Напоминание

СТАТЬЯ «СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»


Автор: Унтевская Ирина Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №13" село Тугулук Грачевского муниципального округа Ставропольского края
Населённый пункт: село Тугулук
Наименование материала: Научная статья
Тема: СТАТЬЯ «СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАТЬЯ «СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Аннотация: в данной статье раскрываются особенности организации

современной

цифровой

образовательной

среды

как

условие

для

инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации,

описаны

ее

структурные

компоненты,

условия

эффективного

функционирования и задачи, решение которых способствует всестороннему

развитию личности воспитанников детского сада.

Ключевые слова: воспитательно-образовательный процесс, дошкольная

образовательная

организация,

информационно-коммуникационные

технологии, цифровая образовательная среда.

Жизнь человека в современном мире невозможно представить без

использования информационных и коммуникационных технологий, которые

способствуют раскрытию его творческого потенциала, успешности в работе

и обучении, профессиональному карьерному росту [4].

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет круг задач перед

педагогами дошкольной образовательной организации, которые заключаются

в использовании новейших инновационных технологий при построении

целостного воспитательно-образовательного процесса.

В связи с этим проблема создания и эффективного функционирования

современной

цифровой

образовательной

среды

в

дошкольной

образовательной организации является актуальной [5].

Как отмечает Т.А. Бороненко, цифровая образовательная среда

современного детского сада базируется на применении в воспитательно-

образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий,

носящих системный порядок и удовлетворяющих требованиям ФГОС ДО [2].

Специфика использования потенциала цифровой образовательной

среды в обучении и воспитании дошкольников, по мнению Е.Д. Корягиной,

состоит в том, что она удовлетворяет потребности всех участников

образовательного

процесса

(обучающихся,

педагогов

и

родителей),

способствует всестороннему развитию личности каждого учащегося [5].

Е.Д.

Корянина

подчеркивает,

что

дети

дошкольного

возраста

отличаются особой любознательностью и готовностью к получению новых

знаний

посредством

использования

в

воспитательно-образовательном

процессе информационно-коммуникационных технологий [5].

Е.А. Дьякова подчеркивает, что цифровая образовательная среда являет

собой важное условие для инновационной деятельности в дошкольной

образовательной организации, реализация которого способствует:

1)

созданию особого единого пространства коммуникации для

взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками, обратной связи

участников образовательных отношений;

2)

управлению качеством основной образовательной программы

детского сада и программ дополнительного образования;

3)

созданию единого механизма работы всего педагогического

коллектива [4].

Д.А. Антонова относит цифровую образовательную среду детского

сада к динамично развивающейся и управляемой структуре, учитывающей

тенденции модернизации дошкольного образования и предоставляющей

комфортное

получение

дошкольниками

информационных

и

коммуникационных услуг [1].

Цифровая

образовательная

среда

дошкольной

образовательной

организации, по мнению С.В. Буцык, предполагает:

1.

Наличие и функционирование информационно-медийного фонда

с рабочими зонами как для воспитанников, так и для педагогов с

оборудованным помещением и медиатекой.

2.

Размещение

продуктов

деятельности

дошкольников

в

информационно-образовательной среде детского сада (на официальном сайте

и социальных сетях образовательной организации).

3.

Оптимизацию индивидуальной и групповой образовательной

деятельности детей с использованием информационно-коммуникационных

технологий.

4.

Планирование

воспитательно-образовательного

процесса,

в

целом, и его отдельных этапов (бесед, дискуссий, выступлений, опытно-

экспериментальной

и

проектной

деятельности)

во

время

проведения

образовательной и кружковой деятельности, режимных моментах.

5.

Обеспечение

доступа

обучающихся

детского

сада

к

медиаресурсам, техно-графическим и аудио-видеоматериалам в библиотеке

[3].

Структурными

компонентами

цифровой

образовательной

среды

детского сада являются: официальный сайт дошкольной образовательной

организации и возрастной группы (сайты воспитателя, специалистов),

электронная почта участников образовательного процесса, электронный

календарь,

система

электронного

документооборота,

дистанционное

обеспечение

воспитательно-образовательного

процесса,

корпоративный

портал для педагогов, система поддержки компьютерной техники [4].

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям эффективного

функционирования структурных компонентов цифровой образовательной

среды дошкольной образовательной организации относятся:

-

обеспечение

процесса

обучения

дошкольников

технической,

методической

и

организационной

поддержкой,

программными

инструментами;

- наличие компонентов образовательной деятельности на бумажных и

электронных носителях;

-

отображение

воспитательно-образовательного

процесса

в

информационной среде.

По

мнению

Е.Д.

Корягиной,

цифровая

образовательная

среда

дошкольной образовательной организации способствует решению таких

задач как создание информационно-методической поддержки воспитательно-

образовательного процесса, его планирования и ресурсного обеспечения [5].

Д.А.

Антонова

в

свою

очередь

к

первоочередным

задачам

функционирования современной цифровой образовательной среды детского

сада

относит

дистанционное

взаимодействие

всех

участников

образовательного процесса [1].

Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова в качестве важной задачи

использования современной цифровой образовательной среды в дошкольной

образовательной организации выделяют мониторинг и фиксацию результатов

образовательного процесса в ходе процедуры создания, поиска, сбора,

анализа, обработки, хранения и предоставления информации [2].

С.В.

Буцык

подчеркивает,

что

формирование

цифровой

образовательной среды детского сада представляет собой инновационный

процесс, принимающий во внимание такие условия, как:

1)

повышение ИКТ-компетентности педагогов;

2)

возможности

для

использования

информационно-

коммуникационных технологий в практике обучения дошкольников и

коррекции у некоторых обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья различных отклонений в психофизическом и речевом развитии;

3)

обеспеченность детского сада соответствующим оборудованием;

4)

практическое использование компьютерной техники и других

цифровых технологий как дошкольниками, так и педагогами, специалистами

дошкольной образовательной организации (учителем-логопедом, педагогом-

психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому

воспитанию и т.д.);

5)

открытый доступ к глобальной сети Интернет и локальной

внутренней сети образовательной организации, к ресурсам медиатек;

6)

непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой

образовательной среды [3].

В целях повышения цифровой грамотности воспитанников детского

сада, в особенности старших дошкольников, целесообразно организовать

обучение правильной работы с развивающими и обучающими онлайн-

сервисами для детей дошкольного возраста. Видя результат своих действий в

сети Интернет, дети стараются за минимальное время выполнить их.

В рамках повышения общей цифровой грамотности работа с онлайн-

сервисом также очень полезна. Дети видят, что любые их действия в сети

приводят к какому-то результату, понимают, что я могу узнать даже, сколько

секунд каждый ребенок думал над тем или иным заданием. Это позволяет, по

мнению Д.А. Антоновой, освободить время от рутинной работы во время

образовательной деятельности и мотивирует старших дошкольников к

дальнейшему обучению в школе [1].

Таким

образом

мы

пришли

к

выводу

о

том,

что

цифровая

образовательная среда дошкольной образовательной организации имеет свои

специфические особенности:

- успешное обучение воспитанников детского сада зависит от

оснащения воспитательно-образовательного процесса цифровой платформой

как объективно развивающейся глобальной информационной составляющей

образовательной среды;

- доступность цифровой среды, обратная связь между разными

группами детей и педагогов, объединенных в глобальной среде дошкольных

образовательных организаций территории;

- возможность показать индивидуальные достижения, активизировать

высокую степень самостоятельности в процессе обучения.

Современная

цифровая

образовательная

среда

является

важным

условием для инновационной деятельности в дошкольной образовательной

организации, а также открывает большие возможности для модернизации

воспитательно-образовательного процесса, в особенности для внедрения в

практику работы педагогов технологии электронного (дистанционного)

обучения, автоматизации управления качеством дошкольного образования,

формирования у дошкольников навыков обучения в цифровом мире,

усвоения навыков работы в сети Интернет.

Список литературы

1.

Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая

трансформация

системы

образования.

Проектирование

ресурсов

для

современной

цифровой

учебной

среды

как

одно

из

ее

основных

направлений

//

Вестник

Пермского

государственного

гуманитарно-

педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные

технологии в образовании. - 2018. - № 14. - С. 5–37.

2.

Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Развитие цифровой

грамотности дошкольников в условиях создания цифровой образовательной

среды // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2 (38). - С. 167–193.

3.

Буцык С.В. «Цифровое» поколение в образовательной системе

российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование. -

2019. - № 1. - С. 27–33.

4.

Дьякова Е.А., Сечкарева Г.Г. Цифровизация образования как

основа подготовки педагога XXI века: проблемы и решения // Вестник

Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2.

- С. 24–36.

5.

Корягина Е.Д. Цифровой аватар образования // Теоретическая

экономика. - 2019. - № 2 (50). - С. 62–66.



В раздел образования