Автор: Львова Юлия Адольфовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ №63
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационные технологии на музыкальных занятиях
Раздел: дошкольное образование
Отчет
,, Использование инновационных технологий
на музыкальных занятиях,,
Работа выполнена музыкальным руководителем
Львовой Ю.А.
Краткая характеристика
1. Анализ проведения занятий с позиций здоровьесбе-
режения
2. Постановка цели, задач.
3. Логоритмика
4. Дыхательная гимнастика
5. Артикуляционная гимнастика
6. Сказкотерапия
7. Пальчиковая гимнастика
8. Планирование работы с детьми
9. Результативность
10. Взаимодействие с родителями
11. Заключение
Краткая характеристика
Применяемые мной современные инновационные технологии включены во
все музыкальные занятия, при организации различных видов деятельности.
Благодаря использованию технологий, образовательный процесс становится
целесообразным,
результативным,
эффективным,
современным.
Их
применение дает положительную оценку роста развития воспитанников.
Основа моего опыта базируется на программах и методических пособиях по
музыкальному воспитанию:
,,Дыхательная гимнастика,, А. Стрельниковой, ,,Музыкальное воспитание,, О.
Рыдановой,
,,Ритмическая
мозайка,,
и
,,Топ-
хлоп
малыши,,
А.Бурениной,
,,Зеленый
огонек,,
М.
Картушиной,
,,Элементарное
воспитание,, Т. 1
Тютюнниковой, ,,Праздник каждый день,, И.Каплуновой, ,,Ритмика для
малышей,, и ,,Пальчиковые игры,,Е. Железновой.
Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование
разнообразных здоровьесберегающих технологий:
- валеологические песенки и распевки
-артикуляционная гимнастика
-дыхательная гимнастика
-сказкотерапия
-игровой массаж
-пальчиковые игры
-музыкотерапия
1. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
- Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и
свежесть
воздуха,
рациональность
освещения,
отсутствие
звуковых
раздражителей и т.д.- соответствует нормам СанПин.
- Продолжительность занятий соответствует возрасту.
- Количество видов деятельности( 3-5 за занятие) соответствует возрасту
ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности
другой, способствуют утомлению детей, приводят к утрате внимания,
интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных
видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10мин.
- Статические и динамические виды деятельности чередуются.
- Психологический климат на занятии.
В основном, занятия проходят в спокойной обстановке.
- Темп и особенности начала и окончания занятия.
На занятия дети приходят в разном настроении. Иногда сложно с ними
начать
работу.
К
концу
занятия
могут
уставать.
2
2 ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ.
Цель:
Организовать
музыкально-
оздоровительную
работу,
обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физи-
ческого
здоровья,
выявление
и
развитие
музыкальных
и
творческих
способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Оздоровительные задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей.
- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные
возможности детского организма ( устойчивость к заболеваниям)
Результаты работы:
-Сделана подборка: пальчиковых игр для детей младшего и среднего
возраста,
дыхательной
и
артикуляционной
гимнастике,
музыкально-
подвижных игр, валеологических песенок распевок.
- Составлен алгоритм проведения музыкального занятия с использованием
здоровьесберегающих
технологий(виды
деятельности
варьируются
в
зависимости от плана занятия и настроя детей)
-Проведена
совместная
музыкальная
деятельность
с
педагогами
и
родителями (праздники, развлечения, досуги, консультации,
открытые
занятия)
3 ЛОГОРИТМИКА
3
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Овладение чистой и правильной речью способствует формированию у
ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных
качеств. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют
снятию напряженности. Под влиянием регулярных логоритмических
упражнений у детей происходит положительная перестройка дыхательной,
сердечно-сосудистой, двигательной, речедвигательной и других систем,
укрепляется костно-мышечный аппарат. Многократное повторение
изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых и
речевых навыков. Приемы работы подбираю с учетом степени усвоения
двигательного и речевого материала:
Наглядно-зрительный(показ):
-тактильно-мышечная наглядность
-наглядно-слуховая(песня, музыка)
Словесные:
Описание, объяснение, беседа, словесная инструкция
Практические:
-игровой метод (при разучивании новых упражнений)
-соревновательный (для совершенствования уже отработанных упражнений)
Логоритмическое упражнение ,,Разминка,,
Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом:
Головами покиваем, носиками помотаем,
А зубами постучим и немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим и про ручки не забудем.
Пальчиками потрясем и немножко отдохнем.
Мы ногами поболтаем и чуть- чуть поприседаем.
Ножку ножкой подобьем и сначала все начнем.
Логоритмическое приветствие. 4
Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь.
Я ребятам очень рада и похлопать всем нам надо.
Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь.
Я ребятам очень рада и потопать(покружиться, попрыгать)всем нам надо.
Упражнение ,,Бежали бегемотики,,
Упражнению предшествует показ слайдов (змея, лягушка, бегемот)
Бежали бегемотики, надутые животики (кулачки по коленкам)
Бежали и бежали и дружно повторяли:
Ладонь (2 открытые ладони), кулак (пальцы в кулачке)
Ты тоже делай так ( ладонь, кулак)
Веселые лягушки ( пальцы врозь, имитируем лапки и прыжки лягушки)
Скакали на опушке.
Скакали и скакали и дружно повторяли:
Ладонь- кулак, ты тоже делай так!
А маленькая змейка (трем ладони около уха)
В траве ползла шуршала,
А маленькая змейка за всеми повторяла:
Ладонь-кулак, ты тоже делай так
4 ИГРОВАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также 5
продолжительность, силу и правильное распределение речевого выдоха,
тренировка
согласованной
работы
дыхательной,
голосовой
и
артикуляционных систем.
Для проведения этого вида деятельности, использую: снежинки, Водную
флейту, перышки, свечу и т.д.
Упражнение ,,Часики,,
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Взмахи прямых рук вперед-назад со
словами ,,Тик- так,,. Повторяется 10раз.
Упражнение ,,Перышко,,
Каждому ребенку кладется на ладонь перышко.
Сделать
глубокий
вдох
через
нос
и
медленный
выдох
через
чуть
приоткрытый рот. Перышко улетает с ладони. Упражнение повторяется 5-10
раз.
Упражнение ,,Пузыри,,
Нужно точно дунуть в клечко и выдуть максимальное количество пузырей.
Это упражнение развивает меткость выдыхаемой струи.
Упражнение ,,Задуй свечу,,
Нужно медленно выдыхать на свечу не задувая ее. Через 5-10 раз, свеча
задувается.
Такая игровая дыхательная гимнастика быстро усваивается детьми и
вызывает приятные эмоции.
5 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнение ,,Мячики,,
Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, перемещать комок воздуха из правой
щеки в левую. В конце каждого движения, задержка воздуха на несколько
секунд.
Упражнение ,,Хомячок,,
Попеременно
надуваем
и
сдуваем
щеки,
чередуем
напряжение-
расслабление, сопровождаем упражнение стихотворением:
Хомячок надует щечки, 6
У него зерно в мешочке,
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
6 СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказкотерапия- один из видов здоровьесберегающих технологий.
Является инновационным методом в работе с детьми, который позволяет
мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая
при этом самые разные задачи.
Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка, способствует
построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых
моделей поведения и реагирования. Это метод развивает умение слушать
себя и других, учить принимать и создавать новое.
В сказке в символической форме содержится информация о том как
приобретать
и
ценить
любовь
и
дружбу,
какими
ценностями
руководствоваться в жизни, как строить отношения с детьми и родителями.
Целью моей работы стало:
Использование
метода
сказкотерапии
в
работе
с
детьми
в
системе
здоровьесбережения.
Задачи:
1 Обогащение внутреннего эмоционального мира ребенка
2 Знакомство с культурой разных народов
3 Развитие речевого творчества и воображение ребенка
В своей работе я использую народные и авторские сказки. В апреле, дети
младшего и среднего возраста, посмотрели сказку би- ба-бо
,,Маша и медведь,,
7
7 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую
связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев
рук, я способствую скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры на
музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку- тексты пропеваются
или музыка звучит фоном.
Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что по сути это
коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей простотой,
напевностью, ритмичностью. Художественный образ находится в тесной
связи со стихотворным текстом и ритмическими движениями, что вызывает у
детей
высокую
эмоциональную
отзывчивость.
При
постоянном
использовании их, у детей развиваются музыкальные способности: слух,
ритм, музыкальная память, вокальные данные.
,,Пальчики- малышки,, Г. Вихарева
1.
Пальчики- малышки в домиках живут (вертят кулачками)
Позовем их в гости и они придут (манят к себе)
На проигрыше, хлопки в ладоши.
1.
Вот они шагают, в гости к нам идут (попеременно ладонями по
коленям)
Пальчики- малышки песенку поют.
2.
Пляшут наши пальчики. Музыка, играй!
Веселятся пальчики, ты им помогай. (фонарики на уровне глаз)
3.
Пальчики устали, хватит им плясать (поглаживают ладони)
Убежали в домики, будут крепко спать. (обе ладони поднести к ушку,
они уснули, закрыть глазки)
,,Паучок ходил по ветке,, Е.Железнова
(Перед п/г дети смотрят видео (You
Tube? Паучок, пальчиковые
песенки 2014 г)
Паучок ходил по ветке (одна рука согнута в локте, пальцы врозь- это
дерево. Пальцы второй руки имитируют движения паучка по дереву)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (стряхивающее движение-дождик)
Паучков на землю смыл. (ладони положить на колени)
Солнце стало пригревать, (пальцы врозь- солнышко) 8
Паучок ползет опять, а за ним ползут все детки,(начальные дв-ия)
Чтобы погулять на ветке.
8 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Время проведения
Технология
Репертуар
Январь
Массаж(Су-джок)
Дыхательная гимнастика
Релаксация
Креативный танец
,,Колкий ежик,,
,,Ежик по лесу шагал,,
Упр.,,Снежинки,,
,,Утро,, Э.Григ
,,Укутаны снегом,,Иоффе
Февраль
Логоритмика
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Оздоровительная
гимнастика
,,Едем на лошадке,,
Е.Железнова
Упражнение ,,Задуй
свечу,,
,,Пальчики- малышки,,
,,Руки вверх, руки вниз,,
Март
Сказкотерапия
Креативный танец
Пальчиковая гимнастика
Логоритмика
Артикуляционная
гимнастика
Сказка би-ба-бо
,,Маша и медведь,,
,,Колечки,, А.Евтодьева
,,1,2,3,4,5,,
,,Паучок ходил по ветке,,
Упражнения: ,,Мячики,,
,,Хомячки,,
Апрель
Пальчиковая гимнастика
Валеологическая песня
Логоритмика
Дыхательная гимнастика
,,Пальчик мой,,
,,Здравствуйте ладошки,
,,Я здороваюсь везде,,
Упражнение ,,Часики,,
Май
Логоритмика
Дыхательная гимнастика
Массаж с шишками
Пальчиковая гимнастика
,В лес весенний мы
пойдем,,
,Перышки,,,
,,По тропинке ежик
шел,,
,,Бежали бегемотики,,
9
9 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Ожидаемые результаты инновационной деятельности:
1 Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2 Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными)
3 Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей
4 Повышение уровня речевого развития
5 Стабильность физической и умственной работоспособности
10 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Самая любимая форма взаимодействия с семьей- это совместные праздники,
досуги, развлечения. Проведение таких мероприятий приносит много
радости и удовлетворения и детям и взрослым. Общее сопереживание
сближает, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах.
Для ознакомления и
приобщения родителей к здоровому образу жизни в ДОУ:
- в каждой группе находятся рекомендации и упражнения для занятий с
ребенком в домашних условиях.
- проводятся индивидуальные консультации
- на сайте сада или страничке музыкального руководителя, где информация
регулярно обновляется, можно познакомиться с успехами своего ребенка
- показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих
технологий.
11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкально- оздоровительная работа в ДОУ - процесс, направленный на
развитие музыкальных и творческих способностей детей,
сохранение и укрепление психофизического здоровья с целью формиро-
вания полноценной личности ребенка. 10
б