Автор: Функ Светлана Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №4 "Золотой гребешок"
Населённый пункт: Город Бердск, Новосибирская область.
Наименование материала: Статья
Тема: "Знакомимся с правилами дорожного движения"
Раздел: дошкольное образование
Знакомимся с правилами дорожного
движения.
Я выбрала эту тему потому, что считаю ее жизненно необходимой для
детей, воспитываемых в современном мире.
К сожалению год за годом актуальность проблемы детского дорожно-
транспортного травматизма диктует сама жизнь.
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения.
Максимально защитить их от возможной беды – обязанность нас взрослых:
родителей и педагогов.
Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить
уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все
особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий
уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом
обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей
дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
Мой подход к организации дидактических занятий с дошкольниками
по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
1. развитие у детей познавательных процессов, необходимых им
для правильной и безопасной ориентации на улице;
2. обучение детей дорожной лексике и включение их в самостоятельную
творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и
осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах
и дорогах;
3. воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил
дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном
процессе.
4. обогащение представлений детей о здоровье. Формирование чётких
представлений о том, что правила дорожного движения направлены на
сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
При построении системы работы с детьми по изучению правил дорожного
движения я учитываю три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной
системой города:
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок – пассажир городского транспорта;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств.
Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам
дорожного движения является создание развивающей среды: в группе
имеется уголок по обучению детей правилам дорожного движения, мы
творчески и с фантазией отнестись к его оформлению.
Решение выше изложенных задач осуществляется:
через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых
прогулок и экскурсий, где дети наблюдают движение транспорта и
пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы ;
в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной
тематике.
в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке ДОУ
применяя макеты.
посредством самостоятельной и организованной игровой деятельности.
Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую
педагогическую направленность на обеспечение безопасности,
формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в
сфере дорожного движения. Моя задача не столько обучить, сколько
научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются,
дополняются.
Полученные детьми знания закрепляются во время проведения
всевозможных мероприятий: проектной деятельности, игр, викторин,
конкурсов рисунков и плакатов, создании карт безопасных маршрутов от
дома до детского сада, просмотров видеофильмов по
безопасности дорожного движения, чтение художественной литературы,
обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные
ситуации, экскурсии.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится:
организации игровой деятельности, в которой формируются
пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике.
заполнению детских анкет, созданию карт безопасных маршрутов
моделированию (переносу знаний в жизненную ситуацию)
Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует
закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми
отдельных поручений. Например: прежде чем пойти с детьми в библиотеку, я
предлагаю им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут,
нарисовать маршрут, затем назначаю двух ребят, которые ведут всю группу
по назначенному маршруту. В этом случае, не смотря на то, что воспитатель
идет рядом, дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они
действуют сознательно.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах
кропотливая и не терпит суеты и спешки. Ее нужно проводить планово,
систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с
тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную
деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами
детского сада, чтобы дошкольник не только запомнил и осознал алгоритм
поведения, но и действовал в стандартных ситуациях уверенно, компетентно
и предусмотрительно.
Работа воспитателя по усвоению детьми правил безопасного
движения быть может эффективной только при условии его сотрудничества
в этом вопросе с родителями воспитанников.
При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не
должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому
осуществляя работу по профилактике детского дорожно-
транспортного травматизма с семьями воспитанников, я строю контакт так,
чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились
активно действующими в процессе ее усвоения. В одном случае
более оправданным окажется индивидуальный диалог с отдельными
родителями, в другом - знакомство с публикациями из местной и
центральной прессы.
С этой целью я провожу встречи с родителями, специально посвященные
вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма :
«Какие привычки детей, безобидные возле дома, опасны на проезжей части
улицы?», «Роль родителей в профилактике дорожно-транспортного
травматизма детей».
Моя работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на
улицах кропотливая и не терпит суеты и спешки. Ее нужно проводить
планово, систематически, постоянно. Только такая работа может принести
желаемые результаты. Она должна охватывать все виды деятельности с тем,
чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную
деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами
детского сада. чтобы дошкольник не только запомнил и осознал алгоритм
поведения, но и действовал в стандартных ситуациях уверенно, компетентно
и предусмотрительно.