Автор: Марченко Елена Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Горловки "Лицей № 4 "Элит"
Населённый пункт: город Горловка, Донецкая область
Наименование материала: статья
Тема: УЧЕБНАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ
Раздел: начальное образование
Марченко Елена Игоревна,
студентка гр. З-НО-17/1А,
Научный руководитель: Матузова Ирина Григорьевна,
к. пед. н., доцент, и. о. зав. кафедрой
дошкольного и начального образования
Института педагогики ГОУ ВПО «ДонНУ»
УЧЕБНАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К
ОБУЧЕНИЮ
Аннотация: в данной статье рассматривается роль игровой деятельности в
развитии интереса к обучению у младших школьников. Раскрывается эффективность
применения игровых технологий при формировании познавательного интереса младших
школьников.
Ключевые слова: игра, игровые педагогические технологии, развитие ребенка,
игровая деятельность.
Использование игровых технологий возможно на всех уроках в начальной
школе. Это связано с тем, что начальная школа новый этап в жизни детей,
который связан с переходом из детского сада в школу. В это время перед
преподавателем стоит задача сделать так, дабы встреча с незнакомым стала
занимательным
процессом.
Учителю
начальных
классов
практически
каждодневно приходится решать такую задачу. Важно заинтересовать и
побудить ребёнка. Именно здесь на помощь приходит разнообразие уроков игр.
Их
использование
вместе
с
традиционными
формами,
предоставляет
возможность учителю увлекать детей и тем самым подготавливает к
восприятию объёмного и трудного материала.
К.Д. Ушинский замечал, как важно серьезное занятие сделать для детей
увлекательным. Такого же мнения придерживался и А.С. Макаренко. Он
считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся
его жизнь – это игра».
С данной целью педагоги насыщают свою деятельность приемами,
оживляющими непосредственный интерес учащегося. Педагогическая наука в
настоящее время располагает большими резервами, употребление которых в
практической работе помогает в успешном достижении целей обучения и
воспитания школьников [4, с.229].
Игра - это непринужденная и легкодоступная форма обучения. Обучая с
помощью игры, мы обучаем детей так, как им это свойственно в обычной
жизни.
Педагогическая игра является продуктивной технологией и интересна
тем, что содействует эмоциональному взлёту. Если сформировать урок в форме
соревнования, то у любого учащегося возникает желание победить, а для этого
нужно приобретать большой объём новых знаний. Таким образом, повышается
интерес к познанию нового. После такого урока можно часто услышать от
детей фразу: «Давайте ещё поиграем! это может служить обоснованием того,
что игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов
и активизации работы учащихся на любой ступени обучения.
Включая в урок игровые упражнения, мы
способствуем снятию
напряжения и страха у детей, благодаря чему создается положительный
эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок
с
удовольствием выполняет разнообразные
задания
и
упражнения преподавателя.
На данном этапе развития школы игровая деятельность используется в
различных случаях. Например:
−
для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
−
в качестве всего урока или конкретной его части;
−
для внеклассной работы.
Понятие
«игровые педагогические технологии»
включает
в
себя вполне большую группу методов и приёмов организации педагогического
процесса в форме разных педагогических игр. Реализация игровых приёмов и
ситуаций
при
урочной
форме
занятий осуществляется по
таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися
в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный
материал используется в
качестве
её
средства;
в
учебную деятельность вводится
элемент соревнования,
который
переводит
дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
Классификация педагогических игр:
1.
По виду деятельности: интеллектуальные, трудовые, физические,
социальные и психологические;
2.
По
характеру
педагогического
процесса:
обучающие,
тренировочные,
контролирующие
и
обобщающие;
познавательные,
воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические и др.;
3.
По характеру игровой методики: предметные, ролевые и т. д.
4.
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и
др.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном
процессе. Они способствуют осуществлению ряда функций:
1)
игра,
которая
организована
с
учётом специфики
материала,
тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2)
игра мотивирует умственную деятельность учащихся, развивает
внимание и познавательный интерес к предмету;
3)
игра - один из приёмов активизации учеников;
4)
в составе команды каждый ученик чувствует ответственность,
заинтересован в победе своей команды и старается, как можно быстрее и
успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности
всех учащихся.
Значимым фактором активизации учебно-познавательной деятельности
является поощрение. При применении поощрений развивается интерес к
познавательной деятельности. Со временем увеличивается объем работы на
уроке. В связи с этим повышается внимание и работоспособность; в большей
степени
проявляется
стремление
к
творчеству.
Улучшается
и
общий
психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг
другу.
Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой,
возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе
младшего школьника игра, расширяя интерес и знания, становится понятной
ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.
При
организации
игр
обязательно
нужно
учитывать
возрастные
особенности ребёнка.
Из вышеперечисленного можно отметить положительные качества
использования игровых технологий. К ним относятся:
1)
повышение интереса, активизация и развитие мышления;
2)
здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
3)
передача опыта старших поколений младшим;
4)
использование знаний в новой ситуации;
5)
естественная форма труда ребенка;
6)
объединяет коллектив и формирует ответственность.
Но так же мы сталкиваемся и с некоторыми трудностями такого
обучения. К ним мы можем отнести:
1)
сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
2)
подготовка требует больших затрат времени;
3)
увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;
4)
сложность в оценке учащихся.
Использование на уроках игровых методик является важным средством
воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие
ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается
интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей
обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
Введение
в
процесс
обучения
игр
способствует
углублению
познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности,
развитию
коммуникативных
умений.
Одна
из
существенных
задач
использования игр на уроках – формирование навыков самостоятельной
работы, развитие познавательной активности младших школьников.
В
ходе
изучения
теоретического
материала
и
собственного
педагогического опыта мы убедились, что если системно, целенаправленно
включать игровые технологии в образовательный процесс,
если вложить
образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из
ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Таким образом, совершенно очевидно, что игровые технологии способствуют
повышению
интереса,
активизации
и
развитию
мышления;
несут
здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; способствуют передаче
опыта старших поколений младшим; использованию знаний в новой ситуации;
являются естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей
жизни;
способствуют
объединению
коллектива
и
формированию
ответственности.
1.
Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младших школьников /
М. К. Апетян // Молодой учёный. – 2014. – №14. – С. 243-244.
2.
Афанасьева Е.В. Игра – способ развития пытливости и любознательности /
Е. В. Афанасьева // Начальная школа. – 2004. – №4. – С.23-28.
3.
Кюнкрикова И. В. Формирование познавательного интереса младших школьников
в процессе реализации ФГОС НОО / И. В. Кюнкрикова, А. К. Салчак // Современные
проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. Сборник статей
международной
научно-практической
конференции.
–
Екатеринбург
:
Общество
с
ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. – С. 106-109.
4.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.:
Просвещение, 1988.- С.456с.
Ф.И.О. автора
Марченко Елена Игоревна
Группа
З-НО-17/1А
Форма участия
очная
Контактный телефон, e-mail
071-354-29-42
Название секции
Актуальные вопросы и
тенденции развития
начального образования.
Название статьи (тезисов)
Учебная игра как эффективная
технология
развития
интереса
младших
школьников к обучению
Ф.И.О. научного руководителя
Матузова Ирина Григорьевна
Должность
И. о. зав. кафедрой
дошкольного и начального
образования
Ученая степень, звание
кандидат педагогических наук, доцент
Контактный телефон/ e-mail