Автор: Михайлова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Нагорьевская СОШ
Населённый пункт: С. Нагорье, Ярославская область
Наименование материала: урок литературного чтения
Тема: "В начале было слово и это слово БОГ..."
Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока по литературному чтению 4 класс с
использованием интерактивной доски по теме: « В начале было слово и
это слово было Бог» (УМК «Гармония», автор Кубасова О. В.)
Оборудование: материал учебника, интерактивная доска, рисунки для групп,
рабочие тетради.
Используемая литература:
1.Детская энциклопедия в вопросах и ответах. « Мир культуры»- Смоленск:
«Русич»- 2001 г.,-с.198.
2. Справочник школьника « История Мировой культуры»-Филологическое
общество «Слово», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики
МГУ им. М. В. Ломоносова- Москва, 1996 г.- с.575.
3.Учебное пособие В. Ф. Мартынов « Мировая художественная культура».-
Минск- Тетра- Системс- 1999г.
4. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре. М. А. Гузик-
Москва « Просвещение»-1999г.
5. Энциклопедия « Зачем и почему» - « Мировые религии»- « Мир книги»-
Москва- 2007 г.- 48с.
Задачи.
Обучающая - раскрыть особенности образов героев произведений; умение
высказывать и выражать своё отношение к героям и событиям;
формирование работать с текстом; обучать работе в паре, группой, по
отдельности с применением интерактивной доски; учить работать со
схемами при характеристике героев; учить видеть точку зрения автора и
сопоставлять события и отдельные эпизоды произведения.
Развивающая - развивать читательские умения в работе с текстом; развивать
умения понимать содержание произведения и сопоставлять с авторской
точкой зрения; развивать литературоведческие понятия; развитие речи.
Воспитывающая - формирование нравственно-моральных качеств через
произведения; развитие товарищества; формирование интеллекта и общей
культуры.
Задания для интерактивной доски:
-с.1- Бог.
- с. 2- Завет Завет
-с. 3- Модель обложки - автор, жанр, название.
-с. 4- Соотношение героев.
Иисус Иуда
Злость, свет, уныние, чуткость, зависть, радость, тьма, сияние, лицемерие,
радость, бездушие.
- с. 5- Соответствие:
Иисус Горшечник
Иисус Иуда
Иисус Зеленщик
Иисус Мария
Иуда Зеленщик
-с. 6- Чьи птицы?
Кукушки Кукушки
Гладкие, ровные, аккуратные, некрасивые, неаккуратные, устойчивые,
беспрестанно опрокидывались, кривые.
- с. -7. Для домашней работы вопрос: что ожидало бы человека, который
вздумал бы состязаться с тем, кому солнечный свет служит «красками» и кто
в мёртвую глину может вдохнуть дыхание жизни?
Ход урока:
1.Организационный момент.
Готовность класса.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
2.Вход в урок.
- Я хочу начать урок следующими словами: « В начале было
слово, и это слово было… ( Бог).
- Действительно, это Бог – праведный и справедливый судья.
Бог - это свет, который освещает, направляет, ослепляет; Бог -
это слово, которое дает путь к познанию и приобретению
знаний; Бог - это красота, которая привлекает, восхищает,
радует. Бог, как солнце, которое освещает праведных и
неправедных, ведь Бог – есть что? (любовь).
-Мы сегодня на уроке будем обобщать и анализировать
произведения из этого раздела.
3. Проверка домашнего задания.
- А сейчас мы проверим домашнее задание, которое вы
подготовили по группам:
Группа красных - интерактивная доска с. 1.
- Прочитайте задание. Что вам надо было сделать?
Задание: записать и указать, что сотворил Бог в произведении:
« Семь дней творения».
1день -
свет и тьма
2 день -
небо
3 день -
растения
4 день -
небесные тела
5 день -
животных
6 день-
человека
7 день-
отдых
- А если я возьму и обведу все эти творения - что я получу? Так
в какой же день недели Бог отдыхал?
- Давайте послушаем домашнее задание синей группы.
Прочитайте ваше домашнее задание: Ответить на вопрос: «
Почему же Бог изгнал Адама и Еву?».
- А теперь задание жёлтой группы: на с.32 учебника найти
иллюстрацию и сказать, что изобразил художник?
_ Молодцы.
Итог.
- Выслушав ваши ответы по домашнему заданию, я предлагаю
вам немного пофилософствовать. А что такое философия, мы
узнаем из справочного бюро красной группы.
Справочное бюро:
Греки подарили человечеству особенную отрасль
знаний и способ мышления- философию. Философ- это
«человек, любящий мудрость».
- Вот и мы давайте немного пофилософствуем и попытаемся
ответить на такой вопрос: Почему же произошло
грехопадение первого человека?
-Адам- это сотворенное существо, прекрасное, совершенное.
Не знал Адам, что если он с Богом, то и он Бог, а без Бога - он
никто и ничто. Адам не имел опытных знаний о том, что
представляет себя без Бога. Грехопадение первого человека
обусловлено тем. Что он провозгласил себя Богом.
Физминутка для осанки:
-ровно сесть, ноги вместе, положить голову то на одно ,
то на другое плечо.
- дыхание ровное и спокойное, расправить плечи и
плавно положить руки, сцепив пальцы, медленно
отвести голову назад.
4. Соотнесение произведений в Заветы( интерактивная
доска с. 2).
-Слово Библия - греческое в переводе означает « книги».Это
целая библиотека, собрание произведений разных жанров.
Библия – главная Книга христиан, верующих в Богочеловека и
Сына Божьего – Христа. Библия делится на заветы с
нравоучениями, которые объясняют, как должен жить и вести
себя человек.
- Как называется Завет, в котором 39 еврейских писаний,
созданных до рождества Христова. В нем рассказывается о
жизни и деянии Моисея и о 10 заповедях, посланных Богом.
( Ветхий). Учебник- с. 57- чтение заповедей.
- А в следующем Завете говорится о надежде на спасение рода
человеческого и о Мессии.
- Кто такой Мессия мы узнаем из справочного бюро синей
группы:
« Иисус Христос на греческом языке Мессия,
который проповедовал наступление Царства Божия на
Земле и учил людей состраданию ближнему».
- Те произведения, о которых мы говорили в домашнем
задании, в какой из Заветов можно отнести?
- Вывод: для Иисуса все люди были одинаковыми, даже те, кто
ничего не делал полезного. Он проповедовал то, что Бог
любит всех и прощает за грехи, если они раскаиваются о
содеянном. Ведь учение Христа заключается в следующем: он
открыл, как спасти душу. А единственным спасением души
является осознание собственной вины. Христос говорил о
рождении нового человека в нас самих.
5. Составление модели обложки.
(рассказ С. Лагерлёф « В Назарете»)
Интерактивная доска с. 3.
- Давайте составим модель обложки к рассказу С. Лагерлёф
«В Назарете».
6. Работа с сюжетно-композиционным треугольником
( у детей в тетради).
-вступление
-завязка
- развитие событий
- кульминация
- продолжение событий - развязка
7. Сопоставление характерных черт героев
(интерактивная доска с. 4).Дети в тетради.
- Задание: красным цветом выделить те качества, которые
присущи Иисусу.
- А в чём проявилась доброта Иисуса?
8. Лексическая работа.
- « Поиск»- ребята, в этом произведении встречаются люди
разных профессий. Давайте назовём их и скажем , чем
занимались: Горшечник, Зеленщик, Водонос.
- А теперь посмотрим на отношение героев: если +, то ставим
стрелочку красного цвета, если -, то стрелочку чёрного цвета
(интерактивная доска с. 5).
Физкульминутка для глаз:
-закрыть глаза для отдыха;
- интенсивное сжимание и разжимание глаз в быстром
темпе;
- к переносице поставить палец и посмотреть на него.
9. Игрушки Иисуса и Иуды(интерактивная доска с. 6).
- Задание: указать и сопоставить: чьи это игрушки?
Творческое задание: « Проба пера»- сейчас выбранные вами
ребята будут работать в рубрике: « Проба пера».
Красные - раскрасят кукушку так, как бы ее раскрасил Иисус.
Синие - раскрасят кукушку так, как видел ее Иуда.
Жёлтые - раскрасят так, как бы мы ее раскрасили.
- В это время мы поработаем по вопросам и заданиям к
произведению С. Лагерлёф « В Назарете».
10. Дополнительно, если останется время.
Рассматривание картины Леонардо да Винчи « Тайная
вечеря».
- Тайная вечеря - в христианском представлении последняя
совместная трапеза Иисуса Христа и его 12 апостолов, апостол
в переводе с греческого- посланник. Во время тайной вечери
Христос предрекает, что его предадут. Среди его учеников есть
старые и молодые. Фигура Христа в центре, на фоне окна. Его
ученики по - разному воспринимают сказанное. В основе
композиции лежит треугольник. Голова Иисуса - вершина.
Взгляды учеников, движения рук направлены к Христу. Самое
интересное то, что художник изобразил Иуду более
убедительно, тенью окутав его черты.
12. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- С каким разделом работали?
- Что нового узнали?
- Я бы хотела добавить следующее, Христианская вера
призывает верующих жить в мире и согласии, быть
честными, почитать старших, жить скромно, терпеливо
сносить трудности жизни.
-
Я хочу завершить наш урок вот таким вопросом
(интерактивная доска с. 7)- на с. 73 последний абзац.
18. Домашнее задание: попытаться ответить на вопрос
учебника с. 73.