Напоминание

"Роль наблюдений в познавательном развитии дошкольников в летний период"


Автор: Первакова Татьяна Дмитриевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С 2
Населённый пункт: г. Белореченск
Наименование материала: консультация
Тема: "Роль наблюдений в познавательном развитии дошкольников в летний период"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чтобы выполнить требования ФГОС ДО и сформировать у детей умения

сравнивать, сопоставлять, анализировать необходимо использовать не только

традиционные для дошкольного образования распознающие наблюдения, но

и другие разновидности данного метода обучения. Распознающее

наблюдение позволяет формировать у детей представления о разнообразии

объектов и явлений живой и неживой природы, социальных отношениях. Для

сравнительного наблюдения характерно наличие сразу двух или трех

объектов, явлений, состояний одного и того же объекта в разное время,

которые необходимо сравнить. Данная разновидность наблюдения позволяет

детям выявить отличительные черты объектов наблюдения и их сходства,

особенности роста и развития растений, животных, сезонные изменения в

природе.

По мере того, как дошкольники накопят знания и опыт наблюдения,

необходимо научить ребенка выявлять причинно-следственные связи,

взаимосвязи в природе, сопоставлять факты, по отдельным фрагментам

восстановить целостную картину. На этом этапе лучше использовать

дедуктивные наблюдения.

Еще один вид наблюдения это самонаблюдение – значимый способ

самопознания, ознакомления с социальными нормами. Самонаблюдение

требует определенного уровня развития рефлексии и в то же время являются

фактором становления рефлексивных способностей.

В летний период с детьми можно организовать наблюдения:

- за трудом взрослых;

- за растениями;

- за играми детей на других игровых площадках;

- за потенциальными опасностями (жалящими насекомыми, ядовитыми

растениями и грибами, поведением собак и кошек и др.);

- за общественными местами и правилами безопасности на них;

- за неживой природой (песком, водой, глиной , камнями и др.);

- за явлениями природы (дождем, радугой, ветром, солнечным светом и

тенью и др.);

-за движением транспорта и пр.

Наблюдения как способ познания не предполагает контакта наблюдателя с

изучаемым объектом. Однако если не знать базовых правил проведения

наблюдений, правил безопасного поведения человека можно столкнуться с

проблемными ситуациями. Необходимо познакомить дошкольников с

правилами проведения наблюдений. Они должны быть позитивными и

содержать четкие указания к действию. Старшим детям предложите

самостоятельно выделить наиболее важные для данной ситуации правила.

Даже серьезные познавательные задачи, которые ставит воспитатель в ходе

наблюдения, не должны исключать живого общения детей с природой,

эстетических впечатлений и положительных эмоций. Развитие

эмоциональной сферы ребенка – важный фактор и условие его

разностороннего развития.

Основные задачи наблюдения – сформировать у детей познавательный

интерес, представления о том, как можно использовать полученные знания,

проявлять свои чувства. Дошкольники могут самостоятельно выделить

отличительные признаки объектов наблюдения, сравнить их между собой.

Наблюдения должны соответствовать возрасту детей, тогда они интересны

детям и имеют эмоциональный отклик и личностную значимость знаний.

Необходимо помнить об ошибках, которые могут возникнуть при

проведении наблюдений. Это непонятные правила, недоступные по возрасту

понятия.

Ребенок не всегда задает вопрос с целью получения информации. Часто

вопросы дошкольников выполняют функцию общения. Если не проводить

работу с дошкольниками, то их высказывания будут стереотипными.

Необходимо сначала обеспечить мотивацию детей к получению новых

знаний, к умению самостоятельно или с помощью педагога делать выводы.



В раздел образования