Напоминание

«Особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»


Автор: Горковенко Татьяна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 16 "Росинка"
Населённый пункт: город Гуково Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного

возраста»

Младший

дошкольный

возраст

характеризуется

высокой

интенсивностью

физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее

целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения,

в том числе и мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для

дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в

характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми

и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно–действенное

сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия

ребенка приобретают целенаправленный характер.

А.Н. Фролова указывает на то, что резко возрастает любознательность детей. В

этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно

увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем,

которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Автор пишет, что трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства

предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях

этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся

образцами,

мерками,

с

которыми

сопоставляются

особенности

воспринимаемых

предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно–образное. Ребенок

оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма,

цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов

(одежда, посуда, мебель).

К концу младшего дошкольного возраста у ребёнка происходит достаточное

психическое и физическое развитие, которое обеспечивает возможность управления

движениями пальцев рук, выполнению действий, как с крупными, так и с мелкими

предметами.

Перейдём к анализу развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного

возраста.

И.Е. Светлова подчёркивает, что в трёхлетнем возрасте происходит дальнейшее

совершенствование

мелко

моторных

функций

рук

ребенка,

с

которыми

тесно

взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики

является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение

производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения

письмом.

Автор пишет: «Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые

важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в

пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти

способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Мелкая

моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего

дошкольного возраста».

В пособии И.Е. Светловой отмечено, что ребёнок, нормально развивающийся в

психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие

начинается с не специфической манипуляции с предметами и продолжается до разумной,

осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое

восприятие и преобразование действительности с помощью действий.

С самого рождения вместе с развитием нервной системы ребенка происходит

становление мелкой моторики. Сначала ребенок непроизвольно сжимает и разжимает

кулачки.

Около трех месяцев он уже рассматривает свои руки, играет пальцами, тянет

кулаки в рот. В этом же возрасте он начинает осваивать захват, сперва непроизвольно, а с

четырех месяцев уже намеренно схватывая предметы всей ладонью.

Светлова И. Е. выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой

моторики: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень

развития

мелкой

моторики

характеризуется

хорошей

скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без

напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.

Средний уровень

развития

моторки

характеризуется

недостаточной

скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями

темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.

Низкий уровень

развития

мелкой

моторики

отличается

напряженностью

и

нескоординированностью

движений,

нарушением

темпа

движений

рук,

ручной

неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.

Многие учёные (А.Р. Лурия, Л.И. Моурлот и др.) утверждают, что к полугоду

ребенок держит игрушку, трясет ею, может сводить руки по средней линии, играет со

своими ногами, тянет их в рот. Семимесячный ребенок учится хлопать в ладоши,

перекладывает предметы из руки в руку, держит игрушку двумя руками сразу, учится

держать объекты двумя пальцами. Последний навык к десяти месяцам активно

развивается, в этом возрасте развитие моторики у детей уже позволяет брать все более

мелкие предметы пальцами, рассматривая, вертеть их в руках, бросить. Примерно к году

пинцетный захват сформирован, ребенок берет кончиками указательного и большого

пальца самые мелкие крошки, бусинки.

В период раннего детства в сознательную деятельность включается вторая

сигнальная система – речь, которая совершенствует деятельность и развитие ребёнка (А.Р.

Лурия, С.С. Ляпидевский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, и др.).

Т.М. Бабуновой было отмечено, что в полтора года ребенок успешно строит башни

из кубиков, возит машинки за веревочку, стучит молоточком, раскручивает крышки,

рисует пальцами, любит играть в игрушки, которые надо соединять и разъединять

(пирамидки, сортеры, рамки–вкладыши). В этот период ребенок учится брать небольшие

легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую

пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

Нельзя не согласиться с автором в том, что ближе к двум годам развитие моторики

у детей достигает того уровня, когда они с удовольствием рисуют каракули карандашами,

чертят прямые линии, легко листают книги с тонкими страницами.

Дети в этом возрасте, как было отмечено Т.М. Бабуновой, постепенно учатся

класть

предмет

в

определенное

место.

Если

на

предыдущем

этапе

ребенок

преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее

использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу

ножницами, снимать и надевать свободную одежду.

Не менее важным являются новообразования двух, двух с половиной лет,

поскольку башни из кубиков уже насчитывают не менее пяти этажей, появляются стены

из разных деталей конструктора. Любимое занятие – пересыпание крупы и переливание

жидкости из одной емкости в другую. Ребенок уверенно раскладывает мелкие предметы

по местам. Учится резать ножницами, складывать бумагу и рисовать окружности.

Также следует отметить, что уже к трем годам ребенок рисует круг, а также

пересекающиеся линии, может обводить по контуру квадрат и круг. Учится работать с

пластилином – катает колбаски и шарики. Любит играть с мячом – катает его, бросает и

иногда успешно ловит.

Т.М. Бабунова указывает, что целесообразным можно считать следующий факт –

овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития

кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в

процессе

формирования

зрительно–

тактильно–кинестетических

связей.

После

сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под

контролем зрения, теперь уже вид предмета – это стимул движений рук по направлению к

нему.

Согласно выдержке из литературного источника А.Н. Фроловой, в 3,5–4 года

ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому

возрасту совершенствуется зрительно-пространственное восприятие, и это позволяет

детям при копировании передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий

и рисовать их относительно параллельными. Рисунки детей этого возраста разнообразны

по сюжетам, они не только рисуют, но пытаются писать буквы, подписывая свои рисунки.

В изучаемом нами источнике также указано, что рука ребенка на четвёртом году

жизни освоится с множеством рамок для застёгивания – расстёгивания пуговиц, петель,

крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы–голыша;

научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво

накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой

посуду. И всё это будет косвенно готовить руку к письму.

В связи с этим, важно отметить, что, начиная с 4 лет, выявляется возможность

целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка, роль слова в

процессе двигательного обучения повышается. Для того чтобы ребенок правильно усвоил

способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная

организация деятельности ребенка под руководством взрослого.

И. Эллнеби очень подробно изучала онтогенез мелко моторного развития ребенка и

выделяет несколько этапов развития моторики руки:

1) Хватательный рефлекс (0 – 4 месяца);

2) Локтево-ладонная хватка (3 месяца);

3) Радиально-ладонная хватка (6 месяцев);

4) Хватка с помощью пальцев (8 месяцев);

5) Щипающая хватка (11-12 месяцев);

6) Верхняя хватка (1 и 2 года);

7) Хватка крест-накрест (2 года);

8) Хватка щетки (3 и 4 года);

9) Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами (5 лет);

10) Противостояние большого пальца (5 лет);

11) Скоординированные движения обеими руками (6-7 лет);

Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс. Он

развивается в хватательное движение, являющееся вначале нескоординированным.

Координация "рука – глаза" появляется, когда младенец может видеть предмет,

который находится у него в руке. Это происходит в возрасте 4-6 месяцев, когда ребенок

может держать руки перед своим телом. Это начало координации между обеими

половинами мозга.

Для ребенка более трудно расслабить руку, чем сжать ее. Вначале ребенок очень

сильно хватается за предмет и только позже он может научиться соразмерять силу хватки

с предметом.

Переходы между сгибательными и разгибательными движениями настолько

трудны, что ребенок не может свободно отпустить предметы до возраста примерно 12

месяцев, да и то только после серьезного обучения. После этого он часто получает

удовольствие от игр типа "дай – возьми".

Каждый, кто проводит время с годовалым ребенком, вынужден время от времени

поднимать с пола ложку или кубик – просто потому, что энергичный малыш любит все

время швырять вещи на пол. Таким способом малыш тренируется и проводит

многочисленные эксперименты, связанные с тем, какой звук производит кубик, когда он

ударяется об пол, сколько времени он падает и т.д.

Хватательный рефлекс является рефлекторным движением, которое активируется с

помощью осязания. Примерно в возрасте 2 месяцев рука начинает открываться и большой

палец выходит из руки. К 4 месяцам хватательный рефлекс должен быть настолько

заторможен, что ребенок должен начать осознанно хватать и отпускать различные

предметы.

Локтево-ладонная хватка появляется примерно в 3 месяца. Новорожденный

держится своим мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и

указательным. Младенцу трудно положить предметы себе в рот с помощью такой хватки

и маленькие объекты часто остаются внутри его руки.

Радиально-ладонная хватка видна примерно в 6 месяцев. Когда рука находится в

среднем положении, ребенок хватает прямо ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета.

Хватка с помощью пальцев происходит в 8 месяцев. Ребенок держит предмет

четырьмя или пятью пальцами. Предметы не находятся больше внутри ладони.

Щипающая хватка наблюдается примерно в 11 – 12 месяцев. Ребенок держит

предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит

находить всевозможные мелкие предметы, лежащие на полу.

Верхняя хватка наблюдается между 1 и 2 годами. Ребенок хватает предмет сверху,

тыльной стороной кисти вверх.

Когда ребенку исполняется 2 года, он держит ручку или ложку перекрестной

хваткой. Он удерживает ручку крест-накрест, причем ладонь и палец направлены вниз.

Это – внутренняя наклонная хватка.

Когда ребенок пользуется такой хваткой, движение совершается плечом и локтем.

Это большое моторное движение. Ребенок может обнаружить, что легче управлять

ручкой, если использовать эту же самую хватку с выпрямленным указательным пальцем.

Между 3 и 4 годами появляется хватка «щетка», она также называется верхняя

хватка пальцами. Ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет.

Рука все еще повернута наклонно внутрь, но уже начинается движение в запястье.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается

в возрасте около 5 лет. Движение теперь становится все более органичным и включает

только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере

ее развития движение опускается вниз и карандаш начинает удерживаться низко с

помощью большого, указательного и среднего пальцев. Рука в этом случае становится

вращающейся наружу, расслабленная (инертная) хватка.

Противостояние

большого

пальца.

Такое

движение

пальцев

развивается

последним, примерно в 5-летнем возрасте. Большой палец должен быть в состоянии

дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится

настолько подвижным, что с его участием можно сформировать кольцо и ребенок может

согнуть его поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться

"напротив" кончиков других пальцев или поворачивается, как описано выше, то у ребенка

плохо развивается хватка "щипцами".

В

возрасте

6-7

лет

ребенок

впервые

может

использовать

обе

руки

скоординированным образом и, например, есть ножом и вилкой. Когда движения пальцев

достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук

как

бы

подготавливают

почву

для

последующего

формирования

психической

деятельности.

Наиболее подробные показатели развития мелкой моторики к концу младшего

дошкольного возраста указаны в литературном источнике автора Л.Б. Осиповой. К ним

относятся:

-знание расположения, названия и назначения пальцев руки;

-умение выполнять элементарные приемы массажа рук и пальцев руки;

-умение использовать соответствующий захват предметов с учетом их формы,

величины;

-умение

выполнять

изолированные

движения

пальцами

рук

(статические,

динамические):

«зайчик»,

«солдатик»,

«пальчики

подружились»,

«пальчики

поссорились», «кольцо»;

-умение выполнять движения рукой, кистью руки в различных направлениях,

вытягивание, сгибание, сжатие руки; формообразующие движения всей рукой в

различных направлениях и плоскостях;

-рисование линий в разных направлениях, копирование элементарных фигур.

По мнению А.В. Запорожца, А.А. Люблинской,

В.С. Мухиной младший

дошкольный возраст является сензитивным в развитии мелкой моторики, поскольку

совершенствуется

координация

движений,

дети

отличаются

подвижностью

и

двигательным богатством, которые проявляются в выразительной изобразительной

моторике.

Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время

«учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать:

- прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре,

влажности и т.д.;

- постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов;

- взятие в руки помогает обнаружить многие свойства предметов: вес, особенности

поверхности, формы и т. д.;

- надавливание даёт возможность определить мягкость или твёрдость, упругость, из

какого материала сделан;

- ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения)

мелких и сыпучих предметов учит ребёнка ощущать прикосновение ладони или пальцев.

Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы,

гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами.

Вообще, различные пальцы выполняют неодинаковые функции.

- большой палец выполняет функцию опоры и перемещающегося начала отсчёта;

- основная доля ощупывающих движений приходится на указательный и средний

пальцы. Благодаря их движениям осуществляется последовательная развёртка контура

предмета и его элементов;

- безымянный палец и мизинец участвуют в процессе ощупывания эпизодически,

лишь время от времени касаясь предмета. Основная их функция заключается в

уравновешивании всей движущейся системы;

- ладонь в процессе ощупывания плоских предметов, как правило, не участвует. Но

при ощупывании объёмных предметов она выполняет довольно активную роль в

отражении кривизны их поверхности и объёма.

Таким образом, рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя

их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и

представления.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается,

когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой

моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами

становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных

действий рук, увеличивается.

Нужно знать,

какими возрастными особенностями

характеризуется развитие мелкой моторики у детей, чтобы направить его в нужное русло:

- К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения

взрослого человека.

- Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.

- Дети учатся класть вещи в определённое место.

- До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он

активнее использует пальцы.

- Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами

бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.

- Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим

чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в

пространстве.

Запускается

процесс

развития

зрительно-тактильно-кинестетических

связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит

последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы

схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет

координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили

нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.

По мнению педагогов и психологов, можно выделить следующие нормативные

требования по развитию мелкой моторики у дошкольников от 1 года до 6 лет:

1. Стучит одним предметом о другой

2. Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами

3. Рисует и черкает на листе бумаги

4. Вытаскивает крошку из прозрачной банки

5. Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков

6. Строит башню из 2-х кубиков

7. Строит башню из 4-х кубиков

8. Перерисовывает крестик

9. Рисует вертикальную линию (ошибка до 30 град.)

10. Перерисовывает квадрат

11. Перерисовывает круг

12. Строит (копирует) мостик из 5-х кубиков

13. Строит башню из 8-х кубиков

14. Рисует человечка (3 элемента)

15. Рисует человечка (6 элементов)

Если большая часть навыков им усвоена, Вы можете делать вывод о том, что

развитие мышления и двигательных способностей рук Вашего ребёнка проходит

нормально. Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному

или двум показателям, то можно сделать заключение о негармоничном развитии у ребёнка

функций мышления и мелкой моторики. Если же большая часть нормативных навыков

ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об общем отставании в развитии мышления

и мелкой моторики, в той или иной степени.

А.В. Запорожец говорил: «Чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении

подлинно человеческой рукой, превратилась бы в “орудие орудий”, ребенок должен

научиться использовать ее безграничные возможности, в соответствии с бесконечным

многообразием окружающих условий. На этом пути одним из важнейших этапов является

возникновение хватания видимого предмета».

Характерный признак произвольности движений, формирующихся в системе

орудийных операций, — возможность постепенного отделения подобных движений от тех

предметных условий, на почве которых они сложились.

П.Я. Гальперин впервые ввел четкое различие между двумя видами действий с

предметами. В одном случае предметом действуют так, как и рукой; предмет становится

как бы простым ее удлинением. Такие действия можно условно назвать ручными. Во

втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов. ее движения

перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия. П.Я. Гальперин

наметил стадии овладения орудийными операциями:

— 1-я — повторение однотипных движений, «целенаправленные пробы». Дети

настойчиво «охотятся» за одной какой-либо игрушкой;

— 2-я — подстерегание. Ребенок как бы «стережет» появление определенных

положений орудия, хотя еще не владеет приемами;

— 3-я — навязчивое вмешательство. Ребенок делает активные попытки создать

удачные положения предмета, активно и настойчиво вмешивается в процесс поисков;

4-я

объективная

регуляция.

Ребенок

в

своем

поведении

как

бы

руководствуется правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным

условиям задачи.

Полученные в исследованиях П.Я. Гальперина факты показывают, как при

переходе от «ручных» операций к «орудийным» в практической деятельности ребенка

зарождаются

интеллектуальные реакции, наглядно-действенное мышление в его наиболее простых и

первичных формах.

Основной путь в овладении предметной деятельностью —совместная деятельность

ребенка со взрослым, в процессе которой последний постепенно передает ребенку

общественно выработанные способы употребления предметов. Взрослый организует

действия ребенка, а затем поощряет их и контролирует ход формирования этих действий.

Существуют разные способы освоения движения: метод пассивных движений,

подражание,

прямое

обучение,

обучение

по

словесной

инструкции,

метод

самостоятельных проб.

Наиболее эффективные способы освоения движений в дошкольном возрасте —

методы подражания и пассивных движений.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение

движений, действий другого человека. Дошкольники посредством подражания усваивают

предметные действия. К началу второго года жизни наблюдается подражание, которое

зависит от характера самого действия.

В развитии подражания существенную роль играет речь, вторая сигнальная

система, однако специфическая особенность рассматриваемого процесса — наличие

наглядного имитационного образа действий другого лица, которыми подражающий

руководствуется в своих действиях. Подражание занимает как бы промежуточное место

между более простыми способами усвоения чужого опыта, осуществляемыми без

посредства имитационного образа. оно отсутствует у новорожденного и появляется лишь

у младших дошкольников. На протяжении детства подражание постепенно отступает на

задний план и приобретает второстепенное, вспомогательное значение.

На ранних ступенях развития детей основное значение приобретает метод

пассивных движений, поскольку у младенцев 3—4 мес. образовать временные связи с

помощью подражания невозможно, а данный метод дает положительные результаты.

В 4—6 лет подражание более эффективно, чем у малышей, но еще используется

дополнительно метод пассивных движений.

Итак, степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для

его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве,

концентрацию и воображение. Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие

пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода

раннего дошкольного возраста.



В раздел образования