Напоминание

Роль нравственно- патриотического воспитания в становлении личности ребенка.


Автор: Беляева Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад №154"МОРФ
Населённый пункт: г. Оленегорск-2
Наименование материала: статья
Тема: Роль нравственно- патриотического воспитания в становлении личности ребенка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья. « Роль нравственно - патриотического воспитания в

становлении личности ребенка»

На современном этапе развития в нашей стране происходят активные

общественно-политические

и

социально-экономические

преобразования,

которые в свою очередь выдвигают ряд задач по созданию экономически

развитого, демократического государства. Успешное осуществление этих

задач

обуславливает

необходимость формирования,

особенно

у

подрастающего

поколения

высоких

нравственных,

морально-этических

качеств, среди которых важную роль играют : патриотизм, гражданский и

воинский долг, ответственность за судьбу Отечества. Любовь к своей Родине,

знания о неповторимости и богатстве её культурных традиций, бережное

отношение к ним играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Для каждого человека важно любить свою семью, свой родной город,

гордиться Родиной.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их

с взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитание у ребенка

уверенности в себе и формированием социальных навыков.

Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след,

свои вехи. Что-то в людской памяти стирает бесследно, а что-то ярким

пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции,

складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не

может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно

отличающегося от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила.

Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и

другие качества, присущие русскому народу.

Вехи истории- это три угла: вчера, сегодня, завтра.

«Вчера» - признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений.

«Сегодня» - возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение

духовной культуры.

«Завтра» - гармонично развитая личность.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения,

наследования

традиционной

отечественной

культуры.

Кроме

того,

патриотическое

воспитание

в

детском

саду

это

первый

этап

патриотического воспитания, направленного на формирование и развитие

личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и

способного

успешно

выполнять

свои

гражданские

обязанности,

на

формирование и развитие социально значимых ценностей. Следовательно,

патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность

Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности народа. Лелея

традиции своего народа, знакомя детей с обычаями других стран, мы

расширяем социальный кругозор ребенка, гармонически развиваем его

личность. Во главе стоит ребенок.

Первая ступень – русский фольклор. Это начало образования, то, с чем

знакомят дитя с колыбели.

Вторая ступень – устное народное творчество. На ней ребенок познает

искусство, обычаи и особенности не только своего народа, но и народов

других стран.

Третья ступень – этническое мировоззрение. Воспитание любви и уважения к

Родине, гордости за принадлежность к великому народу.

Далее – общечеловеческие ценности. Познание общепринятых правил бытия,

знакомство с искусством, музыкой.

Следующая ступень – духовно-эмоциональная ориентация в обществе с

помощью моральных норм. На этой ступени ребенок определяет свое место в

обществе, осознает себя как гражданина.

Следует подчеркнуть, что если чувство патриотизма многогранно по

содержанию, то оно включает в себя также и любовь, уважение и

преданность к родным людям, любовь к родным местам, и гордость за свой

народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы должны строить

свою работу в соответствии с конкретными условиями и особенностями

детей на основе следующих принципов:

- знание педагогом истории и культуры своего народа;

- отбор наиболее актуального для ребенка материала;

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет

его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности;

- комплексный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

- совместная работа детского сада и семьи.

Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание

дошкольника наиболее полно реализуется при комплексном подходе к

решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только

непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического

и физического воспитания. Кроме того, будущие граждане России должны

быть крепкими, здоровыми, сильными, ловкими, вот почему работа по

патриотическому воспитанию связана с их физическим развитием.

Таким образом, анализ проблемы роли патриотического воспитания в

формировании личности дошкольника показывает, что воспитание любви к

своей семье, своей Родине, бережное отношение к окружающему миру,

уважение к традициям и истории способствует

становлению личности настоящего гражданина, уважающего себя и других

людей, обладающего высокой нравственностью, проявляющего

национальную и религиозную толерантность, что является признаками

гуманного и демократического общества. В дошкольном возрасте

патриотическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс,

последовательно и системно формирующий с помощью комплекса методов и

приемов знания, умения и навыки, отражающие основные

компоненты патриотического воспитания.



В раздел образования