Напоминание

УЧЕБНАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ


Автор: Марченко Елена Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Горловки "Лицей № 4 "Элит"
Населённый пункт: город Горловка, Донецкая область
Наименование материала: статья
Тема: УЧЕБНАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ
Раздел: начальное образование





Назад




Марченко Елена Игоревна,

студентка гр. З-НО-17/1А,

Научный руководитель: Матузова Ирина Григорьевна,

к. пед. н., доцент, и. о. зав. кафедрой

дошкольного и начального образования

Института педагогики ГОУ ВПО «ДонНУ»

УЧЕБНАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К

ОБУЧЕНИЮ

Аннотация: в данной статье рассматривается роль игровой деятельности в

развитии интереса к обучению у младших школьников. Раскрывается эффективность

применения игровых технологий при формировании познавательного интереса младших

школьников.

Ключевые слова: игра, игровые педагогические технологии, развитие ребенка,

игровая деятельность.

Использование игровых технологий возможно на всех уроках в начальной

школе. Это связано с тем, что начальная школа новый этап в жизни детей,

который связан с переходом из детского сада в школу. В это время перед

преподавателем стоит задача сделать так, дабы встреча с незнакомым стала

занимательным

процессом.

Учителю

начальных

классов

практически

каждодневно приходится решать такую задачу. Важно заинтересовать и

побудить ребёнка. Именно здесь на помощь приходит разнообразие уроков игр.

Их

использование

вместе

с

традиционными

формами,

предоставляет

возможность учителю увлекать детей и тем самым подготавливает к

восприятию объёмного и трудного материала.

К.Д. Ушинский замечал, как важно серьезное занятие сделать для детей

увлекательным. Такого же мнения придерживался и А.С. Макаренко. Он

считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся

его жизнь – это игра».

С данной целью педагоги насыщают свою деятельность приемами,

оживляющими непосредственный интерес учащегося. Педагогическая наука в

настоящее время располагает большими резервами, употребление которых в

практической работе помогает в успешном достижении целей обучения и

воспитания школьников [4, с.229].

Игра - это непринужденная и легкодоступная форма обучения. Обучая с

помощью игры, мы обучаем детей так, как им это свойственно в обычной

жизни.

Педагогическая игра является продуктивной технологией и интересна

тем, что содействует эмоциональному взлёту. Если сформировать урок в форме

соревнования, то у любого учащегося возникает желание победить, а для этого

нужно приобретать большой объём новых знаний. Таким образом, повышается

интерес к познанию нового. После такого урока можно часто услышать от

детей фразу: «Давайте ещё поиграем! это может служить обоснованием того,

что игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов

и активизации работы учащихся на любой ступени обучения.

Включая в урок игровые упражнения, мы

способствуем снятию

напряжения и страха у детей, благодаря чему создается положительный

эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок

с

удовольствием выполняет разнообразные

задания

и

упражнения преподавателя.

На данном этапе развития школы игровая деятельность используется в

различных случаях. Например:

для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

в качестве всего урока или конкретной его части;

для внеклассной работы.

Понятие

«игровые педагогические технологии»

включает

в

себя вполне большую группу методов и приёмов организации педагогического

процесса в форме разных педагогических игр. Реализация игровых приёмов и

ситуаций

при

урочной

форме

занятий осуществляется по

таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися

в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный

материал используется в

качестве

её

средства;

в

учебную деятельность вводится

элемент соревнования,

который

переводит

дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического

задания связывается с игровым результатом.

Классификация педагогических игр:

1.

По виду деятельности: интеллектуальные, трудовые, физические,

социальные и психологические;

2.

По

характеру

педагогического

процесса:

обучающие,

тренировочные,

контролирующие

и

обобщающие;

познавательные,

воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические и др.;

3.

По характеру игровой методики: предметные, ролевые и т. д.

4.

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и

др.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном

процессе. Они способствуют осуществлению ряда функций:

1)

игра,

которая

организована

с

учётом специфики

материала,

тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2)

игра мотивирует умственную деятельность учащихся, развивает

внимание и познавательный интерес к предмету;

3)

игра - один из приёмов активизации учеников;

4)

в составе команды каждый ученик чувствует ответственность,

заинтересован в победе своей команды и старается, как можно быстрее и

успешнее справиться с заданием.

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности

всех учащихся.

Значимым фактором активизации учебно-познавательной деятельности

является поощрение. При применении поощрений развивается интерес к

познавательной деятельности. Со временем увеличивается объем работы на

уроке. В связи с этим повышается внимание и работоспособность; в большей

степени

проявляется

стремление

к

творчеству.

Улучшается

и

общий

психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг

другу.

Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой,

возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе

младшего школьника игра, расширяя интерес и знания, становится понятной

ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.

При

организации

игр

обязательно

нужно

учитывать

возрастные

особенности ребёнка.

Из вышеперечисленного можно отметить положительные качества

использования игровых технологий. К ним относятся:

1)

повышение интереса, активизация и развитие мышления;

2)

здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

3)

передача опыта старших поколений младшим;

4)

использование знаний в новой ситуации;

5)

естественная форма труда ребенка;

6)

объединяет коллектив и формирует ответственность.

Но так же мы сталкиваемся и с некоторыми трудностями такого

обучения. К ним мы можем отнести:

1)

сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

2)

подготовка требует больших затрат времени;

3)

увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;

4)

сложность в оценке учащихся.

Использование на уроках игровых методик является важным средством

воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие

ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается

интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей

обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

Введение

в

процесс

обучения

игр

способствует

углублению

познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности,

развитию

коммуникативных

умений.

Одна

из

существенных

задач

использования игр на уроках – формирование навыков самостоятельной

работы, развитие познавательной активности младших школьников.

В

ходе

изучения

теоретического

материала

и

собственного

педагогического опыта мы убедились, что если системно, целенаправленно

включать игровые технологии в образовательный процесс,

если вложить

образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из

ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Таким образом, совершенно очевидно, что игровые технологии способствуют

повышению

интереса,

активизации

и

развитию

мышления;

несут

здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; способствуют передаче

опыта старших поколений младшим; использованию знаний в новой ситуации;

являются естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей

жизни;

способствуют

объединению

коллектива

и

формированию

ответственности.

1.

Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младших школьников /

М. К. Апетян // Молодой учёный. – 2014. – №14. – С. 243-244.

2.

Афанасьева Е.В. Игра – способ развития пытливости и любознательности /

Е. В. Афанасьева // Начальная школа. – 2004. – №4. – С.23-28.

3.

Кюнкрикова И. В. Формирование познавательного интереса младших школьников

в процессе реализации ФГОС НОО / И. В. Кюнкрикова, А. К. Салчак // Современные

проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. Сборник статей

международной

научно-практической

конференции.

Екатеринбург

:

Общество

с

ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. – С. 106-109.

4.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.:

Просвещение, 1988.- С.456с.

Ф.И.О. автора

Марченко Елена Игоревна

Группа

З-НО-17/1А

Форма участия

очная

Контактный телефон, e-mail

071-354-29-42

Название секции

Актуальные вопросы и

тенденции развития

начального образования.

Название статьи (тезисов)

Учебная игра как эффективная

технология

развития

интереса

младших

школьников к обучению

Ф.И.О. научного руководителя

Матузова Ирина Григорьевна

Должность

И. о. зав. кафедрой

дошкольного и начального

образования

Ученая степень, звание

кандидат педагогических наук, доцент

Контактный телефон/ e-mail



В раздел образования