Напоминание

Вовлечение обучающихся в олимпиадное движение как путь к повышению качества образования.


Автор: Переплетчикова Ксения Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №5 имени Героя Российской Федерации А.Ж.Зеленко"
Населённый пункт: г. Оренбурга, Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: Вовлечение обучающихся в олимпиадное движение как путь к повышению качества образования.
Раздел: начальное образование





Назад




Вовлечение обучающихся в олимпиадное движение как путь к

повышению качества образования.

Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми.

Они организуются во всех районах и городах страны. Почему возникает

необходимость участия в олимпиадном движении и введение его в систему

обучения и воспитания? Участие в олимпиадном движении играет большую

роль в деле воспитания молодых людей: ответственность за начатое дело,

целеустремлённость, трудолюбие, патриотизм. Задача семьи и учителя

состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а

также поддержать и развить его способности, подготовить почву для того,

чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе закладываются

основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.

Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется

различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты,

вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее

полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на

интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные

олимпиады. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня

рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных

учреждений и деятельности педагога. Участие в олимпиадном движении для

учащихся очень важно, так как это способствует их самореализации,

расширяет и углубляет знания в определенной предметной области,

позволяет определиться с выбором будущей профессии.

Изначально проведение предметных олимпиад имело целью развить интерес

учащихся к школьным дисциплинам. В настоящее время роль предметных

олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами

поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники

имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего

региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного

движения.

В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ,

олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному

школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к

чему так стремится любой учитель. В предметных олимпиадах основой

успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность

логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и,

главное, новую для него логическую конструкцию. Решая задачу выявления

творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить»,

олимпиадные задания в значительной степени отошли от стандартных

(«школьных») заданий. Олимпиадное движение – это часть большой и

серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.

Одаренные дети отличаются друг от друга степенью одаренности,

познавательным стилем, сферами интересов. Поэтому перед педагогом стоит

большая проблема по раскрытию потенциала ребенка, отбору содержания,

форм и методов в сфере организации учебного процесса. Понимание сути

одаренности исключительно важно. Существуют три условных группы

одарённости:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при

прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и

младшем школьном возрасте);

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в

определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в

подростковом возрасте).

3. Учащиеся, не достигающие по каким–либо причинам успехов в учении, но

обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью

психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности

таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

На развитие одаренности и ее своеобразие влияет много факторов. К

основным факторам (Мюнхенская многофакторная модель одаренности)

относятся:

– личностные характеристики;

– характеристики окружения;

– мотивация достижения;

– ожидание успеха;

– готовность к напряжению;

– стремление к знаниям;

– критические события жизни;

– способность к преодолеванию стресса;

– ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности;

– успешный и неуспешный опыт;

– микроклимат в семье, в классе, на уроке.

Согласно модели одаренных детей отличают:

– высокоинтеллектуальные способности;

– креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления);

– быстрое усвоение и выдающаяся память;

– интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;

– высокая личностная ответственность;

– убежденность в собственной эффективности и самостоятельность

суждений;

– позитивная система представлений ребенка о самом себе, связанная с

адекватной самооценкой.

Поэтому олимпиада может стать эффективным средством выявления

одарённых школьников за счёт правильного подбора заданий. Для этого

нужно, чтобы задания в олимпиадном комплекте не носили исключительно

репродуктивный характер. Вопросов конвергентного типа (проверяющих

конкретные знания и допускающих единственно верный ответ), должно быть

минимальное количество (их «стоимость» не должна превышать 1/3

максимального количества баллов). Основу комплекта интеллектуально–

творческой олимпиады составляют задания дивергентного типа (имеющие

множество вариантов решений, или не имеющие однозначного решения). К

заданиям необходимо прилагать и дополнительные материалы,

направленные на интеллектуальное развитие, а также на поддержку и

стимулирование детского творчества.

Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и

самоотдачи. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально

возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании

с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и

формированием уверенности в своих силах. Следует добавить, что процесс

выявление одаренности основан не только на таких объективных данных, как

уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Основным

подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий

(медико–психологических, педагогических), направленных не только на

детей, но и на их родителей. Важно использовать разнообразные методики

отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. По

результатам групповых тестирований и социологическим опросам, можно

выявить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

(Креативные тесты по психодиагностике творческого мышления (Е.Туник),

диагностика креативности (Е.Торренс), методика «Интеллектуальный

портрет» (А.Савенков), методика «Карта одаренности» (А.Савенков) и др.).

Анкетирование родителей позволяет выявить стиль воспитания в семье и

личностные особенности одаренных детей. (Методика «Палитра интересов»,

«Карта одаренности» и др.). Мало выявить одаренных детей, нужно, чтобы

ученики сами захотели готовиться и участвовать в олимпиаде или конкурсе!

Для этого учитель должен выработать у них позитивную мотивационную

стратегию. Для этого можно использовать разные приемы:

мотивировать содержанием – использовать познавательную

потребность детей: выстраивать задания «от простого к сложному»,

чтобы ученики постепенно усваивали большие объемы информации;

мотивировать процессом – ученикам необходимо сознавать себя

частью единого сообщества единомышленников. Когда ребенок

постоянно находится в общей атмосфере решения проблем, задач,

обсуждения, он будет даже неосознанно впитывать новые знания,

умения, психологические установки на победу и успех.

Многолетний опыт участия учеников в олимпиадах разного уровня и ранга

показывает, что школьникам для успешного выступления в них требуется

отдельная от урочной деятельности особая подготовка. При её организации и

проведении предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или

иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода

выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. К тому же

участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с

использованием программных понятий и законов, но и такие задания,

которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения

предмета.

Лучшая подготовка к олимпиаде – серьезные систематические занятия!

Специальные мероприятия можно ограничить решением задач из олимпиад

прошлых лет за месяц до предстоящего соревнования. Подготовку

необходимо начинать с начальной школы, решая на уроках и задавая на дом

нестандартные задачи, которые развивают учащихся. Постепенно выделяется

группа ребят, которые заинтересованы в отдельной работе. Но все же работа

с сильными учащимися – работа штучная – как на уроке, так и вне его. И

если в классе есть несколько одаренных детей, то с ними необходимо

организовать занятия на развитие их одаренности. После выявления

мотивированных школьников надо продолжать работать с ними уже

индивидуально.

Система подготовки участников олимпиад:

– базовая школьная подготовка по предмету;

– подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования

(кружки, факультативы, курсы по выбору);

– самоподготовка (чтение научной и научно–популярной литературы,

самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

– целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе

соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка

осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в

олимпиадном движении).

На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем

в любом классе, по любой теме. Если выполнять действия по порядку, на это

потребуется очень много времени. А время на олимпиадах очень ценно.

Поэтому ученик, нашедший быстрое решение заданий, сэкономит время на

решение других задач. При решении текстовых задач можно предлагать

учащимся задачи, которые были на олимпиадах различного уровня.

Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу

урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач,

ребусов, задач–шуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач

прикладного характера.

Один из путей подготовки к олимпиадам – задания на дом типа: «Составь

задачу, аналогичную составленной в классе»; «Придумайте ребусы по теме»;

«Составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.); «Придумайте задачу–

сказку по теме» и т.п. В качестве домашнего задания можно предложить

домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет.

(Рекомендации учащимся: пользоваться дополнительной литературой, вести

поиск решения задач, решать их самостоятельно).

Таким образом, главное в вопросах школьной олимпиады – это творческий

характер заданий, требующих проявить школьникам навыки познавательной

самостоятельности.

Олимпиада, как одна из форм выявления одаренных детей, должна не пугать

и отталкивать своей сложностью, а привлекать и стимулировать их к

дальнейшему развитию своего творческого потенциала. В отличии от уже

приевшихся тестов, целью которых является проверка усвоенных знаний,

олимпиады и конкурсы способны решить обширный круг не только

образовательных, но и воспитательных задач.



В раздел образования