Автор: Карпушина Ирина Кимовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 6
Населённый пункт: г. Калуги
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в доу в летний период"
Раздел: дошкольное образование
Использование здоровьесберегающих технологий
в доу в летний период
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. До 7 лет идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется
характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у
детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Лето – это самое благодатное время года. На улице тепло и есть возможность гулять, играть
столько, сколько пожелаешь. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и
движения. Простор и свежий воздух необходимы для здоровья и гармоничного развития ребенка.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою
специфику.
При осуществлении летней оздоровительной работы в детском саду наш коллектив
придерживается следующих принципов:
комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных
технологий;
непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных
мероприятий;
использование простых и доступных технологий;
формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических,
закаливающих и оздоровительных мероприятий;
интеграция программы профилактики закаливания в семью;
повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных
мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм и правил, оптимального
двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения,
организации питания, воздушно-теплового режима и использования различных форм
оздоровительной работы.
Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится в летний период и представляет
собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление детского организма.
Здоровьесбережение проводится во время подвижных игр, пальчиковых и дыхательных
гимнастик по методу А.Н. Стрельниковой, гимнастики для глаз, артикуляционной гимнастики,
применении су-джок терапии, босохождения по "дорожкам здоровья", утренних гимнастик и
физкультурных занятий, физкультурных досугов и праздников, прогулок-походов, проведении
занятий "Азбука здоровья", самомассажа, развития мелкой моторики пальцев рук (лепка из
соленого теста, квиллинг, оригами, игры). Так же мы используем в своей работе разнообразные
формы работы с родителями: выставки, семинары-практикумы, консультации, участие в
прогулках-походах, информационные стенды, родительские собрания.
Применение здоровьесберегающих технологий, комплексность, взаимодействие всех
специалистов ДОУ - повышает результативность воспитательно - образовательного процесса,
формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и
укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает
максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту
продолжительность сна и других видов отдыха.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности
детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Прогулка – один из
важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени
реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные
игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует
закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность
развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей
действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и
благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне
чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе
подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим
двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию,
увеличивая или уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр, в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения
в основных видах движений:
· Бег и ходьба
· Прыжки
· Метание, бросание и ловля мяча
· Упражнения на полосе препятствий
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному
совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных
сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
Для оздоровления детей дошкольного возраста рекомендуем также проводить массовые
мероприятия, способствующие популяризации здорового образа жизни: тематические праздники
«День здоровья», спортивно-оздоровительные мероприятия, приуроченные к определенным
праздникам, торжественным датам, экскурсии на природу или в парки, походы на спортивные
соревнования, экскурсии и походы в музеи, соревнования.
Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего
времени и добиться, чтобы ребѐнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и
полюбил удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет
большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.