

2. признаки предмета, человека, явления или животного;

3. описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком)

Повествовательный текст в основе своей отвечает на вопрос: что произошло, поэтому главное в нем –

действия, и строится данный текст по следующей композиционной схеме:

1. экспозиция (не всегда есть),

2. завязка,

3. развитие действия,

4. кульминация,

5. развязка

Рассуждение – текст, который в самом широком смысле отвечает на вопрос – почему, и это достаточно

сложный для членения текста на абзацы для учащихся, поэтому знание композиции необходимо для понимания

его логики. Структура рассуждения такова:

1.Тезис – положение, которое доказывается (основная мысль).

2.Аргументы – положения, с помощью которых обосновывается правильность тезиса.

3. Вывод из сказанного, который объединяет отдельные положения, примеры, аргументы, в форме обобщения

или заключения. (если есть).

Таблица 1. Памятка определения типа речи.

Типы речи

На какой вопрос отвечает текст?

О чём говорится?

Приём «фотографирования»

Описание

Какой?

Об одновременных признаках (действиях)

одной картины (предмета, человека…)

Можно изобразить на одной

«фотографии»

Повествование

Что произошло?

О последовательных действиях, то есть

следующих одно за другим

Можно изобразить только на

нескольких «фотографиях»

Рассуждение

Почему?

О причинах свойств и явлений (мысли)

Невозможно сделать «фотографию»,

так как это мысли

На основе знаний о строении текста учащийся сможет правильно сократить текст, вычленив главное и

удалив второстепенную информацию. Так в описательном тексте нельзя сокращать признаки, характеризующие

предмет; можно сжать средства описания. В повествовательном - следует сохранить действия, передающие

развитие сюжета, а сократить детали, описания, подробности, а при рассуждении нельзя удалять аргументы,

можно опустить примеры, подтверждающие их.

Третьим важным аспектом по формированию навыка написания сжатого изложения является умение

учащихся сокращать имеющуюся информацию каким-либо способом. Работая над сжатым изложением,

обучающемуся необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы,

в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно

излагать отобранную информацию.

Известны следующие способы сжатия текста: исключение, обобщение, замена (упрощение).

Исключение

вводных

слов,

однородных

членов

предложения,

повторов,

однотипных

примеров,

риторических вопросов и восклицаний, цитат, деталей, которые не влияют на ход авторской мысли, пояснений,

рассуждений, описаний, слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Задания на сжатие текста:

1. Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как

виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника,

игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде.

От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в

деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком.

2. Составьте к абзацам прочитанного текста опорные фразы, которые являлись бы ключом к его пониманию.

3. Сократите сложное предложение за счёт менее существенной части.

Любовь — это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в

каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя

дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы

признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.

4. Исключите однородные члены предложения.

Они поросли пахучими травами, кустами шиповника, боярышника, дикими грушами, тёрном.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за

скотом, заботилась о питании, об одежде.

И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр

творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.

5. Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами

Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина, Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на

кровлю, с лестницы на лестницу.

Возы были нагружены сеном, соломой, мешками с мукой, горшками, кирпичом, дровами.

6. Устраните повторы и объедините предложения, используя известные вам средства их связи.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают

умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое

и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере.

7. Сжато изложите содержание абзаца.

Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения

первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас

задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна

нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

8. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.

Знаменитый художник В.В. Стасов так. говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин — художник народный. Всю

жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это

его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».

Предложенные виды обучающих заданий ставят своей целью научить учащихся активно прослушивать

текст,

анализировать

его

содержание

и

лингвистические

компоненты,

структурировать

информацию,

интерпретировать

текст,

создавать

собственный

текст,

аргументировать.

Проведение

целенаправленной

подготовки к написанию

сжатого изложения

положительно влияет на обогащение словарного запаса

и

грамматического

строя

речи

учащихся,

совершенствует

навыки

правописания,

учит

правильному

и

целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения. Работа,

направленная

на

обучение

написания

сжатого

изложения,

будет

более

эффективной,

если

элементы

комплексной работы по обучению чтению и пониманию текста систематически включать в уроки русского

языка и литературы в 5-9-ых классах, использовать для этого различные виды тренировочных упражнений.

Подготовка к написанию сжатого изложения - одна из центральных задач учителя при подготовке к ГИА.

Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо ученикам не только при

Абзацы текста

Опорные фразы

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся

уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со

стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени.

Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились

гостями.

Теперь,

когда

время

цена

достижения

своей

цели,

отдых

и

гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые

беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что

живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека

угнетает

избыточность

вынужденного

общения.

Особенно

это

заметно

в

городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать

уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к

обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её

навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на

первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда

есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую

трудную минуту.(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)

написании

сжатого

изложения,

но

и

при

подготовке

сообщений,

аннотаций,

составлении

тезисов,

конспектировании.

Рекомендованные вопросы для всестороннего анализа текста:

1.О чём в текст? Какова его тема?

4.На какой вопрос отвечает автор текста: ч т о произошло? К а к о в (к а к о й) предмет? П о ч е м у автор

утверждает что-то? (Определите тип речи.)

2. Что самое главное хотел сказать автор читателю? Для чего он писал этот текст? (Определите идею –

главную мысль текста.)

3. На какие части можно разделить текст? Выделите микротемы (этапы) развития мысли автора

5.Каковы основные смысловые части (микротемы) текста? (Составьте план.)

6.Как связываются предложения и абзацы в данном тексте? (Определите языковые средства связи.)

7. Какова задача автора: простое сообщение или воздействие на читателя? Для какой сферы общения

предназначен текст? (Определите стиль текста и языковые средства, характерные для данного стиля.)

8. Какие ключевые слова, синонимы, эпитеты, метафоры, использует автор в соответствии с замыслом?

Как выражается авторская оценка? (Определите особенности языка произведения.)



В раздел образования