Автор: Первакова Татьяна Дмитриевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С 2
Населённый пункт: г. Белореченск
Наименование материала: консультация
Тема: "Роль наблюдений в познавательном развитии дошкольников в летний период"
Раздел: дошкольное образование
Чтобы выполнить требования ФГОС ДО и сформировать у детей умения
сравнивать, сопоставлять, анализировать необходимо использовать не только
традиционные для дошкольного образования распознающие наблюдения, но
и другие разновидности данного метода обучения. Распознающее
наблюдение позволяет формировать у детей представления о разнообразии
объектов и явлений живой и неживой природы, социальных отношениях. Для
сравнительного наблюдения характерно наличие сразу двух или трех
объектов, явлений, состояний одного и того же объекта в разное время,
которые необходимо сравнить. Данная разновидность наблюдения позволяет
детям выявить отличительные черты объектов наблюдения и их сходства,
особенности роста и развития растений, животных, сезонные изменения в
природе.
По мере того, как дошкольники накопят знания и опыт наблюдения,
необходимо научить ребенка выявлять причинно-следственные связи,
взаимосвязи в природе, сопоставлять факты, по отдельным фрагментам
восстановить целостную картину. На этом этапе лучше использовать
дедуктивные наблюдения.
Еще один вид наблюдения это самонаблюдение – значимый способ
самопознания, ознакомления с социальными нормами. Самонаблюдение
требует определенного уровня развития рефлексии и в то же время являются
фактором становления рефлексивных способностей.
В летний период с детьми можно организовать наблюдения:
- за трудом взрослых;
- за растениями;
- за играми детей на других игровых площадках;
- за потенциальными опасностями (жалящими насекомыми, ядовитыми
растениями и грибами, поведением собак и кошек и др.);
- за общественными местами и правилами безопасности на них;
- за неживой природой (песком, водой, глиной , камнями и др.);
- за явлениями природы (дождем, радугой, ветром, солнечным светом и
тенью и др.);
-за движением транспорта и пр.
Наблюдения как способ познания не предполагает контакта наблюдателя с
изучаемым объектом. Однако если не знать базовых правил проведения
наблюдений, правил безопасного поведения человека можно столкнуться с
проблемными ситуациями. Необходимо познакомить дошкольников с
правилами проведения наблюдений. Они должны быть позитивными и
содержать четкие указания к действию. Старшим детям предложите
самостоятельно выделить наиболее важные для данной ситуации правила.
Даже серьезные познавательные задачи, которые ставит воспитатель в ходе
наблюдения, не должны исключать живого общения детей с природой,
эстетических впечатлений и положительных эмоций. Развитие
эмоциональной сферы ребенка – важный фактор и условие его
разностороннего развития.
Основные задачи наблюдения – сформировать у детей познавательный
интерес, представления о том, как можно использовать полученные знания,
проявлять свои чувства. Дошкольники могут самостоятельно выделить
отличительные признаки объектов наблюдения, сравнить их между собой.
Наблюдения должны соответствовать возрасту детей, тогда они интересны
детям и имеют эмоциональный отклик и личностную значимость знаний.
Необходимо помнить об ошибках, которые могут возникнуть при
проведении наблюдений. Это непонятные правила, недоступные по возрасту
понятия.
Ребенок не всегда задает вопрос с целью получения информации. Часто
вопросы дошкольников выполняют функцию общения. Если не проводить
работу с дошкольниками, то их высказывания будут стереотипными.
Необходимо сначала обеспечить мотивацию детей к получению новых
знаний, к умению самостоятельно или с помощью педагога делать выводы.