Автор: Унтевская Ирина Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №13" село Тугулук Грачевского муниципального округа Ставропольского края
Населённый пункт: село Тугулук
Наименование материала: Научная статья
Тема: СТАТЬЯ «СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ «СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Аннотация: в данной статье раскрываются особенности организации
современной
цифровой
образовательной
среды
как
условие
для
инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации,
описаны
ее
структурные
компоненты,
условия
эффективного
функционирования и задачи, решение которых способствует всестороннему
развитию личности воспитанников детского сада.
Ключевые слова: воспитательно-образовательный процесс, дошкольная
образовательная
организация,
информационно-коммуникационные
технологии, цифровая образовательная среда.
Жизнь человека в современном мире невозможно представить без
использования информационных и коммуникационных технологий, которые
способствуют раскрытию его творческого потенциала, успешности в работе
и обучении, профессиональному карьерному росту [4].
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет круг задач перед
педагогами дошкольной образовательной организации, которые заключаются
в использовании новейших инновационных технологий при построении
целостного воспитательно-образовательного процесса.
В связи с этим проблема создания и эффективного функционирования
современной
цифровой
образовательной
среды
в
дошкольной
образовательной организации является актуальной [5].
Как отмечает Т.А. Бороненко, цифровая образовательная среда
современного детского сада базируется на применении в воспитательно-
образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий,
носящих системный порядок и удовлетворяющих требованиям ФГОС ДО [2].
Специфика использования потенциала цифровой образовательной
среды в обучении и воспитании дошкольников, по мнению Е.Д. Корягиной,
состоит в том, что она удовлетворяет потребности всех участников
образовательного
процесса
(обучающихся,
педагогов
и
родителей),
способствует всестороннему развитию личности каждого учащегося [5].
Е.Д.
Корянина
подчеркивает,
что
дети
дошкольного
возраста
отличаются особой любознательностью и готовностью к получению новых
знаний
посредством
использования
в
воспитательно-образовательном
процессе информационно-коммуникационных технологий [5].
Е.А. Дьякова подчеркивает, что цифровая образовательная среда являет
собой важное условие для инновационной деятельности в дошкольной
образовательной организации, реализация которого способствует:
1)
созданию особого единого пространства коммуникации для
взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками, обратной связи
участников образовательных отношений;
2)
управлению качеством основной образовательной программы
детского сада и программ дополнительного образования;
3)
созданию единого механизма работы всего педагогического
коллектива [4].
Д.А. Антонова относит цифровую образовательную среду детского
сада к динамично развивающейся и управляемой структуре, учитывающей
тенденции модернизации дошкольного образования и предоставляющей
комфортное
получение
дошкольниками
информационных
и
коммуникационных услуг [1].
Цифровая
образовательная
среда
дошкольной
образовательной
организации, по мнению С.В. Буцык, предполагает:
1.
Наличие и функционирование информационно-медийного фонда
с рабочими зонами как для воспитанников, так и для педагогов с
оборудованным помещением и медиатекой.
2.
Размещение
продуктов
деятельности
дошкольников
в
информационно-образовательной среде детского сада (на официальном сайте
и социальных сетях образовательной организации).
3.
Оптимизацию индивидуальной и групповой образовательной
деятельности детей с использованием информационно-коммуникационных
технологий.
4.
Планирование
воспитательно-образовательного
процесса,
в
целом, и его отдельных этапов (бесед, дискуссий, выступлений, опытно-
экспериментальной
и
проектной
деятельности)
во
время
проведения
образовательной и кружковой деятельности, режимных моментах.
5.
Обеспечение
доступа
обучающихся
детского
сада
к
медиаресурсам, техно-графическим и аудио-видеоматериалам в библиотеке
[3].
Структурными
компонентами
цифровой
образовательной
среды
детского сада являются: официальный сайт дошкольной образовательной
организации и возрастной группы (сайты воспитателя, специалистов),
электронная почта участников образовательного процесса, электронный
календарь,
система
электронного
документооборота,
дистанционное
обеспечение
воспитательно-образовательного
процесса,
корпоративный
портал для педагогов, система поддержки компьютерной техники [4].
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям эффективного
функционирования структурных компонентов цифровой образовательной
среды дошкольной образовательной организации относятся:
-
обеспечение
процесса
обучения
дошкольников
технической,
методической
и
организационной
поддержкой,
программными
инструментами;
- наличие компонентов образовательной деятельности на бумажных и
электронных носителях;
-
отображение
воспитательно-образовательного
процесса
в
информационной среде.
По
мнению
Е.Д.
Корягиной,
цифровая
образовательная
среда
дошкольной образовательной организации способствует решению таких
задач как создание информационно-методической поддержки воспитательно-
образовательного процесса, его планирования и ресурсного обеспечения [5].
Д.А.
Антонова
в
свою
очередь
к
первоочередным
задачам
функционирования современной цифровой образовательной среды детского
сада
относит
дистанционное
взаимодействие
всех
участников
образовательного процесса [1].
Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова в качестве важной задачи
использования современной цифровой образовательной среды в дошкольной
образовательной организации выделяют мониторинг и фиксацию результатов
образовательного процесса в ходе процедуры создания, поиска, сбора,
анализа, обработки, хранения и предоставления информации [2].
С.В.
Буцык
подчеркивает,
что
формирование
цифровой
образовательной среды детского сада представляет собой инновационный
процесс, принимающий во внимание такие условия, как:
1)
повышение ИКТ-компетентности педагогов;
2)
возможности
для
использования
информационно-
коммуникационных технологий в практике обучения дошкольников и
коррекции у некоторых обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья различных отклонений в психофизическом и речевом развитии;
3)
обеспеченность детского сада соответствующим оборудованием;
4)
практическое использование компьютерной техники и других
цифровых технологий как дошкольниками, так и педагогами, специалистами
дошкольной образовательной организации (учителем-логопедом, педагогом-
психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому
воспитанию и т.д.);
5)
открытый доступ к глобальной сети Интернет и локальной
внутренней сети образовательной организации, к ресурсам медиатек;
6)
непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой
образовательной среды [3].
В целях повышения цифровой грамотности воспитанников детского
сада, в особенности старших дошкольников, целесообразно организовать
обучение правильной работы с развивающими и обучающими онлайн-
сервисами для детей дошкольного возраста. Видя результат своих действий в
сети Интернет, дети стараются за минимальное время выполнить их.
В рамках повышения общей цифровой грамотности работа с онлайн-
сервисом также очень полезна. Дети видят, что любые их действия в сети
приводят к какому-то результату, понимают, что я могу узнать даже, сколько
секунд каждый ребенок думал над тем или иным заданием. Это позволяет, по
мнению Д.А. Антоновой, освободить время от рутинной работы во время
образовательной деятельности и мотивирует старших дошкольников к
дальнейшему обучению в школе [1].
Таким
образом
мы
пришли
к
выводу
о
том,
что
цифровая
образовательная среда дошкольной образовательной организации имеет свои
специфические особенности:
- успешное обучение воспитанников детского сада зависит от
оснащения воспитательно-образовательного процесса цифровой платформой
как объективно развивающейся глобальной информационной составляющей
образовательной среды;
- доступность цифровой среды, обратная связь между разными
группами детей и педагогов, объединенных в глобальной среде дошкольных
образовательных организаций территории;
- возможность показать индивидуальные достижения, активизировать
высокую степень самостоятельности в процессе обучения.
Современная
цифровая
образовательная
среда
является
важным
условием для инновационной деятельности в дошкольной образовательной
организации, а также открывает большие возможности для модернизации
воспитательно-образовательного процесса, в особенности для внедрения в
практику работы педагогов технологии электронного (дистанционного)
обучения, автоматизации управления качеством дошкольного образования,
формирования у дошкольников навыков обучения в цифровом мире,
усвоения навыков работы в сети Интернет.
Список литературы
1.
Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая
трансформация
системы
образования.
Проектирование
ресурсов
для
современной
цифровой
учебной
среды
как
одно
из
ее
основных
направлений
//
Вестник
Пермского
государственного
гуманитарно-
педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные
технологии в образовании. - 2018. - № 14. - С. 5–37.
2.
Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Развитие цифровой
грамотности дошкольников в условиях создания цифровой образовательной
среды // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2 (38). - С. 167–193.
3.
Буцык С.В. «Цифровое» поколение в образовательной системе
российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование. -
2019. - № 1. - С. 27–33.
4.
Дьякова Е.А., Сечкарева Г.Г. Цифровизация образования как
основа подготовки педагога XXI века: проблемы и решения // Вестник
Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2.
- С. 24–36.
5.
Корягина Е.Д. Цифровой аватар образования // Теоретическая
экономика. - 2019. - № 2 (50). - С. 62–66.