Автор: Беляева Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад №154"МОРФ
Населённый пункт: г. Оленегорск-2
Наименование материала: статья
Тема: Роль нравственно- патриотического воспитания в становлении личности ребенка.
Раздел: дошкольное образование
Статья. « Роль нравственно - патриотического воспитания в
становлении личности ребенка»
На современном этапе развития в нашей стране происходят активные
общественно-политические
и
социально-экономические
преобразования,
которые в свою очередь выдвигают ряд задач по созданию экономически
развитого, демократического государства. Успешное осуществление этих
задач
обуславливает
необходимость формирования,
особенно
у
подрастающего
поколения
высоких
нравственных,
морально-этических
качеств, среди которых важную роль играют : патриотизм, гражданский и
воинский долг, ответственность за судьбу Отечества. Любовь к своей Родине,
знания о неповторимости и богатстве её культурных традиций, бережное
отношение к ним играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Для каждого человека важно любить свою семью, свой родной город,
гордиться Родиной.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их
с взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитание у ребенка
уверенности в себе и формированием социальных навыков.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след,
свои вехи. Что-то в людской памяти стирает бесследно, а что-то ярким
пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции,
складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не
может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно
отличающегося от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила.
Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и
другие качества, присущие русскому народу.
Вехи истории- это три угла: вчера, сегодня, завтра.
«Вчера» - признание достоинства и ценности опыта предыдущих поколений.
«Сегодня» - возрождение забытого, создание новых традиций, пробуждение
духовной культуры.
«Завтра» - гармонично развитая личность.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения,
наследования
традиционной
отечественной
культуры.
Кроме
того,
патриотическое
воспитание
в
детском
саду
–
это
первый
этап
патриотического воспитания, направленного на формирование и развитие
личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и
способного
успешно
выполнять
свои
гражданские
обязанности,
на
формирование и развитие социально значимых ценностей. Следовательно,
патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность
Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности народа. Лелея
традиции своего народа, знакомя детей с обычаями других стран, мы
расширяем социальный кругозор ребенка, гармонически развиваем его
личность. Во главе стоит ребенок.
Первая ступень – русский фольклор. Это начало образования, то, с чем
знакомят дитя с колыбели.
Вторая ступень – устное народное творчество. На ней ребенок познает
искусство, обычаи и особенности не только своего народа, но и народов
других стран.
Третья ступень – этническое мировоззрение. Воспитание любви и уважения к
Родине, гордости за принадлежность к великому народу.
Далее – общечеловеческие ценности. Познание общепринятых правил бытия,
знакомство с искусством, музыкой.
Следующая ступень – духовно-эмоциональная ориентация в обществе с
помощью моральных норм. На этой ступени ребенок определяет свое место в
обществе, осознает себя как гражданина.
Следует подчеркнуть, что если чувство патриотизма многогранно по
содержанию, то оно включает в себя также и любовь, уважение и
преданность к родным людям, любовь к родным местам, и гордость за свой
народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы должны строить
свою работу в соответствии с конкретными условиями и особенностями
детей на основе следующих принципов:
- знание педагогом истории и культуры своего народа;
- отбор наиболее актуального для ребенка материала;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет
его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- комплексный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- совместная работа детского сада и семьи.
Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание
дошкольника наиболее полно реализуется при комплексном подходе к
решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только
непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического
и физического воспитания. Кроме того, будущие граждане России должны
быть крепкими, здоровыми, сильными, ловкими, вот почему работа по
патриотическому воспитанию связана с их физическим развитием.
Таким образом, анализ проблемы роли патриотического воспитания в
формировании личности дошкольника показывает, что воспитание любви к
своей семье, своей Родине, бережное отношение к окружающему миру,
уважение к традициям и истории способствует
становлению личности настоящего гражданина, уважающего себя и других
людей, обладающего высокой нравственностью, проявляющего
национальную и религиозную толерантность, что является признаками
гуманного и демократического общества. В дошкольном возрасте
патриотическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс,
последовательно и системно формирующий с помощью комплекса методов и
приемов знания, умения и навыки, отражающие основные
компоненты патриотического воспитания.