Напоминание

Современные технологии в образовании


Авторы: Демченко Ольга Павловна, Корсунова Ольга Александровна
Должность: преподаватель микробиологии, преподаватель химии
Учебное заведение: Краснодарского краевого базового медицинского колледжа
Населённый пункт: г.Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Современные технологии в образовании
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

О.П. Демченко, преподаватель микробиологии

О.А. Корсунова, преподаватель химии

ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Сегодня образование переживает сложный период реформирования и

переоценки ценностей. Естественно, что многое корректируется в соответствии с

изменившейся обстановкой в обществе. Но система образования ориентирована

на индивидуальный подход к каждому обучающемуся, воспитанию всесторонне-

развитой личности, способной к самореализации.

Проблемы реформирования и совершенствования содержания образования,

методической подготовки преподавателя являются в настоящее время наиболее

важными.

Ориентация

на

гуманизацию

обучения

и

формирование

личности

обучающегося

предполагает

признание

преподавателем

ее

ценности

для

современного общества. Актуальным сегодня является поиск собственных

эффективных

путей,

методических

приемов,

способствующих

развитию

личности, как преподавателя, так и студента. Ибо от личности преподавателя во

многом

зависит

восприятие

обучающимися

того

материала,

который

он

предлагает на занятии.

В связи с этим остро поднимается ряд вопросов: как научить, с помощью

чего, каких методов и приемов, технологий, соблюдая при этом важнейшие цели

обогащение внутреннего духовного мира молодого человека.

Каждый преподаватель в своей работе должен соблюдать приоритет

воспитание

через

обучение,

забота

о

всестороннем

развитии

личности,

воспитание человека думающего самостоятельно, гибко.

В

решении

данной

проблемы

Образование

обращается

к

теме

«Инновационные образовательные технологии».

Понятие

"технология

обучения"

на

сегодняшний

день

не

является

общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология

обучения рассматривается как системный метод создания, применения и

определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом

технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, перед которым стоят

задачи оптимизации форм образования. Педагогическое мастерство состоит в том,

чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства

обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными

задачами.

Технология

обучения

системная

категория,

структурными

составляющими которой являются:

цели обучения, содержание обучения,

средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса,

обучающийся, преподаватель; результат деятельности.

Существует множество определений сущности педагогических технологий -

термина, который стал довольно популярным в последнее десятилетие. Одно из

них дается в Толковом словаре русского языка: «Технология – это совокупность

1

приемов, применяемых в каком-либо деле, в исскустве».

Педагогическая литература предлагает целый ряд инновационных

образовательных технологий, которые могут раскрываться и складываться в руках

опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества

факторов, к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны.

Наиболее

часто

используемыми

современными

технологиями,

данной

группы с учетом особенностей учебного процесса медицинского колледжа,

характером мышления и восприятия учебного материала студентам, уровнем их

общего развития на наш взгляд являются: педагогика сотрудничества и гуманно-

личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Педагогика сотрудничества, как целостная технология пока не воплощена в

конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария,

однако её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии,

составили основу «Концепции среднего образования РФ». Поэтому педагогику

сотрудничества

надо

рассматривать

как

особого

типа

«проникающую»

технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления,

источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие

современные педагогические технологии как их составная часть.

Педагогика

сотрудничества

имеет

следующие

классификационные

характеристики:

по уровню применения – общепедагогическая технология;

по основному фактору развития – комплексная биосоцио- и психогенная;

по ориентации на личностные структуры – всесторонне-гармоничная;

по

характеру

содержания:

обучающая

+

воспитательная,

светская,

гуманистическая, общеобразовательная, проникающая

по типу управления: система малых групп;

по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная +

групповая, дифференцированная;

по подходу к обучаеющемуся: гуманно-личностная, субъект-субъектная

по

преобладающему

методу:

проблемно-поисковая,

творческая,

диалогическая, игровая;

по категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации педагогики сотрудничества:

переход от педагогики требований к педагогике отношений;

гуманно-личностный подход к ребенку;

единство обучения и воспитания.

В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как

идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной

взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным

анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений

сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения

«преподаватель-студент».

В

концепции

сотрудничества

обучающийся

представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта

одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять

2

над другим. Цель образовательной технологии – разбудить, вызвать к жизни

внутренние силы и возможности, использовать их для боле полного и свободного

развития личности. В педагогике сотрудничества выделяют направления:

1.

Гуманно-личностный подход, который объединяет следующие идеи:

новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность

учебно-воспитательного процесса;

гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов

современных условиях;

формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осознанных и

неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она

строит свое поведение.

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим

результаты

учебно-воспитательного

процесса.

Гуманное

отношение

к

обучающимся включает:

педагогическую заинтересованность в судьбе обучающихся;

оптимистическую веру в молодое поколение;

сотрудничество и мастерство в общении;

отсутствие прямого принуждения;

приоритет прямого стимулирования;

терпимость к человеческим недостаткам;

право на свободный выбор;

право на ошибку

право на собственную точку зрения;

стиль отношений преподавателя и студента: не запрещать, а направлять; не

управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а

организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

2.

Дидактический

активизирующий

и

развивающий

комплекс

открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов

«чему» и «как» учить; содержание обучения рассматривается как средство

развития личности, а не как самодовлеющая цель образования. Обучение ведется

обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; интеграция и

вариативность; используется положительная стимуляция.

3.

Концепция воспитания – это концептуальные положения педагогики

сотрудничества, которые отражают важнейшие тенденции, согласно которым

развивается воспитание в современной школе:

превращение школы Знания в школу Воспитания;

постановка личности обучающегося в центр всей воспитательной системы;

гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих

ценностей;

развитие творческих способностей;

возрождение русских национальных и культурных традиций;

сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

постановка трудной цели.

3

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Ш.А.АМОНАШВИЛИ

В центре внимания личностно-ориентированной технологии – уникальная

целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих

возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и

ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному

подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия

для творчества и самоактуализации личности. Важным моментом в успешности

личностно-ориентированных

технологий

является

мотивация

деятельности.

Обучающиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной

материал, ясно представлять себе значимость и результаты соей работы.

Педагогика

сотрудничества

имеет

следующие

классификационные

характеристики:

по уровню применения: общепедагогическая

по филосовской основе: гуманистическая + религиозная

по

характеру

содержания:

обучающая

+

воспитательная,

светская

с

элементами религиозной культуры, гуманитарная,

общеобразовательная,

человекоориентированная.

По типу управления: система малых групп

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами

дифференциации и индивидуализации

Подход к обучающемуся: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с

элементами проблемности, творчества

По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного

подхода к обучаемым

Целевые ориентации:

способствовать становлению, развитию и воспитанию в молодом человеке

благородства путем раскрытия его личностных качеств;

облагораживание души и сердца;

развитие и становление познавательных сил;

обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и

умений;

идеал воспитания и самообразования.

Огромные

возможности

для

развития

познавательной

активности

обучающихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень

востребованная сегодня технология сотрудничества. На практике ее часто

ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает

атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно

продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания.

Выбирая для себя работу в составе группы, обучающиеся «примеряют»

различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов,

экспертов, и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать

4

индивидуальные

особенности.

Выполняя

задание,

данное

преподавателем,

обучающиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а

при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем

гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в

группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться

от своего мнения, если кто-то из сокурсников оказывается более убедительным.

Задания при групповой работе даются дифференцированные. Богатые

возможности

групповой

работы

используются

чаще

на

повторительно-

обобщающих занятиях.

Возможно использовать работу в парах, которая дает возможность даже

обучающимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера,человека

отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех

группы. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых

понятий и слов и на других этапах занятиях.

Дидактический материал, различные виды заданий для занятия подбираются

в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности обучающихся.

К данным технологиям относят: игровые технологии, проблемное обучение,

технологии интенсификации обучения на основе, съемных и знаковых моделей

учебного материала и др.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игра наряду с трудом и ученьем является одним из основных видов

деятельности человека. По определению, игра – это вид деятельности в условиях

ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в

котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая

деятельность выполняет следующие функции:

развлекательную - это основная функция игры – развлечь, доставить

удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

коммуникативную - освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую - преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности;

диагностическую - выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры;

функции

коррекции

-

внесение

позитивных

изменений

в

структуру

личностных показателей;

социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение

норм человеческого общежития.

Большинству игровых технологий присущи четыре главные черты:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию

обучающегося, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не

только от результата;

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный

5

характер этой деятельности;

эмоциональная

приподнятость

деятельности,

соперничество,

состязательность, конкуренция, аттракция;

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,

логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры, как деятельности,

органично входит целеполагание,

планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность

полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью,

возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения

потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми,

условными;

реальные отношения между играющими;

сюжет(содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в

игре.

Значение

игры

невозможно

исчерпать

и

оценить

развлекательно-

рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь

развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в

терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим

люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной

педагогике. В профессиональном образовании, делающим ставку на активизацию

и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в

следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, тем и разделов

учебных и общепрофесиональных дисплин, ОК и ПК профессиональных

модулей;

как элементы более обширной технологии;

в качестве занятия или его части: введения, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля;

как технология внеаудиторной работы.

Понятие

«игровые

педагогические

технологии»

включает

достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в

форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра существенно отличается от игр вообще тем что, имеет

четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические

результаты, которые должны быть сформулированы, обоснованы и выделены в

виде

профессиональной

деятельности,

характеризующееся

учебно

познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,

6

которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к

учебной деятельности.

Игры делятся по виду деятельности на физические, интеллектуальные,

трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

позновательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные,

диагностические,

профориентационные,

психотехнические.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Наиболее часто используют: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,

имитационные. Классификационные параметры игровых технологий по:

уровню применения: все уровни

философской основе: приспосабливающаяся

основному фактору развития: психогенные

концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт

суггестия

типу управления: все виды – от системы консультаций до программной

характеру содержания: все виды + проникающие

подходу к обучающемуся: свободное воспитание

организационным формам: все формы

преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие

направлению модернизации: активизация

категории обучаемых: массовая, все категории

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения и

закрепления нового материала, развития творческих способностей, формирования

общеучебных умений. Она дает возможность обучающимся понять и изучить

учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе принимаются различные модификации деловых игр:

имитационные, операционные, ролевые и др.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо

организации предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события,

конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит

событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме

сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых

процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных

специфических операций (например, методики написания сочинения, решение

задач). В операционных играх моделируемая ситуация проводится в условиях,

имитирующих реальные.

Исполнение ролей.

В этих играх отрабатывается тактика поведения,

действий,

выполнение

функции

и

обязанностей

конкретного

лица.

Для

7

проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации,

между обучающимися распределяют роли с «обязательным содержанием».

Из педагогических технологий на основе эффективности управления и

организации учебного процесса следует отметить групповые технологии.

Организационная структура групповых способов обучения может быть

комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую,

парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно

групповое общение.

К

групповым

способам

общения

можно

отнести:

классно

урочную

организацию, лекционно-семинарскую ситему, формы дифференциации учебного

процесса, дидактические игры, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и

др.

Выделяют пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей

цели;

работа в статичных парах;

групповая работа (на принципах дифференциации);

межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели);

фронтально-коллективная

деятельность

при

активном

участии

всех

обучающихся.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы

позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели,

целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Классификационные параметры групповых технологий по: уровню применения -

все уровни, философской основе - приспосабливающаяся, характеру содержания -

проникающая, типу управления познавательной деятельностью - система малых

групп, организационным формам - классно-урочная, академическая + клубная,

групповая, подходу к обучающимся - сотрудничество, преобладающему методу -

диалогическая, категории обучаемых - все категории.

При определении целей акцент делается на обеспечение активности учебного

процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих

элементов:

1)

Подготовка к выполнению группового задания

постановка познавательной задачи

инструктаж о последовательности работы

раздача дидактического материала по группам

2)

Групповая работа

знакомство с материалом, планирование работы в группе

распределение заданий внутри группы

индивидуальное выполнение задания

обсуждение индивидуальных результатов работы в группе

обсуждение

общего

задания

группы(замечания,

дополнения,

уточнения,обобщения)

8

подведение итогов группового задания

3)

Заключительная часть

соблюдение о результатах работы в группах

анализ познавательной задачи, рефлексия

общий вывод о групповой работе и достижения поставленной задачи,

дополнительная информация преподавателя на группу.

Групповая форма работы на занятии может применяться для решения почти

всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она

при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по

естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам; при отработке

навыков разговорной речи на занятиях иностранного языка (работа в парах) и т.д.

В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения

результатов, взаимные консультации.

Проблемное обучение представляет собой совокупность взаимосвязанных

методов и средств, которые направлены на самостоятельное добывание знаний

путем решения учебных проблем, формирование творческого мышления и

познавательных интересов обучаемых. Проблемное обучение раскрывается через

постановку

(преподавателем,

преподавателем

с

обучающимся

или

самим

обучающимся) и разрешение обучающимся проблемного вопроса, задачи или

ситуации. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной

ситуации, которая должна вызывать мыслительные затруднения. Она включает в

себя три компонента:

необходимость

выполнения

такого

действия,

при

котором

возникает

познавательная потребность в новом отношении, знании или способе

действий;

неизвестное, которое должно быть раскрыто в этой ситуации;

возможности обучающихся при выполнении поставленного задания, в анализе

условий и открытии сути неизвестного.

Педагогическими условиями успешности проблемного обучения являются:

создание

познавательных

трудностей,

соответствующих

интеллектуальным

способностям обучаемых, обеспечение их совокупностью знаний по предметному

содержанию проблемной ситуации и формирование у учащихся операционных

умений решения проблемных задач.

Попытку объединить в себе достоинства указанных выше концепций, в конце

80-х годов предприняли А.В.Барабанщиков и его коллеги в концепции

проблемно-деятельностного обучения. Ее суть заключается в том, что в процессе

учебно-познавательной деятельности создаются специальные условия, в которых

обучаемые опираются на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и

осмысливают учебные и профессиональные проблемы, мысленно и практически

действуют в целях поиска и обоснования наиболее подходящих вариантов его

решения.

Общество

нуждается

в

социально

активной,

инициативной

и

предприимчивой личности, способной на коренные преобразования социальных

9

отношений, на творческий созидательный труд по оздоровлению социальной и

природной среды.

Задачи, выдвигаемые современностью, не могут быть решены без развития

профессиональной и образовательной среды, направленной на подготовку

будущих

специалистов

в

системе

начального,

среднего,

высшего

профессионального

образования.

Поэтому

подготовка

квалифицированных

специалистов предполагает внесение инноваций в процесс профессиональной

подготовки

студентов

медицинских

колледжей,

повышение

социальной

активности медицинских работников в оказании лечебно – профилактической,

просветительской, социальной помощи человеку.

10



В раздел образования