Напоминание

Развивающие игры на кухне


Автор: Заверехина Екатерина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №106"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Развивающие игры на кухне
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающие игры на кухне

Как совместить домашние дела и развитие ребенка? Чем занять малыша, пока мама

готовит на кухне или хочет побаловать всю семью сладкой выпечкой? Между

делом, в игровой форме, можно учиться считать, сортировать предметы по

разным признакам, развивать ловкость и мелкую моторику.

Подборка самых увлекательных игр для малышей от года до трех, которыми можно

занять ребенка, пока мама (или папа) хлопочет по хозяйству.

На развитие ребенка не надо тратить много времени и сил! Настоящая, взрослая

посуда, еда и предметы обихода, что может быть любопытнее для маленького

человека?

Сковородки, кастрюли, половники

Играем с крупами

Угости игрушки

Один, много, поровну

Варим суп

Наливаем, выливаем, переливаем

Веселые прятки

Сок для куклы

Готовим вместе

Сковородки, кастрюли, половники

Дети любят играть с кастрюлями и сковородками. Покажите ребенку, как накрыть

кастрюлю крышкой, когда у него это будет хорошо получаться, дайте ему

несколько кастрюль или сковородок разного размера с крышками (для начала

хватит двух), пусть он попробует правильно подобрать крышку подходящего

размера.

Дайте малышу ложку или половник. Покажите, какие звуки получаются, если

стучать по кастрюле. Поэкспериментируйте, переверните кастрюлю вверх дном и

послушайте вместе, как изменился звук.

Сравните как звучат разные кастрюли и сковородки. А если стучать не железной, а

деревянной ложкой? А если пластмассовой? Попробуйте стучать по разным

поверхностям. Дайте ребенку две ложки, пусть стучит ими друг о друга:

железные, деревянные, пластмассовые.

Играем с крупами

Это одна из самых долгоиграющих игр. Игры с крупами очень нравятся детям, но

будьте бдительны! Следите за малышом в оба глаза!

Вам понадобится средний тазик и несколько упаковок фасоли. Наполните тазик

фасолью.

Возьмите маленькую резиновую или пластмассовую игрушку, покажите ребенку, а

затем спрячьте у него на глазах в тазике с фасолью. Если малыш не понимает, что

надо делать, найдите игрушку сами и отдайте малышу. Где игрушка? А вот она!

Прячьте игрушку по очереди. В игре можно также изучать цвета и размеры: где

зеленая лягушка? Где маленькая красная машинка?

Дайте ребенку пластиковую бутылку с широким горлышком, покажите ребенку, как

брать фасолины по одной штуке и складывать в бутылку. Эта игра надолго

увлечет ребенка, но не спускайте с него глаз ни на секунду!!! Разрешайте играть с

ребенку с фасолью, только если вас ничто не отвлекает.

Возьмите еще один тазик и дайте ребенку ложку. Себе в руку тоже возьмите ложку

и начинайте перекладывать фасоль из одного тазика в другой. Подберите ребенку

ложку такого размера, чтоб ему было удобно ее держать и перекладывать. С

самого начала учите ребенка держать ложку правильно, не заживая ее в кулак.

Добавьте в тазик с фасолью манку. Возьмите крупное сито и покажите малышу, как

можно отделить манку, просеяв содержимое тазика через сито. Фасоль можно

заменить другой крупой, например, гречкой.

Не выкидывайте коробки от шоколадных конфет, вместо конфет мы будем

складывать в них фасоль. Можно выкладывать по одной штучке в каждое

углубление рукой, можно пересыпать ложкой или кухонными щипцами.

Возьмите еще один тазик, насыпьте туда гречку или рис. Дайте малышу поиграть в

те же игры со вторым тазиком, прячьте в нем игрушки, пересыпайте из одного

стакана в другой, ложкой в бутылку и обратно

Угости игрушки

Возьмите три любимые игрушки малыша: куклу, зайца, медвежонка или даже

машинку. Перед каждым «гостем» поставьте тарелку. Рассуждайте вместе:

сколько тарелок нам понадобится?

Давайте малышу тарелки по одной, проговаривая, одна тарелка для мишки, еще

одна для куклы и т.д. Посчитайте сколько тарелок расставили, обратите внимание

малыша, что каждому гостю досталось по тарелке – у нас трое гостей и три

тарелки, каждому по одной.

Для угощения понадобятся конфеты (настоящие или вырезанные из бумаги),

конфеты можно заменить небольшими яблоками, печеньем и пр.

Попросите малыша угостить игрушки, дайте ему только две конфеты. Как так

получилось, что не всем хватило? Сколько надо еще конфет? Правильно, еще

одну конфету. Вот теперь всем хватило, раз, два, три. Если малыш затрудняется,

проговаривайте и считайте сами.

Игрушки очень любят конфеты, давай дадим им еще по одной? Докладывая

конфеты, не забывайте комментировать все свои действия. "Мы положили Мишке

еще одну конфету, теперь у него сколько конфет? Раз, два – две конфеты"

Немного усложним игру. В гости пришли три игрушки. Давай самому большому

дадим три конфеты – он самый голодный, среднему две и самому маленькому –

одну.

Помогите малышу рассадить игрушки по росту и размеру. Выбирайте таких

«гостей», чтоб было заметно кто самый большой, а кто самый маленький.

Спросите у малыша: кто тут самый большой? Его посадите первым, затем

спросите кто самый маленький? А тот кто остался – средний, ни большой и ни

маленький, его мы посадим посередине. Вот как они у нас сидят, выделяйте

голосом: Мишка – самый большой (грубым голосом), а собачка самая маленькая

(тоненьким голосом)

В другой раз игрушки опять пришли в гости. Дайте малышу четыре конфеты.

Почему одна осталась лишняя? Потому что в гости пришли только три игрушки, а

у нас четыре конфеты – одна лишняя.

Один, много, поровну

Так же, как и в предыдущей игре, будем угощать игрушки лакомствами. Рассадите

игрушки и раздайте всем по одной конфетке. Мишка у нас самый голодный, он

просит добавку, на тебе мишка, еще одну конфетку. Мишка просит еще, давай

дадим ему еще конфетку. Сколько теперь у мишки конфеток? Много. А сколько у

куклы? Одна.

Мишка хочет поделиться с куклой конфетами, чтобы у всех было поровну.

Возьмите три мишкины конфеты и одну конфету у куклы. Научите малыша

делить поровну: одна конфета мишке, одна кукле, одна мишке, одна кукле. Вот

теперь у них конфет поровну.

Варим суп

Поговорите с малышом о том, какие продукты мы используем для приготовления

того или иного блюда. Попросите его помочь с выбором овощей для супа.

Положите перед ним на выбор разные овощи и фрукты. Когда вы почистите и

порежете необходимые овощи ингредиенты, малыш может сложить все в

кастрюлю, перемешать, посолить и поперчить. Для развития мелкой моторики

набирать пальчиками щепотку соли и солить суп – очень полезное упражнение.

Если вы еще не рискуете давать ребенку настоящие продукты, можно поиграть

понарошку. Возьмите куклу, она собирается варить вкусный супчик на обед.

Разложите карточки с овощами или пластмассовые овощи, пусть ребенок

поможет ей выбрать из чего приготовить суп, затем он может все сложить в

кастрюльку, добавить специи и все перемешать.

Наливаем, выливаем, переливаем

Игры с водой развивают координацию движений, точность, ловкость. Играть с

водой особенно приятно в жаркий день, многие из предоставленных тут игр

можно перенести в ванную и играть во время купания.

Поставьте на стол миску с водой и пустую чашку, дайте ребенку в руки ложку,

покажите, как ложкой переливать воду из одной емкости в другую

вместо ложки возьмите половник: "смотри, как быстро мы перелили воду

половником!" с детьми постарше посчитайте сколько в миске ложек воды и

сколько половников

Возьмите миску с водой и несколько пустых банок разной высоты, переливайте воду

из миски в банки и следите с ребенком за тем как они наполняются, сколько воды

поместилось в большую банку? А сколько в маленькую? В большую банку мы

вылили всю воду и еще осталось место, а маленькая наполнилась до того, как у

нас кончилась в миске вода

Возьмите несколько одинаковых по размеру, но разных по высоте банок, наполните

их водой. Возьмите миску и вылейте туда воду из первой банки, отметьте до куда

дошла вода. Вылейте воду, спросите у ребенка, как он думает во второй банке

воды больше или меньше, скорее всего он ответит, что больше воды в той банке,

которая выше. Вылейте воду из второй банки и проверьте до куда теперь дошла

вода. Объясните ребенку, что банки одинаковые по вместимости, несмотря на

разную высоту: "Эта банка высокая и узкая, а эта низкая, но зато широкая"

Налейте в миску воду, рядом поставьте пустую миску, дайте ребенку в руки губку и

научите переносить воду из одной емкости в другую при помощи губки: сначала

намочить губку, а затем выжать во вторую миску

Веселые прятки

Возьмите два одинаковых стакана и одно маленькое яблоко или игрушку. Покажите

ребенку, что вы прячете игрушку под одним из стаканов, пусть он найдет ее. Со

временем усложните игру, малыш отворачивается, а вы прячете игрушку, затем

поменяйтесь ролями

Возьмите несколько яблок и миску побольше. Спрячьте одно яблоко под миской,

спросите у ребенка: Сколько там яблок? Поднимите миску и посмотрите: Здесь

одно яблоко! Накройте два яблока и повторите игру. Вместо яблок можно взять

черешню или виноград, играйте, каждый раз добавляя по одной ягоде, пока

малышу не надоест. Затем можно добавлять сразу по две ягоды 2,4,6 и т.д

На глазах у ребенка заверните небольшую игрушку в кусочек фольги. Дайте ему

самому развернуть фольгу и вытащить игрушку

Сок для куклы

Приготовьте прозрачную банку или стакан, ложку, пищевые красители разных

цветов, сахар, растворимый кофе.

Кукла очень хочет пить, давай приготовим для нее вкусный сок! Разрешите малышу

смешивать цвета и смотреть, как вода окрашивается, учите его аккуратно мешать

ложкой. Угостите куклу получившимся «соком». А если кукла заболела, то это

уже не сок, а самое настоящее «лекарство от простуды»

Готовим вместе

Испеките вместе с ребенком печенье. Для этого подойдет рецепт коржиков к чаю на

кефире. Дайте ему просеять муку, раскатать тесто и вырезать фигурки: катайте из

теста колобки и блинчики, лепите «пирожки» для гостей.

Конечно же, все то же самое можно проделать с пластилином. Тогда в игру можно

добавить еще и сортировку по цветам, счет. Давай пригласим кукол на

праздничный обед и налепим много пирожков. Лепите пирожки и

пересчитывайте: один пирожок, еще один пирожок и еще один, вот как у нас

получилось много пирожков! Давай кукле дадим три красных пирожка, мишке

три желтых пирожка, а зайке три зеленых и т.д фантазия безгранична

Фруктовый салат. Приготовьте мягкие фрукты, которые легко резать, дайте малышу

не острый нож (можно одноразовый) и помогите ему нарезать фрукты под вашим

чутким руководством, а потом вместе съешьте!

Возьмите целое яблоко, покажите малышу, скажите, что это яблоко целое и

предложите его разрезать. Разрежьте яблоко пополам, покажите каждую

половинку – вот одна половинка, а вот еще одна половинка, две половинки.

Сложите половинки вместе, покажите, что яблоко одно, а половинок две.

Возьмите яблоко другого цвета, но похожего размера. Также, как и первое

разрежьте пополам. Попробуйте поменяться половинками и приставить их к

разным яблокам. А теперь давай кушать. Съели половинку яблока сколько

осталось? И сами отвечайте – осталось пол яблока.

Для детей постарше можно продолжить игру и разрезать каждую половинку еще раз

пополам, получилось четыре четвертинки. Сколько останется если мы съедим

четвертинку? Три четверти, раз, два, три

Испеките вместе с ребенком простой шоколадный тортик и хорошо остудите.

Возьмите нож и тарелки, отрезайте от торта кусочки и раскладывайте по

тарелкам. Обратите внимание малыша, что торта остается все меньше и меньше.

Можно, как и с яблоками, разрезать торт пополам и затем на четверти, можно

разрезать на разные по величине куски и комментировать – самый большой кусок

достался (...), а самый маленький съест (...)



В раздел образования